Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:44, реферат
К концу XVII века в России остро ощущалась потребность в реформах. Преодоление отсталости стало самой настоятельной задачей. Робкие попытки отдельных нововведений, предпринимавшиеся при отце Петра – царе Алексее Михайловиче, не могли дать серьезных результатов. Нужны были решительные сдвиги в экономике, культуре, военном деле и в международном положении огромной страны. Это было необходимо, чтобы сохранить независимость государства и обеспечить его дальнейшее развитие.
Введение: состояние российского государства к началу царствования Петра I…........................................................................................................3
Русская школа при Петре I………………………………………………...4
Развитие образования в Воронеже в начале XVIII века:
а) создание первого учебного заведения в Воронеже……………………4
б) открытие цифирных школ………………………………………………6
в) гарнизонные школы……………………………………………………..7
г) архиерейские школы…………………………………………………….7
Заключение………………………………………………………………..10
Литература………………………………………………………………...11
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Воронежский государственный педагогический университет
ИКиИ
Реферат
по истории образования Воронежской губернии
Реформы Петра I в области образования и Воронежские школы
Выполнила студентка
2 курса, 2 группы,
ИКиИ (отделение НХТ)
Чепрасова Марина
Руководитель:
доцент
Калагастова
Анна Владимировна
Воронеж
2010
Содержание
а) создание первого учебного заведения в Воронеже……………………4
б) открытие цифирных школ………………………………………………6
в) гарнизонные школы……………………………………………………..7
г) архиерейские школы…………………………………………………….7
Введение
К началу царствования Петра I Россия сильно отставала в своем развитии от передовых стран Европы. Она не имела промышленности, ее торговля и пути сообщения были развиты слабо, в стране не было школ и других учебных заведений, которые готовили бы нужных специалистов, система государственного управления безнадежно устарела. В России были лишь зачатки регулярной армии и не было флота. Наконец, огромная страна не имела выхода к Балтийскому и Черному морям, которые могли бы связывать ее с передовыми странами Европы.
К концу XVII века в России остро ощущалась потребность в реформах. Преодоление отсталости стало самой настоятельной задачей. Робкие попытки отдельных нововведений, предпринимавшиеся при отце Петра – царе Алексее Михайловиче, не могли дать серьезных результатов. Нужны были решительные сдвиги в экономике, культуре, военном деле и в международном положении огромной страны. Это было необходимо, чтобы сохранить независимость государства и обеспечить его дальнейшее развитие.
Петр приложил огромные усилии, чтобы добиться развития экономики страны, распространения культуры и образования, достигнуть европеизации России, реорганизовать ее вооруженные силы и улучшить международное положение. Ключ к преодолению отсталости Петр видел в получении свободного выхода к морским путям сообщений, расширении связей с передовыми странами Запада, применении их опыта в технике, образовании, науке, культуре и других областях жизни. В то же время в своих реформах Петр учитывал русский исторический опыт.
Преобразованиям подверглись все стороны экономической, политической, социальной и духовной жизни общества. В том числе, не осталась без внимания и сфера образования.
Русская школа при Петре I
Российская школа, возникшая при Петре I, являлась государственным учреждением. Государство ее опекало, ставило перед ней государственные задачи. Время и обстановка наложили на русскую школу свой отпечаток, придали ей определенный характер. При Петре и его ближайших преемниках общество нуждалось преимущественно в элементарном образовании. С другой стороны, власти нуждались в людях, получивших профессиональную подготовку. Они прилагали всевозможные усилия для отправки молодежи всех сословий в такие профессиональные школы, которые готовили бы ее к тем же профессиям, какими отцы и деды владели раньше. Русский историк П. Милюков писал об этом времени: «Общее образование само по себе мало ценилось как правительством, так и обществом. Вот почему правительство ограничилось на первых порах тем, что открыло ряд специальных школ для удовлетворения своих ближайших надобностей, а остальное предоставило времени и собственным усилиям общества».
В этот период в России были созданы
светские школы, появились профессиональные
учебные заведения –
Развитие образования в Воронеже в начале XVIII века
Создание первого учебного заведения в Воронеже
Строительство военного
флота для Азовских походов требовало
соответствующих специалистов. В
Воронеж приезжают иностранные
мастера-кораблестроители: англичане,
голландцы, немцы, итальянцы, французы.
Но, приглашая иностранных
14 января 1701 года был издан указ
об основании первой
Первые выпускники вышли из школы в 1703 году. Тогда же было дано распоряжение направить в Воронеж «ради учения матросов из числа лучших учеников двух человек».
Весной этого же года Афанасий Побегайлов и Петр Фролов прибыли к месту назначения. С ними были посланы учебники и письменные принадлежности.
Тем временем строительство военного
флота в Воронеже приняло широкий
размах, и очень скоро стала
ощущаться острая нехватка специалистов
корабельного дела: мастеровых, матросов,
младших командиров. «Великую нужду имею
в офицерах», — писал из Воронежа в Москву
адмирал Ф.М. Апраксин. Эти обстоятельства,
а также личное распоряжение царя заставили
Апраксина весной 1703 года открыть в Воронеже
школу для подготовки различных специалистов-
Школа являлась государственным учебным заведением. Ее учителя и ученики получали жалование. Располагалась она на территории канатного двора, который, по сведениям историка Е.А. Болховитинова, находился «близ старых московских ворот». Кроме учителей, присланных из Москвы, в школе преподавал и местный житель, певчий архиерейского хора подьяк Семен Минин. Он был учителем «словесного учения». Как человек грамотный, Минин совмещал свою должность с работой переплетчика в Воронежском адмиралтействе.
