Реформы Александра II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 18:20, реферат

Описание работы

Правление Александра II стало периодом, который часто называют «эпохой реформ», уничтоживших феодальные пережитки, временем радикальных преобразований российского общества. В отличие от отца, его готовили к управлению государством. Император получил хорошее образование, а его учителями были В. Жуковский, М. Сперанский, Е. Канкрин, отмечавшие в наследнике такие качества, как доброжелательность, общительность, способности к наукам, но с другой стороны, склонность отступать перед трудностями. Александр II стал императором в 36 лет, с вполне сложившейся системой взглядов и имея опыт государственной деятельности. Вступив на престол, император вынужден был пойти по пути реформ.

Файлы: 1 файл

история.docx

— 75.34 Кб (Скачать файл)

     Крестьянская реформа имела огромное историческое значение:

- были созданы условия для широкого развития рыночных отношений, Россия вступила на путь капитализма, за 40 последующих лет страна проделала путь, который многие государства прошли за века;

- неоценимо нравственное значение реформы, которая покончила с крепостным рабством;

- реформа открыла путь преобразованиям в земстве, суде, армии и т. п.

     Но реформа была построена на компромиссах, учитывала интересы помещиков в гораздо большей степени, чем интересы крестьян. Она не до конца искоренила крепостничество, пережитки которого тормозили развитие капитализма. Было очевидно, что борьба крестьян за землю и подлинную свободу будет продолжена.

 

 

    1. РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (ЗЕМСКАЯ И ГОРОДСКАЯ)

 

 

     Отмена крепостного права привела к необходимости проведения буржуазных реформ и в других областях государственной жизни. Самодержавная монархия превращалась в буржуазную монархию.

     В 1864 г. Александр II (по совету либералов) провел земскую реформу Было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бессословные выборные органы местного самоуправления — земства. Они были призваны привлечь к решению местных проблем все слои населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней власти.

     В ведении земств находились вопросы местного значения:

- строительство и содержание дорог на местах;

- открытие школ, больниц, домов престарелых и т. п.;

- оказание продовольственной помощи населению в неурожайные годы;

- оказание агрономической помощи крестьянам;

-  сбор статистических сведений.

     В губерниях и уездах создавались земские собрания, выполнявшие функции распорядительных органов, и земские управы — исполнительные органы. Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на трех избирательных съездах. Избиратели (только мужчины) делились на три курии: уездных землевладельцев (помещики, а также богатые крестьяне-землевладельцы), городских избирателей (городская торговая и промышленная буржуазия) и выборных от сельских обществ (преимущественно крестьяне). В земские собрания избирали гласных (депутатов) от всех сословий; во главе стоял предводитель дворянства. Преобладали в земствах дворяне, гласные от крестьян большой роли не играли. Губернатор контролировал земства и мог отменить любое решение земского собрания или управы.

     Несмотря на то, что сфера деятельности земств была ограниченной, они сыграли позитивную роль в культурной и хозяйственной жизни на местах. Земства улучшили жизнь русской деревни, появились школы, больницы, почты, они помогали в организации местного кредита, дорожном строительстве. Не имея изначально никаких политических функций, они стали играть важную политическую роль, становясь оппозиционной силой бюрократии и самодержавию.

     В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. Были созданы городские думы и городские управы; они ведали в основном хозяйственными вопросами:

-  благоустройство городских улиц, скверов, садов, парков;

- организация местного здравоохранения, открытие больниц-> забота о народном образовании, открытие школ' > открытие магазинов, устройство рынков, базаров;

- содержание полиции, тюрем;

- организация противопожарных мер;

- занятие благотворительностью.

     Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность. Право избирать и быть избранными имели только те жители, которые обладали имущественным цензом, т. е. банкиры, владельцы домов, торгово-промышленных заведений. Основная масса населения была отстранена от участия в городском самоуправлении. Губернатор и министр внутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы. В общественном движении городские думы участвовали слабо, так как купечество и фабриканты мало интересовались политикой.

 

 

    1. СУДЕБНАЯ И ВОЕННАЯ РЕФОРМЫ

 

 

     По настоянию общественности в 1864 г. правительство провело судебную реформу, которую разрабатывали прогрессивные юристы. До реформы суд в России был сословный, тайный, без участия сторон, широко применялись телесные наказания. Суд зависел от администрации и полиции.

