Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 15:36, контрольная работа
Для России XIX столетие было временем бурного и противоречивого развития. Во внутренней политике Александра I и Николая I консервативные традиции переплетались с либерализмом, попытками реформ. Однако в целом экономика страны, основанная на крепостнической системе, испытывала значительные трудности. Россия отставала от Запада; в 30-х – 40-х годах XIX века, когда в Западной Европе уже завершился промышленный переворот, в России он только начался. Крепостной строй являлся тормозом на пути прогресса.
1. Введение.
2. Основные тенденции социально-экономического развития страны.
3. Внутренняя политика Александра I.
4. Внутренняя политика Николая I.
5. Заключение.
6. Список литературы.
Содержание
1.Введение
В мировой и отечественной
Для России первая половина XIX столетия была временем бурного и противоречивого развития. Во внутренней политике Александра I и Николая I консервативные традиции переплетались с либерализмом, попытками реформ. Однако в целом экономика страны, основанная на крепостнической системе, испытывала значительные трудности. Россия отставала от Запада; в 30-х – 40-х годах XIX века, когда в Западной Европе уже завершился промышленный переворот, в России он только начался. Крепостной строй являлся тормозом на пути прогресса.
В первой половине XIX в. на развитие российской экономики значительное влияние оказали войны, которые стране пришлось вести с Францией (1804-1807 гг., 1812-1814 гг.), а затем с объединенными франко-турецко-английскими силами (1853-1856 гг.). И если тяжелые экономические последствия Отечественной войны 1812 г. Россия “компенсировала" усилением своего влияния в Европе, то разруха после Крымской войны была одной из самых тяжелых за период ХVIII-ХIХ вв. и явилась немаловажной причиной отмены крепостного права правительством Александра II.
На фоне противоречий внутренней и внешней политики, под воздействием идей Просвещения и Великой Французской революции к середине 50-х гг. XIX в. в России складываются основные направления общественной мысли: консервативное, либеральное и революционно-демократическое. Общественное движение России, ее философская и политическая мысль оказали большое влияния на последующее развитие страны.
2. Основные тенденции
социально-экономического
Важнейшей особенностью социально-экономического
развития России в первой половине
XIX в. являлся прогрессирующий процесс
разложения феодально-крепостнической
системы.
Начало этого процесса можно отнести ко
второй половине XVIII в., более отчетливо
он стал проявляться в последнее его тридцатилетие.
В 30-50-е годы XIX в. противоречия между старыми
феодальными производственными отношениями
и развивающимися производственными силами
общества достигают степени конфликта,
т.е. перерастают в кризис феодального
способа производства. В недрах крепостнической
системы в этот период развивались новые
капиталистические отношения.
Современная отечественная историография
отказывается от бытовавшей ранее трактовки
кризиса феодально-крепостнической системы
как времени состояния полного упадка.
Наряду с кризисными явлениями (регрессивными
процессами, происходившими в помещичьей
деревне, базировавшейся на крепостном
труде) наблюдалось и заметное развитие
производственных сил. Правда, происходило
оно, прежде всего на базе мелкотоварного
и капиталистического производства.
Сельское хозяйство.
В условиях аграрной страны эти процессы
наиболее рельефно проявлялись в сельскохозяйственной
сфере. Для феодализма в целом характерна
феодальная собственность на землю
при наличии мелкого крестьянского хозяйства,
имевшего свой земельный надел и другие
средства производства и включенного
в экономическую структуру хозяйства
феодала. При этом хозяйство носило натуральный
характер, а принуждение было внеэкономическим
(личная зависимость крестьянина от помещика),
свойственным для этого способа производства
был и низкий рутинный уровень применяемой
техники.
Россия с ее практически неограниченными
природными и людскими ресурсами развивалась
в первой половине XIX в. весьма медленно.
Рост товарно-денежных отношений, вызывавший
заинтересованность помещиков в повышении
доходности своих хозяйств, при сохранении
барщинной формы эксплуатации неминуемо
вел к расширению собственной запашки
помещика. Происходить это могло либо
за счет распашки других угодий (лесных
массивов, покосов и т.п.), либо за счет
сокращения земельных наделов крестьян.
В первом случае это зачастую приводило
к нарушению сложившегося баланса в структуре
угодий, сокращению поголовья скота (и,
как следствие, снижению количества удобрения,
выносимого на поля). Во втором – подрывалась
экономика крестьянского хозяйства. В
России в первой половине XIX в. наблюдались
случаи, когда помещики вообще отбирали
землю у своих крестьян, переводя их на
месячный паек ("месячину"). Крестьяне
не были заинтересованы в результатах
своего труда, что вызывало падение его
производительности. В процентном отношении
количество барщинных хозяйств не только
не сокращалось, но даже несколько выросло.
