Реформы Петра - I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 13:01, реферат

Описание работы

В первой четверти XVII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных c перестройкой центральных и местных органов власти и управления, областей культуры и быта, а также происходит коренная реорганизация воору- женных сил. Почти все эти изменения происходили во время правления Петра I и имели огромное прогрессивное значе- ние.

Файлы: 1 файл

Реформы Петра 1.docx

— 37.77 Кб (Скачать файл)

Реформы Петра - I

ВВЕДЕНИЕ

В первой четверти XVII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных c перестройкой центральных и местных органов власти и управления, областей культуры и быта, а также происходит коренная реорганизация воору- женных сил. Почти все эти изменения происходили во время правления Петра I и имели огромное прогрессивное значе- ние.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И РЕФОРМА ПЕТРА ВЕЛИКОГО.

Огромное влияние на реформы Петра имела война. Он почти не знал мира: весь свой век он воевал с кем-ни- будь: то с сестрой, то с Турцией, Швецией, даже с Персией. Петру достались от его предшественников две за- дачи, разрешение которых было необходимо для того, чтобы обеспечить внешнюю безопасность государства: во-первых надо было довершить политическое объединение русского народа, едва не половина которого находилась за предела- ми Русского государства; во-вторых предстояло исправить границы государственной территории, которые с некоторых сторон были слишком открыты для нападения. Разрешение этих задач до Петра было только начато. Вторая задача, территориальная, еще до него приводило Московское госу- дарство к столкновениям с двумя врагами: со Швецией, у которой нужно было отвоевать восточный берег Балтийского моря, и с крымскими татарами, т. е. с Турцией. Петр, на- чиная свою деятельность, прямо вступил в это сочетание международных отношений, до него создавшееся. В начале царствования он также обратил все свои усилия и народные силы на юг, следовательно, поставил своей ближайшей за- дачей исправление и ограждение южной границы госу- дарственной территории. Для этого надо было укрепить за собой и обезопасить берега Черного и Азовского морей. На Азовском море появился первый русский флот; там возникли верфи и гавани. Но потом отношения в Западной Европе пе- ременились. В северной и средней Европе после Тридцати- летней войны в международных отношениях главенствовала маленькая Швеция. Ее преобладание тяжелым гнетом ложи- лось особенно на государства, близкие к Балтийскому мо- рю, на Данию, Польшу и Московию. Дания и Польша искали себе третьего союзника в Московии, которая считала себя обобранной после Кардисского мира 1661 г., невозвратив- шего ей ни Ингрии, ни Карелии. Это заставило Петра по- вернуть свои усилия с берегов Черного и Азовского морей к Балтийскому морю, перегнать туда народные силы, нап- равленные на внешнюю борьбу. Новой столицей государства суждено было стать не Азову или Таганрогу, а С.-Петер- бургу. Таким образом, задача исправления южной границы была оставлена ради ограждения северо-западных пределов.

ВЛИЯНИЕ СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ НА РЕФОРМЫ.

