Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 18:14, реферат
При написании реферата по предмету «Истории отечества» я выбрал тему «Реформы Петра Первого». Потому что данная тема показалась мне немало важной, ведь реформы проведенные в России в XVIII в. ,навсегда изменили жизнь России, навсегда вырвав её из боярского управления. Возможно не мгновенно, спустя много лет, но Россия в итоге стала называть себя Европейской страной, и, безусловно, большую роль в этом сыграли реформы Петра первого.
Введение
1. Реформы государственного аппарата при Петре первом
2. Экономические реформы Петра первого
3. Социальная структура Российского общества в период проведения реформ Петра первого
Заключение
Список используемой литературы
Содержание:
Введение
1. Реформы государственного аппарата
при Петре первом
2. Экономические реформы Петра первого
3. Социальная структура Российского общества в период проведения реформ Петра первого
Заключение
Список используемой литературы
Введение
При написании реферата по предмету «Истории
отечества» я выбрал тему «Реформы Петра
Первого». Потому что данная тема
показалась мне немало важной, ведь реформы
проведенные в России в XVIII в. ,навсегда
изменили жизнь России, навсегда вырвав
её из боярского управления. Возможно не
мгновенно, спустя много лет, но Россия
в итоге стала называть себя Европейской
страной, и, безусловно, большую роль
в этом сыграли реформы Петра первого.
В конце XVII в., когда на русском престоле
оказался молодой царь Петр I, наша страна
переживала переломный момент своей истории.
В России, в отличие от основных западноевропейских
стран, почти не было крупных промышленных
предприятий, способных обеспечить страну
оружием, тканями, сельскохозяйственными
орудиями. Она не имела выхода к морям
- ни к Черному, ни к Балтийскому, через
которые могла бы развивать внешнюю торговлю.
Не имела поэтому Россия и собственного
военного флота, который охранял бы ее
рубежи. Сухопутная армия строилась по
устаревшим принципам и состояла главным
образом из дворянского ополчения. Дворяне
неохотно покидали свои поместья для военных
походов, их вооружение и военная выучка
отставала от передовых европейских армий.
Между старым, родовитым боярством и служивыми людьми дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, т. к. они все были феодалами-крепостниками. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств — Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь, были захватить и подчинить себе русские земли.
Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной.
Рассматривая жизнь и деятельность Петра, нельзя забывать о том, что он творил в условиях внутренней и внешней борьбы: внешняя - постоянные военные действия, внутренние - это оппозиция. Недовольное боярство составляло оппозиционные круги, а в дальнейшем к ним примкнул царевич Алексей. Современникам Петра было сложно его понять : царь- плотник, царь - кузнец, царь - солдат, стремившийся вникнуть во все мелочи совершаемого им дела. Образ «помазанника Божия»- царя- батюшки, царивший в сознаниях людей, постоянно вступал в конфликт с реальной фигурой нового царя. Неудивительно, что многие не понимали Петра, его стиля мышления, его идей, зачастую обитавших в другом политическом пространстве.
Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Петр не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах. Петр властно вторгался во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие начал, полученных в наследство.
Реформы Петра начали проводится после нарвского поражения, которое дало мощный толчок проведению реформ, прежде всего, военной.
"Реформы Петра" - этот своего рода феномен экономической, политической и социальной жизни России XVIII в. - всегда вызывали бурные споры в отечественной исторической науке.
Датский ученый Ханс Баггер постарался свести воедино все высказывания по этой проблеме и обнаружил, что одним из самых спорных вопросов был следующий: петровские реформы - эволюция или революция?
И та, и другая точки зрения имели своих сторонников, но истина, как это часто бывает, где-то посередине. Нельзя отрицать тот факт, что предпосылки преобразований времени Петра зрели на протяжении предшествующего столетия. Но нельзя сбрасывать со счетов и такие обстоятельства, как личность самого Петра, влияние затяжной и тяжелой войны (не случайно реформы начинаются с армии и флота). В ходе Северной войны в стране были созданы мощная армия и военно-морской флот, оснащенные передовым для того времени вооружением, артиллерией.
Но все-таки важнейшими являлись реформы государственного аппарата, управления.
