Реформы П.А. Столыпина. Направление, итоги и значение аграрной реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 09:11, реферат

Описание работы

Цель - дать исторический анализ реформ и изучить различные источники и сопоставить различные точки зрения на сущность реформ П.А. Столыпина. Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач:
определить направление и значения столыпинских реформ, в первую очередь аграрной реформы;
раскрыть экономическое и политическое значение реформ для развития России в начале ХХ столетия;
определить результаты и неудачи реформаторской деятельности П.А. Столыпина, ее значение для современного этапа развития России.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

Проблема реформирования Российского государства в большей или меньшей степени заботит почти каждого гражданина нашей страны. Уже давно подмечено, что реальные результаты реформ, как и наиболее объективные их оценки, появляются не сразу, а спустя некоторый промежуток времени. Отсюда проистекает вся их трудность для понимания в период, когда реформы только развертываются, только набирают темпы.

Между тем, исторический опыт представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретно-исторических примеров. Если речь идет о реформаторской деятельности, то можно с уверенностью сказать, что на основе этих примеров можно в какой-то мере приблизиться к пониманию реформ современных, а в определенных случаях и предсказать, спрогнозировать принципиальные направления их развития в будущем.

Общий же вывод можно сделать такой: только теснейшая связь экономики и политики позволяет достичь положительных результатов реформирования, что понимал П.А. Столыпин, пытаясь осуществить свои реформы.

Исходя из вышеизложенного, определим цель и задачи реферата.

 Цель - дать исторический анализ  реформ и изучить различные  источники и сопоставить различные  точки зрения на сущность реформ  П.А. Столыпина. Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач:

  • определить направление и значения столыпинских реформ, в первую очередь аграрной реформы;
  • раскрыть экономическое и политическое значение реформ для развития России в начале ХХ столетия;
  • определить результаты и неудачи реформаторской деятельности П.А. Столыпина, ее значение для современного этапа развития России.

1. Личность П.А. Столыпина и его правительственная программа.

Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911) был представителем старинного дворянского рода, известного с XVI века. Военной карьерой, как было принято в его семье, он заниматься не мог - у него была повреждена правая рука. Столыпин блестяще закончил физико-математический факультет Петербургского университета. В 1889 году перешел в Министерство внутренних дел. В 1899 году П.А. Столыпин был назначен на должность Ковенского губернского предводителя дворянства, которая в губернской иерархии стояла на первом месте после губернаторской. В 1902 году - новое назначение – губернатором Гродневской губернии.

В марте 1903 года П.А.Столыпин был назначен губернатором Саратовской губернии, а в апреле 1906 года Столыпин был назначен министром внутренних дел в кабинет И.Л. Горемыкина.  Сразу после выборов между Думой и реакционным правительством Горемикина возник конфликт. Горемикин просто игнорировал Думу, никогда не показывался на заседаниях и призывал других министров следовать его примеру. Его кабинет не приготовил ни одного серьезного законопроекта для рассмотрения в Думе. Основная борьба сосредоточилась на аграрном вопросе и проблеме смертной казни. 9 июля 1906 года первая Государственная Дума распущена. Председателем Совета Министров с сохранением поста Министра внутренних дел был назначен П.А. Столыпин.

Свои реформы СТОЛЫПИН проводил с 1906 года, когда стал премьер-министром до самой смерти 5 сентября 1911, наступившей от пуль убийц

 

 

 

 

 

 

2. Причины реформ Столыпина.

Обращение к историческому опыту Столыпинских реформ связано со следующими обстоятельствами:

Во-первых, к концу XIX века стало ясно, что положительный преобразовательский потенциал реформ 1861 года исчерпан. Необходим был новый цикл реформ.

Во-вторых, в начале XX века Россия еще являлась среднеразвитой страной. В экономике страны большой удельный вес принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства - от мануфактурного до патриархально-натурального.

В-третьих, слишком медленное политическое развитие России определялось, в основном, ее аграрным вопросом.

