Реформы органов государственного управления при Александре I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:10, доклад

Описание работы

В 1807—1812 гг. Александр поручил подготовить план реформы органов государственного управления автору общей концепции реформирования России — М.М. Сперанскому. Последний, исходя в своих проектах из одобряемой императором идеи разделения властей, предложил создать избираемый населением центральный законосовещательный орган — Государственную Думу, исполнительную власть сосредоточить в министерствах, высшую судебную — в Сенате при сохранении за императором контрольно-исполнительных функций. Одновременно он считал необходимым создать Государственный совет, законосовещательный орган, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного управления.

Файлы: 1 файл

Александр I.docx

— 92.21 Кб (Скачать файл)

 
Александр I был сторонником  “просвещенного абсолютизма” и стремился  реформировать государство, сохранив при этом самодержавие, что стало  причиной половинчатости и непоследовательности его реформ. 

За Спиранским 
В 1807—1812 гг. Александр поручил подготовить план реформы органов государственного управления автору общей концепции реформирования России — М.М. Сперанскому. Последний, исходя в своих проектах из одобряемой императором идеи разделения властей, предложил создать избираемый населением центральный законосовещательный орган — Государственную Думу, исполнительную власть сосредоточить в министерствах, высшую судебную — в Сенате при сохранении за императором контрольно-исполнительных функций. Одновременно он считал необходимым создать Государственный совет, законосовещательный орган, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного управления.  
Осуществлена была лишь часть проектов Сперанского. 1 января 1810 г. начал работу Государственный совет — высший законосовещательный орган при царе . Государственный совет был назначаемым органом, который состоял из министров и других высших сановников. В 1811 г. было увеличено количество министерств, улучшена их работа, разделены функции и полномочия. Однако планы более радикальных преобразований встретили ожесточенное сопротивление дворянства. Особенно ярко это проявилось после того, как Сперанский ввел пошлину на ввозимые в Россию предметы роскоши, уменьшил штаты министерств, утвердил экзамены на чиновников и обложил налогом дворянские имения. Простить это Сперанскому власть имущие не могли, да и царь к тому времени очень переменился. Под давлением общественного мнения (доносы на Сперанского сыпались регулярно) Александр I отказался от продолжения реформ. Сперанский был сослан.  
Вторая половина царствования Александра I (с 1815 по 1825 г.) ознаменовалась наступлением реакции, главным проводником которой стал любимец царя А.А. Аракчеев, занимавший важнейшие посты в государственном аппарате и стоявший на реакционных позициях. Аракчеев был еще сподвижником Павла I с гатчинского периода, т.е. до начала царствования Павла Петровича, но головокружительную политическую карьеру сделал при Александре Павловиче, став фигурой № 2 в стране.  
Наиболее уродливым проявлением новой политики (“аракчеевщины”) было создание военных поселений, которые стали активно внедряться начиная с 1816 г. и имели целью формирование обученного резерва и снижение государственных расходов на содержание армии. В 1825 г. на военные поселения была переведена треть армии. Создавалось новое сословие — военных поселян, вынужденных совмещать военную службу и занятие сельским хозяйством. На территории военных поселений господствовали жестокий гнет и муштра. Вся жизнь крестьянина и его семьи была строго регламентирована. За малейшие нарушения полагались тяжелые телесные наказания. Все это вызывало сопротивление крестьян, которых поддерживала передовая часть общества. В 1810-20 гг. началось создание военных поселений – попытка сделать из государственных крестьян госслужащих и сократить государственные расходы на оборону.. 

По Ключевскому

В манифесте 12 марта 1801 г. император принимал на себя обязательство  управлять народом «по законам  и по сердцу своей премудрой бабки». В указах, как и в частных  беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководиться: на место личного произвола деятельно  водворять строгую законность. Император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок; этот недостаток он называл «произволом нашего правления». Для устранения этого недостатка он указывал на необходимость коренных, т. е. основных, законов, которых почти еще не было в России. В таком направлении велись преобразовательные опыты первых лет.