В оброчных хозяйствах усиление эксплуатации
приводило к увеличению размеров оброка,
который к тому же все чаще помещики взимали
в денежной форме. Резкое увеличение размеров
оброка заставляло крестьян отрываться
от земли и искать заработки на стороне,
что также понижало уровень сельскохозяйственного
производства.
Для крепостного хозяйства этого периода
были характерны обеднение крестьянства,
рост задолженности крестьянских хозяйств
помещикам, принимавший хронические формы.
В неурожайные годы, которые систематически
повторялись в России, эти хозяйства оказывались
совершенно беспомощными и постоянно
балансировали на грани разорения.
Не лучше обстояло дело и в помещичьих
хозяйствах. Средства, получаемые российским
дворянством от эксплуатации своих крестьян,
редко вкладывались в хозяйство, бездумно
растрачивались и выбрасывались на ветер.
К 1859 г., по данным С.Я.Борового, 66% крепостных
крестьян в России были заложены и перезаложены
в кредитных учреждениях (по некоторым
губерниям эта цифра доходила до 90%).
Капиталистические элементы в сельском
хозяйстве развивались весьма медленно.
Это было обусловлено, прежде всего, тем,
что огромные массивы земли, принадлежавшие
помещикам и казне, фактически были исключены
из товарного оборота. Земельный фонд,
на котором могли развиваться капиталистические
хозяйства, оказался весьма ограниченным
(земля арендовалась или занимались земельные
участки в колонизуемых регионах).
Однако, несмотря на кризисные явления,
сельское хозяйство России развивалось
и в этот период. Особенно заметно поступательное
движение в конце XVIII и в первой трети XIX
в. Современные историки объясняют это
тем обстоятельством, что феодальная система
хозяйствования еще полностью не исчерпала
своих возможностей.
Хотя валовой сбор зерновых за этот период
увеличился примерно в 1,4 раза, эти успехи
были достигнуты в основном экстенсивными
методами - за счет увеличения посевных
площадей. Осваивались южные и юго-восточные
степные районы: область Войска Донского,
Южная Украина (по расчетам В.К.Янунского
площади под пашней увеличились здесь
более чем в три раза). Важно отметить,
что юг России становится районом интенсивной
колонизации, здесь более высокими темпами
развивалось свободное предпринимательство,
а хлеб через черноморские порты вывозился
на экспорт. Расширялись посевные площади
на Среднем и Нижнем Поволжье, однако местный
хлеб поступал в основном на внутренний
рынок.
Урожайность зерновых культур была еще
крайне низкой, в обычные годы она составляла
сам 2,5-3 (на одно зерно посева 2,5-3 зерна
урожая), агрономические приемы были весьма
неразвиты (господствовало традиционное
трехполье - яровые - озимые - пар, в лесистых
районах севера и северо-запада страны
было распространено подсечное земледелие,
в степной полосе - залежная система). Однако
попытки поднять сельскохозяйственное
производство наблюдались в этот период
все чаще. В Россию из-за границы выписывалась
сельскохозяйственная техника, появлялись
и местные изобретения (льнотрепальная
машина крестьянина X.Алексеева, сенокосная
машина А.Хитрина), которые выставлялись
на сельскохозяйственных выставках. Создавались
земледельческие общества, принимавшие
меры по подъему сельского хозяйства.
Однако в рамках страны все эти меры были
весьма незначительны. По новейшим расчетам
интерес к таким усовершенствованиям
проявляли всего 3-4% помещиков, среди крестьян
они встречались гораздо реже.
Промышленность.
Наиболее заметным явлением в развитии
русской промышленности стало начало
промышленного переворота. В техническом
плане он выразился в переходе от мануфактуры
(где уже наблюдалось внутрипроизводственное
разделение труда и частично применялось
водяное колесо) к фабрике, оборудованной
паровыми двигателями. Социальный аспект
состоял в том, что в ходе промышленного
переворота происходило быстрое формирование
двух классов капиталистического общества
- промышленного пролетариата и буржуазии.
В отечественной историографии существуют
различные точки зрения относительно
времени начала и завершения промышленного
переворота. Так, С.Г.Струмилин считал,
что промышленный переворот в России завершился
еще до отмены крепостного права, в отличие
от него П.Г.Рындзюнский предполагал, что
переворот происходил в 60-90-е годы XIX в.
Большинство историков относит его начало
к 30-40-м годам XIX в., связывая его с распространением
на транспорте и в промышленности паровых
машин.
По новейшим подсчетам, на рубеже 50-60-х
годов XIX в. фабрики составляли около 18%
от общего числа крупных предприятий,
на них было занято почти 45% всех рабочих
(почти 300 тыс. человек).
Крепостное право в России задерживало
как техническое переоснащение предприятий,
так и формирование пролетариата. Широкое
применение новой техники требовало перехода
к наемному труду, но труд крепостных и
посессионных рабочих обходился дешевле,
чем затраты на
механизацию производства и покупку рабочей
силы. Противоречие заключалось и в том,
что, будучи более дешевым, такой труд
был гораздо менее производительным по
сравнению с трудом вольнонаемных рабочих.
