Реформы Петра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 22:30, реферат

Описание работы

В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.

Содержание работы

Введение
1. Исторические условия и предпосылки петровских реформ 5
2. Реформы Петра 1: их сущность и значение
2.1 Военная реформа 7
2.2 Реформы органов власти и управления 8
2.3 Реформы сословного устройства
русского общества 12
2.4 Церковная реформа 12
2.5 Реформы в области культуры и быта 13
2.6 Реформы в сфере экономики 15
3. Противоречия в реформах Петра 1 18
Заключение 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Реформы Петра 1 Реферат (История).doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Исторические условия и предпосылки  петровских реформ    5   

2. Реформы Петра 1: их сущность  и значение

2.1 Военная реформа            7

2.2 Реформы органов власти и  управления  8

2.3 Реформы сословного устройства 

русского общества  12 

2.4 Церковная реформа     12

2.5 Реформы в области культуры и быта  13

2.6 Реформы в сфере экономики   15

3. Противоречия в реформах Петра 1  18

Заключение  20

Список литературы  21 
УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Кафедра общественных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по курсу: «Отечественная история»

на тему: «Реформы Петра 1, их сущность и значение»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса

группыМСЗ-105, дневного отделения,

Специальности «Менеджмент»

Ф.И.О. Леготина Е.А

Руководитель:_Медведева М.Е

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2009


 

Введение 

 

Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к  плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба.

В конце  XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный  момент  своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить  страну  оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к  Черному, ни  к  Балтийскому, через которые  могла  бы  развивать  внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно  покидали  свои  поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.

Между старым, родовитым боярством  и  служивыми  людьми  дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских  низов, которые  боролись и  против  дворян, и против бояр, т. к.  они все были феодалами-крепостниками. Россия привлекала к себе жадные взоры  соседних государств —  Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе русские земли.

Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем  моря, создать  отечественную  промышленность, перестроить систему управления страной.

Для коренной ломки старого уклада России нужен был  умный и талантливый  руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I.     Петр не только постиг веление времени, но и отдал  на  службу этому велению  весь  свой  незаурядный  талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу  государственный размах. Петр  властно  вторгался  во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие начал, полученных в наследство.

История России  до  Петра Великого и после него знала немало реформ. Главное отличие Петровских преобразований от реформ  предшествующего и  последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни  народа, в то  время  как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства.

Данная работа поможет нам более подробно изучить тему: «Реформы Петра 1, их сущность и значение»; а также закрепить навыки самостоятельной работы с предоставленной периодической литературой. Все приобретенные знания помогут  нам в нашей специальности.

 

 

1. Исторические условия и предпосылки  петровских реформ

 

       Страна стояла  накануне великих  преобразований. Каковы  же были предпосылки  петровских реформ?

Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.

Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.

Русское войско в значительной  своей  части  состояло  из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и  неповоротливый  приказной  государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия,  не отвечал потребностям страны.

Отставала Русь и в области духовной культуры.  В народные массы просвещение почти не проникало,  и даже в правящих  кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

Россия XVII века самим ходом исторического развития  была поставлена перед необходимостью коренных реформ,  так как только таким путем могла обеспечить себе достойное  место  среди  государств Запада и Востока.

Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии.

Возникли первые промышленные предприятия  мануфактурного типа, росли  кустарные промыслы,  ремесла,  развивалась торговля сельскохозяйственными продуктами. Непрерывно возрастало общественное и  географическое разделение труда — основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка.  Город отделялся  от  деревни.  Выделялись промысловые и  земледельческие  районы.  Развивалась внутренняя и внешняя торговля.

Во второй  половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси,  все более отчетливо оформляется абсолютизм.       Получили дальнейшее развитие русская культура  и  науки: математика и  механика,  физика  и химия,  география и ботаника, астрономия и "рудознатство".  Казаки-землепроходцы  открыли  ряд новых земель в Сибири.

XVII век был временем, когда Россия установил постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи,  использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и  просвещение. Учась  и  заимствуя,  Россия развивалась самостоятельно,  брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа,  которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом  совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при  мирном  ходе  дел  могло рассрочиться на  целый ряд поколений. Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным  и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно.

Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и  русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства  русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.

Следует отметить, что  основной  движущей  силой петровских реформ стала война.

 

 

 

2. Реформы Петра 1: их сущность  и значение

 

2.1 Военная реформа

 

Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Они имели наиболее ярко выраженный классовый характер. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами. Задачи создания современной боеспособной армии и флота занимали юного царя еще до того, как он стал полновластным государем. Однако военные реформы важны не только сами по себе, но еще и потому, что они оказывали очень большое, часто решающее, влияние на другие стороны жизни государства. Ход же самой военной реформы определялся войной. 

Революционным изменением было то, что Петр ввел новый принцип комплектования армии - периодические созывы ополчения были заменены систематическими рекрутскими наборами. В основу рекрутской системы был положен сословно-крепостнический принцип. Рекрутские наборы распространялись на население, платившее подати и несшее государственные повинности. В 1699 г. был произведен первый рекрутский набор, с 1705 г. наборы узаконены соответствующим указом и стали ежегодными. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов). Более всего от рекрутских наборов пострадала русская деревня. Срок службы рекрута практически не был ограничен. Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян, обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная, фортификационная, Морская академия и т.д.).

Развитие металлургии  способствовало  значительному росту производства артиллерийских  орудий, устаревшая  разнокалиберная артиллерия заменялась орудиями новых образцов.

В армии было впервые произведено соединение  холодного  и огнестрельного оружия — к ружью был примкнут штык, что значительно усилило огневую и ударную мощь войска.