Самое глубокое Полтавской победы сказалось не на внешней политике, а в ходе внутренних дел. На очередь стало гражданское правление. Обер-инспектор ратушного правления предупреждал Петра, что война приблизила народ к конечному разорению и необходимо ослабить взыскание накопившихся недоимок, от которого идет "превеликий все- народный вопль". До этого момента все управление было направленно к целям войны и превратилось в генеральный штаб и военную кассу. До Полтавы можно отметить только два законодательных акта устроительного характера: указы 30 января 1699 г. - о восстановлении земских учреждений и 18 декабря 1708 г. - о разделении государства на гу- бернии. Петр не получил такого политического воспитания, чтобы "превеликий всенародный вопль" от взыскания недои- мок мог сам по себе его тронуть. Но другие, менее чувствительные соображения побуждали его обратить внима- ние на эту проблему. Он по-прежнему оставался туг к по- ниманию нужд народа, но стал более чутким к условиям своего международного положения. Победы при Лесной и под Полтавой показали, что главное дело было сделано, регу- лярная армия создана; создался и балтийский флот. Ту и другую силу предстояло поддерживать на достигнутом уров- не и даже приподнимать по возможности. Полтава выводила Петра на большую европейскую дорогу, грозившую новыми расходами. Его стали боятся на Западе. Московия выступа- ла новым международным могуществом, следовательно приоб- ретала врагов во всех старых друзьях. Военный и диплома- тический престиж надобно было дорого оплачивать. Между тем источники государственных доходов истощались, накоп- лялись многолетние недоимки. Курбатов, обер-инспектор ратушного правления, грозил, что при строгом их взыска- нии многие плательщики скоро совсем выбьются из сил. Че- рез пять месяцев после Полтавы Петр указал взыскивать только за два прошедших года (1707 и 1708). В 1710 г. сосчитали приход и расход за 1705-1707 гг. и открыли, что ежегодными доходами казна покрывала только 4/5 своих расходов, 2/3 которых шло на армию и флот. весь этот де- фицит раскладывался на плательщиков в виде дополнитель- ного налога. С каждым шагом становилось яснее, что вели игру не по карману. Это поворачивало мысль от боевой границы вовнутрь, от военных операций к изысканию новых источников казенного дохода. Их можно было найти только путем лучшего устроения народного труда и государствен- ного хозяйства. Этот поворот и отмечен в сборнике мате- риалов по истории Северной войны, который редактировал сам Петр. В этот период очень заметен подъем законода- тельной деятельности. С 1700 г. по 1709 г. включительно было издано более 500 актов, а в следующее десятилетие их число дошло до 1238 и почти столько же их напечатано за одно пятилетие 1720-1725. Все наиболее капитальные законоположения Петра относятся ко второй, послепол- тавской половине его царствования. Война превратила его из корабельного мастера и войскового организатора в мно- гостороннего преобразователя.

ОБЩИЙ ПЛАН РЕФОРМ.

На первый взгляд преобразовательная деятельность Петра представляется лишенной всякого плана и последова- тельности. Постепенно расширяясь она захватила все части государственного строя, коснулась самых различных сторон народной жизни. Но ни одна часть не перестраивалась сра- зу, в одно время и во всем своем составе. Каждая реформа подступала по нескольку раз, в разное время касаясь ее по частям, по мере надобности. Преобразовательные меры следовали одна за другой в том порядке, в каком вызывали их потребности, навязанные войной. Она поставила на пер- вую очередь преобразование военных сил страны. Военная реформа повлекла за собой два рядя мер, из которых одни направленны были на поддержание регулярного строя преоб- разованной армии и новосозданного флота, а другие на обеспечение их содержанию. Меры того и другого порядка изменяли положение и взаимные отношения сословий, усили- вали напряжение и производительность народного труда как источника государственного дохода. Нововведения военные, социальные и экономические требовали от управления такой усиленной и ускоренной работы, ставили ему такие сложные и непривычные задачи, какие были ему не под силу при его прежнем строе и составе. Поэтому рука об руку с этими нововведениями и частью даже впереди их шла постепенная перестройка управления всей правительственной машины, как необходимое общее условие проведения прочих реформ. Другим таким общим условием была подготовка дельцов и умов к реформе.Для успешного действия нового управления, как и других нововведений, необходимы были исполнители подготовленные к делу, обладающие нужными для того зна- ниями, необходимо было и общество, готовое поддерживать дело преобразования, понимающие его сущность и цели. Отсюда усиленные заботы Петра о распространении научного знания, о заведении общеобразовательных и профессиональ- ных, технических школ. Таков общий план реформы, ее порядок, установленный не наперед обдуманными предначертаниями Петра, а самим ходом дела и гнетом обстоятельств. Война была главным движущим рычагом преобразовательной деятельности, воен- ная реформа - ее начальным моментом, а устройство фи- нансов - ее конечной целью.

ВОЕННАЯ РЕФОРМА.

Военная реформа была первоочередным преобразованием Петра, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа. Она имеет очень важное значение в нашей истории; это не просто вопрос о госу- дарственной обороне: реформа оказала глубокое действие на склад общества и дальнейший ход событий.

МОСКОВСКОЕ ВОЙСКО ПЕРЕД РЕФОРМОЙ.