В то же время значительная часть этих
рабочих состояла из крепостных крестьян,
отпущенных на оброк.
Несмотря на тормозящее влияние крепостного
права, развитие промышленности с началом
промышленного переворота значительно
ускорилось, однако от европейских стран
Россия в это время отставала все больше
и больше (особенно заметно это было при
сравнении количества продукции, приходящейся
на душу населения).
Транспорт.
Важные прогрессивные изменения произошли
в России в области транспорта. В первой
половине XIX в. в стране появились железные
дороги: Царскосельская (1837), Варшавско-Венская
(1839-1848), Петербургско-Московская (1843-1851).
В предреформенвые годы было построено
свыше 8 тыс. верст шоссейных дорог. Однако
этого было явно недостаточно для огромной
страны. Основная масса грузов по-прежнему
перевозилась по воде. На рубеже XVIII-XIX
вв. была построена система каналов, связавшая
Волгу с Балтийским бассейном (Мариинская
и Тихвинская системы), Днепр через Огинский,
Березинский, Днепровско-Бугский канал
был связан с западными реками. Заметно
выросло число пароходов. Первый пароход
был испытан на Неве в 1815г., а в 1860 г. по
рекам, озерам и морям России плавало уже
более 300 пароходов.
Торговля.
Одним из важнейших процессов, характеризующих
социально-экономическое развитие России,
было складывание единого всероссийского
рынка. В современной исторической литературе
существуют разные точки зрения по этому
вопросу. И.Д.Ковальченко и Л.В.Милов относят
образование единого всероссийского рынка
к 80-м годам XIX в., Б.Н.Миронов признает функционирование
общероссийского товарного рынка уже
в конце XVIII в., отмечая, впрочем, его отличительные
черты по сравнению со всероссийским капиталистическим
рынком (в частности, невысокую степень
проникновения товарных отношений в аграрный
сектор экономики).
Важной формой торговли в первой половине
XIX в. были ярмарки. Торговые обороты некоторых
из них оценивались в десятки миллионов
рублей. Крупнейшими ярмарками России
были Нижегородская, Ирбитская (в Сибири),
Коренная (под Курском), многочисленные
украинские ярмарки - общее число ярмарок
приближалось к 4 тыс. Следует, однако,
отметить, что наряду с ярмарками успешно
развивалась и постоянная (магазинная)
торговля, широко развита была и торговля
вразнос.
Развитию товарно-денежных отношений
в стране способствовало образование
хозяйственных регионов, специализировавшихся
в различных отраслях промышленного и
сельскохозяйственного производства.
Различия между регионами отчетливо прослеживаются
в первой половине XIX в. Одним из важнейших
для экономики страны был в это время Центрально-промышленный
регион, включавший Московскую, Владимирскую,
Калужскую, Костромскую, Нижегородскую,
Тверскую, Ярославскую губернии. Здесь
были расположены крупные торговые и промышленные
центры страны, в деревнях широкое распространение
получили промыслы, значительное развитие
имело и сельское хозяйство. Центрами
горной и металлургической промышленности
были Урал и Приуралье, где находились
крупные заводы, к которым были приписаны
крепостные крестьяне и сотни тысяч десятин
земельных угодий. Северо-западаый регион
(С.-Петербургская, Новгородская и Псковская
губернии) тяготел к столице - крупнейшему
торговому, промышленному и административному
центру страны. В Новгородской губернии
были широко распространены самые разнообразные
крестьянские промыслы, в Псковской губернии
особое значение приобретает выращивание
и обработка льна, который вывозился не
только на внутренний рынок, но и за граничу.
Центрально-черноземный регион (Воронежская,
Курская и др. губернии черноземной полосы)
был земледельческим районом с отчетливо
выраженной барщинной системой хозяйства,
именно здесь наиболее сильны были крепостные
порядки, сдерживающие поступательное
экономическое развитие. На севере страны,
с его редким населением и слабо развитой
промышленностью, практически не было
помещичьего землевладения. В Архангельской,
Вологодской, Олонецкой губерниях огромные
лесные массивы во многом определили и
характер хозяйственной деятельности
(охота, рыболовство, подсечное земледелие),
постепенно расширялось в регионе торговое
животноводство. Интенсивно развивалось
сельское хозяйство в Прибалтике и Литве,
где значительных размеров достиг экспорт
сельскохозяйственной продукции за границу.
Многопрофильное сельское хозяйство велось
на Украине, однако и здесь и в Белоруссии
преобладали барщинные помещичьи хозяйства.
Районами интенсивной колонизации были
юг России, степное Предкавказье, Поволжье.
