Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 16:06, реферат
Главным движущим рычагом преобразовательной деятельности Петра, стала военная реформа - начальный момент, а устройство финансов - ее конечная цель.
Петр осуществлял свою реформаторскую деятельность не по строгому, заранее разработанному плану преобразований, а отрывочными постановлениями, отдельными мерами между походами и военными заботами. Проводимые преобразования оформлялись законодательными указами, количество которых составило более 2,5 тыс.
Введение
Реформы Петра I
Военная реформа
Реформа в экономике
Реформы в сфере финансов
Реформы в системе государственного управления. Церковная реформа
Реформы в области культуры
Государственная политика Петра I по отношению к предпринимательству
Заключение
Список литературы
Одна из причин такой "смены курса" (от "казенного" к частному предпринимательству) являлось стремление правительства втянуть в промышленную деятельность частный капитал. Но было и еще одно обстоятельство, вынуждавшее правительство отказаться от части своих мануфактур: на многих из них производство не развивалось и даже становилось убыточным, и государству было невыгодно их содержать. Подобная ситуация в конечном итоге побудила правительство принять решение о передаче казенных фабрик и заводов частным владельцам. В результате достигалась двоякая цель: во-первых, освободить казну от обременительных издержек и, во-вторых, побудить русских людей к промышленной деятельности.
Казенные фабрики и заводы передавались будущим владельцам, обычно на довольно льготных условиях. В 1721 году состоялась первая подобная передача: Полотняный завод стал принадлежать двум богатым московским купцам Цымбальщикову (члену Гостинной сотни) и Турке. Это был первый случай превращения казенного предприятия в частное (своего рода приватизация государственной собственности, осуществленная почти 300 лет назад).
Государство очень внимательно относилось к состоянию дел на таких предприятиях. Плохая работа для новых владельцев оборачивалась штрафами, а успешная поощрялась привилегиями.
Практика передачи государственных предприятий частным лицам захватила самые различные отрасли промышленности. Не только в области обрабатывающей промышленности, но и в горном деле правительство постепенно передавало промышленные заведения в руки частных предпринимателей "для просечения имеющихся в содержании казенных заводов напрасных убытков".
Всем этим частным предпринимателям государство даровало большие привилегии на устройство новых заводов, право торговли в России и беспошлинный вывоз излишков товаров за границу. Наряду с этими правами казна жаловала содержателей "предприятий капиталами, рабочими людьми и орудиями производства. Эти разнообразные льготы дополнялись освобождением от государственной службы, податей, внутренних и внешних пошлин при покупке необходимых инструментов и "сырья", а также особым судопроизводством по делам промышленников.
Для защиты отечественной
промышленности правительство встало
на путь ее ограждения от конкуренции
со стороны иностранных
Преимущества "казенных фабрикантов" сыграли не последнюю роль в вовлечении дворянства в промышленную деятельность. Правда, на первых порах число таких дворян было невелико. Правда и то, что со временем многие предприятия, созданные представителями дворян, сползали на грань разорения из-за неимения необходимых капиталов, знаний и умений. Такие предприятия постепенно переходили в собственность купечества, обладавшего необходимыми капиталами, опытом, навыками и знанием рынка.
Приобщение некоторых, как правило, крупных торговцев к промышленным начинаниям не означало отказа остального купечества от торговой деятельности. В декабре 1718 года власти отменили казенную монополию практически на все виды товаров. Продолжали оставаться государственными только добыча и продажа соли, сибирские товары меха, рыбья кость, а также товары из Китая. Все эти товары представляли источники пополнения государственного бюджета.
В торговле начала XVIII - века постепенно начали появляться, не без помощи государства, ростки новых форм, которые с большим трудом пробивали себе дорогу. Так, при деятельном участии представителей крупного купечества стали создаваться большие торговые компании. В 1700 году Петр издал приказ, суть которого "торговать так же, как торгуют в иных государствах торговые люди, компаниями". Их предполагалось создать в Архангельске, Астрахани и Новгороде. Это известие вызвало панику среди голландских купцов, господствовавших тогда в российской внешней торговле. Но паника была напрасной, ибо российское купечество и не помышляло приниматься за организацию компаний, и задуманное дело само собой заглохло. Наше купечество еще не было готово к подобным начинаниям.
