Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 09:33, реферат
В середине XVII века, после реформы патриарха Никона, русское православное общество раскололось на две группы: «староверов» и «никонианцев». Причиной такого распада являются разногласия между людьми, несущими эту веру, по каким-то отдельным моментам, не касающимся её сущности. Это разделение привело к возникновению многочисленных старообрядческих течений, которые существуют в той или иной форме и в наше время.
Введение …………………………………………………………………………… 3
Глава I. Путь от крестьянина до патриарха……………………………………… 4
Глава II. Церковная реформа патриарха Никона, причины и последствия…… 5
Глава III. Низложение патриарха Никона……………………………………….. 9
Заключение ……………………………………………………………………….. 11
Список использованной литературы …………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Уральский федеральный университет
Кафедра истории России
РЕФЕРАТ
по истории
Реформы патриарха Никона и
раскол Русской православной церкви
Исполнитель:
Студент (ка) группы № Фт-130603
Половинкин С.А.
Руководитель:
доктор исторических наук, профессор
Сперанский А.В.
Екатеринбург
2013
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава I. Путь от крестьянина до патриарха……………………………………… 4
Глава II. Церковная реформа патриарха Никона, причины и последствия…… 5
Глава III. Низложение патриарха Никона……………………………………….. 9
Заключение ……………………………………………………………………….. 11
Список использованной литературы ………………………………………....... 12
Введение
В современном мире существует огромное количество религий. Одна из них, зародившаяся ещё в I веке нашей эры, это – христианство. К 1054 году христианство уже разделилось на католическое общество, с центром в Риме, и православное общество, центром которого после 1438 года стал город Москва.
В середине XVII века,
после реформы патриарха
Глава I
Путь от крестьянина до патриарха
Никита Минин, будущий патриарх Никон, родился 7 мая 1605 года в мордовской крестьянской семье в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода. Мать умерла вскоре после его рождения, а отец женился во второй раз. Мачеха часто била Никиту и в 12 лет он ушёл в Макарьев-Желтоводский монастырь, был в нём послушником до 1624 года. По настоянию родителей вернулся домой, женился и принял сан священника. Служил в соседнем селе Лыскове, а в 1626 году по просьбе московских купцов, узнавших о его начитанности, был назначен священником одной из московских церквей. В возрасте 30 лет преподобный Елеазар постриг Никиту в монашество под именем Никон в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря. В 1635 году Никон был удалён из Анзерского скита в связи с разногласиями со своим наставником.
В 1646 году он отправился в Москву, где предстал пред царём Алексеем Михайловичем, на которого произвёл хорошее впечатление. По велению Царя Никон был посвящён в архимандриты Новоспасского монастыря. После смерти патриарха Иосифа царь пожелал избрания Никона в патриархи и 25 июля 1652 года Никон принял патриаршество. При Никоне власть патриарха усилилась до высшей степени. Патриарх был действительным «великим государем». Он окружил себя царской пышностью и величием. При строительстве своего нового дворца, Никон не стеснялся использовать все возможные украшения того времени. При этом патриарх раздавал богатую ручную милостыню, делал пожертвования на тюрьмы и строительство монастырей.
Стремительный взлёт по церковной иерархической лестнице от причётника до патриарха стал следствием не столько его взаимоотношений с царём, сколько следствием личных качеств патриарха, таких как образованность, прямота, сила воли и истинное стремление «обустроить Церковь».
Глава II
Церковная реформа патриарха Никона, причины и последствия
Рассуждая о причинах церковной реформы, профессор Каптерев отмечал: «Влияние Византии в православном мире основывалось именно на том, что она была для всех православных народов востока культурным центром, откуда исходили к ним наука, образование, высшие и совершеннейшие формы церковной и общественной жизни и пр. Ничего похожего на старую Византию не представляла в этом отношении Москва. Она не знала, что такое наука и научное образование, она даже совсем не имела у себя школы и лиц, получивших правильное научное образование; весь её образовательный капитал заключался в том, с научной точки зрения, не особенно богатом и разнообразном наследстве, которое в разное время русские посредственно или непосредственно получали от греков, не прибавив к нему со своей стороны почти ровно ничего. Естественно поэтому, что первенство и главенство Москвы в православном мире могло быть только чисто внешнее и очень условное».