Образование хозяйственных регионов было
важным показателем развития специализации,
оно способствовало подъему экономики
в стране, общественному разделению труда
и повышению его производительности.
3. Внутренняя политика Александра
I в 1801-1812 гг.
Дворцовый переворот 11 марта 1801 г. продемонстрировал
стремление части правящих кругов усилить
роль дворянства в управлении страной,
несколько ограничив при этом личный произвол
монарха. Уроки павловского царствовании
и Французской революции, проникновение
в Россию просветительской идеологии,
осуждавшей деспотиям и феодальные порядки,
способствовали распространению в верхах
реформаторских воззрений, появлению
различных преобразовательных планов,
призванных пресечь самовластье царя
и злоупотребления помещиков. Новый император
Александр I (1777-1825) в целом разделял эти
взгляды. Идеи эпохи Просвещения оказали
известное влияние на Александра I. Царь
стремился модернизировать социально-экономические
и политические институты (он имел, в частности,
программу решения крестьянского вопроса
путем постепенной ликвидации крепостного
права), надеясь тем самым избавить страну
от внутренних потрясений.
Воцарение Александра I ознаменовалось
серией мер, отменявших те распоряжения
Павла I, которые вызвали недовольство
дворянства. В армию возвращались уволенные
Павлом I офицеры, политические заключенные
освобождались, был разрешен свободный
въезд и выезд из страны, уничтожена "тайная
экспедиция" и т.п.
Первые годы правления Александра I характеризовались
острой борьбой в верхах вокруг проектов
различных реформ социально-экономического
и политического характера. В правящих
кругах существовали различные группировки,
каждая из которых имела свои рецепты
решения стоявших перед страной проблем.
"Молодые друзья" императора (П.А.Строганов,
Н.Н.Новосильцев, В.П.Кочубей, А.Чарторыйский),
образовав так называемый Негласный комитет,
в рамках которого они обсуждали с императором
важнейшие вопросы государственной жизни,
выступали за отмену в будущем крепостного
права и превращение России (также в перспективе)
в конституционную монархию. Сановники
екатерининского царствования ("екатерининские
старики") стремились усилить влияние
вельможно-бюрократических верхов на
управление империей. С этой целью они
ратовали за расширение функций Сената,
в частности - за предоставление ему возможности
оказывать воздействие на законодательный
процесс. "Екатерининские старики"
были противниками каких-либо перемен
в отношениях между крестьянами и помещиками.
За более широкие преобразования высказывались
участники дворцового переворота, возглавлявшиеся
бывшим фаворитом Екатерины II П.А.Зубовым.
Они добивались превращения Сената в представительный
орган дворянских верхов, наделения его
законосовещательными правами чтобы поставить
законодательную деятельность царя под
контроль высшего дворянства. Эта группировка
допускала возможность известного ограничения
помещичьей власти над крестьянами, а
в перспективе была готова к постепенной
ликвидации крепостного права. Наконец)
в среде высшей бюрократии имелось немало
противников вообще любых перемен. В сохранении
существующих порядков они видели самую
надежную гарантию общественной стабильности.
Основная масса дворянства была также
настроена весьма консервативно. Она стремилась
сохранить свои привилегии и прежде всего
- безграничную власть помещиков над крестьянами.
Затишье, наступившее в деревне после
подавления мощной волны крестьянских
выступлений 1796-1797 гг., укрепляло уверенность
подавляющего большинства дворянства
в незыблемости существующего строя. Широкие
слои помещиков негативно относились
к любым попыткам ограничить свободу волеизъявления
императора. В этой связи реформаторские
планы, вынашивавшиеся различными представителями
правящих кругов, не встречали сочувствия
в дворянской массе. Слой просвещенных
дворян, в которых Александр I видел опору
своих реформаторских начинаний, был слишком
тонок. Любые действия царя, затрагивавшие
помещичьи привилегии, грозили новым дворцовым
переворотом.
В этой связи в социально-экономической
области царь смог провести лишь некоторые
скромные преобразования, ни в коей мере
не затрагивавшие крепостнические порядки
и представлявшие собой незначительную
уступку зажиточным слоям города и деревни.
12 декабря 1801 г. купцам, мещанам и казенным
крестьянам была предоставлена возможность
приобретать в собственность ненаселенные
земли (ранее владение землей, населенной
или ненаселенной, было монопольным правом
дворянства). 20 февраля 1803 г. появился указ,
в соответствии с которым крепостные крестьяне
могли с согласия помещиков выкупаться
на волю с землей целыми селениями. Получившие
этим путем свободу крестьяне должны были
именоваться "свободными хлебопашцами".
Число "свободных хлебопашцев" в
итоге оказалось очень небольшим. Акт
20 февраля 1803 г. в первую четверть XIX в.
был применен в 161 случае и коснулся лишь
47153 крестьян мужского пола. Меры, призванные
в той или иной степени ограничить помещичий
произвол, затронули лишь Прибалтику.
