Реформы Петра 1 и российское предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 16:06, реферат

Описание работы

Главным движущим рычагом преобразовательной деятельности Петра, стала военная реформа - начальный момент, а устройство финансов - ее конечная цель.
Петр осуществлял свою реформаторскую деятельность не по строгому, заранее разработанному плану преобразований, а отрывочными постановлениями, отдельными мерами между походами и военными заботами. Проводимые преобразования оформлялись законодательными указами, количество которых составило более 2,5 тыс.

Содержание работы

Введение
Реформы Петра I
Военная реформа
Реформа в экономике
Реформы в сфере финансов
Реформы в системе государственного управления. Церковная реформа
Реформы в области культуры
Государственная политика Петра I по отношению к предпринимательству
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ РП.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Одна из причин такой "смены курса" (от "казенного" к частному предпринимательству) являлось стремление правительства втянуть  в промышленную деятельность частный  капитал. Но было и еще одно обстоятельство, вынуждавшее правительство отказаться от части своих мануфактур: на многих из них производство не развивалось и даже становилось убыточным, и государству было невыгодно их содержать. Подобная ситуация в конечном итоге побудила правительство принять решение о передаче казенных фабрик и заводов частным владельцам. В результате достигалась двоякая цель: во-первых, освободить казну от обременительных издержек и, во-вторых, побудить русских людей к промышленной деятельности.

Казенные фабрики и  заводы передавались будущим владельцам, обычно на довольно льготных условиях. В 1721 году состоялась первая подобная передача: Полотняный завод стал принадлежать двум богатым московским купцам Цымбальщикову (члену Гостинной сотни) и Турке. Это был первый случай превращения казенного предприятия в частное (своего рода приватизация государственной собственности, осуществленная почти 300 лет назад).

Государство очень внимательно  относилось к состоянию дел на таких предприятиях. Плохая работа для новых владельцев оборачивалась  штрафами, а успешная поощрялась привилегиями.

Практика передачи государственных предприятий частным лицам захватила самые различные отрасли промышленности. Не только в области обрабатывающей промышленности, но и в горном деле правительство постепенно передавало промышленные заведения в руки частных предпринимателей "для просечения имеющихся в содержании казенных заводов напрасных убытков".

Всем этим частным  предпринимателям государство даровало большие привилегии на устройство новых  заводов, право торговли в России и беспошлинный вывоз излишков товаров за границу. Наряду с этими правами казна жаловала содержателей "предприятий капиталами, рабочими людьми и орудиями производства. Эти разнообразные льготы дополнялись освобождением от государственной службы, податей, внутренних и внешних пошлин при покупке необходимых инструментов и "сырья", а также особым судопроизводством по делам промышленников.

Для защиты отечественной  промышленности правительство встало на путь ее ограждения от конкуренции  со стороны иностранных предприятий. Покровительственный таможенный тариф 1724 года устанавливал высокую пошлину на зарубежные товары, которые производились или могли производиться в России.

Преимущества "казенных фабрикантов" сыграли не последнюю  роль в вовлечении дворянства в промышленную деятельность. Правда, на первых порах число таких дворян было невелико. Правда и то, что со временем многие предприятия, созданные представителями дворян, сползали на грань разорения из-за неимения необходимых капиталов, знаний и умений. Такие предприятия постепенно переходили в собственность купечества, обладавшего необходимыми капиталами, опытом, навыками и знанием рынка.

Приобщение некоторых, как правило, крупных торговцев  к промышленным начинаниям не означало отказа остального купечества от торговой деятельности. В декабре 1718 года власти отменили казенную монополию практически на все виды товаров. Продолжали оставаться государственными только добыча и продажа соли, сибирские товары меха, рыбья кость, а также товары из Китая. Все эти товары представляли источники пополнения государственного бюджета.

В торговле начала XVIII - века постепенно начали появляться, не без помощи государства, ростки новых форм, которые с большим трудом пробивали себе дорогу. Так, при деятельном участии представителей крупного купечества стали создаваться большие торговые компании. В 1700 году Петр издал приказ, суть которого "торговать так же, как торгуют в иных государствах торговые люди, компаниями". Их предполагалось создать в Архангельске, Астрахани и Новгороде. Это известие вызвало панику среди голландских купцов, господствовавших тогда в российской внешней торговле. Но паника была напрасной, ибо российское купечество и не помышляло приниматься за организацию компаний, и задуманное дело само собой заглохло. Наше купечество еще не было готово к подобным начинаниям.

Важной вехой в экономической  политике Петра стало учреждение новых органов управления - коллегий, отвечавших за развитие различных отраслей народного хозяйства. Торговая деятельность передавалась в ведение Коммерц - коллегии. Принятый в марте 1719 г. Регламент (устав) определил ее задачи следующим образом:

1) оказание помощи  купечеству и охрана его от "принуждения и притеснения"  со стороны таможенников;

2) обеспечение свободной  и беспрепятственной торговли  для русских и иностранцев;

3) пресечение монополизма; 
4) содержание в надлежащем состоянии магистратов, отвечавших за соблюдение торговых порядков и правил;

5) контроль за качеством  товаров и т.д.

