Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:48, реферат
Глобальная екатерининская политика имела вполне определённую политическую программу, основанную, с одной стороны, на идеях просвещения и, с другой, учитывавшую особенности исторического развития России. Именно это заставляло признать в ней первостепенного исторического деятеля, в первую очередь, потому что Екатерина II серьёзно задумалась над приведением в действие реформы российских законов.
СОЦИАЛЬНЫЕ
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе. Активно стали открываться училища. При Екатерине началось системное развитие женского образования, в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. 11 октября 1783 года основана Российская академия.
В губерниях были приказы общественного призрения. В Москве и Петербурге — Воспитательные дома для беспризорных детей, где они получали образование и воспитание. Для помощи вдовам была создана Вдовья казна.
Введено обязательное оспопрививание, причём Екатерина первой сделала такую прививку. При Екатерине II борьба с эпидемиями в России стала приобретать характер государственных мероприятий, непосредственно входивших в круг обязанностей императорского Совета, Сената. По указу Екатерины были созданы форпосты, размещённые не только на границах, но и на дорогах, ведущих в центр России. Был создан «Устав пограничных и портовых карантинов».
Развивались
новые для России направления
медицины: были открыты больницы для
лечения сифилиса, психиатрические больницы
и приюты. Издан ряд фундаментальных трудов
по вопросам медицины.
«ГРАМОТЫ»
21 апреля 1785 года были изданы две грамоты: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства» и «Жалованная грамота городам». Императрица назвала их венцом своей деятельности.
Обе грамоты вводили сословия в западном смысле слова с правами, обязанностями и привилегиями.
Жалованная грамота дворянству:
Грамота на права и выгоды городам Российской империи:
Разделение городского населения на 6 разрядов:
Представителей 3-его и 6-ого разрядов называли «мещанами» (слово пришло из польского языка через Украину и Белоруссию, обозначало первоначально «жителя города» или «горожанина», от слова «место» — город и «местечко» — городок).
Купцы
1 и 2-й гильдии и именитые граждане
были освобождены от телесных наказаний.
Представителям 3-его поколения именитых
граждан разрешалось возбуждать ходатайство
о присвоении дворянства.
РЕФОРМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ
К важным результатам деятельности правительства "просвещённого абсолютизма" относятся меры, предпринятые Екатериной II относительно народного образования. С Петра I образование в России носило практический характер - усвоение знаний для потребностей деятельной службы государству и непосредственно для применения в жизни, быту. Екатерина II в своём "Наказе" первая заговорила о воспитательном значении образования и стала затем заботиться об учреждении различных воспитательных заведений. Для того чтобы воспитать русское общество, Екатерина лучшим средством считала "произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу или новых отцов и матерей", нравственно совершенных. Эта "порода людей" должна была вырасти в воспитательных училищах под надзором опытных педагогов, в полном разобщении с семьёй и обществом. Таким воспитательным училищем являлся, в первую очередь, воспитательный дом в Москве И. И. Бецкого.
Большой шаг вперёд делает русская наука. В 1783 году была основана особая Российская академия для изучения языка и литературы. Существовавшая с петровских времён Академия наук за 1768-1774 годы провела пять географических экспедиций, которые внесли ценный вклад в изучение географии страны. Академия наук начала публикацию русских летописей, вышли в свет двадцать пять томов древних русских документов. В 1765 году возникает Вольное экономическое общество, предназначенное для популяризации передовых агрономических знаний и содействия помещичьему рационализаторству.
Книга, журнал, газета становятся элементом повседневного быта всё большего числа людей. В Петербурге была открыта первая в России публичная библиотека. Книготорговцы начинают открывать при лавках платные библиотеки. К концу 80-х годов существовало пятнадцать государственных библиотек, растёт число частных книжных собраний.
Развитие
шло и в русской литературе.
Во второй трети XVIII века в России складывается
первое литературное направление - классицизм.
Российский классицизм формировался,
с одной стороны, под влиянием всеобъемлющих
преобразований первой четверти XVIII века,
а с другой - идеологии европейского Просвещения.