В начале  XVIII в.  впервые  в истории России на Дону и на Балтике был создан военно-морской флот, что по значению не  уступало созданию  регулярной  армии. Строительство флота осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших образцов  военного кораблестроения того времени.

В 1716 г. был принят Воинский, а в 1720 г. - Морской устав, проводилось широкомасштабное перевооружение армии. К концу Северной войны Петр имел огромную сильную армию - 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков), которая позволила России одержать победу в изнурительной, растянувшейся почти на четверть века войне.  

 Главные итоги военных реформ  Петра Великого заключаются в  следующем:

- создание боеспособной регулярной  армии, одной из сильнейших в  мире, которая дала России возможность  воевать со своими основными  противниками и побеждать их;

- появление целой плеяды талантливых  полководцев (Александр Меньшиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);

- создание мощного военного  флота;

- гигантский рост военных расходов  и покрытие их за счет жесточайшего  выжимания средств из народа.

Однако оборотной стороной реформ стала набиравшая темпы милитаризация имперской государственной машины. Заняв в государстве весьма почетное место, армия стала выполнять не только военные, но и полицейские функции. Полковник следил за сбором подушных денег и средств на нужды своего полка, а также должен был искоренять «разбой», в том числе пресекать крестьянские волнения. Распространилась практика участия профессиональных военных в государственном управлении. Военные, особенно гвардейцы, часто использовались в качестве эмиссаров царя, причем наделялись чрезвычайными полномочиями.

Из вышесказанного видно, что в России в первой четверти XVIII века сформировалась мощная военно-бюрократическая система. Наверху громоздкой пирамиды власти находился царь. Монарх был единственным источником права, имел необъятную власть. Апофеозом самодержавия стало присвоение Петру I титула императора.

 

 

2.2 Реформы органов власти и управления

 

В первой четверти XVIII в. был осуществлен  целый  комплекс реформ, связанных с  перестройкой  центральных  и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма. Те или иные изменения в государственном управлении, административно-территориальном делении России диктовались военной необходимостью, а их главной задачей было как можно более эффективное выколачивание средств из народа для покрытия все растущих военных расходов.

Для Петра-реформатора было также характерно стремление перенести военные принципы на сферу гражданской жизни и государственного управления . Бессистемность и спешка часто приводили к путанице: установления, приказы сменялись одно другим, часто прямо противоположным, или сводились на нет бесконечными переменами в государственных учреждениях, иногда учреждения дублировали друг друга по своим функциям. Многие должности, военные и гражданские, поменяли лишь старорусские названия на европейские, по сути своей, оставшись прежними.   Уже в первые годы царствования Петра изменились стиль и методы управления: вместо Боярской думы (которую Петр обрек просто на физическое вымирание, своим указом прекратив пополнение думы новыми членами) решения стала принимать своеобразная "команда", составленная из ближайших сподвижников царя. На первых этапах главным советником Петра был князь Федор Ромодановский, по словам современника, "злой тиран, пьяный по вся дни".  

  Первой административной реформой стало создание в 1699 г. особого ведомства городов. Указами вводилось самоуправление для городского купечества, а также для населения поморских городов. Отменялась власть воевод, отныне судом и сбором налогов ведали выборные бурмистры. Во главе новых органов была поставлена Московская ратуша, выбираемая купцами Москвы. В ведении Ратуши находились главные поступления государственных доходов с городов, а также общий надзор за действиями   органов   самоуправления. Во главе Ратуши стоял обер-инспектор ратушного правления. Первым человеком, занявшим эту должность, был бывший дворецкий Шереметева Алексей Курбатов. Но с ростом государственных расходов Петр постепенно утрачивает доверие к финансовым возможностям Ратуши. Царь приходит к решению перенести основную массу управления на места, так как "человеку трудно за очи все разуметь и править". Такая организация управления обеспечивала более высокую степень удовлетворения финансовых нужд государства, а после окончания Северной войны должна была упростить процесс размещения и обеспечения регулярных войск. В конце 1707 г. начинается осуществление новой реформы, а в 1708 г. провозглашается создание восьми губерний, которые в свою очередь подразделялись на провинции: Московской, Ингерманландской (впоследствии Санкт-Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской,   Казанской, Азовской и Сибирской. Во главе пограничных губерний стояли генерал-губернаторы, остальных - губернаторы. Провинции управлялись воеводами, при губернаторах и воеводах находилась земская канцелярия как орган, приводящий в исполнения распоряжения и приказы; с 1710 г. воеводы стали называться уездными комендантами. В подчинении у губернатора были вице-губернатор (заместитель), ландрихтер, ведавший судом, провиантмейстер и другие чиновники.   В 1710 г. была проведена подворная перепись населения и была установлена особая платежная единица в 5536 дворов, которая должна была обеспечивать одну "долю" средств, необходимых для покрытия военных расходов. Коменданства упразднялись, а вместо них создавались новые "доли" во главе с ландратами - в больших губерниях по 12, в средних - по 10, в меньших - по 8. Предусматривалось, что в соответствии с количеством "доль" каждая губерния будет содержать определенное количество полков.   Однако и эта реформа не дала желаемого эффекта, Северная война затянулась, и разместить в губерниях приписанные к ним полки не удалось. Денег по-прежнему не хватало, что создало благодатную почву для различных махинаций. Так, губернатор Казанской губернии Апраксин придумывал суммы "доходов" и предоставлял царю фальшивые ведомости по ним, демонстрируя радение о казенной прибыли.   Эти две реформы вызвали полное расстройство государственного управления. В результате губернской реформы была уничтожена система приказов, в начале XVIII в. Россия фактически осталась без столицы, так как Москва перестала ею быть, а Санкт-Петербург еще не стал. Вся власть оказалась по-прежнему сосредоточенной в руках "команды", которая называлась то "ближней канцелярией", то "консилией министров".  

Информация о работе Реформы Петра 1