Петр застал русское войско в полном расстройстве. Прежде солдатские и рейтарские, распущенные по домам на мирное время призывались на службу в случае надобности. Это был уже призыв отпускных или запасных, бывалых лю- дей, уже знакомых со строем. При формировке Петром армии для борьбы со Швецией такого запаса уже почти не остава- лось. Полки пополнялись двумя способами: или "кликали вольницу в солдаты", или собирали с землевладельцев рек- рутов по числу крестьянских дворов. Петр приказал писать в солдаты вольноотпущенных холопов и крестьян, годных к службе, и даже дал холопам свободу поступать в сол- датские полки без отпуска господ. При такой вербовке наскоро составленные, наскоро обученные немцами полки новобранцев, по выражению бывшего в Москве в 1698-1699 г. секретаря австрийского посольства Корба, являлись сбродом самых дрянных солдат набранных из беднейшей чер- ни. Подобным же способом составлена была и первая армия Петра в Северную войну. Нарва обнаружила их боевое ка- чество.

ФОРМИРОВКА РЕГУЛЯРНОЙ АРМИИ

После Нарвы началась неимоверная трата людей. Наско- ро собираемые полки быстро таяли в боях, от голода, бо- лезней, массовых побегов, а между тем расширение театра военных действий требовало усиления численного состава армии. Для пополнения убыли и усиления армейского комп- лекта один за другим следовали частичные наборы добро- вольцев и рекрутов из всех классов общества, из детей боярских, из посадских и дворовых, из стрелецких детей и даже из детей духовенства. Армия постепенно становилась всесословной, но в нее ставилось кое-как на ходу выправ- ленное или совсем не боевое сырье. Отсюда возникла пот- ребность в другом порядке комплектования, который давал бы заранее и правильно подготовленный запас. Случайный и беспорядочный набор охотников и даточных был заменен пе- риодическими общими рекрутскими наборами, хотя и при них иногда повторялись старые приемы вербовки. Рекрутов распределяли по "станциям", сборным пунктам, в ближайших городах партиями человек в 500-1000, расквартировывали по постоялым дворам, назначали из них же капралов и еф- рейторов для ежедневного пересмотра и надзора и отдавали их отставным, по причине ран и болезней, офицерам и сол- датам "учить военному солдатскому строф по артикулу неп- рестанно". С этих сборных учебных пунктов рекрутов рассылали, куда требовалось, "на упалые места ", для по- полнения старых полков и создания новых. Первый такой общий набор был произведен в 1705 г.; он повторялся еже- годно до 1709 г. К концу царствования Петра всех регу- лярных войск, пехоты и конницы, числилось уже до 212 тысяч, да 110 тысяч казаков. Притом была создана новая вооруженная сила, незнакомая древней Руси, - флот,

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ

С началом северной войны азовская эскадра была заб- рошена потом потеряно и само азовское море. Поэтому, все усилия Петра обратились на создание балтийского флота. Еще в 1701 г. он мечтал, что у него здесь будет 80 боль- ших кораблей, Спешно вербовали экипаж и в 1703 г. Лодей- нопольская верфь спустила 6 фрегатов: это была первая русская эскадра, появившаяся на Балтийском море. К концу царствования балтийский флот насчитывал в своем составе 48 линейных кораблей и до 800 галер и других мелких су- дов с 28 тысячами экипажа. Для управления, комплектования, обучения, содержания и обмундирования этой регулярной армии был создан слож- ный военно-административный механизм с коллегиями Воен- ной, Адмиралтейской, Артиллерийской канцелярией с гене- рал-фельдцейхмейстером во главе, с Провиантской канцеля- рией под начальством генерал-провиантмейстера, с главным комиссариатом под управлением генерал-кригскомиссара для приема рекрутов и их размещения по полкам, для раздачи войску жалования и снабжения его оружием, обмундировани- ем и лошадьми. Сюда надо еще прибавить генеральный штаб во главе с генералитетом. Расходы на содержание армии составляли 2/3 всего тогдашнего бюджета.

