Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 09:11, реферат
Цель - дать исторический анализ реформ и изучить различные источники и сопоставить различные точки зрения на сущность реформ П.А. Столыпина. Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач:
определить направление и значения столыпинских реформ, в первую очередь аграрной реформы;
раскрыть экономическое и политическое значение реформ для развития России в начале ХХ столетия;
определить результаты и неудачи реформаторской деятельности П.А. Столыпина, ее значение для современного этапа развития России.
Проблема реформирования Российского государства в большей или меньшей степени заботит почти каждого гражданина нашей страны. Уже давно подмечено, что реальные результаты реформ, как и наиболее объективные их оценки, появляются не сразу, а спустя некоторый промежуток времени. Отсюда проистекает вся их трудность для понимания в период, когда реформы только развертываются, только набирают темпы.
Между тем, исторический опыт представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретно-исторических примеров. Если речь идет о реформаторской деятельности, то можно с уверенностью сказать, что на основе этих примеров можно в какой-то мере приблизиться к пониманию реформ современных, а в определенных случаях и предсказать, спрогнозировать принципиальные направления их развития в будущем.
Общий же вывод можно сделать такой: только теснейшая связь экономики и политики позволяет достичь положительных результатов реформирования, что понимал П.А. Столыпин, пытаясь осуществить свои реформы.
Исходя из вышеизложенного, определим цель и задачи реферата.
Цель - дать исторический анализ
реформ и изучить различные
источники и сопоставить
Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911) был представителем старинного дворянского рода, известного с XVI века. Военной карьерой, как было принято в его семье, он заниматься не мог - у него была повреждена правая рука. Столыпин блестяще закончил физико-математический факультет Петербургского университета. В 1889 году перешел в Министерство внутренних дел. В 1899 году П.А. Столыпин был назначен на должность Ковенского губернского предводителя дворянства, которая в губернской иерархии стояла на первом месте после губернаторской. В 1902 году - новое назначение – губернатором Гродневской губернии.
В марте 1903 года П.А.Столыпин был назначен губернатором Саратовской губернии, а в апреле 1906 года Столыпин был назначен министром внутренних дел в кабинет И.Л. Горемыкина. Сразу после выборов между Думой и реакционным правительством Горемикина возник конфликт. Горемикин просто игнорировал Думу, никогда не показывался на заседаниях и призывал других министров следовать его примеру. Его кабинет не приготовил ни одного серьезного законопроекта для рассмотрения в Думе. Основная борьба сосредоточилась на аграрном вопросе и проблеме смертной казни. 9 июля 1906 года первая Государственная Дума распущена. Председателем Совета Министров с сохранением поста Министра внутренних дел был назначен П.А. Столыпин.
Свои реформы СТОЛЫПИН проводил с 1906 года, когда стал премьер-министром до самой смерти 5 сентября 1911, наступившей от пуль убийц
Обращение к историческому опыту Столыпинских реформ связано со следующими обстоятельствами:
Во-первых, к концу XIX века стало ясно, что положительный преобразовательский потенциал реформ 1861 года исчерпан. Необходим был новый цикл реформ.
Во-вторых, в начале XX века Россия еще являлась среднеразвитой страной. В экономике страны большой удельный вес принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства - от мануфактурного до патриархально-натурального.
В-третьих, слишком медленное политическое развитие России определялось, в основном, ее аграрным вопросом.
В-четвертых, социально-классовая структура страны была очень разнородна. Наряду с формированием классов буржуазного общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нем продолжали существовать и сословные деления - наследие феодальной эпохи:
- буржуазия пыталась занять
ведущую роль в экономике
- дворянство, которое сосредоточило более 60% всех земель, явилось главной опорой самодержавия, хотя в социальном плане оно теряло свою однородность, сближаясь с буржуазией;
- крестьянство, составлявшее ѕ
населения страны, было также
затронуто социальным
- класс наемных рабочих насчитывал 16,8 млн. человек. Он был неоднороден, большая часть рабочих состояла из недавно приехавших в город крестьян, но еще не потерявших связь с землей. Ядром этого класса стал фабрично-заводской пролетариат, который насчитывал более 3 млн. человек.
