Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:18, контрольная работа
На сентябрьском (1953 г.) пленуме ЦК Хрущев нарисовал очень мрачную картину сельскохозяйственной ситуации, которая действительно была катастрофической, одновременно вскрыв и ошибки, и ложь своих политических соперников, прежде всего Маленкова, который на XIX съезде заявил, что «проблема хлеба решена». Хрущев добился для колхозов существенного повышения государственных закупочных цен (в 5,5 раза на мясо, в два раза на молоко и масло, на 50% на зерновые), необходимого для предотвращения полного краха сельского хозяйства. Повышение закупочных цен сопровождалось уменьшением обязательных поставок, списанием долгов колхозов, снижением налогов с приусадебных участков и с продаж на свободном рынке.
Реформы Хрущева. Оттепель.
Хозяйственные реформы.
После устранения Берии между Маленковым и Хрущевым начались конфликты, которые касались двух основных аспектов: экономики и роли общества в происходящих изменениях.
Стратегия развития экономики по Маленкову: развитие легкой промышленности, идеи сбалансированного развития,
по Хрущеву: «союз сельского хозяйства и тяжелой промышленности.
Хрущев настаивал на первоочередной помощи селу посредством:
-повышения
государственных закупочных
-расширения площади посевных площадей
-освоения целинных земель
В августе 1953г. был принят бюджет, предусматривающий большие дотации на производство товаров широкого народного потребления. Цены на эти товары были снижены, что сопровождалось ростом дефицита. Текущий план был пересмотрен.
На сентябрьском (1953 г.) пленуме ЦК Хрущев нарисовал очень мрачную картину сельскохозяйственной ситуации, которая действительно была катастрофической, одновременно вскрыв и ошибки, и ложь своих политических соперников, прежде всего Маленкова, который на XIX съезде заявил, что «проблема хлеба решена». Хрущев добился для колхозов существенного повышения государственных закупочных цен (в 5,5 раза на мясо, в два раза на молоко и масло, на 50% на зерновые), необходимого для предотвращения полного краха сельского хозяйства. Повышение закупочных цен сопровождалось уменьшением обязательных поставок, списанием долгов колхозов, снижением налогов с приусадебных участков и с продаж на свободном рынке. После долгого периода падения доходы колхозников значительно повысились и продолжали расти до 1957 — 1958 гг.
Расширение посевных площадей, освоение целинных земель Северного Казахстана, Сибири, Алтая и Южного Урала составляли второй пункт программы Хрущева, принятия которой он добивался на февральском (1954 г.) пленуме ЦК. Эти зоны находились в области рискованного земледелия и отличались большой уязвимостью почв в отношении эрозии. Тем не менее эта затея, после одного плохого урожая, вызванного засухой 1954 — 1955 гг., в течение нескольких лет приносила положительные результаты. В рекордном урожае зерновых 1956 г. (125 млн. т) доля целинного хлеба составила 50%. Однако успехи были лишь в первые годы. Урожайность зерновых культур на вновь освоенных землях оставалась низкой, освоение земель происходило при отсутствии научно-обоснованной системы земледелия. Сказывалась и традиционная бесхозяйственность. Не к сроку были построены зернохранилища, не созданы резервы техники, горючего. Приходилось перебрасывать технику со всей страны, что удорожало стоимость зерна, а следовательно, мяса, молока и т.д.
Освоение целины отодвинуло возрождение старопахотных земледельческих районов России. И все же начальный этап освоения целины останется в истории как подлинная эпопея труда, как реальный всплеск энтузиазма, как яркая черта времени, когда страна шла к историческому повороту, совершенному ХХ съездом партии.
