Реформы Александра II и их характер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:42, контрольная работа

Описание работы

Реформы Александра II и их последствия актуальны и сейчас. Первая причина этому - их значимость для исторической науки, вторая - их немаловажное значение для развития государства. Ведь если подробно изучить реформы наших предшественников, грамотно понять и проанализировать их со всех позиций, оценить их результаты, то можно избежать множества ошибок в настоящем и будущем.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Подготовка к реформированию страны……………………………..4
2. Отмена крепостного права…………………………………………5-6
3. Земская и городская реформы……………………………………..7-8
4. Судебная реформа………………………………………………….9-11
5. Военные реформы…………………………………………………12-13
Заключение………………………………………………………………...14
Список литературы……………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

контрольная работа по истории отечества.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

 

Государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Нижегородская государственная  медицинская академия»

Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра социально-гуманитарных наук

 

 

Контрольная работа по истории

 

 

« Реформы Александра II и их характер»

 

 

 

 

Студентки I курса группы 15з

Заочного отделения

Фармацевтического факультета

Варакиной Анны Юрьевны.

 

 

 

г. Нижний Новгород

2012 год

 

План

Введение……………………………………………………………………3

   1. Подготовка к реформированию страны……………………………..4

   2. Отмена крепостного права…………………………………………5-6

   3. Земская и городская реформы……………………………………..7-8

   4. Судебная реформа………………………………………………….9-11

   5. Военные реформы…………………………………………………12-13

Заключение………………………………………………………………...14

Список литературы……………………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Александр II был одним из самых прогрессивных царей России, его называли Царь-Освободитель, Александр-Освободитель. Его предшественники прекрасно понимали, что крепостное право – это зажженная пороховая бочка на которой сидели российские императоры, Александр II тоже это понимал. Но он не просто это понимал, он действовал, проводил реформы. Александр II отменил крепостное право, и большая часть населения России того времени получила долгожданную свободу, повёл земскую, военные и судебную реформы. Для проведения столь сложных реформ требовалось немало сил, которые нашёл в себе Александр II.

      Реформы Александра II и их последствия актуальны и сейчас. Первая причина этому - их значимость для исторической науки, вторая - их немаловажное значение для развития государства. Ведь если подробно изучить реформы наших предшественников, грамотно понять и проанализировать их со всех позиций, оценить их результаты, то можно избежать множества ошибок в настоящем и будущем. Начиная с 1985 года, наша страна вступила в период «перестройки», когда реформаторы нашего времени проводят в жизнь реформы, так же, как и в XIX столетии, касающиеся всех сторон жизни современной России: внешней политики, управления государством, вопроса о собственности, сельского хозяйства, армии, образования, здравоохранения. Историческая ситуация, как бы повторилась, но на более высоком уровне развития общества. Для того чтобы правильно ориентироваться в событиях дня сегодняшнего, необходимо осмыслить исторические события прошлого нашего Отечества.

 

 

 

 

 

 

Подготовка  к реформированию страны.

      В силу сложившейся исторической ситуации Александр II оказался как бы реформатором поневоле. Возможно, отсюда проистекал его важнейший политический принцип, которым он руководствовался в своей преобразовательской деятельности: реформы не должны привести к дестабилизации общества, а достигаемый, в результате их проведения, прогресс - наносить ущерб каким-либо слоям.

В стране существовала серьезная  консервативная оппозиция преобразованиям  в среде дворян и помещиков. В  этой ситуации Александру II ничего другого  не оставалось, как опереться на силу, которая могла бы оказать  на них давление. Такой силой могло  быть только не существовавшее ранее в России общественное мнение. Александру II вводит либеральные изменения в цензуре, а именно – предоставлена возможность для вежливой, благонамеренной и весьма почтительной в выражениях дискуссии; была разрешена даже легкая и учтивая критика действий чиновников.

