Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 22:00, курсовая работа
Цель исследования: целью данной работы является раскрытие сущности, основных принципов и хронологии военных реформ Петра I.
Задачи исследования: изучить истоки и начало военной реформы, рассмотреть развитие и основные этапы реформы, раскрыть сущность и результаты военной реформы Петра I.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.Предпосылки военных реформ……………………………………….5
1.1.Необходимость военных реформ в России……………………………….....6
1.2.Рекрутский набор, создание военной коллегии……………………………..9
ГЛАВА 2.Реформа армии и флота……………………………………………...15
2.1.Управление армией………………………………………………………….22
2.2.Управление флотом………………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………......41
В основе тактического обучения войск Петра лежали не только одни чисто технические приёмы, но и воспитание ответственности, инициативы, сознательной дисциплины, то есть всего того, без чего не может существовать армия.
Особое значение в этих условиях приобретали воинские уставы, регламенты – одним словом, кодекс военного права. Пётр уделял их составлениям много внимания, введя в них основу жизни армии, да и всего общества. На смену «Учению и хитрости ратного строю» Алексея Михайловича в начале XVIII века пришли новые уставы: «Строевое положение», «Учреждение к бою» и др.22
В 1716 году был издан знаменитый «Устав воинский», которым определялись не только организация и устройство армии, обязанности военнослужащих, основы строевой и полевой службы, но и военно-уголовные, административные законы.
Петр оставил после себя военную организацию, доказавшую свои блестящие боевые качества и составляющую одну из бесспорных и славных заслуг преобразователя. Важное значение для организации армии имел табель о рангах, но он имел значение и для штатских организаций. Этот законодательный акт определил порядок прохождения службы, как военных, так и штатских чиновников. Табель предусматривал постепенное продвижение вверх по служебной лестнице, но не исключал возможности обратного движения.
Табель был объявлен 24 января 1722года. Указ о табеле не допускал каких-либо нарушений в порядке прохождения службы.
Главное внимание теперь царь уделил постройке флота в Воронеже.
Пётр не мыслил без флота могущества своего государства, не представлял без кораблей своей жизни. Создание флота было для него первейшим долгом после создания армии, естественным продолжением дела, некогда начатого его отцом, царём Алексеем Михайловичем, при котором в Дединове на Оке был спущен первый русский корабль «Орёл»
И к весне 1696 года там было построено 2 фрегата, 4 брандера, 2 гальета, 23 галеры и до 1.000 речных барок. В мае 1696 года. Петр начал второй азовский поход. Во главе 70-тысячной сухопутной армии стоял Шеин, а во главе флота – Лефорт. 19 мая армия Шеина прибыла к Азову. Русский флот блокировал город с моря. Начался штурм. 18 июля Азов сдался. Начавшаяся реформа армии дала первые блестящие результаты. Петр I еще раз убедился в правильности выбранного пути.
Значение азовской виктории заключалось даже не столько в самом взятии Азова, сколько в том, что новый подход Петра I к армии и флоту доказал на практике свою верность.23
2.1.Управление армией
До взятия Азова петровские нововведения в армии не были всеобщими, не касались всей армии в целом. И только с 1698-1699 гг. непосредственно начинается всеобъемлющая полномасштабная военная реформа.
Стрельцы участвовали в обоих петровских походах на Азов. В первом походе – 12 стрелецких полков, во втором – 13 полков. В походах стрельцы участвовали и раньше, но тогда дело ограничивалось летними месяцами, а на зиму они возвращались в Москву к привычным занятиям торговлей и промыслами. После взятия Азова в крепости были оставлены 6 солдатских и 4 стрелецких полка. Общая численность стрельцов: 2659 урядников и рядовых, 8 полковников и подполковников и 30 капитанов. На них возлагались обязанности не только отражать возможные попытки османов вернуть крепость, но и восстановить ее бастионы и построить новые.
Летом 1697 года стрельцам, перезимовавшим в Азове, было велено идти к Москве. Но уже в пути случилось новое распоряжение: полкам надлежало отправиться на польскую границу – в Великие Луки. Вместо встречи с семьями предстояли новые испытания – жить в малонаселенной местности, терпеть голод и нужду. «А в Луцком уезде для прокормления хлеба по миру многие просились, и нас не отпускали; а которые наша братья ходили кормиться именем Христовым, и те от нас многие батоги биты перед Разрядом», - писали челобитчики-стрельцы в июне 1698 года.