В-пятых, политическим строем в России оставалась монархия. Хотя в 70-ых годах XIX века был сделан шаг по пути превращения государственного строя в буржуазную монархию, царизм сохранил все атрибуты абсолютизма.
В-шестых, с поражением в Русско-японской войне начала нарастать революционная ситуация в стране (1905-1907).
Из всего этого можно сделать вывод, что России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику России. Проводниками этих реформ конца XIX - начала XX явились такие разные политические деятели как С. Ю. Витте и П. А. Столыпин. Оба они не были революционерами и стремились сохранить существующий в России строй и уберечь ее от революционных потрясений "снизу".
Однако, Столыпин, в противоположность Витте, считал, что перемены необходимы, но в той мере и там, где они необходимы для экономической реформы. Пока нет экономически свободного хозяина - нет и базы для других форм свободы (например, политической или личной).
1. Аграрная реформа
2. Реформа промышленности
3. Земство
4. Национальный вопрос
Основным этапом в решении рабочего вопроса годы премьерства Столыпина стала работа Особого совещания в 1906-1907 годах, которое подготовило десять законопроектов, затрагивающих основные аспекты труда на промышленных предприятиях. Это были вопросы о правилах найма рабочих, страхование несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д. К сожалению, позиции промышленников и рабочих были слишком далеки друг от друга и найденные компромиссы не устраивали ни тех, ни других (чем охотно и пользовались всякого рода революционеры).
Будучи сторонником земского управления, Столыпин распространил земские учреждения на некоторые губернии, где их раньше не было. Не всегда это было политически просто. Например, проведение земской реформы в западных губерниях, исторически зависевших от шляхты, было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения белорусского и русского населения, сославшего большинство на этих территориях, но встретило резкий отпор в Госсовете, который поддерживал шляхту.
3.3.Национальный вопрос.
Столыпин прекрасно понимал всю важность
этого вопроса в такой многонациональной
стране, как Россия. Он был сторонником
объединения, а не разобщения народов
страны. Он предлагал создать особое министерство
национальностей, которое бы изучало особенности
каждой нации: историю, традиции, культуру,
социальную жизнь, религию и т. п. – с тем,
чтобы наибольшей взаимной пользой они
вливались в нашу огромную державу. Столыпин
считал, что все народы должны иметь равные
права и обязанности и быть верны России.
Также задачей нового министерства должно
было стать противодействие внутренним
и внешним врагам страны, стремившихся
посеять межнациональную и религиозную
рознь.
Целей у реформы было несколько:
1. социально-политическая: Создать
в деревне прочную опору для
самодержавия из крепких
2. социально-экономическая: Разрушить общину, то есть создать частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где ее поглотит растущая промышленность;
3. экономическая: Обеспечить подъем
сельского хозяйства и
Первый шаг в этом направлении был сделан в 1861 году. Тогда аграрный вопрос решался за счет крестьян, которые платили помещикам и за землю, и за волю. Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось вторым шагом, при этом правительство, чтобы упрочить свою власть и власть помещиков, снова пыталось решить аграрный вопрос за счет крестьянства.
Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 года. Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908 года, т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь. В общей сложности обсуждение его шло более полугода.
После принятия указа 9 ноября Думой он с внесенными поправками поступил на обсуждение Государственного Совета и так же был принят, после чего по дате его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему содержанию это был, безусловно, либеральный буржуазный закон, способствующий развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный.
Аграрная реформа состояла из ряда последовательно проводимых и взаимосвязанных мероприятий.
Основное направление реформ заключалось в следующем:
- Разрушение общины и развития частной собственности;
- Создание крестьянского банка;
- Кооперативное движение;
- Переселение крестьян;
- Агрокультурные мероприятия.
