Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:33, доклад
Реформация, одно из крупнейших событий всемирной истории, именем, которого обозначается целый период нового времени, охватывающий XVI и первую половину XVII столетия ("реформационный период", 1517—1648). Хотя весьма часто событие это называется более определенно религиозной (или церковной) реформацией, но в действительности оно имело гораздо более широкое значение, являясь важным моментом, как в религиозной, так и в политической, культурной и социальной истории Западной Европы.
Реформация,
одно из крупнейших событий всемирной
истории, именем, которого обозначается
целый период нового времени, охватывающий
XVI и первую половину XVII столетия ("реформационный
период", 1517—1648). Хотя весьма часто
событие это называется более
определенно религиозной (или церковной)
реформацией, но в действительности
оно имело гораздо более
Реформация — общественное движение в Западной и Центральной Европе 16 в. Носило в основном антифеодальный характер, приняло форму борьбы против Католической церкви.
Реформация в Англии
С началом Реформации английский король Генрих VIII выступил в роли богослова на стороне католической церкви. В 1521 г. он опубликовал трактат против лютеранства и был удостоен за это высокой награды Рима — золотой Розы и звания «Защитник веры».
Однако с начала 1530-х гг. Англия осуществляет ряд актов, означающих постепенное отпадение от церковного подчинения папе Римскому. В 1532 г. прекращается выплата аннатов (сборы в пользу римской курии), в 1533 г. отменяется папская юрисдикция в отношении английской церкви и под страхом смертной казни запрещается апелляция к папе на решения английских духовных судов.
В 1534 г. опубликован «Акт о супрематии», по которому главой английской церкви провозглашается король. Этим окончательно оформляется разрыв английской церкви с католицизмом. Одним из поводов, стимулировавших бунт Генриха VIII против папы, был отказ последнего санкционировать несколько его последовательных разводов со своими женами. Король объявил, что непризнание «Акта о супрематии» карается смертью. Костры в протестантской Англии стали таким же обычным явлением, как и в католической Европе.
При Елизавете был тоже протестантизм. В 1571 г. парламент под руководством королевы принял закон, названный «39 статей». В этом законе содержалось новое исповедание веры. Общий характер этого вероучения приближался к кальвинизму (направление протестантизма). Организация же расходилась с кальвинистской, так как сохранялась епископальная система при главенстве короля над всей церковью. С 1851 г. это направление получило название англиканство.
В Великобритании существовали и более радикальные тенденции, тяготевшие к кальвинизму, которые проявились в движении пуритан (английские протестанты, последователи кальвинизма) выступавших за радикальное очищение. Центром этого движения являлась Шотландия (там было это государственной религией)
В конце XVI в. королева Елизавета обрушила на пуритан такие репрессии, что многие из них были вынуждены эмигрировать в другие страны, особенно много пуритан уехало в Северную Америку.
Церковь стала национальной и превратилась в важную опору абсолютизма, её возглавлял король, а духовенство подчинялось ему как часть государственного аппарата абсолютистской монархии.
Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны христианского мира, который объединял все народы Европы под духовным руководством папы римского, больше не существовало, равно, как и не существовало единой христианской культуры. Единая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень.
В экономическом
плане Реформация способствовала смене
старых феодальных экономических отношений
на новые капиталистические. Стремление
к экономии, к развитию промышленности,
к отказу от дорогостоящих развлечений
(равно как и дорогостоящих
богослужений) способствовало накоплению
капитала, который вкладывался в
торговлю и производство. В итоге
протестантские государства начали
опережать в экономическом