Реформы Екатерины II и их результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:48, реферат

Описание работы

Глобальная екатерининская политика имела вполне определённую политическую программу, основанную, с одной стороны, на идеях просвещения и, с другой, учитывавшую особенности исторического развития России. Именно это заставляло признать в ней первостепенного исторического деятеля, в первую очередь, потому что Екатерина II серьёзно задумалась над приведением в действие реформы российских законов.

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ.docx

— 60.12 Кб (Скачать файл)

     СОЦИАЛЬНЫЕ  ПРЕОБРАЗОВАНИЯ 

     В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе. Активно стали открываться училища. При Екатерине началось системное развитие женского образования, в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. 11 октября 1783 года основана Российская академия.

     В губерниях были приказы общественного призрения. В Москве и Петербурге — Воспитательные дома для беспризорных детей, где они получали образование и воспитание. Для помощи вдовам была создана Вдовья казна.

     Введено обязательное оспопрививание, причём Екатерина первой сделала такую  прививку. При Екатерине II борьба с  эпидемиями в России стала приобретать характер государственных мероприятий, непосредственно входивших в круг обязанностей императорского Совета, Сената. По указу Екатерины были созданы форпосты, размещённые не только на границах, но и на дорогах, ведущих в центр России. Был создан «Устав пограничных и портовых карантинов».

     Развивались новые для России направления  медицины: были открыты больницы для лечения сифилиса, психиатрические больницы и приюты. Издан ряд фундаментальных трудов по вопросам медицины. 
 
 
 

«ГРАМОТЫ» 

     21 апреля 1785 года были изданы две грамоты: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства» и «Жалованная грамота городам». Императрица назвала их венцом своей деятельности.

     Обе грамоты вводили сословия в западном смысле слова с правами, обязанностями и привилегиями.

     Жалованная  грамота дворянству:

  • Подтверждались уже существующие права.
  • дворянство освобождалось от подушной подати
  • от расквартирования войсковых частей и команд
  • от телесных наказаний
  • от обязательной службы
  • подтверждено право неограниченного распоряжения имением
  • право владеть домами в городах
  • право заводить в имениях предприятия и заниматься торговлей
  • право собственности на недра земли
  • право иметь свои сословные учреждения
    • изменилось наименование 1-ого сословия: не «дворянство», а «благородное дворянство».
    • запрещалось производить конфискацию имений дворян за уголовные преступления; имения надлежало передавать законным наследникам.
    • дворяне имеют исключительное право собственности на землю, но в «Грамоте» не говорится ни слова о монопольном праве иметь крепостных.
    • украинские старшины уравнивались в правах с русскими дворянами.
      • дворянин, не имевший офицерского чина, лишался избирательного права.
      • занимать выборные должности могли только дворяне, чей доход от имений превышает 100 руб.

     Грамота на права и выгоды городам Российской империи:

  • подтверждено право верхушки купечества не платить подушной подати.
  • замена рекрутской повинности денежным взносом.

     Разделение  городского населения на 6 разрядов:

  1. «настоящие городские обыватели» — домовладельцы («Настоящие городские обыватели суть те, кои в этом городе дом или иное строение или место или землю имеют»)
  2. купцы всех трёх гильдий (низший размер капитала для купцов 3-й гильдии — 1000 руб.)
  3. ремесленники, записанные в цехи.
  4. иностранные и иногородние купцы.
  5. именитые граждане — купцы располагавшие капиталом свыше 50 тыс. руб., богатые банкиры (не менее 100 тыс. руб.), а также городская интеллигенция: архитекторы, живописцы, композиторы, учёные.
  6. посадские, которые «промыслом, рукоделием и работою кормятся» (не имеющие недвижимой собственности в городе).

     Представителей 3-его и 6-ого разрядов называли «мещанами» (слово пришло из польского языка  через Украину и Белоруссию, обозначало первоначально «жителя города» или «горожанина», от слова «место» — город и «местечко» — городок).

     Купцы 1 и 2-й гильдии и именитые граждане были освобождены от телесных наказаний. Представителям 3-его поколения именитых граждан разрешалось возбуждать ходатайство о присвоении дворянства. 

     РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 

     К важным результатам деятельности правительства "просвещённого абсолютизма" относятся меры, предпринятые Екатериной II относительно народного образования. С Петра I образование в России носило практический характер - усвоение знаний для потребностей деятельной службы государству и непосредственно для применения в жизни, быту. Екатерина II в своём "Наказе" первая заговорила о воспитательном значении образования и стала затем заботиться об учреждении различных воспитательных заведений. Для того чтобы воспитать русское общество, Екатерина лучшим средством считала "произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу или новых отцов и матерей", нравственно совершенных. Эта "порода людей" должна была вырасти в воспитательных училищах под надзором опытных педагогов, в полном разобщении с семьёй и обществом. Таким воспитательным училищем являлся, в первую очередь, воспитательный дом в Москве И. И. Бецкого.

