Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:10, доклад
В 1807—1812 гг. Александр поручил подготовить план реформы органов государственного управления автору общей концепции реформирования России — М.М. Сперанскому. Последний, исходя в своих проектах из одобряемой императором идеи разделения властей, предложил создать избираемый населением центральный законосовещательный орган — Государственную Думу, исполнительную власть сосредоточить в министерствах, высшую судебную — в Сенате при сохранении за императором контрольно-исполнительных функций. Одновременно он считал необходимым создать Государственный совет, законосовещательный орган, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного управления.
Александр I был сторонником
“просвещенного абсолютизма” и стремился
реформировать государство, сохранив
при этом самодержавие, что стало
причиной половинчатости и непоследовательности
его реформ.
За Спиранским
В 1807—1812 гг. Александр поручил подготовить
план реформы органов государственного
управления автору общей концепции реформирования
России — М.М. Сперанскому. Последний,
исходя в своих проектах из одобряемой
императором идеи разделения властей,
предложил создать избираемый населением
центральный законосовещательный орган
— Государственную Думу, исполнительную
власть сосредоточить в министерствах,
высшую судебную — в Сенате при сохранении
за императором контрольно-исполнительных
функций. Одновременно он считал необходимым
создать Государственный совет, законосовещательный
орган, который стал бы связующим звеном
между императором и органами центрального
и местного управления.
Осуществлена была лишь часть проектов
Сперанского. 1 января 1810 г. начал работу
Государственный совет — высший законосовещательный
орган при царе . Государственный совет
был назначаемым органом, который состоял
из министров и других высших сановников.
В 1811 г. было увеличено количество министерств,
улучшена их работа, разделены функции
и полномочия. Однако планы более радикальных
преобразований встретили ожесточенное
сопротивление дворянства. Особенно ярко
это проявилось после того, как Сперанский
ввел пошлину на ввозимые в Россию предметы
роскоши, уменьшил штаты министерств,
утвердил экзамены на чиновников и обложил
налогом дворянские имения. Простить это
Сперанскому власть имущие не могли, да
и царь к тому времени очень переменился.
Под давлением общественного мнения (доносы
на Сперанского сыпались регулярно) Александр
I отказался от продолжения реформ. Сперанский
был сослан.
Вторая половина царствования Александра
I (с 1815 по 1825 г.) ознаменовалась наступлением
реакции, главным проводником которой
стал любимец царя А.А. Аракчеев, занимавший
важнейшие посты в государственном аппарате
и стоявший на реакционных позициях. Аракчеев
был еще сподвижником Павла I с гатчинского
периода, т.е. до начала царствования Павла
Петровича, но головокружительную политическую
карьеру сделал при Александре Павловиче,
став фигурой № 2 в стране.
Наиболее уродливым проявлением новой
политики (“аракчеевщины”) было создание
военных поселений, которые стали активно
внедряться начиная с 1816 г. и имели целью
формирование обученного резерва и снижение
государственных расходов на содержание
армии. В 1825 г. на военные поселения была
переведена треть армии. Создавалось новое
сословие — военных поселян, вынужденных
совмещать военную службу и занятие сельским
хозяйством. На территории военных поселений
господствовали жестокий гнет и муштра.
Вся жизнь крестьянина и его семьи была
строго регламентирована. За малейшие
нарушения полагались тяжелые телесные
наказания. Все это вызывало сопротивление
крестьян, которых поддерживала передовая
часть общества. В 1810-20 гг. началось создание
военных поселений – попытка сделать
из государственных крестьян госслужащих
и сократить государственные расходы
на оборону..
По Ключевскому
В манифесте 12 марта
1801 г. император принимал на себя обязательство
управлять народом «по законам
и по сердцу своей премудрой бабки».
В указах, как и в частных
беседах, император выражал основное
правило, которым он будет руководиться:
на место личного произвола
С первых дней нового царствования императора окружили люди, которых он призвал помогать ему в преобразовательных работах. То были люди, воспитанные в самых передовых идеях XVIII в. и хорошо знакомые с государственными порядками Запада; они принадлежали к поколению, непосредственно следовавшему за дельцами екатерининского времени. Во второй половине этого царствования они принадлежали к великосветской молодежи, которая вместе с манерами французских салонов усвоила незаметно и политические идеи французской литературы просвещения. То были граф Кочубей, племянник екатерининского дельца Безбородко, Новосильцев, граф Строганов, родственник Новосильцева, и поляк князь Адам Чарторыйский. Эти люди составили интимный кружок, неофициальный комитет, который собирался после обеденного кофе в укромной комнате императора, и вместе с ним вырабатывали план преобразований. Благодаря тому что один из членов этой комиссии - граф П. А. Строганов вел для себя записи его негласных заседаний на французском языке (24 июня 1801 г. - 9 ноября 1803 г.), мы можем следить за деятельностью этого комитета. Он сразу затронул самые разнообразные государственные вопросы. Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей» - так выражена была эта задача в одной записи. Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением, установленным на основании истинного народного духа».
Начали с центрального управления.
Непременный совет:
Собиравшийся по личному
усмотрению императрицы Екатерины
Государственный совет 30 марта 1801 г.
заменен был постоянным учреждением,
получившим название «Непременного
совета», для рассмотрения и обсуждения
государственных дел и
Сенатская реформа 1802 г.
8 сентября 1802 года был
подписан именной указ «О
Министерства:
Затем преобразованы были
петровские коллегии, уже при Екатерине
утратившие свой первоначальный характер.
Манифестом 8 сентября 1802 г. они преобразованы
были в восемь министерств. То были
министерство иностранных дел, военно-сухопутных
сил, морских сил, внутренних дел, финансов,
юстиции, коммерции и народного
просвещения с комитетом
«Учреждение министерств»
1802 года – начальный этап министерской
реформы. Оно не определяло еще четко места
каждого министра в общей системе государственных
органов, его взаимоотношений с Сенатом
и с другими высшими органами управления.
Предполагалось, что все это будет разработано
и дополнено впоследствии: «пределы власти
министра ясно означены будут в тех инструкциях,
коими мы не оставим снабдить каждого»
.
Манифестом 8 сентября 1802 г. были учреждены
восемь министерств: военных сухопутных
сил, морских сил, иностранных дел, юстиции,
внутренних дел, финансов, коммерции и
народного просвещения. Император Александр I в письме
своему воспитателю Ф. Ц. Лагарпу от 26 октября
1802 г. так выразил свои надежды по поводу
министерской реформы: «Мера, о которой
мы так часто говорили, в полном действии.
Министерство образовано и идет довольно
хорошо уже более месяца. Дела от этого
приобрели гораздо более ясности и методы,
и я знаю тотчас с кого взыскать, если что-нибудь
идет не так, как следует»
Информация о работе Реформы органов государственного управления при Александре I