Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 01:05, реферат
Развитие капиталистических отношений в дореформенной России приходило во все большее противоречие с феодально-крепостническим строем. Конфликт между новым капиталистическим и отжившим крепостным строем лежал в основе кризиса российского феодализма. Помещики-крепостники не могли помешать росту товарного обмена России с Европой, не могли удержать старых, обветшавших рушившихся форм хозяйства. Поражение в Крымской войне обнажило гнилость и бессилие крепостной России. Наступил кризис политики господствующего феодального класса, который уже не мог ее проводить прежними, крепостническими методами. Необходимы были неотложные экономические, социальные и политические реформы для того, чтобы предотвратить революционный взрыв в стране.
Введение.
Развитие капиталистических
отношений в дореформенной
Земская реформа.
Земская реформа 1864 года — положение о губернских и
Согласно «Положению о земских и уездных учреждениях» 1864 года, создавались губернские и уездные земские собрания и земские управы. В основу избирательной системы были положены выборное, имущественное (цензовое) и сословное начала. Избиратели делились на 3 курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. Правом участия в выборах по 1-й курии пользовались владельцы не менее чем 200 десятин земли, промышленных, торговых предприятий или другого недвижимого имущества на сумму не ниже 15 тысяч рублей или приносящего доход не менее 6 тысяч рублей в год. Избирателями городской курии были лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тысяч рублей, а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 рублей (в небольших городах) до 3 тысяч рублей (в крупных городах). От выборов, таким образом, отстранялись рабочие, мелкая буржуазия, интеллигенция. Выборы по крестьянской курии были многостепенными: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, те — выборщиков, а последние — гласных в уездное земское собрание. Губернские гласные избирались на уездных земских собраниях. Система выборов обеспечивала значительное преобладание в земствах помещиков.
Губернские и уездные
земские управы состояли из 6 человек,
назначаемых земскими собраниями. Собрания
созывались один раз в год, но в
чрезвычайных ситуациях могли собираться
и чаще. Управы работали на постоянной
основе. Собрания давали распоряжения
и контролировали их выполнение, а
управы собственно занимались выполнением
решений.
Председателями губернских и уездных
съездов были предводители дворянства.
Земские собрания и управы были лишены права как учреждения общаться между собой, они не имели принудительной власти, так как полиция им не подчинялась; их деятельность контролировалась губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания. Опасаясь влияния земских учреждений, правительство предоставило им право ведать лишь местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения, строительством и содержанием школ и больниц (для чего земства облагали население местными сборами), «попечением» о развитии местной торговли и промышленности.
Земская реформа проводилась
не повсеместно и не одновременно.
К концу 1870-х годов земства были введены
в 34 губерниях Европейской России, в Бессарабии и
в области Войска Донского (где в 1882 году
ликвидированы). Позже земские органы
появились на окраинах: в Ставропольской,
Городская реформа.
Городская реформа (реформа городского самоуправления) 1870 года — преобразование органов городского самоуправления, имевшее собой цель дать населению городов право ведать своё городское хозяйство.
В 1862 году началась работа по подготовке реформы. В губернских и уездных городах были созданы 509 комиссий, предназначенных для выработки предложений. Но предложенное многими нововведение о выдаче избирательных прав всем сословиям не устраивало правительство, что во многом тормозило реформу.
На основании сводки выработанных комиссиями материалов министерством внутренних дел под руководством Петра Александровича Валуева было составлено «Городовое положение» в 1864 году. Положение было направлено в Государственный совет, где пролежало еще два года. Когда уже не было иного выбора, Александру II пришлось принять принцип «всесословности», и 16 июня 1870 года изменённый закон был принят.
Статьёй 2 «Городового положения»
вводились городские
Статья 15 провозглашала, что
под учреждениями городского самоуправления
подразумевалось городское
Гласные избирательных собраний
избирались по трём куриям: уездных землевладельцев,
городских избирателей и выборных от сельских обществ.
По особому приложению к "Положению"
1864 года в избирательном съезде курии
уездных землевладельцев могли участвовать
земельные собственники, владельцы другой
недвижимости стоимостью не ниже 15 тысяч
рублей и хозяева промышленных и торговых
заведений с годовым оборотом в 6 и более
тысяч рублей. В съезде городских избирателей
могли участвовать владельцы купеческих
Основной функцией избирательного собрания являлось избрание гласных в городскую думу раз в 4 года.
