Реформы 1860-х – 1870-х гг.: земская, городская, судебная, военная

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 01:05, реферат

Описание работы

Развитие капиталистических отношений в дореформенной России приходило во все большее противоречие с феодально-крепостническим строем. Конфликт между новым капиталистическим и отжившим крепостным строем лежал в основе кризиса российского феодализма. Помещики-крепостники не могли помешать росту товарного обмена России с Европой, не могли удержать старых, обветшавших рушившихся форм хозяйства. Поражение в Крымской войне обнажило гнилость и бессилие крепостной России. Наступил кризис политики господствующего феодального класса, который уже не мог ее проводить прежними, крепостническими методами. Необходимы были неотложные экономические, социальные и политические реформы для того, чтобы предотвратить революционный взрыв в стране.

Файлы: 1 файл

История.docx

— 27.95 Кб (Скачать файл)

 

Введение.

Развитие капиталистических  отношений в дореформенной России приходило во все большее противоречие с феодально-крепостническим  строем. Конфликт между новым капиталистическим  и отжившим крепостным строем лежал  в основе кризиса российского  феодализма. Помещики-крепостники не могли помешать росту товарного  обмена России с Европой, не могли  удержать старых, обветшавших рушившихся форм хозяйства. Поражение в Крымской войне обнажило гнилость и бессилие крепостной России. Наступил кризис политики господствующего феодального класса, который уже не мог ее проводить  прежними, крепостническими методами. Необходимы были неотложные экономические, социальные и политические реформы  для того, чтобы предотвратить  революционный взрыв в стране. В повестку дня страны стали мероприятия, необходимые для того, чтобы не только сохранить, но и укрепить социальную и экономическую базу самодержавия.

 Земская реформа.

Земская реформа 1864 года — положение  о губернских и уездных земских (самоуправленческих) учреждениях, либеральная реформа, вызванная необходимостью заменить систему бюрократического управления в областных учреждениях, при которой областная жизнь управлялась директивами из центра, что вело к ошибочным и запоздалым решениям. Главным аргументом в поддержку реформы было убеждение, что местные условия хорошо знают только постоянные жители региона, а посылаемые чиновники точно осуществляют программу, полученную в центре, без учёта местной специфики. Проект земской реформы разрабатывался с 1859 года комиссией при министерстве внутренних дел (председатель Н. А. Милютин, с 1861 года — П. А. Валуев).

Согласно «Положению о земских и уездных учреждениях» 1864 года, создавались губернские и уездные земские собрания и земские управы. В основу избирательной системы были положены выборное, имущественное (цензовое) и сословное начала. Избиратели делились на 3 курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. Правом участия в выборах по 1-й курии пользовались владельцы не менее чем 200 десятин земли, промышленных, торговых предприятий или другого недвижимого имущества на сумму не ниже 15 тысяч рублей или приносящего доход не менее 6 тысяч рублей в год. Избирателями городской курии были лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тысяч рублей, а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 рублей (в небольших городах) до 3 тысяч рублей (в крупных городах). От выборов, таким образом, отстранялись рабочие, мелкая буржуазия, интеллигенция. Выборы по крестьянской курии были многостепенными: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, те — выборщиков, а последние — гласных в уездное земское собрание. Губернские гласные избирались на уездных земских собраниях. Система выборов обеспечивала значительное преобладание в земствах помещиков. 

Губернские и уездные  земские управы состояли из 6 человек, назначаемых земскими собраниями. Собрания созывались один раз в год, но в  чрезвычайных ситуациях могли собираться и чаще. Управы работали на постоянной основе. Собрания давали распоряжения и контролировали их выполнение, а  управы собственно занимались выполнением  решений. 
Председателями губернских и уездных съездов были предводители дворянства. 

Земские собрания и управы были лишены права как учреждения общаться между собой, они не имели  принудительной власти, так как полиция  им не подчинялась; их деятельность контролировалась губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания. Опасаясь влияния земских учреждений, правительство предоставило им право ведать лишь местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения, строительством и содержанием школ и больниц (для чего земства облагали население местными сборами), «попечением» о развитии местной торговли и промышленности.

Земская реформа проводилась  не повсеместно и не одновременно. К концу 1870-х годов земства были введены в 34 губерниях Европейской России, в Бессарабии и в области Войска Донского (где в 1882 году ликвидированы). Позже земские органы появились на окраинах: в Ставропольской, Астраханской, Оренбургской губерниях. Многие национальные и другие районы Российской империи земств не имели. 