Ещё одной причиной, подтолкнувшей правительство к проведению реформ, является присоединение Малороссии, тогда находившейся в церковной юрисдикции Константинопольского престола. А церковно-обрядовая практика южноруссов разнилась с московской практикой.
Царь Алексей Михайлович
поддерживал все начинания
При сравнении текста Символа веры в редакции печатных московских богослужебных книг с текстом Символа, начертанного на саккосе митрополита Фотия, Никон обратил внимание на ошибки, допущенные в церковных книгах, и решил исправить их, но к удивлению священнослужителей, исправление велось не по старорусским, а по современным греческим книгам. И в 1654 году патриарх созвал русских архипастырей на собор, который признал необходимость исправления богослужебных книг и обрядов, что было закреплено соответствующим соборным актом. В этом же году с Востока вернулся монах Арсений Суханов и привёз с собой свыше шестисот рукописных древних книг. Получив эти пособия, Никон стал заниматься организацией столь важного дела. Из Киева были приглашены учёные монахи во главе с Епифанием Славеницким, знатоком греческого языка, а помощником ему стал учёный грек Арсений. Прежние исправители богослужебных книг (не довольные греческими первоисточниками) остались в стороне, а впоследствии именно они и стали главными противниками патриарха Никона.
В 1656 году был созван новый собор, на котором присутствовали не только русские архипастыри, но и два восточных патриарха, считавшиеся носителями «истинной православной веры». Так Никон заручился поддержкой Византийской церкви, считавшейся «Матерью Церкви Русской». На соборе было постановлено вводить исправленные книги во всех церквях, а прежние отбирать и сжигать. На решение собора очень большое давление оказал и сам патриарх Никон, при этом он не указал самые «скользкие» моменты своей реформы («троеперстие»), поэтому часто говорится, что церковная реформа была проведена без одобрения собора.
Русских людей пугает любая новизна, поэтому все нововведения не были приняты во многих местах. В исправленных книгах люди видели отражение Флорентийской унии, т.е. союза православной и католической церквей, а значит и влияние католицизма. Среди таких людей вперёд выдвинулись те, кто до Никона исправлял церковные книги. Так и возникли первые «староверы».
Раскольники считали себя носителями «истинной веры», но Никон не затронул основ православия, изменения касались лишь отдельных моментов. Теперь Богослужение нужно совершать только по исправленным («никоновским») книгам, креститься и благословлять только тремя пальцами (большим, указательным и средним), сложенными в щепотку, крест почитать только четырёхконечный, с крестным ходом вокруг храма идти с запада на восток, имя Спасителя писать: «Иисус», «Аллилуйя» петь трижды, иконам поклоняться только списанным с древних греческих оригиналов, служить литургию на пяти просфорах. Старообрядцы, исходя из учения о неразрывной связи между внешней формой и внутренним содержанием священнодействий и таинств, настаивают на более точном символическом выражении православных догматов именно в старых обрядах. Так, по мнению старообрядцев, двуперстное крестное знамение глубже трехперстного раскрывает тайну вочеловечения Христа, ибо на кресте была распята не Троица, а одно из Лиц Ея (вочеловечившийся Бог-Сын, Иисус Христос).
Церковный историк и регент Спасского собора Андроникова монастыря в Москве Борис Кутузов полагает, что главный политический аспект реформы заключался в «византийской прелести». В этой связи, царь Алексей Михайлович хотел наследовать со временем престол византийских императоров, а патриарх Никон хотел стать Вселенским патриархом.