30 марта 1856 года, выступая  перед московским губернским  и уездными предводителями дворянства, Александр II произнес: «…существующий  порядок владения душами не  может оставаться неизменным. Гораздо  лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу…» 1 . Именно этот день принято считать днем начала Великих Реформ.

В августе 1856 года в Москву на коронацию императора собрались  губернские и уездные предводители дворянства и помещики, во время которой доверенному лицу министра внутренних дел Левшину было поручено узнать их отношение к вопросу «об улучшении участи крепостных крестьян». Левшин, с печалью, донес, что дворянство не поддается, и только некоторое понимание было выражено со стороны литовского дворянства. Поэтому Виленскому генерал-губернатору Назимову было поручено так настроить литовских дворян, чтобы они сами обратились к правительству с заявлением желания улучшить положение своих крестьян.

Отмена крепостного права.

      Для проведения в жизнь такой великой реформы, коренным образом меняющей положение большей части населения государства, нужна была, конечно, огромная подготовительная работа. Государь без труда нашёл способных и глубоко преданных делу сотрудников, принявших на себя всю тяжесть такой работы. Первое место среди них занял Яков Иванович Ростовцев, ставший правой рукой Александра II в крестьянском деле. Но ему не суждено было дожить до дня осуществления его заветной мечты – 19 февраля 1861 г. Умирая, он обратился к императору, присутствовавшему при его кончине, с последними словами: «Государь, не бойтесь!»

Из других ценных по своей  работе сотрудников Александра II в  деле освобождения крестьян должно назвать: великого князя Константина Николаевича, великую княжну Елену Павловну, которая первая отпустила своих крестьян на волю, Николая Александровича Милютина, охранявшего интересы крестьян при выработке «Положения 19 февраля», князя Владимира Александровича Черкасского и Юрия Фёдоровича Самарина.

Но больше всего трудился сам государь. Из высших сановников империи он учредил особый секретный  комитет, на который была возложена  разработка всех оснований для отмены крепостного права. В 1858 году этот секретный  комитет был преобразован в Главный Комитет по крестьянскому делу.

На призыв государя к  дворянству – заняться улучшением положения крестьян, первыми откликнулись дворяне западных губерний, которые  через генерал-губернатора Назимова представили всеподданнейший адрес  с выражением готовности отпустить крестьян на волю, но без наделения их землёй. На этот адрес император ответил рескриптом от 20 ноября 1857 года, положившем основание для всей дальнейшей реформы. В нем предлагалось открыть комитеты для разработки вопроса об освобождении крепостных и указывалось, что крестьяне должны быть освобождены обязательно с землёй, за которую помещики получат справедливое вознаграждение. Рескрипт был разостлан во все губернии, и скоро из многих мест стали поступать предложения дать крестьянам волю и проекты освобождения. Все эти материалы предавались в Главный Комитет для рассмотрения и выработки общих положений реформы.

В Совете возникли разногласия, но государь принял сторону меньшинства  членов, мнение которых совпадало  с его предуказаниями, и этим положил  конец разногласиям. Вопрос был решён бесповоротно.

19 февраля 1861 года, в  день восшествия на престол,  государственный секретарь Бутков  доставил в Зимний дворец «Положение»  об освобождении крестьян и  манифест об этом, написанный  московским митрополитом Филаретом. После горячей молитвы государь подписал оба документа, и 23 миллиона людей получили давно желанную свободу.

Совершив величайший в русской истории государственный  акт, император почувствовал великую  радость. – «Сегодня – лучший день в моей жизни!» – сказал он, целуя свою младшую дочь, великую княжну Марию Александровну.

5 марта состоялось  обнародование манифеста. Всеобщее  ликование было безгранично, и  когда государь показался на  улицах столицы, народ приветствовал  его долго не смолкавшими кликами.  По всей империи манифест был встречен как величайшее благо, о котором народ мечтал много лет. Слушая слова его: «Осени себя крестным знаменем, православный народ, и призови с Нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного» - толпы крестьян в сельских церквях плакали от умиления и радости.