Городская реформа.

Городская реформа (реформа  городского самоуправления) 1870 года — преобразование органов городского самоуправления, имевшее собой цель дать населению городов право ведать своё городское хозяйство.

В 1862 году началась работа по подготовке реформы. В губернских и  уездных городах были созданы 509 комиссий, предназначенных для выработки  предложений. Но предложенное многими  нововведение о выдаче избирательных  прав всем сословиям не устраивало правительство, что во многом тормозило  реформу.

На основании сводки выработанных комиссиями материалов министерством  внутренних дел под руководством Петра Александровича Валуева было составлено «Городовое положение» в 1864 году. Положение было направлено в Государственный совет, где пролежало еще два года. Когда уже не было иного выбора, Александру II пришлось принять принцип «всесословности», и 16 июня 1870 года изменённый закон был принят.

Статьёй 2 «Городового положения» вводились городские общественные управления, в ведении которых  стояли хозяйственные вопросы: внешнее  благоустройство города, обеспечение  продовольствием, противопожарная  безопасность, устройство пристаней, бирж и кредитных учреждений.

Статья 15 провозглашала, что  под учреждениями городского самоуправления подразумевалось городское избирательное  собрание, дума и городская управа.

Гласные избирательных собраний избирались по трём куриям: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. По особому приложению к "Положению" 1864 года в избирательном съезде курии уездных землевладельцев могли участвовать земельные собственники, владельцы другой недвижимости стоимостью не ниже 15 тысяч рублей и хозяева промышленных и торговых заведений с годовым оборотом в 6 и более тысяч рублей. В съезде городских избирателей могли участвовать владельцы купеческих свидетельств, хозяева находящихся на городской земле промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 тысяч рублей и лица, владевшие городской недвижимой собственностью, оценённой для взимания налога на сумму не ниже 1 тыс.руб. Для участия в выборах гласных от сельских обществ имущественный ценз отсутствовал. Но выборы были двухстепенными. Крестьяне из своей среды на волостных сходах сначала избирали выборщиков, которые под руководством мировых посредников на съездах избирали земских гласных. Баллотироваться по этой курии могли все землевладельцы.

Основной функцией избирательного собрания являлось избрание гласных  в городскую думу раз в 4 года.

Дума избиралась на 4 года, причём по статье 35 её членом мог стать  каждый, кто имеет избирательные  права (исключение — число нехристиан не должно было превышать 1/3 общего числа гласных). Возглавлял думу городской глава. Основными функциями думы являлись:

  • назначение выборных должностных лиц и дела общественного устройства;
  • назначение содержания должностным лицам городского общественного управления и определение его размера;
  • установление, увеличение и уменьшение городских сборов и налогов.

Расходы на содержание думы были в ведомстве губернатора. Заседания  думы могли быть назначены «по  усмотрению городского головы», по требованию губернатора или по желанию не менее одной пятой числа гласных.

Городская управа выбиралась городской думой на 4 года, её функциями  были:

  • непосредственное заведование делами городского хозяйства и общественного правления;
  • сбор нужных сведений для думы;
  • составление городских смет;
  • взимание и расход городских сборов, отчёт перед думой о своей деятельности.

Управа могла посчитать  незаконным решение думы, в таком случае в дела вмешивался губернатор.

Земская и городская реформы  сформировали выборные органы местного самоуправления на основе избирательного права по куриальной системе (с разными нормами представительства для различных сословий) и имущественному цензу. В городах ими стали городские думы, исполнительными органами которых служили городские управы и возглавлявший их городской глава, а в сельской местности – уездные и губернские земские собрания с исполнительными органами в лице земских управ. Несмотря на ограничение их полномочий вопросами хозяйства, здравоохранения и просвещения (власть по-прежнему осталась в руках назначенных правительством губернаторов), земства и городские думы дали либеральной интеллигенции первый опыт организации. В них шли лучшие силы интеллигенции, благодаря чему значительно улучшились образование и медицинское обслуживание, особенно в сельской местности.

 

Судебная реформа.

Судебная реформа 1864 года - либерально-буржуазное преобразование царским правительством всей судебной системы и порядка гражданского и уголовного процессов в России.

