Реформы Петра I: истоки и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 05:53, реферат

Описание работы

Коренная перестройка существовавшего тогда в России уклада требовала соответствующего руководителя: незаурядного, умного и талантливого. Таким человеком оказался Петр I. Он не только уловил требование момента, но и отдал на исполнение этого требования весь свой талант, упорство, терпение. Он властно вторгался во все сферы жизни страны и значительно приумножил то, что получил в наследство от своих предков.

Содержание работы

Введение

Причины, содержание и ход реформ

Результаты и последствия реформ.

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Реформы Петра Великого.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Реформы Петра I: истоки и последствия

 

 

Содержание:

 

Введение

 

Причины, содержание и  ход реформ

 

Результаты и последствия  реформ.

 

Список использованных источников

 

 

 

 

Введение

 

Петр I (1672-1725) без сомнения является одним из самых ярких исторических деятелей не только Российской, но и мировой истории. Его жизни и свершениям посвящено множество научных и художественных произведений. Исследователи по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность царя и значение его реформ.

Спор между сторонниками и противниками преобразований начался еще при жизни Петра I. М.В. Ломоносов в 18 веке восторгался деятельностью и личностью Петра, а историк Н.М. Карамзин позднее назвал его реформы «блестящей ошибкой», а самого Петра обвинял в измене «истинно русским» началам жизни

В 1689 году, когда на престоле утвердился 17-летний Петр I, наша страна находилась на историческом перепутье. В России практически отсутствовали крупные промышленные предприятия, способные обеспечить страну металлом, оружием, сельскохозяйственными орудиями, тканями. Не имея выхода к морям, невозможно было развивать внешнюю торговлю. По этой же причине не было у России военного и торгового флота. Способ формирования сухопутной армии состоял в дворянском ополчении. Из-за отсутствия у дворян желания служить, они неохотно покидали свои поместья для участия в военных походах, а их военная выучка и вооружения не соответствовали существовавшему в передовых европейских армиях уровню.

Родовитое боярство и  дворяне ожесточенно спорили  за власть. Страна содрогалась от частых восстаний крестьян и городских низов, которые боролись и с дворянами и с боярами, так как все они были феодалами-крепостниками. Соседние государства – Швеция, Речь Посполитая, были не прочь подчинить себе русские земли.

Реорганизация армии, строительство флота, выход и закрепление на морях, создание отечественной промышленности, перестройка системы управления страной – вот задачи, которые требовали срочного решения.

Коренная перестройка  существовавшего тогда в России уклада требовала соответствующего руководителя: незаурядного, умного и талантливого. Таким человеком оказался Петр I. Он не только уловил требование момента, но и отдал на исполнение этого требования весь свой талант, упорство, терпение. Он властно вторгался во все сферы жизни страны и значительно приумножил то, что получил в наследство от своих предков.

Российская история  знала немало реформ и до Петра, и  после него. Основное отличие Петровских преобразований заключалось в том, что они носили всеобъемлющий  характер, охватывали все стороны жизни в стране. Вот что писал о значении Петра современник Пушкина историк М.Н. Погодин в 1841 году, то есть почти полтора столетия после великих реформ первой четверти 18 века: «В руках (Петра) концы всех наших нитей соединяются в одном узле. Куда мы ни оглянемся, везде встречаемся с этой колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на все наше прошедшее и даже застит нам древнюю историю, которая в настоящую минуту все еще как будто держит свою руку над нами, и которой, кажется, никогда не потеряем мы из виду, как бы далеко ни ушли мы в будущее».

Созданное Петром, пережило не одно поколение. Например, последний  рекрутский набор состоялся в 1874 году, т.е. спустя 170 лет после первого (1705) . Сенат просуществовал с 1711 по декабрь 1917 г., т.е. 206 лет; синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 по 1918 г., т.е. в течение 197 лет, система подушной подати была отменена лишь в 1887 г., т.е. 163 года спустя после ее введения в 1724 г. В российской истории найдется немного примеров такого продолжительного существования сознательно созданных человеком институтов, оказавших значительное влияние на все стороны общественной жизни. Более того, некоторые принципы и стереотипы политического сознания, выработанные или окончательно закрепленные при Петре, живучи до сих пор; подчас в новых словесных одеждах они существуют как традиционные элементы нашего мышления и общественного поведения.

 

 

Причины, содержание и ход реформ

 

Страна стояла на пороге больших перемен. Что же явилось предпосылками петровских реформ? Серьезную опасность для независимости российского государства представляла его отсталость.

Объемы производства продукции крепостнической по своей  структуре промышленности серьезно уступали промышленности западноевропейских стран.

Вооруженные силы состояли из отсталого дворянского ополчения  и стрельцов, были плохо вооружены  и необучены.

Приказной государственный  аппарат во главе с боярской аристократией, был сложным, неповоротливым и совершенно не отвечал потребностям страны.

Просвещению народных масс внимание не уделялось, и даже среди  привилегированных сословий было немало необразованных или даже неграмотных  людей.

В результате исторического  развития Россия в 17 веке оказалась  перед необходимостью реформироваться, чтобы обеспечить себе достойное место среди окружающих государств Европы и Азии.

