Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 13:01, реферат
Описание работы
В первой четверти XVII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных c перестройкой центральных и местных органов власти и управления, областей культуры и быта, а также происходит коренная реорганизация воору- женных сил. Почти все эти изменения происходили во время правления Петра I и имели огромное прогрессивное значе- ние.
В первой четверти XVII в. был осуществлен
целый комплекс реформ, связанных c перестройкой
центральных и местных органов власти
и управления, областей культуры и быта,
а также происходит коренная реорганизация
воору- женных сил. Почти все эти изменения
происходили во время правления Петра
I и имели огромное прогрессивное значе-
ние.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И РЕФОРМА
ПЕТРА ВЕЛИКОГО.
Огромное влияние на реформы Петра имела
война. Он почти не знал мира: весь свой
век он воевал с кем-ни- будь: то с сестрой,
то с Турцией, Швецией, даже с Персией.
Петру достались от его предшественников
две за- дачи, разрешение которых было
необходимо для того, чтобы обеспечить
внешнюю безопасность государства: во-первых
надо было довершить политическое объединение
русского народа, едва не половина которого
находилась за предела- ми Русского государства;
во-вторых предстояло исправить границы
государственной территории, которые
с некоторых сторон были слишком открыты
для нападения. Разрешение этих задач
до Петра было только начато. Вторая задача,
территориальная, еще до него приводило
Московское госу- дарство к столкновениям
с двумя врагами: со Швецией, у которой
нужно было отвоевать восточный берег
Балтийского моря, и с крымскими татарами,
т. е. с Турцией. Петр, на- чиная свою деятельность,
прямо вступил в это сочетание международных
отношений, до него создавшееся. В начале
царствования он также обратил все свои
усилия и народные силы на юг, следовательно,
поставил своей ближайшей за- дачей исправление
и ограждение южной границы госу- дарственной
территории. Для этого надо было укрепить
за собой и обезопасить берега Черного
и Азовского морей. На Азовском море появился
первый русский флот; там возникли верфи
и гавани. Но потом отношения в Западной
Европе пе- ременились. В северной и средней
Европе после Тридцати- летней войны в
международных отношениях главенствовала
маленькая Швеция. Ее преобладание тяжелым
гнетом ложи- лось особенно на государства,
близкие к Балтийскому мо- рю, на Данию,
Польшу и Московию. Дания и Польша искали
себе третьего союзника в Московии, которая
считала себя обобранной после Кардисского
мира 1661 г., невозвратив- шего ей ни Ингрии,
ни Карелии. Это заставило Петра по- вернуть
свои усилия с берегов Черного и Азовского
морей к Балтийскому морю, перегнать туда
народные силы, нап- равленные на внешнюю
борьбу. Новой столицей государства суждено
было стать не Азову или Таганрогу, а С.-Петер-
бургу. Таким образом, задача исправления
южной границы была оставлена ради ограждения
северо-западных пределов.
ВЛИЯНИЕ СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ НА
РЕФОРМЫ.
Самое глубокое Полтавской победы сказалось
не на внешней политике, а в ходе внутренних
дел. На очередь стало гражданское правление.
Обер-инспектор ратушного правления предупреждал
Петра, что война приблизила народ к конечному
разорению и необходимо ослабить взыскание
накопившихся недоимок, от которого идет
"превеликий все- народный вопль".
До этого момента все управление было
направленно к целям войны и превратилось
в генеральный штаб и военную кассу. До
Полтавы можно отметить только два законодательных
акта устроительного характера: указы
30 января 1699 г. - о восстановлении земских
учреждений и 18 декабря 1708 г. - о разделении
государства на гу- бернии. Петр не получил
такого политического воспитания, чтобы
"превеликий всенародный вопль" от
взыскания недои- мок мог сам по себе его
тронуть. Но другие, менее чувствительные
соображения побуждали его обратить внима-
ние на эту проблему. Он по-прежнему оставался
туг к по- ниманию нужд народа, но стал
более чутким к условиям своего международного
положения. Победы при Лесной и под Полтавой
показали, что главное дело было сделано,
регу- лярная армия создана; создался и
балтийский флот. Ту и другую силу предстояло
поддерживать на достигнутом уров- не
и даже приподнимать по возможности. Полтава
выводила Петра на большую европейскую
дорогу, грозившую новыми расходами. Его
стали боятся на Западе. Московия выступа-
ла новым международным могуществом, следовательно
приоб- ретала врагов во всех старых друзьях.