Реформа внесла значительные изменения в судоустройство крепостнической  России, отразила классовые интересы русской буржуазии, которая в  целях упрочения своих позиций  нуждалась в объявлении формального  равенства всех перед судом (создание суда присяжных, адвокатуры, реорганизации  прокуратуры).

Административно-территориальное  и судебно-территориальное деление  империи после реформы не совпадали. Уезды и города были разделены  на участки мировых судей. Территория, подведомственная окружным судам, охватывала несколько уездов, округа судебных палат - несколько губерний. Окружные суды были судами первой инстанции  общих судов, судебные палаты - судами второй инстанции. При такой структуре  все уездное начальство не только по табели о рангах, но и по реальному  статусу, было лишено возможности оказывать  на судей какое-либо влияние. Соответственно, и судьи второй инстанции избавлялись  от давления на них со стороны губернской бюрократии.

Еще более значительной гарантией  независимости судов стал принцип  несменяемости судей. Председатели и члены окружных судов и судебных палат не могли быть уволены или переведены с одной должности на другую без их согласия, кроме как по приговору суда. Все постоянные, профессиональные члены окружного суда и судебной палаты, так называемые коронные судьи, назначались императором по представлению министра юстиции.

Большое значение для независимости  суда и упрочения принципа законности в уголовном и гражданском  процессах имело создание адвокатуры и реорганизация прокуратуры. Адвокатура по судебным уставам была двух категорий. Адвокатами высшей категории являлись присяжные поверенные, которые объединялись в корпорации по округам судебных палат. Вторую, низшую категорию адвокатуры составляли частные поверенные. Они  занимались малозначительными делами и могли выступать в тех  судах, при которых состояли. Реорганизация  прокуратуры сыграла значительную роль в утверждении новых демократических  принципов судопроизводства. После  судебной реформы прокуратура освободилась от функции общего надзора, ее деятельность ограничивалась только судебной сферой. Если до судебной реформы прокурор должен был выступать в суде «как взыскатель наказания и вместе с  тем защитник невинности», то теперь главной его задачей становился надзор за дознанием и следствием и поддержание государственного обвинения в суде.

Судебная реформа 1863–1864 гг. заменила прежние закрытые сословные суды, единым и равным для всех сословий, гласным и независимым от исполнительной власти (благодаря несменяемости судей) судом присяжных заседателей, с отделением судебных следователей от ведомства полиции и правом обвиняемых на судебную защиту через посредство адвокатов.

Судебная реформа была самой демократической в ряду Великих реформ. Она резко повысила общественный престиж суда и дала России плеяду блестящих юристов с мировым именем (особенно прославились адвокат Ф. Плевако и прокурор, судья, затем сенатор А. Кони). Ярким примером независимости новых судов может служить оправдание судом присяжных революционерки Веры Засулич в 1878 г. вопреки давлению Сената и самого императора.

 

Военная реформа.

Военная реформа Александра II — комплекс реформ ,направленных на усовершенствование армии, проведённых в период царствования Александра II в 1860-х — 1870-х годах. Основные положения реформ были разработаны военным министром Д. А. Милютиным.

Военные реформы начались после Крымской войны в конце 1850-х годов и проводились в несколько этапов. С 1862 года вводились военные округа. Центральным элементом реформы стал Манифест о всеобщей воинской повинности и Устав о воинской повинности 1 января 1874 года, которые ознаменовали переход от принципа рекрутского набора в армии к всесословной воинской повинности.

В результате военных реформ произошло:

  • сокращение численности армии на 40 %;
  • создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий;
  • усовершенствование системы военного управления, введение военных округов (1864 год), создание Главного штаба;
  • создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры;
  • отмена телесных наказаний (за исключением розг для особых «оштрафованных») в армии;
  • перевооружение армии и флота (принятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т. д.), реконструкция казенных военных заводов;
  • введение всеобщей воинской повинности в 1874 году вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы. По новому закону, призывались все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяло необходимое число новобранцев, и по жребию набирало из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25 % призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет — 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте — 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу — до 3-х лет, гимназию — до полутора лет, а имевших высшее образование — до полугода.
  • разработка и введение в войска новых воинских уставов.
  • Благодаря этим преобразованиям доступ к офицерскому званию стал открыт практически всем. И уже к началу Первой мировой войны больше половины офицеров (за исключением гвардии) не имели дворянского происхождения.

Информация о работе Реформы 1860-х – 1870-х гг.: земская, городская, судебная, военная