1. Реформы государственного аппарата при Петре первом
В России государство к тому времени начинает играть необычайно большую роль во всех сферах жизни, а в идеологии складывается буквально культ абсолютистского государства, В то же время прежний государственный аппарат, содержавший в себе много архаических черт, не справлялся со стоявшими перед ним задачами, государственная машина давала сбои...
22 февраля 1711 г. Петр I учредил Правительствующий
Сенат, заменивший Боярскую Думу.
Сенат, состоявший из 9 членов, был
высшим правительственным
Петр перешел к иным формам контроля над этим органом. Вместо дежурных штаб-офицеров гвардии он назначил при Сенате высшего чиновника - генерал-прокурора.
С 1714 г. возник еще особый институт фискалов, которые должны были бороться со злоупотреблениями чиновников. Фискалы подчинялись только особому лицу, находившемуся при Сенате - генерал-обер-фискалу.
Для контроля за самим Сенатом в 1715 г. был назначен специальный генерал-ревизор. Естественно, что на все эти посты Петр I назначал своих любимцев. Так, генерал-прокурором стал П.И.Ягужинский, генсрал-обер-фискалом Нестеров. Далеко не всегда они оправдывали доверие Петра. Сама формирующаяся бюрократическая система толкала их на путь воровства и взяточничества. Того же Нестерова, который был призван пресекать подобные дела в государстве, самого казнили за взяточничество.
В 1718 г. были ликвидированы старые приказы и взамен их введены коллегии. Было учреждено всего 11 коллегий:
1) Коллегия "чужестранных дел";( Форма новых центральных органов управления была заимствована в Швеции и в Германии. Основой для регламента коллегий послужило шведское законодательство. В 1802 году Коллегия иностранных дел была подчинена созданному Министерству иностранных дел, а в 1832 году упразднена, войдя в состав министерства)
2) Коллегия военных дел; (Учреждена была в 1719 году по примеру иностранных держав для управления военно-сухопутными силами.В ней имелись президент, вице-президент и несколько членов из генералитета. При военной коллегии состояла своя канцелярия. Порядок производства дел определялся генеральным регламентом от 28 февраля 1720 года. Военная коллегия делилась на три экспедиции: а) армейскую, б) гарнизонную и в) артиллерийскую и фортификационную. Сверх того при ней состояли генерал-аудитор, генерал-фискал и обер-аудитор.)
3) Адмиралтейств-коллегия (по военно-морским делам); (Адмиралтейств-коллегия подчинялась Сенату, руководил коллегией президент. В состав присутствия (общего собрания) коллегии входило от пяти до семи флагманов. Делопроизводством коллегии заведовал обер-секретарь, для ведения судебных дел имелся обер-аудитор, правильность ведения дел контролировал прокурор, в штате имелись два фискала для выявления служебных упущений и преступлений. Размещалась в центральной части комплекса зданий Петербургского адмиралтейства)
4) Камер-коллегия (ведавшая сбором государственных доходов); (Центральное учреждение в Российской империи (1718 1801, с перерывами). Ведала государственными доходами, сборами пошлин и недоимок, наблюдала за исполнением натуральных повинностей.)
5) Штатс-коллегия (ведавшая государственными расходами);( государственное учреждение в России 18 в. Штат, президент и вице-президент утверждены в декабре 1717, функции — в декабре 1718. Ш.-к. к. ведала государственными расходами, по указанию Сената выделяла определённые суммы правительственными учреждениям и должностным лицам. В ноябре 1723 преобразована в сенатскую контору (Штатс-контора Сената), в 1726—30 подчинялась Камер-коллегии (См. Камер-коллегия), в июле 1730 восстановлена как самостоятельная коллегия. В октябре 1780 упразднена, её функции переданы учрежденным в Петербурге и Москве казначействам, частично — губернским казённым палатам и уездным казначействам.)
6)Ревизион-коллегия;
7) Берг-коллсгия (ведавшая горной промышленностью)
8) Мануфактур-коллегия (ведавшая
всей остальной
9) Коммерц-коллегия (ведавшая торговлей).