ЗНАЧЕНИЕ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ

Военная реформа Петра осталась бы специальным фактом военной истории России, если бы она не отпечаталась так сильно на социальном и нравственном складе русского об- щества и даже на ходе политических событий. Она требова- ла средств для содержания преобразованных и дорогих воо- руженных сил и особых мер по поддержанию их регулярного строя. Рекрутские наборы, распространяли воинскую повин- ность на неслужилые классы, сообщая новой армии всесословный состав, изменяли установившиеся обществен- ные соотношения. Дворянству, составлявшему основную массу прежнего войска, приходилось занять новое служеб- ное положение, когда в ряды преобразованной армии стали его холопы и крепостные крестьяне, и не спутниками и хо- лопами своих господ, а такими же рядовыми, какими начи- нали службу сами дворяне.

РЕФОРМЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

С 1708 г. Петр начал перестраивать старые органы власти и управления и заменять их новыми. В результате к концу первой четверти XVIII в. сложилась следующая система органов власти и управления. Вся полнота законодательной, исполнительной, и су- дебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны получил титул императо- ра. В 1711 г.был создан новый высший орган исполнитель- ной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительны- ми законодательными функциями. Он принципиально отли- чался от своего предшественника - Боярской думы. Члены совета назначались императором. В порядке осу- ществления исполнительной власти Сенат издавал указы, имевшие силу закона. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался конт- роль за деятельностью всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции "ока госу- дарства". Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения. В пер- вой четверти XVIII в. к системе прокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая оберфискалом. В обязан- ности фискалов входило донесение обо всех злоупотребле- ниях учреждений и должностных лиц, нарушавших "казенный интерес". Никак не соответствовали новым условиям и задачам приказная система, сложившаяся при Боярской думе. Воз- никшие в разное время приказы (Посольский, Стрелецкий, Поместный, Сибирский, Казанский, Малороссийский и др.) сильно различались по своему характеру и функциям. Распоряжения и указы приказов зачастую противоречили друг другу, создавая невообразимую путаницу и надолго задерживая решение неотложных вопросов. Взамен устаревшей системе приказов в 1717-1718 гг. было создано 12 коллегий, каждая из которой ведала опре- деленной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Главными считались три коллегии: Иностранная, Военная и Адмиралтейство. В компетенцию Комерц-, Ману- фактур- и Берг-коллегии входил вопросы торговли и про мышленности. Три коллегии ведали финансами: Камер-колле- гия - доходами, Штатс-коллегия - расходами, а Ревизи- он-коллегия контролировала поступления доходов, сбор по- датей, налогов, пошлин, правильность расходования учреж- дениями отпущенных им сумм. Юстиц-коллегия ведала граж- данским судопроизводством, а Вотчинная, учрежденная несколько позже, - дворянским землевладением. Был создан еще Главный магистрат, ведавший всем посадским населени- ем; ему подчинялись магистраты и ратуши всех городов. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых бы- ли также четко разграничены. Одни из них, например Ге- рольдмейстерская контора, ведавшая службой и произ- водством в чины дворян; Преображенский приказ и Тайная канцелярия, ведавшие делами о государственных преступле- ниях, подчинялись Сенату, другие - Монетный департамент, Соляная контора, Межевая канцелярия и др. - подчинялись одной из коллегий. В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Так, Смоленская и Архангелогородская губернии своим размером мало отличались от современных областей, а Московская губерния охватывала весь густонаселенный центр, территорию современных Владимирской, Ивановской, Калужской, Калининской, Костромской, Московской, Ря- занской, Тульской и Ярославской областей, на которой жи- ла почти половина всего населения страны. В число губер- ний вошли Петербургская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская. Во главе губернии стоял назначаемый царем губерна- тор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем кол- легиям, распоряжения и указы которых зачастую противоре- чили друг другу. Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял во- евода с канцелярией при нем. Провинции, в свою очередь, делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной кан- целярией. Некоторое время в царствование Петра уездная администрация была заменена на выборным земским комисса- ром из местных дворян или отставных офицеров. Его функ- ции ограничивались сбором подушной подати, наблюдением за выполнением казенных повинностей, задержанием беглых крестьян. Подчинялся земский комиссар провинциальной канцелярии. В 1713 г. местному дворянству было пре- доставлено выбирать по 8-12 ландратов (советников от дворян уезда) в помощь губернатору, а после введения по- душной подати были созданы полковые дистрикты. Квартиро- вавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.

Информация о работе Реформы Петра - I