Дума избиралась на 4 года, причём по статье 35 её членом мог стать каждый, кто имеет избирательные права (исключение — число нехристиан не должно было превышать 1/3 общего числа гласных). Возглавлял думу городской глава. Основными функциями думы являлись:
Расходы на содержание думы
были в ведомстве губернатора. Заседания
думы могли быть назначены «по
усмотрению городского головы», по требованию
губернатора или по желанию не
менее одной пятой числа
Городская управа выбиралась городской думой на 4 года, её функциями были:
Управа могла посчитать незаконным решение думы, в таком случае в дела вмешивался губернатор.
Земская и городская реформы сформировали выборные органы местного самоуправления на основе избирательного права по куриальной системе (с разными нормами представительства для различных сословий) и имущественному цензу. В городах ими стали городские думы, исполнительными органами которых служили городские управы и возглавлявший их городской глава, а в сельской местности – уездные и губернские земские собрания с исполнительными органами в лице земских управ. Несмотря на ограничение их полномочий вопросами хозяйства, здравоохранения и просвещения (власть по-прежнему осталась в руках назначенных правительством губернаторов), земства и городские думы дали либеральной интеллигенции первый опыт организации. В них шли лучшие силы интеллигенции, благодаря чему значительно улучшились образование и медицинское обслуживание, особенно в сельской местности.
Судебная реформа.
Судебная реформа 1864 года - либерально-буржуазное преобразование царским правительством всей судебной системы и порядка гражданского и уголовного процессов в России.
Реформа внесла значительные изменения в судоустройство крепостнической России, отразила классовые интересы русской буржуазии, которая в целях упрочения своих позиций нуждалась в объявлении формального равенства всех перед судом (создание суда присяжных, адвокатуры, реорганизации прокуратуры).
Административно-
Еще более значительной гарантией независимости судов стал принцип несменяемости судей. Председатели и члены окружных судов и судебных палат не могли быть уволены или переведены с одной должности на другую без их согласия, кроме как по приговору суда. Все постоянные, профессиональные члены окружного суда и судебной палаты, так называемые коронные судьи, назначались императором по представлению министра юстиции.
Большое значение для независимости
суда и упрочения принципа законности
в уголовном и гражданском
процессах имело создание адвокатуры
и реорганизация прокуратуры. Адвокатура
по судебным уставам была двух категорий.
Адвокатами высшей категории являлись
присяжные поверенные, которые объединялись
в корпорации по округам судебных
палат. Вторую, низшую категорию адвокатуры
составляли частные поверенные. Они
занимались малозначительными делами
и могли выступать в тех
судах, при которых состояли. Реорганизация
прокуратуры сыграла
Судебная реформа 1863–1864 гг.
заменила прежние закрытые сословные
суды, единым и равным для всех сословий, гласным
и независимым от исполнительной власти
(благодаря несменяемости
Судебная реформа была самой демократической в ряду Великих реформ. Она резко повысила общественный престиж суда и дала России плеяду блестящих юристов с мировым именем (особенно прославились адвокат Ф. Плевако и прокурор, судья, затем сенатор А. Кони). Ярким примером независимости новых судов может служить оправдание судом присяжных революционерки Веры Засулич в 1878 г. вопреки давлению Сената и самого императора.
Военная реформа.
Военная реформа Александра II — комплекс реформ ,направленных на усовершенствование армии, проведённых в период царствования Александра II в 1860-х — 1870-х годах. Основные положения реформ были разработаны военным министром Д. А. Милютиным.
Военные реформы начались после Крымской войны в конце 1850-х годов и проводились в несколько этапов. С 1862 года вводились военные округа. Центральным элементом реформы стал Манифест о всеобщей воинской повинности и Устав о воинской повинности 1 января 1874 года, которые ознаменовали переход от принципа рекрутского набора в армии к всесословной воинской повинности.
В результате военных реформ произошло:
Информация о работе Реформы 1860-х – 1870-х гг.: земская, городская, судебная, военная