Последователей
Никона его противники обидно называли
«никонианцами» и «щепотниками», а
самого патриарха Аввакум называл
антихристом и даже предсказывал
год наступления его
Противники Никона были жестоко наказуемы. Свой протест выдвинули Протопоп Аввакум и Иван Неронов, которые были сосланы из Москвы по приказу патриарха. Гонение только усилилось после собора 1666 года, который окончательно утвердил все изменения, внесённые в богослужебные книги по реформе Никона, а после 1667 года Большой Московский собор одобрил реформы патриарха и всех, не принявших соборных решений, предал анафеме как еретиков и непокорных Церкви: «Если кто не послушает нас или начнет прекословить и противиться нам, то мы такового противника, если он - духовное лицо, извергаем и лишаем всякого священнодействия и благодати и предаем проклятию; если же это будет мирянин, то такового отлучаем от св. Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, и предаем проклятию и анафеме как еретика и непокорника и отсекаем, как гнилой уд. Если же кто до самой смерти останется непокорным, то таковой и по смерти да будет отлучен, и душа его пребудет с Иудой-предателем, с еретиком Арием и с прочими проклятыми еретиками. Скорее железо, камни, дерево разрушатся, а тот да будет не разрешен во веки веков». Но раскольники не сдавались: одни убегали в Сибирь, другие устраивали акты самосожжения.
Раскольники могли бы стать могущественной силой в русской истории, если были бы организованы. После смерти первых руководителей, которыми являлись священники, раскольники разделились на два течения: поповщина и беспоповщина. Одни сманивали священников из «никонианской» церкви, другие решили обходиться без священников и предоставили право вести богослужение мирянам. В дальнейшем подобная дезорганизация привела к ещё более мелкому дроблению: поповцы делились на новопомазанцев, перемазанцев, окружников, противоокружников, диаконовцев, сусловцев, а беспоповцы делились на Спасово согласие, федосеевцев, филипповцев и странников.
«Никонианская» церковь оказалась сильнее, так как у неё была чёткая иерархия, а не носившие принципиального характера разногласия между раскольниками привело к их значительному ослаблению и неспособности бороться с «никонианской» церковью.
Глава III
Низложение патриарха Никона
Русская православная церковь полностью поддерживала все реформы патриарха, но не поддерживала самого Никона с его резкостью и процедурной некорректностью проведения реформ (так, Никон однажды публично избил, сорвал мантию, а затем без соборного решения единолично лишил кафедры и сослал противника богослужебной реформы епископа Павла Коломенского). Вскоре и сам царь начал выражать своё недовольство патриархом, который лишил государя многих радостей, таких как охота, которую очень любил Алексей Михайлович. Против Никона были настроены и бояре (Стрешнев, Милославский, Морозов, Одоевский), которые сыграли немало важную роль в ссоре царя и патриарха.
В июле 1658 года Никона не пригласили на обед в честь приезда в Москву грузинского царевича Теймураза. Князя Мещерского, посланного патриархом во дворец, царский окольничий Хитрово намеренно или случайно ударил палкой, в ответ Мещерский закричал, что он патриарший стряпчий, но услышал дерзкое: «Не дорожися патриархом!».
Патриарх потребовал наказать наглеца, но получил лишь обещание рассмотреть дело. Царь передал Никону причину своего недовольства - мол, патриарх «царское величество пренебрег и пишется великим государем». В тот же день Никон заявил, что оставляет патриаршество и удалился в монастырь. Царь оставил за ним три монастыря с вотчинами. Извещая о болезни боярина Морозова, попутно просил простить и его самого, если была какая-либо обида.
Нужно было решать вопрос церковного безвластия, и Собор 1666 года в присутствии Антиохийского и Александрийского патриархов лишил Никона патриаршества и сослал в Ферапонтов монастырь, а в 1667 году патриархом был назначен митрополит Иоасаф.
Десять лет
ссылки в Ферапонтовом монастыре
сменились для Никона более тяжелым
заключением в Кирилло-
Информация о работе Реформы патриарха Никона и раскол Русской православной церкви