     В 1864г. Россия получила новый суд, основанный на принципах буржуазного права. Это был бессословный, гласный, состязательный, независимый суд, предусматривалась выборность некоторых судебных органов. Новое судопроизводство означало:

- одни и те же суды рассматривали дела всех граждан, независимо от того, к какому сословию они принадлежали;

- суд проходил открыто, отчеты о процессе могли печататься в газетах;

- вводился состязательный процесс: прокурор поддерживал обвинение, а защиту осуществлял адвокат;

- присяжные заседатели, выбиравшиеся от всех сословий (кроме рабочих и прислуги), — 12 человек определяли виновность или невиновность подсудимого;

- меру наказания определяли судья и два члена суда, а к смертной казни могли приговорить только специальные органы (военный суд или Сенат);

- судьи назначались правительством, но уволить их можно было только по суду — это важнейший принцип судебного устройства, принцип несменяемости судей.

     Были учреждены две системы судов:

- мировые — суды, которые рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела с иском до 500 рублей, они создавались в городах и уездах, мировые судьи утверждались Сенатом;

- общие — окружные суды, создававшиеся обычно в пределах губерний, и судебные палаты, объединявшие несколько судебных округов. Окружной суд назначался императором и решал сложные уголовные и гражданские дела. Судебная палата разбирала апелляции, должностные преступления чиновников и политические дела. Если решение принималось с участием присяжных заседателей, то оно считалось окончательным. Если без них — то оно могло быть обжаловано в судебной палате. Высшей инстанцией являлся Сенат. Он рассматривал апелляции на решения окружных судов и судебных палат, принятые с участием присяжных заседателей, если эти решения нарушали законный порядок судопроизводства.

     Судебная реформа была наиболее последовательной и прогрессивной из всех реформ этого периода. Большую популярность в обществе получили выдающийся русский юрист А. Ф. Кони, специалист по уголовному праву Н. С. Таганцев, адвокаты Ф. Н. Плевако, В. Д. Маклаков. Неоднократно судьи оправдывали подсудимых даже по политическим делам. Правда, оставались отдельные суды для духовенства, военных и высших чиновников. Но вскоре народных судей и следователей стали отстранять от ведения политических дел, следствие по ним все чаще переходит к жандармским органам.

     Поражение России в Крымской войне показало, что необходимо реконструировать всю военную систему. Комиссия «для улучшения военного дела» была создана еще в ходе войны. Однако к преобразованиям на деле приступили лишь в 1861 г., когда военным министром стал Д. А. Милютин, высокообразованный и прогрессивный деятель. Военная реформа проводилась до 1874 г.

     Милютин исходил из принципиального положения о необходимости сокращения армии в мирное время и ее значительного увеличения во время войны за счет обученных резервов. Были реформированы военно-учебные заведения. Для всех сословий были открыты военные гимназии и юнкерские училища для подготовки младших офицеров, созданы Военная юридическая и Морская академии.

     В результате реформы были отменены рекрутские наборы и введена всеобщая воинская повинность. Ее отбывали все мужчины без различия сословий, достигшие 20 лет, годные к службе по здоровью. Срок службы в армии был значительно сокращен: вместо 25 лет в пехоте — 6 лет, во флоте — 7 лет. От военной службы освобождались: единственный сын, единственный кормилец в семье, призывник, у которого старший брат служит или отслужил в армии, а также народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири. Для имеющих высшее образование служба составляла полгода, для выпускников гимназий — полтора года, для окончивших городскую школу — до трех лет, для получивших начальное образование — до четырех лет.

     Была изменена система военного управления: в России вводилось 15 военных округов, управление которых подчинялось лишь военному министру. Были отменены телесные наказания, улучшено питание, переоборудованы казармы, солдат стали обучать грамоте. Происходило перевооружение русской армии. В результате военной реформы Россия получила массовую армию современного типа.