Военный и диплома- тический престиж надобно
было дорого оплачивать. Между тем источники
государственных доходов истощались,
накоп- лялись многолетние недоимки. Курбатов,
обер-инспектор ратушного правления, грозил,
что при строгом их взыска- нии многие
плательщики скоро совсем выбьются из
сил. Че- рез пять месяцев после Полтавы
Петр указал взыскивать только за два
прошедших года (1707 и 1708). В 1710 г. сосчитали
приход и расход за 1705-1707 гг. и открыли,
что ежегодными доходами казна покрывала
только 4/5 своих расходов, 2/3 которых шло
на армию и флот. весь этот де- фицит раскладывался
на плательщиков в виде дополнитель- ного
налога. С каждым шагом становилось яснее,
что вели игру не по карману. Это поворачивало
мысль от боевой границы вовнутрь, от военных
операций к изысканию новых источников
казенного дохода. Их можно было найти
только путем лучшего устроения народного
труда и государствен- ного хозяйства.
Этот поворот и отмечен в сборнике мате-
риалов по истории Северной войны, который
редактировал сам Петр. В этот период очень
заметен подъем законода- тельной деятельности.
С 1700 г. по 1709 г. включительно было издано
более 500 актов, а в следующее десятилетие
их число дошло до 1238 и почти столько же
их напечатано за одно пятилетие 1720-1725.
Все наиболее капитальные законоположения
Петра относятся ко второй, послепол- тавской
половине его царствования. Война превратила
его из корабельного мастера и войскового
организатора в мно- гостороннего преобразователя.
ОБЩИЙ ПЛАН РЕФОРМ.
На первый взгляд преобразовательная
деятельность Петра представляется лишенной
всякого плана и последова- тельности.
Постепенно расширяясь она захватила
все части государственного строя, коснулась
самых различных сторон народной жизни.
Но ни одна часть не перестраивалась сра-
зу, в одно время и во всем своем составе.
Каждая реформа подступала по нескольку
раз, в разное время касаясь ее по частям,
по мере надобности. Преобразовательные
меры следовали одна за другой в том порядке,
в каком вызывали их потребности, навязанные
войной. Она поставила на пер- вую очередь
преобразование военных сил страны. Военная
реформа повлекла за собой два рядя мер,
из которых одни направленны были на поддержание
регулярного строя преоб- разованной армии
и новосозданного флота, а другие на обеспечение
их содержанию. Меры того и другого порядка
изменяли положение и взаимные отношения
сословий, усили- вали напряжение и производительность
народного труда как источника государственного
дохода. Нововведения военные, социальные
и экономические требовали от управления
такой усиленной и ускоренной работы,
ставили ему такие сложные и непривычные
задачи, какие были ему не под силу при
его прежнем строе и составе. Поэтому рука
об руку с этими нововведениями и частью
даже впереди их шла постепенная перестройка
управления всей правительственной машины,
как необходимое общее условие проведения
прочих реформ. Другим таким общим условием
была подготовка дельцов и умов к реформе.Для
успешного действия нового управления,
как и других нововведений, необходимы
были исполнители подготовленные к делу,
обладающие нужными для того зна- ниями,
необходимо было и общество, готовое поддерживать
дело преобразования, понимающие его сущность
и цели. Отсюда усиленные заботы Петра
о распространении научного знания, о
заведении общеобразовательных и профессиональ-
ных, технических школ. Таков общий план
реформы, ее порядок, установленный не
наперед обдуманными предначертаниями
Петра, а самим ходом дела и гнетом обстоятельств.
Война была главным движущим рычагом преобразовательной
деятельности, воен- ная реформа - ее начальным
моментом, а устройство фи- нансов - ее
конечной целью.
ВОЕННАЯ РЕФОРМА.
Военная реформа была первоочередным
преобразованием Петра, наиболее продолжительным
и самым тяжелым как для него самого, так
и для народа. Она имеет очень важное значение
в нашей истории; это не просто вопрос
о госу- дарственной обороне: реформа оказала
глубокое действие на склад общества и
дальнейший ход событий.
МОСКОВСКОЕ
ВОЙСКО ПЕРЕД РЕФОРМОЙ.
Петр застал русское войско в полном
расстройстве. Прежде солдатские и рейтарские,
распущенные по домам на мирное время
призывались на службу в случае надобности.
Это был уже призыв отпускных или запасных,
бывалых лю- дей, уже знакомых со строем.
При формировке Петром армии для борьбы
со Швецией такого запаса уже почти не
остава- лось. Полки пополнялись двумя
способами: или "кликали вольницу в
солдаты", или собирали с землевладельцев
рек- рутов по числу крестьянских дворов.
Петр приказал писать в солдаты вольноотпущенных
холопов и крестьян, годных к службе, и
даже дал холопам свободу поступать в
сол- датские полки без отпуска господ.
