Реформы Петра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 15:56, контрольная работа

Описание работы

В XXI веке, не возможно в полной мере оценить взрывной эффект Петровских реформ в России. В XIX веке они воспринимались острее и глубже. В 1841 году М.П.Погодин написал: «В руках (Петра) концы всех наших нитей соединяются в одном узле. Куда мы ни оглянемся, везде встречаемся с этой колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на всё наше прошедшее и даже застит нам древнюю историю, которая в настоящую минуту всё ещё как будто держит свою руку над нами и которой, кажется, никогда не потеряем мы из виду, как бы далеко ни ушли мы в будущее».

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Губернская реформа 4
Глава 2 Образование Сената и коллегий 6
Глава 3 Реформа местного управления 9
Глава 4 Реформа финансов и бюджета 12
Глава 5 Формирование новой армии 14
Глава 6 Преобразования во флоте 17
Глава 7 Ломка старых традиций и зарождение новой культуры 20
Заключение 23
Список использованных источников и литературы 24

Файлы: 1 файл

курсовая по истории.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

Первое мореходное училище  было организовано еще в 1698 г. в Азове. В 1701 г. в Москве открылась школа  «математических и навигацких» наук, готовящая кадры и для армии, и для флота. Вначале она была рассчитана на 200, а с 1701 г. - уже на 500 человек. В 1715 г. стала действовать петербургская Морская академия офицерских кадров. В 1716 г. была организована так называемая гардемаринская рота. Разумеется, практиковались и командировки на учебу в страны Западной Европы (в Голландию, Францию, Италию и другие государства). В конечном итоге к 20-м годам Россия могла полностью обеспечивать и армию и флот своими кадрами морских, пехотных, артиллерийских и инженерных офицеров. В 1714 г. все иностранные офицеры, не выдержавшие экзамен, были уволены со службы. В 1720 г. Военная коллегия запретила принимать на службу офицеров из других государств. Правда, в 1722 г. в службу разрешено было принимать лишь при условии, «что по смерть им здесь оставаться».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7   Ломка старых традиций и зарождение новой культуры

 

Крутые реформы в  широких массах крестьян вызвали  глухое брожение, ропот и недовольство. Русские бабы говорили о Петре 1: «Какой он царь? Он крестьян разорил с домами, мужей наших побрал в солдаты, а нас с детьми осиротил и заставил плакать век». И это все было правдой. Не случайно, что булавинские «прелестные письма» находили широкий отклик в крестьянстве, несмотря на то, что основные требования восставших отражали чисто казацкие интересы.

Естественно, такой образ  мыслей властями отнюдь не поощрялся  и свидетельств подобных рассуждений  сохранилось очень мало. Но главное, что такие мысли не были единственными. Реформы в целом все-таки отражали общую заинтересованность общества в прогрессе. Поэтому в той же народной памяти сохранились и иные аспекты духовной жизни крестьян. Это циклы песен о Полтавской победе, о Ладожском канале, стоившем тысяч крестьянских жизней, различного рода «Плачи», в том числе о «царе» и т.п.

Представителей более  состоятельных слоев общества обуревали  иные идеи, идеи преуспеяния государства. До нас дошли подобного рода проекты, связанные с именами Федора Степановича  Салтыкова и Ивана Тихоновича Посошкова. Первый был дворянином, активным деятелем петровских преобразований. Второй был из дворцовых крестьян, человек, сменивший много видов занятий, ставший купцом-вино-торговцем, владельцем винокурни, обладателем крепостных Душ.

Будучи в Англии с  поручением закупки для флота кораблей, Ф.С. Салтыков создает два трактата о реформах: «Пропозиции» (1713) и «Изъявления, прибыточные государству» (1714). Идеи прожектера были весьма близкими реальным мерам Петра 1 и носили подражательный характер. Он выступал за устройство мануфактур. Он сторонник устройства купеческих компаний, расширения экспорта и сокращения импорта. В ряде случаев он предвосхищал и реальные реформы (идея о должности референдария и государственного регента при Сенате, что потом было реализовано в виде поста генерал-прокурора, идея введения майората, идея введения гербов и чинов, идея монополии купечества на торги и промыслы). Салтыков выдвинул предложение об экспедиции вдоль побережья Ледовитого океана с целью выяснения, «есть ли проход до Китая и Японии». С его именем связана идея экспедиций в Среднюю Азию и на Дальний Восток. Важны были рассуждения Салтыкова об организации губернских учебных заведений, губернских библиотек.