Для поощрения развития отечественной промышленности была учреждена в 1723 г. Мануфактур- коллегия - "Верховная дирекция над мануфактурами и фабриками". Ее регламент (устав) предоставлял право каждому подданному заводить промышленные предприятия, причем Коллегия обязывалась оказывать им помощь. Учреждение подобного государственного органа, следившего за состоянием и развитием российской промышленности, явилось крупной вехой в государственной экономической политике, а также в создании предпринимательского сословия.

Для развития предпринимательского дела важное значение имело учреждение в 1719 году Берг - привилегии, по решению которой запрещалась конфискация действующих мануфактур.

Образование Мануфактур - коллегии и Берг - привилегии заложило основы промышленной политики Петра  и создавало благоприятные условия для становления промышленного производства и предпринимательства. Промышленность переходила из подчинения местной администрации к специально созданным государственным учреждениям – Бер - и Мануфактур – коллегиям. Все это ставило "заводчиков" в привилегированное положение.

Стремление к регламентации общественной жизни, в том числе и экономической, нашло отражение в принятом 16 января 1721 года Царском Указе, определявшем правовое положение купечества. В соответствии с Указом все городское население, за исключением иностранцев, дворян, духовенства, и "подлых людей" (чернорабочие, поденщики и т.п.), разделялось на две гильдии.

В первую были определены "банкиры, знатные купцы, городские доктора, аптекари, лекари, шкиперы купеческих кораблей, золотари, серебряники, иконники, живописцы".

Во вторую - "которые молочными товарами и харчевнями всякими и припасами торгуют, рукомесленные резчики, токари, столяры, портные, сапожники и сим подобные". В последующие годы эта система прошла довольно сложный путь развития.

Указ устранял монополию купечества на ведение торговли, которой оно пользовалось со времен Соборного Уложения 1649 года в царствование Алексея Михайловича. Торговлей теперь разрешалось заниматься лицам "всякого звания", за исключением военных.

Гильдии имели выборных представителей, с которыми городские власти должны были обсуждать все вопросы, касающиеся "гражданской пользы". Единственной привилегией для купцов, записанных в гильдии, являлось освобождение от рекрутской повинности, но с обязательной уплатой в казну 100 руб. с человека.

В стороне от петровских преобразований осталось монастырское предпринимательство. 16 декабря 1700 года Петр своим Указом ликвидировал Патриарший приказ, распределив все имевшиеся  в нем мирские дела по другим ведомствам, а духовные поручил митрополиту Рязанскому. 25 января 1721 г. Петр утвердил "Духовный регламент". Согласно ему ликвидировалась автономия церкви, она полностью была подчинена государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления чисто церковными делами учреждался Святейший правительствующий Синод.

В январе 1701 г. все монастырские дела были переданы боярину И. Мусину-Пушкину. Возглавляемый им Монастырский приказ отвечал за положение дел в  монастырских вотчинах и получал  право творить в них суд. А  последовавшие жестокие меры преемников Петра в отношении монастырей окончательно разрушили этот вид предпринимательства в России.

 

Заключение

 

Подводя итог сказанному о петровских преобразованиях, особо  отметим следующие важные их результаты:

1. Петровские реформы,  тесно связанные с хозяйственной политикой предшествующего периода, вывели страну из экономической стагнации и приобщили к передовым западноевропейским знаниям, опыту и технологиям.

2. Энергично поощряемое  государством развитие промышленности  способствовало преодолению экономической отсталости страны и укреплению ее военной мощи.

3. В результате преобразований  сформировались внутренний рынок  и "новый класс" - торгово-промышленное  сословие, вобравшее в себя наиболее  деятельную часть общества. Старый торговый капитал переходил в промышленность, составляя привилегированную группу "нового класса". Именно ему передавались казенные предприятия, и именно этот класс стал представлять собой ядро предпринимательства России.

4. Достижения в области  экономических преобразований и  в военной сфере оказали влияние и на политические успехи России, Российская империя становится крупнейшей политической силой, с которой вынуждены были считаться все европейские государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Сметанин С.И. История  предпринимательства в России. Курс лекций : учебное пособие / С.И. Сметанин. – 3-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2009.

2. Кузьмичев А.Д. Деловая  Россия / Из истории предпринимательства,  Общество и экономика – 1993г., №6.

3. Мартынов С.О. О  становлении российского предпринимательства // Проблемы теории и практики управления – 1994г., №4.

4.   Думный В.В. История предпринимательства в России. Вып. 2. Российское предпринимательство при Петре Великом (середина 90-х гг. XVII в. – первая четверть XVIII в.). М., 1999.

5.   Павленко Н.П. Петр Великий. М., 1990.

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Реформы Петра 1 и российское предпринимательство