В-четвертых, социально-классовая структура страны была очень разнородна. Наряду с формированием классов буржуазного общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нем продолжали существовать и сословные деления - наследие феодальной эпохи:

- буржуазия пыталась занять  ведущую роль в экономике страны  в XX веке, до этого она не играла  сколько-нибудь самостоятельной  роли в обществе страны, так как она была полностью зависима от самодержавия, вследствие чего и оставалась аполитичной и консервативной силой;

- дворянство, которое сосредоточило  более 60% всех земель, явилось главной  опорой самодержавия, хотя в социальном  плане оно теряло свою однородность, сближаясь с буржуазией;

- крестьянство, составлявшее ѕ  населения страны, было также  затронуто социальным расслоением  общества (20% - кулаки, 30% - середняки, 50% - бедняки). Между полярными его  слоями возникали противоречия;

- класс наемных рабочих насчитывал 16,8 млн. человек. Он был неоднороден, большая часть рабочих состояла из недавно приехавших в город крестьян, но еще не потерявших связь с землей. Ядром этого класса стал фабрично-заводской пролетариат, который насчитывал более 3 млн. человек.

В-пятых, политическим строем в России оставалась монархия. Хотя в 70-ых годах XIX века был сделан шаг по пути превращения государственного строя в буржуазную монархию, царизм сохранил все атрибуты абсолютизма.

В-шестых, с поражением в Русско-японской войне начала нарастать революционная ситуация в стране (1905-1907).

Из всего этого можно сделать вывод, что России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику России. Проводниками этих реформ конца XIX - начала XX явились такие разные политические деятели как С. Ю. Витте и П. А. Столыпин. Оба они не были революционерами и стремились сохранить существующий в России строй и уберечь ее от революционных потрясений "снизу".

Однако, Столыпин, в противоположность Витте, считал, что перемены необходимы, но в той мере и там, где они необходимы для экономической реформы. Пока нет экономически свободного хозяина - нет и базы для других форм свободы (например, политической или личной).

 

 

3. Реформы П.А. Столыпина.

1. Аграрная реформа

2. Реформа промышленности

3. Земство

4. Национальный вопрос

3.1. Реформа промышленности.

Основным этапом в решении рабочего вопроса годы премьерства Столыпина стала работа Особого совещания в 1906-1907 годах, которое подготовило десять законопроектов, затрагивающих основные аспекты труда на промышленных предприятиях. Это были вопросы о правилах найма рабочих, страхование несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д. К сожалению, позиции промышленников и рабочих были слишком далеки друг от друга и найденные компромиссы не устраивали ни тех, ни других (чем охотно и пользовались всякого рода революционеры).

 3.2.Земство.

Будучи сторонником земского управления, Столыпин распространил земские учреждения на некоторые губернии, где их раньше не было. Не всегда это было политически просто. Например, проведение земской реформы в западных губерниях, исторически зависевших от шляхты, было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения белорусского и русского населения, сославшего большинство на этих территориях, но встретило резкий отпор в Госсовете, который поддерживал шляхту.

 

3.3.Национальный вопрос. 
Столыпин прекрасно понимал всю важность этого вопроса в такой многонациональной стране, как Россия. Он был сторонником объединения, а не разобщения народов страны. Он предлагал создать особое министерство национальностей, которое бы изучало особенности каждой нации: историю, традиции, культуру, социальную жизнь, религию и т. п. – с тем, чтобы наибольшей взаимной пользой они вливались в нашу огромную державу. Столыпин считал, что все народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России. Также задачей нового министерства должно было стать противодействие внутренним и внешним врагам страны, стремившихся посеять межнациональную и религиозную рознь.

3.4. Столыпинская аграрная реформа.

Целей у реформы было несколько:

1. социально-политическая: Создать  в деревне прочную опору для  самодержавия из крепких собственников (фермеров), отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей. Крепкие хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне;

2. социально-экономическая: Разрушить  общину, то есть создать частные  хозяйства в виде отрубов и  хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где ее поглотит растущая промышленность;

3. экономическая: Обеспечить подъем  сельского хозяйства и дальнейшую  индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав.

Первый шаг в этом направлении был сделан в 1861 году. Тогда аграрный вопрос решался за счет крестьян, которые платили помещикам и за землю, и за волю. Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось вторым шагом, при этом правительство, чтобы упрочить свою власть и власть помещиков, снова пыталось решить аграрный вопрос за счет крестьянства.

Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 года. Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908 года, т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь. В общей сложности обсуждение его шло более полугода.

После принятия указа 9 ноября Думой он с внесенными поправками поступил на обсуждение Государственного Совета и так же был принят, после чего по дате его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему содержанию это был, безусловно, либеральный буржуазный закон, способствующий развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный.

