Реформы Петра I в области образования и Воронежские школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:44, реферат

Описание работы

К концу XVII века в России остро ощущалась потребность в реформах. Преодоление отсталости стало самой настоятельной задачей. Робкие попытки отдельных нововведений, предпринимавшиеся при отце Петра – царе Алексее Михайловиче, не могли дать серьезных результатов. Нужны были решительные сдвиги в экономике, культуре, военном деле и в международном положении огромной страны. Это было необходимо, чтобы сохранить независимость государства и обеспечить его дальнейшее развитие.

Содержание работы

Введение: состояние российского государства к началу царствования Петра I…........................................................................................................3
Русская школа при Петре I………………………………………………...4
Развитие образования в Воронеже в начале XVIII века:
а) создание первого учебного заведения в Воронеже……………………4
б) открытие цифирных школ………………………………………………6
в) гарнизонные школы……………………………………………………..7
г) архиерейские школы…………………………………………………….7
Заключение………………………………………………………………..10
Литература………………………………………………………………...11

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ГУБЕРНИЯ.doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Воронежский государственный  педагогический университет

ИКиИ

 

 

 

 

 

Реферат

по истории образования Воронежской губернии

Реформы Петра I в области образования и Воронежские школы

 

Выполнила студентка 

2 курса, 2 группы,

ИКиИ (отделение НХТ)

Чепрасова Марина

 

 

Руководитель:

доцент 

Калагастова

Анна Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж

2010

Содержание

  1. Введение: состояние российского государства к началу царствования Петра I…........................................................................................................3
  2. Русская школа при Петре I………………………………………………...4
  3. Развитие образования в Воронеже в начале XVIII века:

а) создание первого учебного заведения в Воронеже……………………4

б) открытие цифирных школ………………………………………………6

в) гарнизонные школы……………………………………………………..7

г) архиерейские школы…………………………………………………….7

  1. Заключение………………………………………………………………..10
  2. Литература………………………………………………………………...11

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

К началу царствования Петра I Россия сильно отставала в своем развитии от передовых стран Европы. Она не имела промышленности, ее торговля и пути сообщения были развиты слабо, в стране не было школ и других учебных заведений, которые готовили бы нужных специалистов, система государственного управления безнадежно устарела. В России были лишь зачатки регулярной армии и не было флота. Наконец, огромная страна не имела выхода к Балтийскому и Черному морям, которые могли бы связывать ее с передовыми странами Европы.

К концу XVII века в России остро ощущалась потребность в реформах. Преодоление отсталости стало самой настоятельной задачей. Робкие попытки отдельных нововведений, предпринимавшиеся при отце Петра – царе Алексее Михайловиче, не могли дать серьезных результатов. Нужны были решительные сдвиги в экономике, культуре, военном деле и в международном положении огромной страны. Это было необходимо, чтобы сохранить независимость государства и обеспечить его дальнейшее развитие.

Петр приложил огромные усилии, чтобы добиться развития экономики страны, распространения культуры и образования, достигнуть европеизации России, реорганизовать ее вооруженные силы и улучшить международное положение. Ключ к преодолению отсталости Петр видел в получении свободного выхода к морским путям сообщений, расширении связей с передовыми странами Запада, применении их опыта в технике, образовании, науке, культуре и других областях жизни. В то же время в своих реформах Петр учитывал русский исторический опыт.

Преобразованиям подверглись все  стороны экономической, политической, социальной и духовной жизни общества. В том числе, не осталась без внимания и сфера образования.

 

 

 

Русская школа  при Петре I

Российская школа, возникшая  при Петре I, являлась государственным учреждением. Государство ее опекало, ставило перед ней государственные задачи. Время и обстановка наложили на русскую школу свой отпечаток, придали ей определенный характер. При Петре и его ближайших преемниках общество нуждалось преимущественно в элементарном образовании. С другой стороны, власти нуждались в людях, получивших профессиональную подготовку. Они прилагали всевозможные усилия для отправки молодежи всех сословий в такие профессиональные школы, которые готовили бы ее к тем же профессиям, какими отцы и деды владели раньше. Русский историк П. Милюков писал об этом времени: «Общее образование само по себе мало ценилось как правительством, так и обществом. Вот почему правительство ограничилось на первых порах тем, что открыло ряд специальных школ для удовлетворения своих ближайших надобностей, а остальное предоставило времени и собственным усилиям общества».

