Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 19:49, контрольная работа
К середине XIX в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события середины века показали её значительное ослабление и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью правительства было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени.
Этот путь был начат с проведения важнейшей реформы отмены крепостного права, а также ряда других немаловажных буржуазных реформ: суда, самоуправления, образования и печати и др. в 60-70-х гг. XIX в., необходимых для России.
Реформы 60-70-х годов. Реформаторы в России………………
Становление индустриального общества в России: общее и особенное..
Общественное движение во второй половине XIX в.
Внешняя политика России в 1856-1894 гг.
Торгово-промышленный капитализм России вышел из домашних крестьянских и кустарно-ремесленных промыслов, купеческих мануфактур и к XX в. развился в фабрично-заводское производство, сохранявшее семейный характер. Акционерные компании Морозовых, Прохоровых, Коноваловых, Бахрушиных, Третьяковых и других принадлежали к узкому кругу родственников-пайщиков. Они держали в своих руках производство и сбыт продукции.
Особенность индустриального развития России отчетливо выражалась в многоукладности экономики. С высшими (монополистическими) формами капитализма соседствовали мануфактурный, мелкотоварный способы хозяйствования. Отражением такого процесса складывания индустриального общества явилась формировавшаяся в стране социально-классовая структура. С одной стороны, шел интенсивный рост буржуазии, крупной и мелкой, а также пролетариата, с другой, - продолжало существовать сословное деление, характерное для феодальной эпохи - дворянство, купечество, крестьянство, мещанство. Царизм опирался на дворян. Они еще сохраняли значительную экономическую и политическую мощь. Оставались главенствующим классом - сословием общества.
Начало царствования Александра II явилось периодом дальнейшего развития российского либерального движения. Были предприняты первые попытки создания программных документов и объединения всех либеральных сил.
«В середине 50-х гг. видные либералы-западники К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин установили связи с А.И. Герценом. В «Голосах из России» они опубликовали «Письмо к издателю», ставшее первым печатным программным документом русского либерализма.
Основными положениями этой программы были:
В 1861г. в Петербурге возникла тайная революционная организация. Для ее названия были взяты ключевые слова одной из статей Н.П. Огарева, помещенной в «Колоколе», - «Земля и воля». Организация объединила несколько десятков единомышленников, людей из разных общественных групп и сословий.
Программа «Земли и воли» включала требования созыва парламента и установления демократической республики, широкого местного самоуправления , равноправия женщин. Выдвигалась также идея передачи крестьянам всей земли и объединения не только сельского, но и городского населения в самоуправляющиеся общины.
«Земля и воля» готовилась начать открытое выступление в 1863г., когда, по мнению ее членов, можно было ожидать крестьянского восстания в связи с тем, что в этом году истекал срок подписания Уставных грамот.
Но уже в 1862 г. были арестованы наиболее активные члены «Земли и воли». А в 1863г. русским революционерам пришлось испытать самое горькое разочарование - не оправдались их расчеты на массовые выступления крестьян. Весной 1864г. «Земля и воля» приняла решение о самороспуске.
Идеи «общинного» социализма А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского стали теоритической основой своеобразного политического течения русской радикальной интеллигенции –народничества.
Основными направлениями в идеологии народничества были: пропагандистское Л. Лаврова, анархистское М. Бакунина, заговорщеское П. Ткачева. Многие народники рассматривали террор как единственный способ дезорганизовать правительственные верхи, разбудить низы и подтолкнуть их к революции.
Бакунин уповал на стихийный народный бунт против самодержавия, даже если он будет, как писал Пушкин, «бессмысленный и беспощадный». Русский народ он считал изначально народом-бунтарем, но его должна была разбудить интеллигенция- «умственный пролетариат».
Бакунин был творцом теории анархизма, отрицающего государство. Он критиковал любое государство, даже так называемое «народное». Отвергая управление централизованное, сосредоточенное в одних руках, идущее «сверху вниз», он предлагал взамен государства свободную организацию «снизу вверх»- рабочих ассоциаций, групп, общин, областей и народов.
Свободное общество, по мысли Бакунина,- это общество, в котором осуществился бы принцип самоуправления народа.
Лавров, в отличие от Бакунина, не преклонялся перед стихийным бунтом. Он считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке.