В 1804 г. крестьяне Лифляндии и Эстляндии
были объявлены пожизненными и наследственными
владельцами своих земельных наделов.
При этом устанавливались фиксированные
размеры крестьянских повинностей, что
не позволяло помещикам повышать их по
своему усмотрению.
Лишь на бумаге остались планы преобразований,
призванные внести более или менее существенные
перемены в систему управления Российской
империи. Александр I вынужден был считаться
как с приверженностью основной массы
дворян принципам самодержавия, так и
с тем, что введение элементов представительства
(мыслившегося, естественно, как представительство
дворянское) , при нежелании помещиков
поступаться даже частью своих привилегий,
затруднило бы проведение в жизнь мероприятий,
противоречащих интересам первого сословия
империи. В результате дело ограничилось
лишь актами, совершенствовавшими организацию
бюрократического аппарата.
Правда, 8 сентября 1802 г. появился указ
о правах Сената, в какой-то мере учитывавший
олигархические настроения "екатерининских
стариков". Сенат получил возможность
делать царю представления относительно
указов в тех случаях, если последние противоречили
действующим законам или создавали какие-либо
затруднения. Однако попытка сенаторов
в 1803 г. воспользоваться этим правом вызвала
негативную реакцию Александра I. В итоге
Сенат лишился предоставленной ему (впрочем,
чрезвычайно скромной) возможности следить
за законностью действий верховной власти.
8 сентября 1802 г. царь подписал Манифест
об учреждении министерств. Этот акт в
известной степени юридически оформлял
наметившийся еще в XVIII в. процесс постепенного
вытеснения коллегиальных начал в центральном
управлении, введенных Петром I, принципами
единоначалия. Усложнение задач, стоявших
перед самодержавием, по мере того как
общественный прогресс менял жизнь страны,
требовало повышения гибкости и оперативности
в работе бюрократической машины. Коллежская
система управления с ее медлительным
делопроизводством не отвечала требованиям
времени. Издание этого Манифеста подготавливало
почву для замены коллегий министерствами,
в которых вся власть сосредоточивалась
в руках одного лица - министра, назначавшегося
царем и отвечавшего за свои действия
только перед монархом. Сами коллегии
первоначально не были ликвидированы.
Они вошли в состав соответствующих министерств
и продолжали заниматься решением текущих
вопросов государственного управления.
В начале царствования Александра I были
приняты некоторые меры, призванные способствовать
развитию просвещения. В 1803 г. вступило
в силу положение об устройстве учебных
заведений. Кроме того, в Дерпте, Вильно,
Казани и Харькове были основаны университеты,
а в Петербурге Педагогический институт,
преобразованный впоследствии в Главный
педагогический институт, а в 1819 г. - в Университет.
В целом реформы первых лет александровского
царствования не внесли сколько-нибудь
крупных перемен в жизнь страны. Начавшаяся
в 1805 г. война с Францией вообще временно
сняла с повестки дня вопрос о каких бы
то ни было преобразованиях.
После окончания боевых действий и заключения
в 1807 г. Тильзитского мира с Наполеоном
проблема реформ снова становится объектом
обсуждения в правящих кругах. Преобразовательные
планы в этот период были связаны с именем
выдающегося государственного деятеля
М.М.Сперанского (1772-1839), одного из ближайших
советников Александра I. В 1809 г. М.М.Сперанский
составил "Введение к Уложению государственных
законов", в котором содержалась обширная
программа серьезных реформ. Их своевременное
проведение в жизнь, по мысли М.М.Сперанского,
должно было избавить страну от революционных
потрясений, которые пережила Европа.
В основу задуманной им политической реформы
закладывался присущий правовому государству
принцип разделения властей, предполагающий
размежевание законодательных, исполнительных
и судебных функций и создание соответствующих
структур. План М.М.Сперанского предусматривал
образование предстаивтельного органа
с законодательными функциями (на манер
парламента) в лице Государственной думы.
Она мыслилась как учреждение, ограничивающее
власть монарха. На местах создавались
губернские, окружные и волостные думы.
Избирательные права М.М.Сперанский собирался
предоставить дворянству и лицам "среднего
состояния" (купечеству, государственным
крестьянам и т.п.). Исполнительная власть
средоточивалась в министерствах, а высшей
судебной инстанцией должен был являться
Сенат. Проектируемую М.М.Сперанским систему
законодательных, исполнительных и судебных
инстанций венчал Государственный Совет,
который должен был играть роль связующего
звена между царем и всеми государственными
структурами. Члены Совета назначались
императором.
Ликвидации крепостного права план М.М.Сперанского
не предусматривал. Однако М.М.Сперанский
выступал за ограничение помещичьей власти
над крестьянами. Последние получали определенные
гражданские права. В частности, ни одно
лицо, по мысли М.М.Сперанского, не могло
быть наказано без суда.