Опираясь на первые обнадеживающие результаты реформ в сельском хозяйстве (за три года производство сельскохозяйственной продукции увеличилось на 25%), Хрущев старался стимулировать социальную активность, призванную выявить «неисчерпаемые резервы производительности» советских трудящихся и преодолеть внутренние трудности экономического проекта, который базировался на трех трудно сочетаемых целях: повышении уровня потребления, высоких темпах экономического роста и направлении крупных капиталовложений в тяжелую промышленность, всегда рассматривавшуюся в качестве основы дальнейшего развития народного хозяйства. Одновременно с попытками оживить общественные организации власти вывели из сферы уголовного права трудовые отношения, прежде всего отменив «драконовские» законы 1938 — 1940 гг. и начав пересмотр трудового законодательства с целью восстановления более гуманных положений Кодекса 1922 г. (эта реформа, однако, не была завершена). Основным результатом отмены предвоенных законов стал значительный рост текучести рабочей силы. По некоторым данным, в 1956 г. поменяли место работы примерно треть рабочих. Тем не менее за пятилетие (1953 — 1958 гг.) произошло существенное улучшение материального положения городских трудящихся как в области заработной платы, повышавшейся в среднем на 6% в год, так и в потреблении, которое выросло по овощам и фруктам в 3,4 раза, по молочным продуктам на 40%, мясу на 50%, рыбе на 90%. Эти успехи имели существенное значение для роста авторитета Хрущева
ИТОГИ. В период хрущевской оттепели
была предпринята серьезная попытка модернизации.
Н.С. Хрущев задал импульс развитию политических
процессов, встав на путь либерализации.
Однако использование старого политического
и экономического механизма в ходе проведения
преобразований предопределило их неудачу.
Курс Н.С. Хрущева характеризовался абсолютизацией
организационных факторов, решением хозяйственных
задач административно-политическими
методами. Положение усугублялось отсутствием
каких бы то ни было научно-управленческих
основ административных реформ, случайностью
и субъективностью преобразований, проводимых
в административно-хозяйственной системе.
Н.С.Хрущев и руководство партии, оставаясь
на позициях коммунистической идеологии
и сохраняя многие традиции сталинского
руководства, не только оказались не готовы,
но и не стремились к радикальным переменам.
После неудач противоречивой преобразовательной
деятельности Н.С.Хрущева в обществе возник
синдром усталости, стремление к устойчивым
формам социальной и личной жизни. В этот
период на первое место в иерархии власти
вышла жаждавшая стабильности партийно-государственная
бюрократия, или номенклатура, которая
сыграла решающую роль в смещении Н.С.Хрущева
в октябре 1964 г.
Административные реформы.
Со смерти Сталина начался выход из мобилизационного
режима экономики, с помощью слома сначала
его идеологической базы, а затем и организационной.
Уже в 1957 году произвольным решением «верхов»
изменили систему управления экономикой,
мотивировали необходимость этой реформы
ленинским принципом «демократического
централизма в хозяйственном строительстве»,
а суть её заключалась в переходе от управления
промышленностью и строительством через
отраслевые министерства и ведомства
к руководству через совнархозы, на основе
экономического районирования.
К началу 1958 года из 37 союзных и республиканских
министерств осталось только четыре: среднего
машиностроения, химической промышленности,
транспортного строительства, электростанций,
- зато возникло 104 совнархоза. Они объединили
75% мощностей промышленных и строительных
организаций, а остальные отошли к местным
советам.
Для координации взаимосвязей был образован
Всесоюзный Совет народного хозяйства
(ВСНХ); Госплан выявлял возможности комплексного
развития экономики и обсчитывал плановые
показатели по стране, по республикам
и по каждому экономическому району, а
научно-технические комитеты при союзном
и республиканских Советах Министров
изучали передовой опыт и контролировали
внедрение достижений. Новая система должна
была эффективнее использовать местные
ресурсы, осуществить подъём региональных
экономик быстро подтянуть совокупную
экономику.
Понятие Оттепель в СССР.
Хронологические рамки периода «оттепели» - середина 1950-х – середина 1960-х гг. Термин «оттепель» указывает на содержание этой короткой эпохи, суть которого – частичный отказ от сталинского тоталитаризма.
Ключевым событием «оттепели» стал XX съезд КПСС в феврале 1956 г., на котором впервые руководством страны (в лице Н.С.Хрущева) был подвергнут критике и осужден культ личности Сталина. Съезд положил начало коренным изменениям в общественно-политической жизни страны:
1. Начинается
реабилитация невинно
2. Происходит расширение прав республик СССР в политической и правовой сферах.
3. В 1957 г. реабилитированы «народы-
4. Происходит перестройка
5. Появляются новые общественные
организации, смягчается
6. Крестьянам выданы паспорта, что позволяет им теперь устраивать свою изнь за пределами колхоза.