Вскоре по обнародовании  акта 19 февраля император стал объезжать  Россию, и всюду благодарный народ  встречал Царя-Освободителя с проявлениями безграничного восторга.

Вместе с личной свободой, крестьяне получили землю на выкуп, с рассрочкой на 49 лет, и права  гражданские: свободно избирать местожительство, вести торговлю, открывать фабрики  и заводы, заниматься ремёслами и  т. п.

Земская и городская  реформы.

      1 января 1864 г. Александр II утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях” — законодательный акт, которым вводилось земство.

Надо учитывать, что для страны, большинство населения которой  составляли крестьяне, только что освободившиеся от крепостной зависимости, введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры. Избираемые различными сословиями русского общества, земские учреждения принципиально отличались от корпоративно-сословных организаций, таких, как дворянские собрания. Крепостники возмущались тем, что на скамье в земском собрании “сидит вчерашний раб рядом со своим недавним хозяином”. Действительно, в земствах были представлены различные сословия — дворяне, чиновники, духовенство, купцы, промышленники, мещане и крестьяне.

Члены земских собраний именовались гласными. Председателями собраний были руководители дворянского самоуправления — предводители дворянства. Собрания формировали исполнительные органы — уездные и губернские земские управы. Земства получали право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих.

Сфера деятельности новых органов  всесословного самоуправления была ограничена лишь хозяйственно-культурными  делами: содержанием местных путей  сообщения, попечением о медицинской  помощи населения, о народном образовании, местной торговле и промышленности, народном продовольствии и т.д. Новые органы всесословного самоуправления были введены лишь на уровне губерний и уездов. Отсутствовало центральное земское представительство, не было и мелкой земской единицы в волости.

 

 

 

 

       Подготовка к городской реформе началась в 1861 году. Проект,   представленный в 1864 г. долго обсуждался. Правительство опасалось превращения городских дум в политическую трибуну.

Городская дума (распорядительный орган) избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из городского головы (так же избираемого на четыре года) и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников.

Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков). В первое избирательное собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую – более мелкие, уплачивающие другую треть налогов, в третью – все остальные. В наиболее крупных городах число гласных (избранных) составляло в среднем 5,6% жителей. Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении.

Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство  городов, устройство больниц, школ, попечение  о развитии торговли, противопожарные  меры, городское налогообложение). Городские думы находились под контролем правительственных чиновников. Городской голова, избранный думой, утверждался губернатором или министром внутренних дел. Они же могли приостанавливать решения городской думы. В 1892 г. самоуправление было введено в 621 городе из 707.

 

 

 

 

Судебная реформа.

      В числе реформ одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит судебной реформе. Судебная часть имела крупные недостатки – суд был негласный, дела вершились путем переписки, расследование производилось не всегда умело, а иногда и не беспристрастно. Дела тянулись долго и судебная волокита была большой тягостью для населения.

В 1861 году Александр II учредил  при Государственной канцелярии особое совещание для разработки главных начал преобразования судебной части. Этому совещанию было велено ознакомиться с устройством судебного дела в других государствах и дать предложения по улучшению Российской судебной части. Осенью 1862 года были обнародованы главнейшие начала предпринимаемого преобразования суда, а 20 ноября 1864 года Александр II утвердил новые «Судебные уставы» не уступающие по своим достоинствам законам, действующим в развитых европейских государствах.

Сущность судебной реформы  сводится к следующему:

· страна разделяется  на 108 судебных округов.

· суд делается независимым, устным и гласным;

· власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит  судам без всякого участия  административной власти;

· основной формой судопроизводства является процесс состязательный;

· присяжные заседатели, участвующие в судебном процессе устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, меру наказания же определяли сами судьи. Решения, принятые судом с участием присяжных заседателей считались окончательными, в противном случае - могли быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов, в которых принимали участие присяжные заседатели, могли быть обжалованы лишь в том случае, если было совершено нарушение законного порядка судопроизводства.

Информация о работе Реформы Александра II и их характер