При такой вербовке наскоро составленные,
наскоро обученные немцами полки новобранцев,
по выражению бывшего в Москве в 1698-1699
г. секретаря австрийского посольства
Корба, являлись сбродом самых дрянных
солдат набранных из беднейшей чер- ни.
Подобным же способом составлена была
и первая армия Петра в Северную войну.
Нарва обнаружила их боевое ка- чество.
ФОРМИРОВКА
РЕГУЛЯРНОЙ АРМИИ
После Нарвы началась неимоверная трата
людей. Наско- ро собираемые полки быстро
таяли в боях, от голода, бо- лезней, массовых
побегов, а между тем расширение театра
военных действий требовало усиления
численного состава армии. Для пополнения
убыли и усиления армейского комп- лекта
один за другим следовали частичные наборы
добро- вольцев и рекрутов из всех классов
общества, из детей боярских, из посадских
и дворовых, из стрелецких детей и даже
из детей духовенства. Армия постепенно
становилась всесословной, но в нее ставилось
кое-как на ходу выправ- ленное или совсем
не боевое сырье. Отсюда возникла пот-
ребность в другом порядке комплектования,
который давал бы заранее и правильно
подготовленный запас. Случайный и беспорядочный
набор охотников и даточных был заменен
пе- риодическими общими рекрутскими наборами,
хотя и при них иногда повторялись старые
приемы вербовки. Рекрутов распределяли
по "станциям", сборным пунктам, в
ближайших городах партиями человек в
500-1000, расквартировывали по постоялым
дворам, назначали из них же капралов и
еф- рейторов для ежедневного пересмотра
и надзора и отдавали их отставным, по
причине ран и болезней, офицерам и сол-
датам "учить военному солдатскому
строф по артикулу неп- рестанно". С
этих сборных учебных пунктов рекрутов
рассылали, куда требовалось, "на упалые
места ", для по- полнения старых полков
и создания новых. Первый такой общий набор
был произведен в 1705 г.; он повторялся еже-
годно до 1709 г. К концу царствования Петра
всех регу- лярных войск, пехоты и конницы,
числилось уже до 212 тысяч, да 110 тысяч казаков.
Притом была создана новая вооруженная
сила, незнакомая древней Руси, - флот,
БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ
С началом северной войны азовская эскадра
была заб- рошена потом потеряно и само
азовское море. Поэтому, все усилия Петра
обратились на создание балтийского флота.
Еще в 1701 г. он мечтал, что у него здесь
будет 80 боль- ших кораблей, Спешно вербовали
экипаж и в 1703 г. Лодей- нопольская верфь
спустила 6 фрегатов: это была первая русская
эскадра, появившаяся на Балтийском море.
К концу царствования балтийский флот
насчитывал в своем составе 48 линейных
кораблей и до 800 галер и других мелких
су- дов с 28 тысячами экипажа. Для управления,
комплектования, обучения, содержания
и обмундирования этой регулярной армии
был создан слож- ный военно-административный
механизм с коллегиями Воен- ной, Адмиралтейской,
Артиллерийской канцелярией с гене- рал-фельдцейхмейстером
во главе, с Провиантской канцеля- рией
под начальством генерал-провиантмейстера,
с главным комиссариатом под управлением
генерал-кригскомиссара для приема рекрутов
и их размещения по полкам, для раздачи
войску жалования и снабжения его оружием,
обмундировани- ем и лошадьми. Сюда надо
еще прибавить генеральный штаб во главе
с генералитетом. Расходы на содержание
армии составляли 2/3 всего тогдашнего
бюджета.
ЗНАЧЕНИЕ
ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ
Военная реформа Петра осталась бы специальным
фактом военной истории России, если бы
она не отпечаталась так сильно на социальном
и нравственном складе русского об- щества
и даже на ходе политических событий. Она
требова- ла средств для содержания преобразованных
и дорогих воо- руженных сил и особых мер
по поддержанию их регулярного
строя. Рекрутские наборы, распространяли
воинскую повин- ность на неслужилые классы,
сообщая новой армии всесословный состав,
изменяли установившиеся обществен- ные
соотношения. Дворянству, составлявшему
основную массу прежнего войска, приходилось
занять новое служеб- ное положение, когда
в ряды преобразованной армии стали его
холопы и крепостные крестьяне, и не спутниками
и хо- лопами своих господ, а такими же
рядовыми, какими начи- нали службу сами
дворяне.
РЕФОРМЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
С 1708 г. Петр начал перестраивать старые
органы власти и управления и заменять
их новыми. В результате к концу первой
четверти XVIII в. сложилась следующая система
органов власти и управления. Вся полнота
законодательной, исполнительной, и су-
дебной власти сосредоточилась в руках
Петра, который после завершения Северной
войны получил титул императо- ра. В 1711
г.был создан новый высший орган исполнитель-
ной и судебной власти - Сенат, обладавший
и значительны- ми законодательными функциями.