В этот период в России были созданы  светские школы, появились профессиональные учебные заведения – гражданские  и военные, в частности создана военно-морская академия, заложены основы медицинского образования. Была введена новая азбука, облегчившая обучение грамоте и упростившая печатание книг.

 

Развитие образования  в Воронеже в начале XVIII века

Создание первого  учебного заведения в Воронеже

Строительство военного флота для Азовских походов требовало  соответствующих специалистов. В  Воронеж приезжают иностранные  мастера-кораблестроители: англичане, голландцы, немцы, итальянцы, французы. Но, приглашая иностранных мастеров, царь Петр стремился как можно быстрее подготовить и своих, русских специалистов, мечтал «кратчайший и способнейший путь изобрести, чтобы завести науки и оных людей своих, елико мощно скорее обучити».

14 января 1701 года был издан указ  об основании первой государственной  общеобразовательной школы в России — школы математических и навигацких наук — в Москве, в Сухаревой башне.

Первые выпускники вышли из школы  в 1703 году. Тогда же было дано распоряжение направить в Воронеж «ради  учения матросов из числа лучших учеников двух человек».

Весной этого же года Афанасий Побегайлов и Петр Фролов прибыли к месту  назначения. С ними были посланы  учебники и письменные принадлежности.

Тем временем строительство военного флота в Воронеже приняло широкий  размах, и очень скоро стала  ощущаться острая нехватка специалистов корабельного дела: мастеровых, матросов, младших командиров. «Великую нужду имею в офицерах», — писал из Воронежа в Москву адмирал Ф.М. Апраксин. Эти обстоятельства, а также личное распоряжение царя заставили Апраксина весной 1703 года открыть в Воронеже школу для подготовки различных специалистов-кораблестроителей, младших офицеров флота, инструкторов военного дела.

Школа являлась государственным учебным  заведением. Ее учителя и ученики  получали жалование. Располагалась  она на территории канатного двора, который, по сведениям историка Е.А. Болховитинова, находился «близ старых московских ворот». Кроме учителей, присланных из Москвы, в школе преподавал и местный житель, певчий архиерейского хора подьяк Семен Минин. Он был учителем «словесного учения». Как человек грамотный, Минин совмещал свою должность с работой переплетчика в Воронежском адмиралтействе.

6 мая 1703 года в Воронеж  было отправлено значительное  количество «печатных книг, которые  куплены для учения мастеровым  людям, которые на Воронеже у корабельного дела». По этим книгам можно определить примерную программу обучения в школе: сорок девять букварей на славянском и латинском языках, триста азбук, сто тридцать Псалтирей, сто Часословов, сорок восемь арифметик. Арифметики являлись только что вышедшими из печати книгами Леонтия Магницкого, который преподавал математику в Московской школе навигацких наук. По тем временам этот учебник был настоящей энциклопедией математических знаний.

Отсюда видно, что школа  была общеобразовательной, но имела  свои специальные задачи, а именно: готовить различных специалистов для воронежских и других верфей и гарнизонов. Контингент учащихся школы состоял в основном из «мастеровых людей».

Воронежскую школу принято  называть адмиралтейской русской школой. Русской потому, что там учили  читать и писать по-русски в отличие от «разноязычных немецких школ». Адмиралтейской потому, что в дальнейшем она находилась в ведении Адмиралтейской канцелярии.

В 1705 году по распоряжению Петра I на левом берегу реки Воронеж  была заложена Тавровская крепость и  при ней корабельная верфь. Школа из Воронежа была переведена в Тавров, где успешно продолжала готовить мастеров корабельного дела. Во многих публикациях она именуется Тавровской.

Кораблестроительные работы в Таврове с перерывами продолжались до 1740 года, а местное адмиралтейство было официально упразднено осенью 1741 года. Видимо, тогда же и закрылась Тавровская школа.

 

Открытие цифирных школ

В 1714 году правительство  Петра I сделало первую попытку создать  в России сеть государственных общеобразовательных  и начальных школ. 28 февраля царь Петр издал указ об открытии во всех губерниях цифирных, или арифметических, школ.