Преобразовательные проекты М.М.Сперанского
стали объектом острейшей борьбы в верхах.
Консервативная часть дворянства и бюрократии
выступала против реформаторских замыслов
М.М.Сперанского, усматривая в них подрыв
вековых устоев империи. Соответствующая
точка зрения в развернутом виде была
изложена выдающимся русским историком
Н.М.Карамзиным в "Записке о древней
и новой России" (1811), которая адресовалась
Александру I. Рассматривая самодержавие
как необходимое условие благополучия
страны, Н.М.Карамзин категорически осуждал
любые попытки ограничения верховной
власти. В конечном счете реализовать
свои планы в целом М.М.Сперанскому не
удалось. Александр I, помня о судьбе отца,
не мог игнорировать решительного неприятия
реформаторских начинаний своего советника
основной массой дворянства и высшей бюрократии.
Правда, в 1810 г. был образован Государственный
совет как законосовещательный орган
при императоре. В 1811 г. вступило в силу
"Общее учреждение министерств",
подготовленное М.М.Сперанским. Этот обширный
законодательный акт определял основные
принципы организационного устройства
министерств, порядок их деятельности.
Данным законом была в целом завершена
начатая в 1802 г. министерская реформа (большинство
коллегий к 1811 г. прекратило свое существование).
Этими мерами, направленными на совершенствование
бюрократической машины, дело и ограничилось.
Ненависть консервативных кругов к М.М.Сперанскому
была столь сильна, что Александру I пришлось
пожертвовать своим сподвижником. В марте
1812 г. М.М.Сперанский был отстранен от государственной
службы и сослан - сначала в Нижний Новгород,
а потом в Пермь. Попытки реализации широкой
программы либеральных реформ потерпели
крах.
4. Внутренняя политика Николая
I (1825-1855)
Восстание декабристов оказало большое
влияние на правительственную политику.
Активная и целеустремленная борьба с
любыми проявлениями общественного недовольства
стала важнейшей составной частью внутриполитического
курса нового монарха - Николая I (1796-1855).
"Революция на пороге России, - сказал
Николай I после восстания декабристов,
- но, клянусь, она не проникнет в нее, пока
во мне сохранится дыхание жизни...".
В течение своего тридцатилетнего царствования
Николай I сделал все, чтобы сдержать эту
клятву.
Необходимым условием упрочения существующего
строя император считал усиление личного
контроля монарха за работой государственного
аппарата. Николаевское царствование
- время предельной централизации управления
империей, апогей самодержавия. Все рычаги,
приводившие в движение сложную государственную
машину, находились в руках монарха. Резко
возросло в этой связи значение царского
секретариата - Собственной его императорского
величества канцелярии, с помощью которой
Николай I осуществлял управление колоссальной
державой.
Стремясь предотвратить революцию в России,
особое внимание император уделял укреплению
репрессивного аппарата. Существовавшая
в стране в первой четверти XIX в. система
политического сыска нуждалась, как показало
восстание декабристов, в реорганизации.
С 1826 г. обеспечивать "безопасность
престола и спокойствие в государстве"
стало III отделение Собственной его императорского
величества канцелярии. Исполнительным
органом III отделения был Корпус жандармов,
образованный в 1827 г. Страна делилась на
жандармские округа, возглавлявшиеся
жандармскими генералами. В каждой губернии
вопросами охраны государственной безопасности
ведал специально назначенный штаб-офицер
(старший офицер) жандармерии. Общая численность
Корпуса была, впрочем, невелика. В 1850 г.
в его составе насчитывалось 210 офицеров
и более 5 тыс. нижних чинов. Это, однако,
не мешало III отделению развернуть чрезвычайно
активную деятельность по защите существующего
строя. Оно располагало обширной сетью
тайной агентуры, организовывало секретный
надзор за частными лицами, правительственными
учреждениями, литературой и т.п. Любые
проблески свободомыслия, оппозиционности
привлекали внимание жандармского ведомства,
стремившегося держать под своим контролем
всю жизнь русского общества.
Предметом особых забот Николая I были
печать и образование. Именно здесь, по
его мнению, укоренилась "революционная
зараза". В 1826 г. был издан новый цензурный
устав, получивший у современников название
"чугунного устава". Действительно
своими жесткими нормами он наложил весьма
тяжкое бремя на издателей и авторов. Правда,
в 1828 г. новый устав несколько смягчил
крайности своего "чугунного" предшественника.
Тем не менее мелочный и жесткий надзор
за печатью сохранялся.
Столь же педантичному контролю подвергались
и учебные заведения. Николай I стремился
сделать школу сословной, а преподавание,
в целях пресечения малейшего свободомыслия,
вести в строгом православно-монархическом
духе. Рескриптом, изданным в 1827 г., царь
запретил допускать крепостных крестьян
в средние и высшие учебные заведения.