Практика реформы показала, что крестьянство в своей массе было настроено против выдела из общины, - по крайней мере, в большинстве местностей. Обследование настроений крестьян Вольно-экономическим обществом показало, что в центральных губерниях крестьяне отрицательно относились к выделу из общины.
Основные причины таких крестьянских настроений: община для крестьянина своего рода профсоюз, поэтому ни община, ни крестьянин не хотели терять его; Россия - зона непостоянного земледелия, в таких климатических условиях крестьянин один выжить не сможет; общинная земля не решала проблемы малоземелья.
В сложившейся обстановке для правительства единственным путем проведения реформы был путь насилия над основной крестьянской массой. Конкретные способы насилия были самые разнообразные - от запугивания сельских сходов до составления фиктивных приговоров, от отмены решений сходов земским начальником до вынесения постановлений уездными землеустроительными комиссиями о выделении домохозяев, от применения полицейской силы для получения «согласия» сходов до высылки противников выдела.
В итоге, к 1916 году из общин было выделено 2478 тысяч домохозяев или 26% общинников, хотя заявления были поданы от 3374 тысяч домохозяев, или 35% общинников. Таким образом, правительству не удалось добиться своей цели и выделить из общины хотя бы большинство домохозяев. В основном именно это и определило крах столыпинской реформы.
В 1906-1907 году указаниям царя часть государственных и удельных земель была передана крестьянскому банку для продажи крестьянам с целью ослабления земельного дефицита. Кроме того, с размахом проводилась Банком покупка земель с последующей перепродажей их крестьянам на льготных условиях, посреднические операции по увеличению крестьянского землепользования. Он увеличил кредит крестьянам и значительно удешевил его, причем банк платил больший процент по своим обязательствам, чем платили ему крестьяне. Разница в платеже покрывалась за счет субсидий из бюджета, составив за период с 1906 по 1917 год 1457.5 млрд. рублей.
Банк активно воздействовал на формы землевладения: для крестьян, приобретавших землю в единоличную собственность, платежи снижались. В итоге, если до 1906 года основную массу покупателей земли составляли крестьянские коллективы, то к 1913 году 79.7% покупателей были единоличными крестьянами.
Столыпинская реформа дала мощный толчок развитию различных форм крестьянской кооперации. В отличие от общинника-бедняка, находящегося в тисках деревенского мира, свободному зажиточному, предприимчивому крестьянину, живущему перспективой, кооперация была необходима. Крестьяне кооперировались для более выгодного сбыта продукции, организации ее переработки, а в известных пределах и производства, совместного приобретения машин, создания коллективных агрономических, мелиоративных, ветеринарных и других служб.
Темпы роста кооперации, вызванные столыпинскими реформами, характеризуется следующими цифрами: за 1901-1905 годы в России было создано 641 крестьянское потребительское общество, а за 1906-1911 - 4175 обществ.
Ссуды крестьянского банка не могли полностью удовлетворить спрос крестьянина на денежную массу. Поэтому значительное распространение получила кредитная кооперация, которая прошла в своем движении два этапа. На первом этапе преобладали административные формы регулирования отношений мелкого кредита. Создавая квалифицированные кадры инспекторов мелкого кредита и ассигнуя значительные кредиты через государственные банки на первоначальные займы кредитным товариществам и на последующие займы, правительство стимулировало кооперативное движение. На втором этапе сельские кредитные товарищества, накапливая свой капитал, развивались самостоятельно. В результате была создана широкая сеть институтов мелкого крестьянского кредита, судосберагательных банков и кредитных товариществ, обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств. К 1 января 1914 года количество таких учреждений превысило 13 тысяч.
Таблица №1
Год |
Количество кредитных хозяйств |
В них членов |
В кладов, млн. руб. |
|
1900 |
783 |
300000 |
28 |
|
1905 |
1680 |
329000 |
58 |
|
1910 |
6696 |
3440000 |
199 |
|
1913 |
13015 |
8216332 |
516 |
|
1914 |
14536 |
9475412 |
574 |
|
Информация о работе Реформы П.А. Столыпина. Направление, итоги и значение аграрной реформы