Школы должны были размещаться  в монастырях и архиерейских домах. Для преподавания привлекались воспитанники Московской школы математических и  навигацких наук и Морской академии. Им, согласно указу, была положена плата «кормовых по 3 алтына и по 2 деньги на день из губернских доходов». Обучение — бесплатное, но по окончании школы каждый юноша должен был заплатить учителю рубль. Последний выдавал выпускнику письменное свидетельство за своей подписью. Без этого документа «жениться их не допускать и венечных памятей не давать».

Указ Петра был реализован только в 1716 году. После очередного напоминания царя в этом году в  России открываются первые 12 цифирных школ, в том числе и в Воронеже.

Учеба была трудной и  долгой, материальное положение школ — тяжелыми. Деньги на их содержание отпускали небольшие, и поступали  они нерегулярно. Ученики убегали, их ловили и жестоко наказывали. За десять лет существования воронежской  цифирной школы (1726), сюда направили 197 человек, а успешно окончили школу 57 учеников. О дальнейшей ее работе сведений не сохранилось.

 

Гарнизонные школы

Еще один тип школ петровской эпохи появился в нашем крае в  конце первой четверти XVIII века. В 1725 году в Павловской крепости при Коротоякском гарнизонном полку была открыта гарнизонная школа для обучения солдатских детей. Там же в 1726 году начала работать гарнизонная школа при Павловском полку, а в 1727 — при Тамбовском пехотном полку.

В Воронеже гарнизонная школа открылась только в 1732 году.

 

Архиерейские школы

Итак, при Петре I в  России появилась государственная  школа. Она стала развиваться  по двум направлениям: светская школа  и духовная. Церковная школа в  провинции обязана своим появлением «Духовному регламенту» (1721), который обязал архиереев открывать в епархиях школы при архиерейских домах. Они готовили священников и учителей для низших духовных училищ. В начальный период архиерейские школы являлись и общеобразовательными учебными заведениями. По сведениям историка П. Милюкова, с 1721 по 1725 год в России открылись 46 епархиальных школ.

Автор «Истории воронежской  духовной семинарии» П. Никольский сообщает, что епископ Лев, возглавлявший  Воронежскую кафедру, открыл в городе архиерейскую школу. Обучение, конечно, велось по старинке, т.е. учили читать и писать по Псалтири и Часослову. Знание этих книг было наиболее необходимо в церковном обиходе, поэтому «они естественным образом легли в основу школьного обучения и надолго сделались первоисточником книжной мудрости русского человека». Интересно, что в начале XVIII века, ответив урок, ученик молился перед образом, произнося особую молитву: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, создатель всея твари, вразуми мя и научи книжнаго писания, и сим увем хотения твоя, яко да славлю тя во веки веков. Аминь!» Сделав затем три поклона, он начинал ответ по другому заданию. В Манифесте от 17 марта 1730 года Синоду предлагалось учредить специальные школы для обучения детей духовенства. В последующих указах Сената и Синода священникам строго предписывалось учить своих детей в духовных школах. Под угрозой наказания запрещалось отдавать их «в подъячие по коллегиям и канцеляриям». Например, указом воронежского епископа преосвященного Феофилакта для местного духовенства был введен специальный штраф за укрывательство детей. Протопоп за месяц укрывательства сына платил 2 руб., священник — 1 руб. 50 коп., диакон — 1 руб., дьячок и пономарь — 50 коп.

Школы продолжали открываться. Хотя многие из них существовали непродолжительное  время, этот процесс становился уже необратимым.

В 1733 году в Острогожске  была открыта архиерейская школа. В  школе обучались чтению, грамматике, церковному пению. Учителем стал иеродиакон Порфирий Крестопольский, закончивший  Киевскую духовную академию.

В 1737 году снова открывается школа в Воронеже. Дети там обучались по Часослову и Псалтири, а некоторые изучали латинский язык. В апреле 1739 года создается школа для детей священнослужителей при Воронежской Успенской церкви. Учителем был местный диакон Георгий Родионов. Примеры эти многочисленны. Они еще раз говорят о попытке духовенства дать в епархиальных школах также и общеобразовательную подготовку, что при огромном дефиците грамотных людей имело огромное государственное значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Очевидно, что великий  реформатор Петр I впервые увидел важную роль, которую может и должна играть школа в решении государственных  задач. Попытки императора полностью  отрегулировать ее функции окончились не совсем удачно, но с тех пор  государственная школа навсегда осталась незыблемым началом внутренней политики государства, которую уже более четко определила Екатерина II.

Информация о работе Реформы Петра I в области образования и Воронежские школы