В 1828 г. появился новый школьный устав,
перестроивший средние и низшие звенья
народного образования. Между существовавшими
типами школ (одноклассное приходское
училище, трехклассное уездное училище,
семиклассная гимназия) какая-либо преемственная
связь уничтожалась, поскольку в каждом
из них могли обучаться лишь выходцы из
соответствующих сословий. Так, гимназия
предназначалась для детей дворян. Средняя
и низшая школа, а также частные учебные
заведения находились под жестким надзором
Министерства народного просвещения.
Пристальное внимание правящие круги
уделяли университетам, которые и высшая
бюрократия, и сам царь не без оснований
считали рассадником "своеволия и вольнодумства".
Устав 1835 г. лишил университеты значительной
части их прав и внутренней самостоятельности.
Целям идеологической борьбы со свободомыслием
служила сформулированная в 1833 г. министром
народного просвещения С.С.Уваровым теория
официальной народности, базировавшейся
на трех принципах: православие, самодержавие
и народность. В духе этой теории, обосновывавшей
соответствие существующих порядков русской
национальной традиции, строилось преподавание
в учебных заведениях. Теория официальной
народности активно пропагандировалась
в прессе и литературе.
Следует отметить, что, взяв на вооружение
теорию официальной народности, Николай
I решительно боролся с любыми отклонениями
от православия. Весьма крутые меры принимались
против старообрядцев, у которых отбирались
молитвенные здания, недвижимость и т.п.
Дети "раскольников" насильственно
зачислялись в школы кантонистов. Такая
"защита" интересов официального
православия не шла, однако, последнему
на пользу. Православная церковь при Николае
I окончательно превратилась в составную
часть бюрократической машины. Синод все
больше становился "ведомством православного
исповедания", управлявшимся светским
должностным лицом - обер-прокурором. Все
это не могло не подрывать авторитета
церкви.
Добиваясь укрепления существующего строя,
Николай I не был уверен в его долговечности.
Царь очень хорошо видел пороки возглавлявшейся
им системы управления. Часть высших сановников
полагала необходимым учитывать во внутриполитическом
курсе требования времени, пойти на постепенное
смягчение крепостного права и, не посягая
на прерогативы, короны, принять меры,
обеспечивающие законность в Стране. 6
декабря 1826 г. Николай I образовал специальный
секретный комитет, призванный рассмотреть
ситуацию в государстве и разработать
программу необходимых реформ. "Комитет
6 декабря 1826 г." действовал в течение
трех лет. Им была намечена довольно обширная
программа преобразований, предусматривавшая,
в частности, некоторое ограничение помещичьей
власти над крестьянами, перестройку центральной
и местной администрации в духе принципа
разделения властей и т.п. Крайне консервативные
круги выступили против этих планов. Восстание
в Польше, "холерные бунты" 1830-1831 гг.
окончательно похоронили большинство
начинаний этого Комитета. Для обеспечения
законности известное значение должна
была иметь кодификация законов, завершенная
к 1833 г. Результатом этой обширной работы
по систематизации законов, появившихся
после Соборного уложения 1649 г., стало
издание "Полного собрания законов
Российской империи" и "Свода законов
Российской империи". Впрочем, значение,
которое имели все эти упорядочившие законодательство
меры, было небольшим, поскольку чиновничество
действовало, абсолютно не считаясь с
какими-либо правовыми нормами.
В последующие годы своего царствования
Николай I неоднократно возвращался к
мысли о необходимости урегулирования
вопроса о крепостном праве. Различные
варианты решения этой проблемы разрабатывались
в 8 секретных комитетах, которые буквально
один за другим создавались императором.
Позиция самого Николая I в крестьянском
вопросе была весьма противоречивой. "Нет
сомнения, что крепостное право в нынешнем
его положении у нас есть зло... - заявил
царь однажды, - но прикасаться к нему теперь
было бы делом еще более гибельным".
В этих условиях практические результаты
работы упомянутых комитетов оказались
ничтожными. Ни на какие меры, сколько-нибудь
существенно менявшие положение крепостных,
Николай I не пошел. Неутешительные результаты
дала и проводившаяся в жизнь с середины
30-х годов XIX в. реформа управления государственными
крестьянами. Призванная улучшить их положение
и реализовавшаяся одним из наиболее просвещенных
и способных сановников николаевского
царствования П.Д.Киселевым, эта реформа
обернулась для казенной деревни усилением
административной опеки со стороны коррумпированного
чиновничества, ростом произвола начальства.
Бюрократический аппарат действовал сам
по себе и вопреки воле самодержца, руководствуясь
собственными интересами. В конечном счете
поэтому на реформу П.Д.Киселева крестьянство
ответило вспышкой серьезных волнений.