Другой идеолог, Иван Тихонович Посошков, создал несколько  проектов - «Письмо о денежном деле» и «О ратном поведении» (1701), «Зеркало очевидное» (1708), «Завещание отеческое сыну» (1719), «Книга о скудости и богатстве» (1724) и др. Важнейший из них, «Книга о скудости и богатстве», представляет собой интереснейшее разноплановое сочинение, отстаивающее идеи меркантилизма. Посошков считал, что избавить страну от бедности следует реформой управления. Для этого от всех сословий необходимо избрать выборных для создания единого свода законов - нового Уложения, а само Уложение подвергнуть одобрению народа «самым полным голосом». Посошков выступал за точную фиксацию в законе размеров крестьянских повинностей, придавал огромное значение купечеству, которому только и должно принадлежать право на торговлю. Публицист предлагал даже создать единую купеческую организацию, резко сократить импорт, а экспорт - увеличить. Для этого необходимо форсировать строительство фабрик и заводов. Посошков выдвинул идею всеобщего обязательного обучения.

Однако власти страны с подозрением отнеслись к  проектам всеобщего «народосоветия», ограничения эксплуатации крестьян, привлечения их к участию в законодательстве. В результате Посошков был в августе 1726 г. схвачен Тайной канцелярией и в конечном счете умер через полгода в камере Петропавловской крепости. Познакомили ли Петра с «Книгой о скудости и богатстве» - неизвестно (опубликована она впервые в 1842 г., но, в частности, М.В. Ломоносов был с ней знаком и распорядился снять с нее копию).

Крупнейшим идеологом  петровской эпохи заслуженно считается  Феофан Прокопович. Подлинное имя его Елеазар, а Феофаном Прокоповичем он стал в память своего дяди, которому сирота Елеазар обязан решающей помощью в жизни. Феофан смолоду был далеко не ординарным человеком. Окончив Киевскую духовную академию, он вдруг становится униатом и перебирается на учебу в Польшу, а потом и в Рим, в иезуитскую школу, принимает монашество. Однако глубокое знание католицизма порождает в Ф. Прокоповиче неодолимое желание возврата в православие. В Киеве он становится в 1704 г. преподавателем духовной академии, с 1711 г. он ее ректор. Там же, в Киеве на торжественной церемонии встречи победителей Полтавской баталии он, как истинный россиянин, произнес яркую, вдохновенную проповедь и вызвал восторг царя, распорядившегося опубликовать эту речь Ф. Прокоповича. Вскоре, учреждая Синод, царь назначает Ф. Прокоповича его вице-президентом. В 1713 г. Прокопович завершает исторический труд «История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии». Наиболее известны два политических сочинения Ф. Прокоповича - «Духовный регламент» и «Правда воли монаршей». В них он обосновывает монархическую систему правления как наиболее целесообразный тип государства в России.

В «Духовном регламенте»  основная идея состоит в отстаивании  приоритета светской власти над духовной. Идея независимости церкви от государства - это явный католицизм, «папежский дух». Обосновывая замену патриаршества Синодом, Прокопович подробно останавливается на достоинствах коллегиального управления церковью, отвечающего принципам «соборного правления».

 

 

 

 

 

Заключение

 

Преобразования при Петре 1 носили прогрессивный характер. Страна получила выход к Балтийскому морю. Было покончено с политической и экономической изоляцией, укрепился международный престиж России - она стала великой европейской державой. Укрепился господствующий класс в целом. Была создана централизованная бюрократическая система управления страной. Усилилась власть монарха, и окончательно установился абсолютизм. Шаг вперед сделали русская промышленность, торговля, сельское хозяйство. Новый импульс получило развитие русской культуры. Однако в стране продолжали господствовать и развиваться крепостнические отношения. Боярская аристократия и верхушка духовенства не одобрили реформ Петра 1. В борьбе с ними ему пришлось пренебречь расправой над собственным сыном Алексеем, который оказался в лагере реакции. Жесточайшему преследованию  подвергалось любое выступление народных масс против существующего строя.

Реформы первой четверти ХVIII в. неотделимы от личности Петра I - выдающегося полководца, политического и государственного деятеля, поставившего свой талант и способности на службу дворянскому классу.  Это

“действительно великий человек”,- сказал о Петре I Ф. Энгельс. Противоречивая, во многом объясняемая особенностями своего времени фигура Петра постоянно привлекала и привлекает внимание  писателей, художников, деятелей театра и кино, композиторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1.   Барсенков А.С. История России. 1917-2007: учебное пособие для вузов /    А.С. Барсенков, А.И. Вдовин – 2-е изд., доп. и перераб.-М.:Аспект Пресс, 2007.-832 с.

  1.   Века А.В. История России / А.В. Века – М.:АСТ, 2005.-1055 с.
  2.   Деревянко А.П. История России: учебное пособие / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова – 3-е изд., перераб. и доп.-М.:Проспект, 2008. – 567 с.
  3.   Зуев М.Н. История России: учебное пособие для вузов – М.:Высш. Образование, 2008 – 634 с.
  4.   История России с древнейших времен до наших дней: Учеб. Для вузов / Моск. гос. ун-т. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Проспект, 2004, 2005, 2008. – 519 с.
  5. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1816 года: учебник для вузов / Под ред. Н.И. Павленко – М.:Высш. Шк., 2004, 2007. – 536 с.
  6. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. Л., 1989.

Информация о работе Реформы Петра 1