    

 

    1. РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕЧАТИ

 

 

     Реформы коснулись и системы образования, так как жизнь требовала все большего числа образованных людей. В 1858 г. были созданы женские гимназии, а в 70-х годах стали появляться организованные на частные средства высшие женские курсы с университетской программой. В конце 70-х годов женщин стали допускать в университеты в качестве вольных слушательниц, но поступать туда им было запрещено. 
     В июне 1864 г. был принят новый университетский устав, восстановивший университетскую автономию, предоставлявший университетам широкую свободу и самоуправление. Летом 1864 г. введен «Устав гимназий и прогимназий». 
     В 1864 г. началась реформа образования. Наряду с государственными и церковно-приходскими училищами создавались земские и воскресные училища, качество обучения в которых было выше. Гимназии в ноябре 1864 г. были разделены па классические и реальные с 7-летним сроком обучения. Туда имели доступ лица всех сословий и вероисповеданий, но за высокую плату. Создавались прогимназии, где проходили 4-летний курс гимназии.

     В классических гимназиях делался упор на гуманитарные предметы (в том числе древние языки) и велась подготовка к поступлению в университет. В реальных гимназиях главными были точные и естественные предметы. Их выпускники могли поступать лишь в технические вузы.

     В 1866 г. либеральный министр просвещения А. В. Головнин был сменен консерватором Д. А. Толстым, который считал, что изучение естественных наук ведет к «нигилизму». Он превратил реальные гимназии в реальные училища с 6-летним сроком обучения, а в классических увеличил срок обучения до 8 лет. «Положение о начальных народных училищах» (1874) усилило контроль властей над земскими школами.

     В 1865 г. согласно реформе печати была значительно смягчена цензура, обществу предоставили право обсуждения политических событий.

 

    1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

 

 

     Основными задачами внешней политики России в этот период было освобождение от условий Парижского мирного договора (1856 г.), подписанного по итогам Крымской войны. Кроме того, важными направлениями оставались балканское, кавказское и среднеазиатское направления.

     Летом 1870 г. российское правительство решило воспользоваться ослаблением Франции и разорвало кабальный Парижский договор. Пруссия поддержала Россию, и в результате возник «Союз трех императоров» (Россия, Пруссия, Австрия).

     Балканская проблема была связана с активизацией освободительных движений славянских народов, закабаленных Османской империей. Россия, претендовавшая на территории, охваченные восстаниями (Герцеговина, Босния, Болгария), пыталась вынудить Турцию дать этим народам конституцию. В июле 1876 г. Сербия и Черногория объявили Турции войну, что вызвало в России подъем панславизма (идеи политического объединения всех славян). В апреле 1877 г. Россия решает воспользоваться волнениями на Балканах, чтобы начать с Турцией войну. Исход русско-турецкой войны (1877-1878) решили победы русских войск в сражениях под Плевной и на Шипкинском перевале. В результате в феврале 1878 г . был заключен Сан-Стефанский мирный договор, по которому Сербия, Черногория и Румыния получали независимость, Болгария становилась автономным княжеством под двухлетним протекторатом России. Кроме того, к России отходила Южная Бессарабия, а на Кавказе - Батум и Каре. Этот договор вызвал протесты ведущих европейских стран, которые тоже претендовали на эти территории. В июле 1878 г. был подписан Берлинский трактат, перечеркнувший Сан-Стефанский договор.

     На среднеазиатском направлении Россия действовала более решительно. В 60-х гг. XIX в. был захвачен Ташкент, в 1867 г. здесь создается Туркестанское генерал-губернаторство. В 1868 г. завоеван Бухарский эмират. В 1873 г. - Хивинское ханство, а в 1876 г. - Кокандское ханство. До 1864 г. продолжалась Кавказская война (1817-1864) в ходе которой были присоединены территории народов Дагестана, Чечни, Адыгеи.

 

 

    1. РЕФОРМА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

 

 

     Проведение выкупной операции в ходе крестьянской реформы, инвестиции в промышленность и транспорт требовали больших расходов. Дефицит покрывался иностранными займами, повышением подушной подати, выпуском дополнительных казначейских билетов, что сказывалось на курсе рубля.

     В 1862 г. началась реформа финансовой системы. Отныне сметы ведомств должны были проходить через министерство финансов и Государственный совет, вводилась публикация бюджета, а с 1864 г. независимый от администрации Государственный контроль должен был следить за правильностью выделения и расходования бюджетных средств (с 1868 г. началась публикация отчетов этого органа о выполнении бюджета). Финансовая отчетность на местах стала проверяться учрежденными для этого контрольными палатами.

Информация о работе Реформы Александра II