     Большой шаг вперёд делает русская наука. В 1783 году была основана особая Российская академия для изучения языка и  литературы. Существовавшая с петровских времён Академия наук за 1768-1774 годы провела пять географических экспедиций, которые внесли ценный вклад в изучение географии страны. Академия наук начала публикацию русских летописей, вышли в свет двадцать пять томов древних русских документов. В 1765 году возникает Вольное экономическое общество, предназначенное для популяризации передовых агрономических знаний и содействия помещичьему рационализаторству.

     Книга, журнал, газета становятся элементом  повседневного быта всё большего числа людей. В Петербурге была открыта первая в России публичная библиотека. Книготорговцы начинают открывать при лавках платные библиотеки. К концу 80-х годов существовало пятнадцать государственных библиотек, растёт число частных книжных собраний.

     Развитие  шло и в русской литературе. Во второй трети XVIII века в России складывается первое литературное направление - классицизм. Российский классицизм формировался, с одной стороны, под влиянием всеобъемлющих преобразований первой четверти XVIII века, а с другой - идеологии европейского Просвещения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ИТОГИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 

     Екатерина II показала себя мудрым и энергичным монархом. Ее правление характеризовалось агрессивной внешней политикой и внутренними реформами в духе французского Просвещения. Она переписывалась с Вольтером и другими просветителями, по ее приглашению в России побывал Дидро.

     Екатерина уделяла большое внимание строительству  в городах, особенно в Санкт-Петербурге, стремясь придать столице парадный вид. Благодаря ей город украсился лучшими образцами русского классицизма. Императрица увлекалась литературой – ее перу принадлежат многочисленные беллетристические, драматургические, публицистические, научно-популярные сочинения, мемуары.

     Екатерина провела две успешные войны против османских турок, в результате которых Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Она приняла под российское подданство Восточную Грузию. Возглавив союз России с Австрией и Пруссией, Екатерина участвовала и в трех разделах Польши, в результате которых Россия не только вернула западнорусские земли, утраченные в XIII веке, но и захватила исконные польские земли.

     В период ее правления территория России увеличилась весьма существенно: из 50 губерний 11 были приобретены в годы ее царствования. Население страны увеличилось почти вдвое, а государственный бюджет – вчетверо. При ней были построены 144 новых города (более 4 городов в год на протяжении всего царствования). Было издано более 200 законодательных актов. В Россию хлынул поток эмигрантов из Европы. Почти вдвое увеличилась армия, количество кораблей российского флота выросло с 20 до 67 линейных кораблей, не считая других судов. Армией и флотом было одержано 78 блестящих побед, упрочивших международный авторитет России. 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Тридцатичетырёхлетнее царствование Екатерины Великой  оставило яркий след в истории России. Её правление выделяют неординарность личности императрицы, её выдающиеся качества государственного деятеля и величие ею содеянного: если Пётр Великий утвердился на берегах Балтики, то Екатерина Великая - на берегах Чёрного моря, раздвинув границы на юг и включив в состав империи Крымский полуостров. Екатерина II поняла и счастливо закончила то, чего не успел закончить Пётр I. Многие мероприятия, да и сам дух правления Екатерины II носили либеральный характер, в котором отражались как её личные качества, так и стремление своей реформаторской активностью укрепить могущество России.

     Слова «Россия» и «русские» произносились  с большим уважением прежде всего императрицей, всю жизнь стремившейся доказать исключительность народа, которым она руководила волею судьбы. В стремлении угадывать желание подданных у Екатерины нет аналогов в русской истории. Ни до, ни после нее не было в России реформатора, который бы так отчетливо понимал важность обратной связи между верхами и низами общества.

     Но  даже при своем некотором тщеславии, она никогда не преувеличивала свое значение в истории страны: «Что бы я ни делала для России, это будет капля в море!» – писала она. Люди, близко знавшие Екатерину, отмечали ее привлекательную внешность не только в молодости, но и в зрелые годы, ее исключительно приветливый вид, простоту в обращении и деликатность. Ее правилом, по свидетельству графа Сегюра, было «хвалить вслух, а бранить потихоньку».

     Но  лучше всего о себе сказала  сама Екатерина в эпитафии, которую  задолго до смерти написала для своего будущего надгробия: «Здесь покоится Екатерина II. Она прибыла в Россию в 1744 г., чтобы выйти замуж за Петра III. В 14 лет она приняла троякое решение: понравиться своему супругу, Елизавете и народу. Она не упустила ничего, чтобы добиться в этом отношении успеха. 18 лет, исполненных скуки и одиночества, побудили ее прочесть много книг. Взойдя на российский престол, она приложила все старания к тому, чтобы дать своим подданным счастье, свободу и материальное благополучие. Она легко прощала и никого не ненавидела. Она была снисходительна, любила жизнь, отличалась веселостью нрава, была истинной республиканкой по своим убеждениям и обладала добрым сердцем. Она имела друзей. Работа давалась ей легко. Ей нравились светские развлечения и искусства». 
 

Информация о работе Реформы Екатерины II и их результаты