6 мая 1703 года в Воронеж было отправлено значительное количество «печатных книг, которые куплены для учения мастеровым людям, которые на Воронеже у корабельного дела». По этим книгам можно определить примерную программу обучения в школе: сорок девять букварей на славянском и латинском языках, триста азбук, сто тридцать Псалтирей, сто Часословов, сорок восемь арифметик. Арифметики являлись только что вышедшими из печати книгами Леонтия Магницкого, который преподавал математику в Московской школе навигацких наук. По тем временам этот учебник был настоящей энциклопедией математических знаний.
Отсюда видно, что школа была общеобразовательной, но имела свои специальные задачи, а именно: готовить различных специалистов для воронежских и других верфей и гарнизонов. Контингент учащихся школы состоял в основном из «мастеровых людей».
Воронежскую школу принято называть адмиралтейской русской школой. Русской потому, что там учили читать и писать по-русски в отличие от «разноязычных немецких школ». Адмиралтейской потому, что в дальнейшем она находилась в ведении Адмиралтейской канцелярии.
В 1705 году по распоряжению Петра I на левом берегу реки Воронеж была заложена Тавровская крепость и при ней корабельная верфь. Школа из Воронежа была переведена в Тавров, где успешно продолжала готовить мастеров корабельного дела. Во многих публикациях она именуется Тавровской.
Кораблестроительные работы в Таврове с перерывами продолжались до 1740 года, а местное адмиралтейство было официально упразднено осенью 1741 года. Видимо, тогда же и закрылась Тавровская школа.
Открытие цифирных школ
В 1714 году правительство
Петра I сделало первую попытку создать
в России сеть государственных
Школы должны были размещаться в монастырях и архиерейских домах. Для преподавания привлекались воспитанники Московской школы математических и навигацких наук и Морской академии. Им, согласно указу, была положена плата «кормовых по 3 алтына и по 2 деньги на день из губернских доходов». Обучение — бесплатное, но по окончании школы каждый юноша должен был заплатить учителю рубль. Последний выдавал выпускнику письменное свидетельство за своей подписью. Без этого документа «жениться их не допускать и венечных памятей не давать».
Указ Петра был реализован только в 1716 году. После очередного напоминания царя в этом году в России открываются первые 12 цифирных школ, в том числе и в Воронеже.
Учеба была трудной и долгой, материальное положение школ — тяжелыми. Деньги на их содержание отпускали небольшие, и поступали они нерегулярно. Ученики убегали, их ловили и жестоко наказывали. За десять лет существования воронежской цифирной школы (1726), сюда направили 197 человек, а успешно окончили школу 57 учеников. О дальнейшей ее работе сведений не сохранилось.
Гарнизонные школы
Еще один тип школ петровской эпохи появился в нашем крае в конце первой четверти XVIII века. В 1725 году в Павловской крепости при Коротоякском гарнизонном полку была открыта гарнизонная школа для обучения солдатских детей. Там же в 1726 году начала работать гарнизонная школа при Павловском полку, а в 1727 — при Тамбовском пехотном полку.
В Воронеже гарнизонная школа открылась только в 1732 году.
Архиерейские школы
Итак, при Петре I в
России появилась государственная
школа. Она стала развиваться
по двум направлениям: светская школа
и духовная. Церковная школа в
провинции обязана своим
Автор «Истории воронежской духовной семинарии» П. Никольский сообщает, что епископ Лев, возглавлявший Воронежскую кафедру, открыл в городе архиерейскую школу. Обучение, конечно, велось по старинке, т.е. учили читать и писать по Псалтири и Часослову. Знание этих книг было наиболее необходимо в церковном обиходе, поэтому «они естественным образом легли в основу школьного обучения и надолго сделались первоисточником книжной мудрости русского человека». Интересно, что в начале XVIII века, ответив урок, ученик молился перед образом, произнося особую молитву: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, создатель всея твари, вразуми мя и научи книжнаго писания, и сим увем хотения твоя, яко да славлю тя во веки веков. Аминь!» Сделав затем три поклона, он начинал ответ по другому заданию. В Манифесте от 17 марта 1730 года Синоду предлагалось учредить специальные школы для обучения детей духовенства. В последующих указах Сената и Синода священникам строго предписывалось учить своих детей в духовных школах. Под угрозой наказания запрещалось отдавать их «в подъячие по коллегиям и канцеляриям». Например, указом воронежского епископа преосвященного Феофилакта для местного духовенства был введен специальный штраф за укрывательство детей. Протопоп за месяц укрывательства сына платил 2 руб., священник — 1 руб. 50 коп., диакон — 1 руб., дьячок и пономарь — 50 коп.
Школы продолжали открываться. Хотя многие из них существовали непродолжительное время, этот процесс становился уже необратимым.
В 1733 году в Острогожске была открыта архиерейская школа. В школе обучались чтению, грамматике, церковному пению. Учителем стал иеродиакон Порфирий Крестопольский, закончивший Киевскую духовную академию.
В 1737 году снова открывается школа в Воронеже. Дети там обучались по Часослову и Псалтири, а некоторые изучали латинский язык. В апреле 1739 года создается школа для детей священнослужителей при Воронежской Успенской церкви. Учителем был местный диакон Георгий Родионов. Примеры эти многочисленны. Они еще раз говорят о попытке духовенства дать в епархиальных школах также и общеобразовательную подготовку, что при огромном дефиците грамотных людей имело огромное государственное значение.
Заключение
Очевидно, что великий
реформатор Петр I впервые увидел важную
роль, которую может и должна играть
школа в решении
Информация о работе Реформы Петра I в области образования и Воронежские школы