Николай I уделял большое внимание вопросам
укрепления позиций первого сословия
империи - дворянства как важнейшей опоры
трона. Процесс постепенного экономического
оскудения дворянства давал себя знать
по мере разложения крепостнической системы.
В этой связи самодержавие стремилось
упрочить положение высших и средних слоев
помещиков, жертвуя интересами слабевших
экономически, а потому казавшихся и политически
ненадежными представителей дворянства.
Манифест 6 декабря 1831 г. допускал к участию
в выборах на дворянские общественные
должности только тех помещиков, которые
имели в пределах губернии не менее 100
душ крестьян или 3 тыс. десятин незаселенной
земли. Для того чтобы затруднить проникновение
в дворянскую среду выходцев из "податных
состояний", в 1845 г. был издан закон,
в соответствии с которым на военной службе
потомственное дворянство приобреталось
лишь по достижении старшего офицерского
чина, а на гражданской - чина V, а не VIII
класса, как это практиковалось раньше.
Своеобразную преграду возраставшим домогательствам
на дворянское звание соорудил Манифест
10 апреля 1832 г. Им были созданы институты
"потомственных почетных граждан"
(к ним относились крупные предприниматели,
ученые, дети личных дворян и т.п.) и "почетных
граждан" (низшие чиновники, выпускники
высших учебных заведений). Все они получали
некоторую часть дворянских привилегий
- свободу от телесных наказаний и др. Это,
по мысли правящих кругов, должно было
уменьшить желание "неблагородных"
элементов добиваться получения дворянства.
Для укрепления материальной базы первого
сословия в 1845 г. Николай I создал институт
заповедных наследственных имений (майоратов).
Они не подлежали дроблению и, составляя
собственность дворянского рода, переходили
по наследству к старшему сыну.
В своей экономической политике Николай
I в известной степени учитывал интересы
нарождавшейся буржуазии, потребности
промышленного развития страны. Эта линия
нашла свое отражение в покровительственных
таможенных тарифах, организации промышленных
выставок, железнодорожном строительстве.
Финансовая реформа 1839-1843 гг. обеспечила
устойчивость рубля и позитивно сказалась
на развитии отечественной торговли и
промышленности. Волнения рабочих на предприятиях
вынудили самодержавие в 30 - 4О-е годы XIX
в, издать законы, регулировавшие трудовые
отношения в промышленности и несколько
ограничивавшие произвол работодателей.
Охранительные начала в правительственной
политике резко усилились в последние
годы царствования Николая I. Революция
1848-1849 гг. в Европе испугала правящие круги
Российской империи. Начались гонения
на печать и школу. Для усиления действующей
цензуры были образованы специальные
комитеты (под руководством А.С.Меншикова
– для наблюдения за журналами и Д.П.Бутурлина
- для надзора за "духом и направлением
всех произведений... книгопечатания").
На литераторов, чьи произведения вызывали
недовольство властей, обрушивались кары.
Один из лидеров славянофильства Ю.Ф.Самарин
был заключен в Петропавловскую крепость
за сочинение, направленное против прибалтийских
немцев, которое прочитало всего 13 близких
знакомых автора. За свои произведения
поплатились ссылками М.Е.Салтыков-Щедрин
и И.С.Тургенев. В высших учебных заведениях
свертывалось преподавание философии,
ограничивался прием в университеты, которые
Николай I вообще был непрочь закрыть.
Резко усилился надзор над профессорами
и студентами. Борьба с "революционной
заразой" активизировалась. Сильное
впечатление на общество произвел разгром
кружка петрашевцев.
Итоги тридцатилетнего царствования Николая
I подвела Крымская война 1853-1856 гг., показавшая,
что при сохранении существующих порядков
Россия не может состязаться на равных
с передовыми государствами Западной
Европы. Прогрессировавшая экономическая
отсталость обусловливала несоответствие
уровня военной мощи страны требованиям
времени. Николаевская система обанкротилась.
Достигшее своего апогея самодержавие
оказалось не в состоянии обеспечить эффективное,
отвечающее условиям эпохи функционирование
государственной машины. Обладавший неограниченной
властью монарх не мог справиться с коррупцией
и некомпетентностью чиновничества. От
общества бюрократический аппарат не
зависел, а контроль сверху, несмотря на
все усилия Николая I, не приносил никакого
эффекта. "Взгляните на годовые отчеты,
- писал в 1855 г.
курляндский губернатор П.А.Валуев, - везде
сделано все возможное, везде приобретены
успехи... Взгляните на дело, всмотритесь
в него, отделите сущность от бумажной
оболочки... и редко, где окажется прочная
плодотворная польза. Сверху блеск, внизу
гниль". В 1855 г. в обстановке военных
неудач Николай I умер. Очевидная несостоятельность
проводившегося им курса выдвинула на
повестку дня вопрос о проведении реформ,
способных обновить страну, преодолеть
отставание России от ведущих держав.
5.Заключение
6.Список литературы