С первых дней нового царствования императора окружили люди, которых  он призвал помогать ему в преобразовательных работах. То были люди, воспитанные в самых передовых идеях XVIII в. и хорошо знакомые с государственными порядками Запада; они принадлежали к поколению, непосредственно следовавшему за дельцами екатерининского времени. Во второй половине этого царствования они принадлежали к великосветской молодежи, которая вместе с манерами французских салонов усвоила незаметно и политические идеи французской литературы просвещения. То были граф Кочубей, племянник екатерининского дельца Безбородко, Новосильцев, граф Строганов, родственник Новосильцева, и поляк князь Адам Чарторыйский. Эти люди составили интимный кружок, неофициальный комитет, который собирался после обеденного кофе в укромной комнате императора, и вместе с ним вырабатывали план преобразований. Благодаря тому что один из членов этой комиссии - граф П. А. Строганов вел для себя записи его негласных заседаний на французском языке (24 июня 1801 г. - 9 ноября 1803 г.), мы можем следить за деятельностью этого комитета. Он сразу затронул самые разнообразные государственные вопросы. Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей» - так выражена была эта задача в одной записи. Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением, установленным на основании истинного народного духа».

Начали с центрального управления.

Непременный совет:

Собиравшийся по личному  усмотрению императрицы Екатерины  Государственный совет 30 марта 1801 г. заменен был постоянным учреждением, получившим название «Непременного  совета», для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Он был организован на скорую руку, состоял из 12 высших сановников без  разделения на департаменты.

 

Сенатская реформа 1802 г.

8 сентября 1802 года был  подписан именной указ «О правах  и обязанностях Сената», который  определил организацию Сената  и его отношение к другим  высшим учреждениям. Сенат объявлялся  верховным органом в империи,  сосредотачивающим в себе высшую  административную, судебную и контролирующую  власть. Ему предоставлялось право  делать представления по поводу  издаваемых указов, если они противоречили  другим законам. Сенат вместе  с созданными министерствами  образовывали единую, строго централизованную  бюрократическую систему управления  Россией. Указ Сенату от 8 сентября был посвящен исключительно персональному руководящему составу учреждаемых министерств. Он предусматривал назначение министров и их заместителей – товарищей министров. 

 Министерства:

Затем преобразованы были петровские коллегии, уже при Екатерине  утратившие свой первоначальный характер. Манифестом 8 сентября 1802 г. они преобразованы  были в восемь министерств. То были министерство иностранных дел, военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного  просвещения с комитетом министров  для обсуждения дел, требующих общих  соображений. Прежние коллегии подчинены министерствам или вошли в новые министерства, как их департаменты; главным отличием новых органов центрального управления была их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром вместо прежнего коллегиального присутствия; каждый министр был отчетен перед Сенатом. Из глав министерств образовывался Комитет министров, которым руководил непосредственно император. При этом, однако, павловский стиль — управление через двух-трех доверенных лиц — господствовал и при Александре I, несмотря на существование Комитета министров. Управление велось через триумвират молодых друзей, или “деятелей”, как тогда именовали в столичных салонах Чарторыйского.

 «Учреждение министерств» 1802 года – начальный этап министерской реформы. Оно не определяло еще четко места каждого министра в общей системе государственных органов, его взаимоотношений с Сенатом и с другими высшими органами управления. Предполагалось, что все это будет разработано и дополнено впоследствии: «пределы власти министра ясно означены будут в тех инструкциях, коими мы не оставим снабдить каждого» .  
Манифестом 8 сентября 1802 г. были учреждены восемь министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Император Александр I в письме своему воспитателю Ф. Ц. Лагарпу от 26 октября 1802 г. так выразил свои надежды по поводу министерской реформы: «Мера, о которой мы так часто говорили, в полном действии. Министерство образовано и идет довольно хорошо уже более месяца. Дела от этого приобрели гораздо более ясности и методы, и я знаю тотчас с кого взыскать, если что-нибудь идет не так, как следует»


Информация о работе Реформы органов государственного управления при Александре I