ИТОГИ
ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Екатерина II показала себя мудрым и энергичным монархом. Ее правление характеризовалось агрессивной внешней политикой и внутренними реформами в духе французского Просвещения. Она переписывалась с Вольтером и другими просветителями, по ее приглашению в России побывал Дидро.
Екатерина уделяла большое внимание строительству в городах, особенно в Санкт-Петербурге, стремясь придать столице парадный вид. Благодаря ей город украсился лучшими образцами русского классицизма. Императрица увлекалась литературой – ее перу принадлежат многочисленные беллетристические, драматургические, публицистические, научно-популярные сочинения, мемуары.
Екатерина провела две успешные войны против османских турок, в результате которых Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Она приняла под российское подданство Восточную Грузию. Возглавив союз России с Австрией и Пруссией, Екатерина участвовала и в трех разделах Польши, в результате которых Россия не только вернула западнорусские земли, утраченные в XIII веке, но и захватила исконные польские земли.
В
период ее правления территория России
увеличилась весьма существенно: из
50 губерний 11 были приобретены в годы ее
царствования. Население страны увеличилось
почти вдвое, а государственный бюджет
– вчетверо. При ней были построены 144
новых города (более 4 городов в год на
протяжении всего царствования). Было
издано более 200 законодательных актов.
В Россию хлынул поток эмигрантов из Европы.
Почти вдвое увеличилась армия, количество
кораблей российского флота выросло с
20 до 67 линейных кораблей, не считая других
судов. Армией и флотом было одержано 78
блестящих побед, упрочивших международный
авторитет России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тридцатичетырёхлетнее царствование Екатерины Великой оставило яркий след в истории России. Её правление выделяют неординарность личности императрицы, её выдающиеся качества государственного деятеля и величие ею содеянного: если Пётр Великий утвердился на берегах Балтики, то Екатерина Великая - на берегах Чёрного моря, раздвинув границы на юг и включив в состав империи Крымский полуостров. Екатерина II поняла и счастливо закончила то, чего не успел закончить Пётр I. Многие мероприятия, да и сам дух правления Екатерины II носили либеральный характер, в котором отражались как её личные качества, так и стремление своей реформаторской активностью укрепить могущество России.
Слова «Россия» и «русские» произносились с большим уважением прежде всего императрицей, всю жизнь стремившейся доказать исключительность народа, которым она руководила волею судьбы. В стремлении угадывать желание подданных у Екатерины нет аналогов в русской истории. Ни до, ни после нее не было в России реформатора, который бы так отчетливо понимал важность обратной связи между верхами и низами общества.
Но даже при своем некотором тщеславии, она никогда не преувеличивала свое значение в истории страны: «Что бы я ни делала для России, это будет капля в море!» – писала она. Люди, близко знавшие Екатерину, отмечали ее привлекательную внешность не только в молодости, но и в зрелые годы, ее исключительно приветливый вид, простоту в обращении и деликатность. Ее правилом, по свидетельству графа Сегюра, было «хвалить вслух, а бранить потихоньку».
Но
лучше всего о себе сказала
сама Екатерина в эпитафии, которую
задолго до смерти написала для своего
будущего надгробия: «Здесь покоится Екатерина
II. Она прибыла в Россию в 1744 г., чтобы выйти
замуж за Петра III. В 14 лет она приняла троякое
решение: понравиться своему супругу,
Елизавете и народу. Она не упустила ничего,
чтобы добиться в этом отношении успеха.
18 лет, исполненных скуки и одиночества,
побудили ее прочесть много книг. Взойдя
на российский престол, она приложила
все старания к тому, чтобы дать своим
подданным счастье, свободу и материальное
благополучие. Она легко прощала и никого
не ненавидела. Она была снисходительна,
любила жизнь, отличалась веселостью нрава,
была истинной республиканкой по своим
убеждениям и обладала добрым сердцем.
Она имела друзей. Работа давалась ей легко.
Ей нравились светские развлечения и искусства».