Среди стрельцов разносятся слухи о том, что их навсегда вывезли из Москвы и что стрелецкому войску грозит гибель. Виновниками своих бед стрельцы считают бояр и иностранцев (Петр I в это время в составе «Великого посольства» был в Европе). Стрельцы самовольно идут в Москву. Но по дороге их встретили и разбили регулярные войска под командованием Шеина, Гордона, Кольцова-Мосальского (всего 3700 ратников и 25 пушек). После этого Шеин проводит расследование и казнит 722 бунтовщика. Потом в Москву вернулся Петр, было казнено еще более 1.000 стрельцов. Жизнь сохранили только стрельцам в возрасте от 14 до 20 лет – их били кнутом.
Этот последний стрелецкий бунт еще больше усилил настоящую ненависть и страх Петра к стрельцам. Поэтому царь решает раз и навсегда уничтожить «воров и изменников и крестопреступников и бунтовщиков». Всего за участие в бунте было казнено более 1.700 стрельцов, остальных разослали по разным городам и записали в другие полки.
Таким образом, некогда знаменитое имя стрельцов жило еще около трех лет.А позже и верные царю стрелецкие полки получили новые названия. Стрелецкое войско прекратило существовать.
Вместо него в конце 1699 года были сформированы сначала 2 дивизии – А. Головина и Вейде (состоявшие из 18 пехотных и 2 драгунских полков). Позже создали еще 1 дивизию – под командованием Никиты Репнина. На укомплектования этих дивизий были направлены офицеры и солдаты расформированных рот полков нового строя (в основном 1-го и 2-го Московских выборных полков). Они составили костяк создаваемых дивизий. Остальная часть солдат пополнялась путем набора даточных людей (с 1705 года их стали называть «рекрутами»).
Сам уклад жизни стрельцов, склонных более преуспевать в хозяйских заботах, нежели в военных, способствовал выполнению ими полицейских функций в столице. Но даже в качестве полицейской силы стрельцы показали себя ненадежными – потому что превратились в орудие дворцовых интриг. Именно поэтому замена стрелецких полков новыми военными частями представлялась Петру I мерой неотложной. Стрелецкий бунт 1698 года только ускорил «раскасование» стрелецких полков и их замену. В это же надо понимать, что стрельцы принимали незначительное участие в активных военных действиях (А.В. Чернов, изучавший вооруженные силы России XVII века, считал: «в походах участвовало 5-10% всех стрельцов, которые составляли от 4 до 12% общей численности войска») и их расформирование вряд ли ослабило обороноспособность страны.24
Военное обучение Петр I возложил на А. Головина и Адама Вейде. Обучение офицеров и солдат проводилось уже не по ратному обычаю (как в XVII веке), а по «артикулу», по единому строевому уставу. Таким уставом было составленное А. Головиным «Строевое положение 1699 года». Позже оно было дополнено «Учением для гренадеров», которое уже под названием «Краткое обыкновенное учение и т.д.» служило официальным строевым уставом до 1716 года. Так была сделана первая попытка создания единых строевых правил:
во-первых, были введены две категории обучения – для старослужащих и новобранцев;
во-вторых, было значительно уменьшено количество перестроений и ружейных приемов;
в-третьих, были выработаны простые, четкие команды и доходчивый командный язык.
В 1699-1700 гг. А.Головиным и Вейде, по поручению Петра, были составлены еще два уставных документа: «Ротные пехотные чины» и «Статьи воинские, как надлежит солдату в житии себя держать, в строю и учении как обходиться».
«Ротные чины» отражали идею, несвойственную многим западноевропейским вербовочным армиям, а именно: офицер должен «о солдатах иметь не малое попечение». Одновременно они требовали от офицера, чтобы он во всем был примером для солдат, «доброго жития и смелого сердца», «себя при знамени дать в части изрубить, нежели знамя оставить, потому что вся рота по нем поступает». «Ротные чины» требовали также от офицеров всех рангов строгой дисциплины и беспрекословного подчинения независимо от знатности происхождения.
«Статьи воинские» коротко и ясно формулировали основные требования к солдату. Главное требование – «служить с прилежанием». Дисциплинарные взыскания, устанавливаемые статьями, предусматривали не только физические, но и моральные меры воздействия на солдат.
Этот первый русский строевой устав и положения, регламентировавшие внутреннюю жизнь армии, в ходе войны против шведов были дополнены тактическими указаниями.
Соответственно с изменением стратегии и тактики была изменена и концепция подготовки войск к боевым действиям. Рекрутов сразу же начинали обучать ратному делу, стремясь превратить вооруженные толпы в воинские подразделения, легко управляемые и дисциплинированные. На смену прежним смотрам раз в год и редким учебным стрельбам приходит постоянная подготовка, ориентированная на активное ведение боевых действий.25
Большое значение придавалось воспитанию в армии войскового товарищества и поддержанию твердой дисциплины. «Всякий начальный человек и солдат должен и обязан быть имеет товарища своего от неприятеля выручать, пушечный снаряд оборонять и прапорец и знамя свое, елико возможно, боронить так, коль ему люб живот и честь его», - говорится в «Воинских статьях». Особо указывалось на строгое соблюдение дисциплины. Солдаты должны беспрекословно исполнять приказы офицеров. Дисциплина поддерживалась очень сурово: мучительные наказания – шпицрутены (гнали сквозь строй и били); отрезание ушей и носа; каторга.