К этому времени в  развитии страны уже произошли заметные сдвиги.

Город отделялся от деревни. Появились первые предприятия промышленности мануфактурного типа, развивались кустарные промыслы, ремесла, росла торговля сельскохозяйственной продукцией. Увеличивалось географическое и общественное разделение труда – основа развивающегося рынка. Районы начали обретать специализацию, промысловую или земледельческую. Росла торговля.

Вторая половина 17 века – время, когда характер государственного строя России приобретает все больше черт абсолютизма. Дальнейшее развитие получают науки: механика, физика, химия, математика, геология, география, ботаника, астрономия. Территория России прирастает за счет новых исследованных земель в Сибири.

Россия устанавливает  взаимоотношения с Западной Европой, завязывает с ней тесные дипломатические  и торговые связи, использует ее науку  и технику, воспринимает ее культуру и просвещение. При этом Россия берет только то, что ей необходимо, и когда необходимо. Русский народ копил силы, которые впоследствии дадут возможность провести исторически назревшие реформы Петра. Еще до Петра была разработана достаточно всеобъемлющая программа преобразований, во многом совпадавшая с реформами Петра, а в чем-то даже более радикальная. В мирной обстановке это преобразование могло растянуться на несколько поколений. Реформа в исполнении Петра была его личным делом, проводилась насильственными методами, однако была необходимой и непроизвольной. Внешняя обстановка диктовала свои условия не взирая на уровень развития страны. Обновление страны нельзя было пускать на самотек, был необходим постоянный контроль и стимулирование.

Реформы произошли буквально  во всех областях жизни народа и государства, однако основными следует назвать следующие реформы: военную, государственного управления, податную, церковную, сословного устройства, реформу в области культуры и быта.

Основной движущей силой  реформ Петра была вынужденная необходимость  ведения войны.

 

Реформа армии и флота.

Реформа армии, в частности, введение полков нового строя, реформированных  по иностранному образцу, – была начата задолго до Петра I, еще при Алексее I. Однако боеспособность этой армии  была низкой. Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной войне 1700–1721 годов. Готовясь к войне со Швецией, Пётр велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 29 пехотных полков и два драгунских. В 1705 году каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов. Дворянство освобождалось от рекрутской повинности, но для него обязательна была военная или гражданская служба.

В России создается мощная регулярная армия и в связи  с этим ликвидируется поместное  дворянское ополчение и стрелецкое войско.

Основу армии стали  составлять регулярные пехотные и кавалерийские  полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии с  общеармейскими уставами. Главными из них были Воинский 1716 г. и Морской уставы 1720 г., в разработке которых участвовал Петр I.

Если поначалу среди  офицеров были преимущественно иностранные  специалисты, то после начала работы навигационной, артиллерийской, инженерной школ рост армии удовлетворялся русскими офицерами из дворянского сословия. В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия. Впервые в истории России на Дону и на Балтике был создан военно-морской флот, что по значению не уступало созданию регулярной армии. Строительство флота осуществлялось невиданно быстрыми темпами при этом за основу принимались лучшие образцы военного кораблестроения того времени.

Развитие металлургии  способствовало значительному росту  производства артиллерийских орудий, устаревшая разнокалиберная артиллерия заменялась орудиями новых образцов.

В армии было впервые  произведено соединение холодного  и огнестрельного оружия – к ружью  был примкнут штык, что значительно  усилило огневую и ударную  мощь войска.

К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс. (из них числилось 2600 в гвардии, 41 550 в коннице, 75 тыс. в пехоте, 74 тыс. в гарнизонах) и до 110 тыс. нерегулярных войск. Флот состоял из 48 линейных кораблей;787 галер и других судов; людей на всех судах было почти 30 тысяч.

 

Реформы государственного управления

У Петра I поначалу отсутствовала  четкая программа реформ в сфере  государственного правления. Появление  нового государственного учреждения или  изменение административно-территориального управления страной диктовалось  ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.

В первой четверти 18 века был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.

С первых лет правления Петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1699 году при царе была организована Ближняя канцелярия, или Консилиум (Совет) министров, состоявший из 8 доверенных лиц, управлявших отдельными приказами. Это был прообраз будущего Правительствующего Сената, сформированного 22 февраля 1711 года.

Созданный Петром для  текущего управления государством на время отсутствия царя (в то время  царь отправлялся в Прутский поход), Сенат, в составе 9 человек (президентов коллегий), постепенно превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов.

Решения в Сенате принимались  коллегиально, на общем собрании и  подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. Таким образом, Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.

Сенат как правительство  мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В 1717-1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой параллельно системе приказов с их расплывчатыми функциями были созданы по шведскому образцу 12 коллегий – предшественники будущих министерств. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение.

В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений.

Коллегии подчинялись  Сенату, а им – губернская, провинциальная и уездная администрация.

Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках  исполнительную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия.

Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем..

Вся эта сложная система  органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.

В 1708–1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти. Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. При этом губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.

Информация о работе Реформы Петра I: истоки и последствия