Несколько позднее были учреждены Вотчинная коллегия, которая ведала делами Поместного приказа, и Юстиц-коллегия. На смену прежнему, весьма хаотичному приказному управлению, пришли новые центральные учреждения отраслевого типа. Во главе каждой коллегии стоял президент, при нем вице-президент, несколько коллежских советников и асессоров. В каждой коллегии была канцелярия во главе с коллежским асессором и архивариусом. Большое значение имела личная канцелярия Петра, которая называлась "Кабинетом".
Ломке было подвергнуто и все областное управление. В 1708 г. вся страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Санкт-Петербургскую
Киевскую, Смоленскую, Архангельскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Позднее были образованы еще три новые губернии: Нижегородская, Астраханская и Рижская, а Смоленская бьтла расформирована.
Во главе губернии стоял губернатор с весьма широкими полномочиями. У губернатора был свой штат помощников. В 1713 г. была сделана попытка создать при губернаторе "консилиум" (совет) нз местных дворян. В 1719 г. областная реформа получила дальнейшее свое развитие: основной административной единицей на местах стала провинция. Всего было образовано 50 провинций.
Во главе каждой из провинций стоял воевода, оказавшийся в зависимости от губернатора. Каждая провинция в свою очередь разделялась на дистрикты. Во главе каждого дистрикта находился комиссар из состава местного дворянства. Одной из мер укрепления государственнзй власти на местах была система расквартирования войск. Полковой дистрикт имел большое значение как военно-полицейская административная единица.
В результате реформ государственного аппарата и власти на местах в России было создано государство, которое в исторической литературе было удачно названо "регулярным государством". Это было абсолютистское бюрократическое государство, пронизанное слежкой и шпионажем. Естественно, что в таком государстве демократические традиции, никогда не умиравшие в России, оказались в очень неблагоприятных обстоятельствах. Они продолжали жить в повседневном быте крестьянской общины, казацкой вольнице. Но демократия все больше приносилась в жертву грубому авторитарному правлению, сопровождавшемуся необычайным ростом роли личности в российской истории. Одним из внешних проявлений этого было принятие русским царем титула императора и преобразование России в империю, что нашло отражение в общественном сознании и в культуре.
2. Экономические реформы Петра первого
В Петровскую эпоху российская экономика, и, прежде всего промышленность, совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыдущим периодом. В Московском государстве XVI-XVII в. существовали крупные промышленные предприятия - Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и др. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов.
В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распространению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выращивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство.
В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.
Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян) , мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые.
Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.
Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год).
Это упорядочило податную политику
и резко подняло доходы государства (примерно
в 4 раза; к концу правления Петра они составляли
до 12 млн. руб. в год).
В промышленности произошла
резкая переориентация с мелких крестьянских
и ремесленных хозяйств на мануфактуры.
При Петре было основано не менее 200 новых
мануфактур, он всячески поощрял их создание.
Политика государства была также направлена
на ограждение молодой российской промышленности
от конкуренции со стороны западноевропейской
путем введения очень высоких таможенных
пошлин (Таможенный устав 1724 г.) Российская
мануфактура, хотя и имела капиталистические
черты, но использование на ней преимущественно
труда крестьян - посессионных, приписных,
оброчных и др. - делало ее крепостническим
предприятием. В зависимости от того, чьей
собственностью они являлись, мануфактуры
делились на казенные, купеческие и помещичьи.
В 1721 г. промышленникам было
предоставлено право покупать крестьян
для закрепления их за предприятием (посессионные
крестьяне).
Государственные казенные заводы использовали
труд государственных крестьян, приписных
крестьян, рекрутов и свободных наемных
мастеров. Они в основном обслуживали
тяжелую промышленность - металлургию,
судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах,
выпускавших преимущественно товары широкого
потребления, работали и посессионные,
и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная
рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью
обеспечивались силами крепостных помещика-владельца.
Протекционистская политика Петра вела
к появлению мануфактур в самых разных
отраслях промышленности, зачастую появлявшихся
в России впервые. Основными были те, которые
работали на армию и флот: металлургические,
оружейные, судостроительные, суконные,
полотняные, кожевенные и т.п.
Информация о работе Реформы государственного аппарата при Петре первом