Хрущевская десталинизация
была поверхностной и не
3. Внешняя политика
Теоретические расхождения в оценке развития СССР имели конкретно-политическое отражение, прежде всего в области международных отношений и внешней политики СССР, в которой после смерти Сталина противоборствовали две стратегии. Первая из них, защищаемая министром иностранных дел Молотовым, в принципе признавая необходимость «паузы» в «холодной войне», исходила из того, что общий курс советской внешней политики, основанной на идее непрерывной и неизбежной борьбы между блоками, должен был остаться прежним. СССР, в котором были только заложены основы социализма, оставался уязвимым, даже несмотря на успешное испытание водородной бомбы летом 1953 г. Отсюда вытекала необходимость большего, чем когда бы то ни было, утверждения руководящей роли СССР в социалистическом лагере. Вторая стратегия, поддерживаемая Хрущевым и Микояном, исходила из более оптимистических оценок, настаивая на благоприятном соотношении сил для СССР, и обещала большую самостоятельность для стран социалистического лагеря — и даже фактический плюрализм в нем, — признавала возможность мирного сосуществования двух блоков, а также «зоны мира» в лице стран третьего мира, к которым советская дипломатия, начиная 1954 — 1955 гг., стала проявлять большее внимание. Наличие этих двух стратегий в период борьбы за власть внутри руководящей верхушки СССР объясняет неуверенные, бессвязные, методом проб и ошибок действия советской дипломатии, которая видела как тупики «холодной войны», так и необходимость искать новые средства маневрирования на международной арене.
Отношения с Западом.
В 50-е годы в СССР возобладал тезис о мирном сосуществовании социалистических и капиталистических государств. В условиях существования ядерного оружия этот тезис представлялся наиболее разумным. Он был закреплен в материалах XX съезда КПСС в 1956 году. На съезде глава государства Хрущев назвал условия обеспечения мира на планете: создание системы коллективной безопасности и разоружение.
Однако между СССР и Западом по-прежнему существовало взаимное недоверие. Обе стороны предпочитали вести внешнюю политику с позиции силы. И гонка вооружений продолжалась.
В 1956 году Хрущев заявил об изменении военной доктрины СССР: переходе от массового применения войск на поле боя к ракетно-ядерному противостоянию. В 1957 году в СССР прошли успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Началось крупномасштабное оснащение ракетным вооружением сухопутных сил, войск ПВО и ВВС, строительство мощного ракетно-ядерного подводного флота. В этой сфере Советскому Союзу к началу 60-х годов удалось добиться приоритета над США.
Советский Союз часто пользовался своим временным военным превосходством на переговорах с западными странами, предпочитая компромиссам жесткую позицию. Это усиливало напряженность в мире. Весьма драматичным оказался 1961 год. В июле провалом закончилась встреча Хрущева с президентом США Джоном Кеннеди в Вене. Еще сильнее обострились отношения с Западом в августе, когда была возведена знаменитая Берлинская стена, ставшая символической границей между двумя политическими системами. В сентябре СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию ядерных испытаний. Все эти акции сопровождались угрозой применения ракетно-ядерного оружия.
Но наиболее опасным оказался Карибский кризис, разразившийся в 1962 году. Причиной кризиса стало решение СССР разместить на Кубе ядерные ракеты средней дальности. США в ответ начали подготовку вторжения на Кубу. Мир оказался на пороге ядерной войны. В последний момент Хрущеву и Кеннеди удалось найти компромисс, и ядерной войны удалось избежать. Обе стороны согласились вывести свои ракеты: Советский Союз – с Кубы, а США – с военных баз в Турции. Кроме того США гарантировали безопасность Кубы. Карибский кризис стал апогеем противостояния Запада и СССР. После этого в отношениях Восток – Запад началась полоса относительной разрядки. Это стало возможным благодаря взаимному доверию, которое наметилось между Хрущевым и Кеннеди. Но после гибели Кеннеди в 1963 году и смещения Хрущева в 1964 году этот процесс был прерван.
Отношения с соцстранами.
Одним из важнейших направлений внешней политики СССР была поддержка союзных государств в Европе, Азии, на Кубе.