Он принципиально отли- чался от своего
предшественника - Боярской думы. Члены
совета назначались императором. В порядке
осу- ществления исполнительной власти
Сенат издавал указы, имевшие силу закона.
В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор,
на которого возлагался конт- роль за деятельностью
всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор
должен был выполнять функции "ока госу-
дарства". Этот контроль он осуществлял
через прокуроров, назначаемых во все
правительственные учреждения. В пер-
вой четверти XVIII в. к системе прокуроров
добавилась система фискалов, возглавляемая
оберфискалом. В обязан- ности фискалов
входило донесение обо всех злоупотребле-
ниях учреждений и должностных лиц, нарушавших
"казенный интерес". Никак не соответствовали
новым условиям и задачам приказная система,
сложившаяся при Боярской думе. Воз- никшие
в разное время приказы (Посольский, Стрелецкий,
Поместный, Сибирский, Казанский, Малороссийский
и др.) сильно различались по своему характеру
и функциям. Распоряжения и указы приказов
зачастую противоречили друг другу, создавая
невообразимую путаницу и надолго задерживая
решение неотложных вопросов. Взамен устаревшей
системе приказов в 1717-1718 гг. было создано
12 коллегий, каждая из которой ведала опре-
деленной отраслью или сферой управления
и подчинялась Сенату. Главными считались
три коллегии: Иностранная, Военная и Адмиралтейство.
В компетенцию Комерц-, Ману- фактур- и
Берг-коллегии входил вопросы торговли
и про мышленности. Три коллегии ведали
финансами: Камер-колле- гия - доходами,
Штатс-коллегия - расходами, а Ревизи- он-коллегия
контролировала поступления доходов,
сбор по- датей, налогов, пошлин, правильность
расходования учреж- дениями отпущенных
им сумм. Юстиц-коллегия ведала граж- данским
судопроизводством, а Вотчинная, учрежденная
несколько позже, - дворянским землевладением.
Был создан еще Главный магистрат, ведавший
всем посадским населени- ем; ему подчинялись
магистраты и ратуши всех городов. Коллегии
получили право издавать указы по тем
вопросам, которые входили в их ведение.
Кроме коллегий было создано известное
число контор, канцелярий, департаментов,
приказов, функции которых бы- ли также
четко разграничены. Одни из них, например
Ге- рольдмейстерская контора, ведавшая
службой и произ- водством в чины дворян;
Преображенский приказ и Тайная канцелярия,
ведавшие делами о государственных преступле-
ниях, подчинялись Сенату, другие - Монетный
департамент, Соляная контора, Межевая
канцелярия и др. - подчинялись одной из
коллегий. В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка
органов власти и управления на местах.
Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся
по территории и количеству населения.
Так, Смоленская и Архангелогородская
губернии своим размером мало отличались
от современных областей, а Московская
губерния охватывала весь густонаселенный
центр, территорию современных Владимирской,
Ивановской, Калужской, Калининской, Костромской,
Московской, Ря- занской, Тульской и Ярославской
областей, на которой жи- ла почти половина
всего населения страны. В число губер-
ний вошли Петербургская, Киевская, Казанская,
Азовская и Сибирская. Во главе губернии
стоял назначаемый царем губерна- тор,
сосредоточивавший в своих руках исполнительную
и судебную власть. При губернаторе существовала
губернская канцелярия. Но положение осложнялось
тем, что губернатор подчинялся не только
императору и Сенату, но и всем кол- легиям,
распоряжения и указы которых зачастую
противоре- чили друг другу. Губернии в
1719 г. были разделены на провинции, число
которых равнялось 50. Во главе провинции
стоял во- евода с канцелярией при нем.
Провинции, в свою очередь, делились на
дистрикты (уезды) с воеводой и уездной
кан- целярией. Некоторое время в царствование
Петра уездная администрация была заменена
на выборным земским комисса- ром из местных
дворян или отставных офицеров. Его функ-
ции ограничивались сбором подушной подати,
наблюдением за выполнением казенных
повинностей, задержанием беглых крестьян.
Подчинялся земский комиссар провинциальной
канцелярии. В 1713 г. местному дворянству
было пре- доставлено выбирать по 8-12 ландратов
(советников от дворян уезда) в помощь
губернатору, а после введения по- душной
подати были созданы полковые дистрикты.
Квартиро- вавшие в них воинские части
наблюдали за сбором податей и пресекали
проявления недовольства и антифеодальные
выступления.