Осуществить такую подготовку могло, по мнению Лаврова, даже незначительное меньшинство лучших людей общества, так называемые «критически мыслящие личности», имеющие основательную научную подготовку. Они должны запастись терпением, идти в народ и при помощи пропаганды помочь ему уяснить его потребности и силу.
В отличие от других народников, Ткачев полагал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию. Революция должна принять форму переворота, который совершит строго законспирированная организация революционеров, члены которой прошли строгий отбор и подчиняются железной дисциплине. Но предварительно эта организация должна была «расшатать» существующую власть путем террора. Выступая против анархизма Бакунина, Ткачев считал невозможным разрушение государства. В ходе революции, по его мнению, должна была произойти замена старых государственных институтов на новые, революционные. Идеи Герцена и Чернышевского, развитые Бакуниным, Лавровым и Ткачевым, стали основой для деятельности революционных народнических организаций. . [1, 176]
В середине 70-х гг. народники пришли к выводу, что если не произойдет немедленной революции, то капитализм, набирающий силы, изменит, приспособит к своему развитию крестьянскую общину. Поэтому необходимо было, по их мнению, идти в народ, для того, чтобы вносить в его сознание «идеалы лучшего, справедливого общественного строя».
Состав пропагандистов был очень пестрым: « в народ» устремились не только революционные романтики из числа членов тайных организаций, но и люди, не связанные с ними, но разделяющие идеи. Среди них были даже представители высших слоев общества.
В 1874-1875 гг. сотни пропагандистов под видом врачей, инженеров, учителей разбрелись по России, проникая в самые глухие ее уголки. Они толковали с крестьянами о революции и социализме, но простой народ не понимали речь, полную иностранных слов. Чаще всего крестьяне и доносили на пропагандистов полицию.
Власти ответили на «хождение в народ» всероссийской облавой и показательными судами над революционерами.
Неудача агитационного движения заставила революционеров прейти к созданию строго централизованных и законспирированных групп. Пришло пристальное внимание к доводам Ткачева.
В конце 1876г. в Петербурге возникла организация «Земля и воля», названная так в память первого революционного объединения 60-х гг. Ее создателями были М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов и др. Своей целью землевольцы провозгласили переход всей земли в руки трудового крестьянства, организацию жизни общества на принципах общинного самоуправления, решение национального вопроса сообразно желанию населения. Они считали, что осуществить эти цели возможно «только путем насильственного переворота».
Власти боролись с революционерами чрезвычайными методами. С августа 1878 г. да конца 1880 г. 22 террориста были казнены.
В августе 1879 г. «Земля и воля» разделилась на две самостоятельные организации – «Черный передел», куда вошли сторонники продолжения пропагандистской работы, возглавляемые Плехановым, и «Народную волю», объединившую сторонников индивидуального террора. Организаторами и руководителями «Народной воли» были А.Д. Михайлов, А.И. Желябов, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер, М.Ф. Фроленко, которые составили ее Исполнительный комитет.
В июле 1878 г. наиболее активные члены «Народной воли» вынесли смертный приговор Александру II. Они были убеждены, что гибель царя послужит сигналом для крестьянской революции.
Было решено организовать покушение на царя при его возвращении из Крыма в Петербург в ноябре 1879г. Но был взорван не тот поезд.
Зимой 1879/1880 г. народовольцы начали подготовку нового, еще более дерзкого покушения – взрыва в Зимнем дворце. Но и здесь не получилось осуществить свой план.
1 марта 1881г. император направился на развод войск в Михайловский замок. Он и на этот раз обмануть попытался судьбу ,изменив обычный маршрут следования . Но террористы постарались исключить всякую случайность- на всех путях возможного следования царской кареты были поставлены бомбометатели. Александр оказался в ловушке. Император был смертельно ранен бомбой, брошенной И.И. Гриневицким, который также погиб. Через девять часов после взрыва император скончался.
Почти все члены Исполнительного комитета «Народной воли» были арестованы. Желябов, Перовская, Михайлов, Кибальчич, Рысаков, подготовившие покушение, были повешены в апреле 1881 г.
Цареубийство не стало , вопреки ожиданиям народников, началом крестьянской революции. Более того, народ был ошеломлен. Александра II в деревнях жалели. Народническое движение зашло в тупик.