В регулярной армии Петра I служба стала пожизненной. Отставка давалась только больным и увечным. Военная служба тяжким бременем легла на население и уклонение от нее было обычным явлением. Можно считать, что десятая часть рекрутов постоянно была в бегах. Был случай, когда от 23.000 драгун через несколько месяцев осталось только 8.000, остальные – разбежались.
На «станциях» постоянно находилось от 500 до 1.000 рекрутов. Молодые солдаты поступали под начальство капралов, ефрейторов или старослужащих. Многие раненые офицеры посылались властями на рекрутские «станции», где они передавали молодым солдатам свой боевой опыт. Занятия по Уставу позволяли достичь единообразного обучения солдат.
Со временем «станции» стали своеобразными центрами подготовки резерва для действующей армии. Они вооружались оружием, которое было и в регулярной армии (так указ от 22 марта 1711 года говорит о сборе на «станциях» 25.000 рекрутов, о вооружении их и обучении строевой службе). Рекрутов, прошедших предварительную подготовку, направляли на пополнение существующих полков и формирование новых.
Петровская система подготовки солдат устанавливала принцип последовательности и наглядности в обучении. Инструкция «Учреждении к бою» требует раздельного обучения новобранцев и старослужащих. Молодой солдат должен был уметь зарядить ружье и произвести выстрел в 12 темпов; а старослужащий солдат «когда гораздо знати станет…» этот же прием проделывал в 3 темпа.
Устав 1716 года требовал беспощадно наказывать за воинские проступки во время боя, но в то же время запрещал бить солдат за незнание строевых артикулов (приемов). Петр предписывал исправлять ошибки наглядным примером, а не битьем.
Обучение проходило в условиях, близких к бою, в поле и обязательно офицерами, причем процесс обучения солдат являлся одновременно проверкой подготовки самого офицера. За незнание своего дела предписывалось снижать в должности.
К офицерам предъявлялись высокие требования. По Уставу офицер был носителем воинской чести. Личная храбрость должна была быть обязательным свойством офицера. Боевой опыт необходимо было дополнять регулярным изучением военного дела. Пехотный офицер должен знать не только Строевую службу, но и артиллерию и фортификацию.
Петр понимал важность знания военных наук и всегда отдавал предпочтение тем, кто имел военное образование. Поэтому вместе с армией создаются первые военные школы для подготовки офицеров.
В 1700 году при бомбардирской роте Преображенского полка была учреждена первая военная школа. Будущие офицеры-артиллеристы обучались начальной математике, артиллерии, правилам стрельбы, фортификации (причем теория стрельбы дополнялась практическими занятиями).
В январе 1701 года в Москве основана школа «математических и навигационных наук». В 1712 году открылась первая русская военно-инженерная школа, а в 1715 году военно-морская академия в Петербурге.
Петр I успешно провел преобразование всей армии. Регулярное войско получило четкую систему организации, которая была закреплена Воинским Уставом 1716 года. Армия Государства Российского состояла из трех родов войск:
· Пехота,
· Кавалерия,
· Артиллерия,
· Флот.
Пехота – главный род войск. Она делилась на гвардейскую, гренадерскую и линейную.
Первоначально пехотный полк состоял из 10 фузилерных (стрелковых) рот, сведенных в 2 батальона.
В 1704 году в штат пехотного полка была введена 1 гренадерская рота, а количество обычных фузилерных рот уменьшили до 8.
В 1708 году гренадерские роты вывели из состава линейных пехотных полков и свели в отдельные гренадерские полки.
По штатам 1711 года пехотные полки состояли из 1 гренадерской и 7 фузилерных рот, сведенных в 2 батальона. Численность полка была постоянной в мирное и военное время.
Гренадерские полки были созданы накануне решающих полтавских сражений. Они обладали большой ударной силой (которая определялась тем, что каждый гренадер был вооружен не только ружьем и штыком, но и ручными гранатами, а некоторые – и ручными мортирками). Основной боевой единицей пехоты был полк. Он состоял из 2 батальонов. В каждом батальоне – по 4 роты. В каждой роте – по 4 плутонга (взвода). Полком командовал полковник (в заместителях у него был подполковник), батальоном командовал майор, ротой – капитан, а плутонгом – капрал. Помощники капитана: капитан-поручик (штабс-капитан), поручик и прапорщик (он же был и знаменосцем).26