Аграрная реформа состояла из ряда последовательно проводимых и взаимосвязанных мероприятий.

Основное направление реформ заключалось в следующем:

- Разрушение общины и развития  частной собственности;

- Создание крестьянского банка;

- Кооперативное движение;

- Переселение крестьян;

- Агрокультурные мероприятия.

Практика реформы показала, что крестьянство в своей массе было настроено против выдела из общины, - по крайней мере, в большинстве местностей. Обследование настроений крестьян Вольно-экономическим обществом показало, что в центральных губерниях крестьяне отрицательно относились к выделу из общины.

Основные причины таких крестьянских настроений: община для крестьянина своего рода профсоюз, поэтому ни община, ни крестьянин не хотели терять его; Россия - зона непостоянного земледелия, в таких климатических условиях крестьянин один выжить не сможет; общинная земля не решала проблемы малоземелья.

В сложившейся обстановке для правительства единственным путем проведения реформы был путь насилия над основной крестьянской массой. Конкретные способы насилия были самые разнообразные - от запугивания сельских сходов до составления фиктивных приговоров, от отмены решений сходов земским начальником до вынесения постановлений уездными землеустроительными комиссиями о выделении домохозяев, от применения полицейской силы для получения «согласия» сходов до высылки противников выдела.

В итоге, к 1916 году из общин было выделено 2478 тысяч домохозяев или 26% общинников, хотя заявления были поданы от 3374 тысяч домохозяев, или 35% общинников. Таким образом, правительству не удалось добиться своей цели и выделить из общины хотя бы большинство домохозяев. В основном именно это и определило крах столыпинской реформы.

В 1906-1907 году указаниям царя часть государственных и удельных земель была передана крестьянскому банку для продажи крестьянам с целью ослабления земельного дефицита. Кроме того, с размахом проводилась Банком покупка земель с последующей перепродажей их крестьянам на льготных условиях, посреднические операции по увеличению крестьянского землепользования. Он увеличил кредит крестьянам и значительно удешевил его, причем банк платил больший процент по своим обязательствам, чем платили ему крестьяне. Разница в платеже покрывалась за счет субсидий из бюджета, составив за период с 1906 по 1917 год 1457.5 млрд. рублей.

Банк активно воздействовал на формы землевладения: для крестьян, приобретавших землю в единоличную собственность, платежи снижались. В итоге, если до 1906 года основную массу покупателей земли составляли крестьянские коллективы, то к 1913 году 79.7% покупателей были единоличными крестьянами.

Столыпинская реформа дала мощный толчок развитию различных форм крестьянской кооперации. В отличие от общинника-бедняка, находящегося в тисках деревенского мира, свободному зажиточному, предприимчивому крестьянину, живущему перспективой, кооперация была необходима. Крестьяне кооперировались для более выгодного сбыта продукции, организации ее переработки, а в известных пределах и производства, совместного приобретения машин, создания коллективных агрономических, мелиоративных, ветеринарных и других служб.

Темпы роста кооперации, вызванные столыпинскими реформами, характеризуется следующими цифрами: за 1901-1905 годы в России было создано 641 крестьянское потребительское общество, а за 1906-1911 - 4175 обществ.

Ссуды крестьянского банка не могли полностью удовлетворить спрос крестьянина на денежную массу. Поэтому значительное распространение получила кредитная кооперация, которая прошла в своем движении два этапа. На первом этапе преобладали административные формы регулирования отношений мелкого кредита. Создавая квалифицированные кадры инспекторов мелкого кредита и ассигнуя значительные кредиты через государственные банки на первоначальные займы кредитным товариществам и на последующие займы, правительство стимулировало кооперативное движение. На втором этапе сельские кредитные товарищества, накапливая свой капитал, развивались самостоятельно. В результате была создана широкая сеть институтов мелкого крестьянского кредита, судосберагательных банков и кредитных товариществ, обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств. К 1 января 1914 года количество таких учреждений превысило 13 тысяч.

Таблица №1

 

Год

Количество кредитных хозяйств

В них членов

В кладов, млн. руб.

 

1900

783

300000

28

 

1905

1680

329000

58

 

1910

6696

3440000

199

 

1913

13015

8216332

516

 

1914

14536

9475412

574

 
         

Информация о работе Реформы П.А. Столыпина. Направление, итоги и значение аграрной реформы