В 70-80-х годах в Росси стало стихийно развиваться рабочее движение. Возникшие «Южно-Российский союз» (1875г.) и «Северный союз русских рабочих» (1878-1880гг.) не сумели возглавить борьбу пролетариата. С ростом рабочего класса и рабочего движения в России в 80-е годы началось распространение марксизма. Видную роль в этом сыграла группа «Освобождение труда», созданная под руководством Г.В. Плеханова в 1883 г. в Женеве.
В этой программе провозглашались следующие задачи: полный разрыв с народничеством; борьба с самодержавием; организация пролетариата и пропаганда социализма в рабочей среде. Эта небольшая организация за 20 лет выпустила более 250 марксистских работ, которые расходились по всей России. Вскоре в стране возникла целая сеть рабочих кружков по изучению марксизма. [1, ]
Среди факторов, определявших направление внешней политики России во второй половине XIX в., следует выделить, прежде всего, сдвиги в социально-экономическом развитии страны и существенные изменения в международной обстановке.
Поражение в Крымской войне тяжело сказалось на международных позициях России, которая, хотя и оставалась великой державой, но заметно теряла свое влияние на международные дела. Оказался подорванным русский авторитет в Европе. На Ближнем Востоке возросло влияние Франции и особенно Англии, которая добилась монополии в мировой торговле и усилила свою морскую гегемонию. Внешняя политика России в послевоенной Европе носила сдержанный характер, вместе с тем правительство пыталось, хотя бы отчасти, компенсировать свои неудачи успехами в Азии. Следует иметь в виду, что с развитием в стране капиталистических отношений буржуазный характер постепенно принимала и внешняя политика, объективно отражающая интересы как помещиков, так и развивающейся буржуазии.
Рассматривая внешнюю политику пореформенной России, необходимо выделить два периода: первый — от поражения в Крыму до франко-прусской войны и отмены ограничительных статей Парижского договора (1870–1871) и второй — от начала 1870-х гг. до образования русско-французского союза (1891–1894).
Главной целью русской дипломатии в 1850-1870-е гг. становится отмена ограничительных статей Парижского мира, унижавших национальное достоинство России, противоречащих ее экономическим и политическим интересам. Русские дипломаты во главе с А. М. Горчаковым, возглавившим Министерство иностранных дел, решали эту задачу, используя противоречия между Англией, Францией и Австрией. Однако в одиночку достигнуть успеха было нельзя.
Первоначально казалось, что союзником России могла бы стать Франция, не получившая территориальных выгод в Крымской войне и мечтавшая расширить свои границы путем присоединения левого берега Рейна, Ниццы и Савойи. Во время свидания Наполеона III и Александра II в Штутгарте (1857) было положено начало сотрудничеству двух стран.
Отношения между Россией и Францией, однако, явно ухудшились в период Польского восстания 1863 г. Современные историки убедительно показали, что недальновидная политика Наполеона III по отношению к России в решении восточного и польского вопросов в дальнейшем привела к изоляции Франции в ходе франко-прусского конфликта.
Во второй половине 1860 — начале 1870-х гг. в Европе завершается процесс объединения Германии. Судьба ее решалась в открытом военном столкновении Пруссии с Австрией. В 1866 г. Австрия потерпела поражение, а в 1867 г. был создан Северогерманский союз, президентом которого стал прусский король.
Развитие германских событий вскоре стало вызывать опасения соседней Франции, пытавшейся остановить территориальные притязания Пруссии. В июле 1870 г. началась франко-прусская война, которая уже через несколько месяцев (в сентябре того же года) закончилась жестоким разгромом французов под Седаном.
В 1870 г. России удалось использовать обстоятельства, вызванные поражением Франции в войне, которая, по сути дела, разрушила основы «Крымской системы». Циркуляром от 19 октября 1870 г. министр иностранных дел России А. М. Горчаков сообщил правительствам всех государств, подписавших Парижский договор, об отмене нейтрализации Черного моря. После дипломатической борьбы Лондонская конференция 1871 г. узаконила это решение.
Начавшееся сближение с образовавшейся после франко-прусской войны Германской империей продолжалось в последующие годы и в конечном счете привело к возникновению в 1873 г. «Союза трех императоров» (Россия, Германия, Австрия). Союз этот не был прочным, так как обусловливался скорее боязнью взаимного усиления, чем общностью интересов. Во время нового обострения франко-германских отношений (1875) Россия дала понять, что не допустит разгрома Франции. [3, 116]
Информация о работе Реформы 60-70-х годов. Реформаторы в России