Важной вехой в экономической политике Петра стало учреждение новых органов управления - коллегий, отвечавших за развитие различных отраслей народного хозяйства. Торговая деятельность передавалась в ведение Коммерц - коллегии. Принятый в марте 1719 г. Регламент (устав) определил ее задачи следующим образом:
1) оказание помощи купечеству и охрана его от "принуждения и притеснения" со стороны таможенников;
2) обеспечение свободной и беспрепятственной торговли для русских и иностранцев;
3) пресечение монополизма;
4) содержание в надлежащем состоянии магистратов,
отвечавших за соблюдение торговых порядков
и правил;
5) контроль за качеством товаров и т.д.
Для поощрения развития отечественной промышленности была учреждена в 1723 г. Мануфактур- коллегия - "Верховная дирекция над мануфактурами и фабриками". Ее регламент (устав) предоставлял право каждому подданному заводить промышленные предприятия, причем Коллегия обязывалась оказывать им помощь. Учреждение подобного государственного органа, следившего за состоянием и развитием российской промышленности, явилось крупной вехой в государственной экономической политике, а также в создании предпринимательского сословия.
Для развития предпринимательского дела важное значение имело учреждение в 1719 году Берг - привилегии, по решению которой запрещалась конфискация действующих мануфактур.
Образование Мануфактур - коллегии и Берг - привилегии заложило основы промышленной политики Петра и создавало благоприятные условия для становления промышленного производства и предпринимательства. Промышленность переходила из подчинения местной администрации к специально созданным государственным учреждениям – Бер - и Мануфактур – коллегиям. Все это ставило "заводчиков" в привилегированное положение.
Стремление к регламентации общественной жизни, в том числе и экономической, нашло отражение в принятом 16 января 1721 года Царском Указе, определявшем правовое положение купечества. В соответствии с Указом все городское население, за исключением иностранцев, дворян, духовенства, и "подлых людей" (чернорабочие, поденщики и т.п.), разделялось на две гильдии.
В первую были определены "банкиры, знатные купцы, городские доктора, аптекари, лекари, шкиперы купеческих кораблей, золотари, серебряники, иконники, живописцы".
Во вторую - "которые молочными товарами и харчевнями всякими и припасами торгуют, рукомесленные резчики, токари, столяры, портные, сапожники и сим подобные". В последующие годы эта система прошла довольно сложный путь развития.
Указ устранял монополию купечества на ведение торговли, которой оно пользовалось со времен Соборного Уложения 1649 года в царствование Алексея Михайловича. Торговлей теперь разрешалось заниматься лицам "всякого звания", за исключением военных.
Гильдии имели выборных представителей, с которыми городские власти должны были обсуждать все вопросы, касающиеся "гражданской пользы". Единственной привилегией для купцов, записанных в гильдии, являлось освобождение от рекрутской повинности, но с обязательной уплатой в казну 100 руб. с человека.
В стороне от петровских
преобразований осталось монастырское
предпринимательство. 16 декабря 1700 года
Петр своим Указом ликвидировал Патриарший
приказ, распределив все имевшиеся
в нем мирские дела по другим ведомствам,
а духовные поручил митрополиту Рязанскому
В январе 1701 г. все монастырские дела были переданы боярину И. Мусину-Пушкину. Возглавляемый им Монастырский приказ отвечал за положение дел в монастырских вотчинах и получал право творить в них суд. А последовавшие жестокие меры преемников Петра в отношении монастырей окончательно разрушили этот вид предпринимательства в России.
Заключение
Подводя итог сказанному о петровских преобразованиях, особо отметим следующие важные их результаты:
1. Петровские реформы, тесно связанные с хозяйственной политикой предшествующего периода, вывели страну из экономической стагнации и приобщили к передовым западноевропейским знаниям, опыту и технологиям.
2. Энергично поощряемое
государством развитие
3. В результате преобразований
сформировались внутренний
4. Достижения в области
экономических преобразований
Список литературы
1. Сметанин С.И. История предпринимательства в России. Курс лекций : учебное пособие / С.И. Сметанин. – 3-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2009.
2. Кузьмичев А.Д. Деловая
Россия / Из истории
3. Мартынов С.О. О
становлении российского
4. Думный В.В. История предпринимательства в России. Вып. 2. Российское предпринимательство при Петре Великом (середина 90-х гг. XVII в. – первая четверть XVIII в.). М., 1999.
5. Павленко Н.П. Петр Великий. М., 1990.
Информация о работе Реформы Петра 1 и российское предпринимательство