Реформы Петра I в сфере культуры и быта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ.
Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже. В XVIII в. М.В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А позднее историк Карамзин обвинял Петра в измене «истинно русским» началам жизни, а его реформы назвал «блестящей ошибкой».

Содержание работы

Введение...............................................................................................................3
1. Наука и культура.............................................................................................5
1.1. Архитектура..................................................................................................7
1.2. Живопись и скульптура...............................................................................7
1.3. Литература и музыка....................................................................................9
2. Быт..................................................................................................................10
Заключение.........................................................................................................15
Список использованной литературы...............................................................17

Файлы: 1 файл

Реформы Петра I в сфере культуры и быта.docx

— 40.04 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение...............................................................................................................3

1. Наука и культура.............................................................................................5

1.1. Архитектура..................................................................................................7

1.2. Живопись и скульптура...............................................................................7

1.3. Литература и музыка....................................................................................9

2. Быт..................................................................................................................10

Заключение.........................................................................................................15

Список использованной литературы...............................................................17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких  исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо  противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ.

Уже современники Петра I разделились  на два лагеря: сторонников и противников  его преобразований. Спор продолжался  и позже. В XVIII в. М.В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А позднее историк Карамзин обвинял Петра в измене «истинно русским» началам жизни, а его реформы назвал «блестящей ошибкой».

В конце XVII в., когда на русском  престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие  от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными  орудиями. Она не имела выхода к  морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Поэтому Россия собственного и не имела военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.

Между старым, родовитым  боярством и служивыми людьми дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили  непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, т.к. они все были феодалами-крепостниками. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств - Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе русские земли.

Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной.

Для коренной ломки старого  уклада России нужен был умный  и талантливый руководитель, незаурядный  человек. Таким и оказался Петр I. Петр не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению  весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный  размах. Петр властно вторгался во все сферы жизни страны и намного  ускорил развитие начал, полученных в наследство.

История России до Петра  Великого и после него знала немало реформ.

Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего  и последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий  характер, охватывали все стороны  жизни народа, в то время как  другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства Мы, люди XX1 века, не можем в полной мере оценить взрывной эффект Петровских реформ в России. Люди прошлого, XIX века, воспринимали их острее, глубже. Вот что писал о значении Петра современник Пушкина историк М.Н. Погодин в 1841 году, т.е. почти полтора столетия после великих реформ первой четверти XVIII века: «В руках (Петра) концы всех наших нитей соединяются в одном узле. Куда мы ни оглянемся, везде встречаемся с этой колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на все наше прошедшее и даже застит нам древнюю историю, которая в настоящую минуту все еще как будто держит свою руку над нами, и которой, кажется, никогда не потеряем мы из виду, как бы далеко ни ушли мы в будущее».

Созданное в России Петром пережило и поколение Погодина, и  следующие поколения. Например, последний  рекрутский набор состоялся в 1874 году, т.е. спустя 170 лет после первого (1705) . Сенат просуществовал с 1711 по декабрь 1917 года, т.е. 206 лет; синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 по 1918 год, т.е. в течение 197 лет, система подушной подати была отменена лишь в 1887 года, т.е. 163 года спустя после ее введения в 1724 года. Иначе говоря, в истории России мы найдем немного сознательно созданных человеком институтов, которые просуществовали бы так долго, оказав столь сильное воздействие на все стороны общественной жизни. Более того, некоторые принципы и стереотипы политического сознания, выработанные или окончательно закрепленные при Петре, живучи до сих пор; подчас в новых словесных одеждах они существуют как традиционные элементы нашего мышления и общественного поведения.

1. Наука и культура

Русская культура в XVIII веке переживала примечательные изменения. Если до этого времени происходило  накопление научных знаний - исторических, географических, естественнонаучных и  иных, то теперь они превращаются собственно в науку. Кардинальные сдвиги происходят во всех областях. Провиденциализм  в истолковании явлений природы  и общества (исходя из Промысла Божьего, Провидения) уступает место рационализму (исходя из принципов разума - рацио).

Если в XVIII веке наблюдаются  лишь первые попытки, опыты изображения  внутренней жизни человека, его помыслов, страстей, стремлений, добродетелей и  пороков, то в XVIII столетии в этом плане  далеко шагнули вперёд. Это относится  к литературе, живописи, скульптуре, в целом к культуре. Характерными для того времени чертами русской  культуры являлись стремление к светскости (секуляризации культуры), гуманистическому восприятию действительности, открытость её к диалогу с культурами других народов, веротерпимость.

Россия уже в XVIII столетии ускоренными темпами начинает ликвидировать  отставание в культурном развитии, столь характерное для прошлых  столетий (начиная с эпохи Батыева разорения). Отечественные учёные и писатели, поэты и живописцы, архитекторы и скульпторы сделали возможным титанический взлёт русской культуры, произошедший в следующем столетии, которое с полным основанием называется золотым веком русской культуры.

Процесс европеизации России в эпоху Петра Великого - наиболее противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Петра были созданы предпосылки  широкой европеизации, заметно усилились  связи с зарубежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие  уходит корнями в допетровскую эпоху. В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская  академия - первое высшее учебное заведение  в России. И все же деятельность Петра была революционной. В.Я. Уланов писал: «Новым в постановке культурного вопроса при Петре Великом было то, что теперь культура была признана созидательной силой не только в области специальной техники, но и в ее широких культурно- бытовых проявлениях, и не только в приложении к избранному обществу..., но и по отношению к широким массам народа». Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран.

По возвращении Петр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом для овладения  морскими науками. Царь заботился и  о развитии образования в России. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне  открывается Школа математических и навигацких наук во главе с профессором Абердинского университета шотландцем Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы был Леонтий Магницкий - автор «Арифметики...». В 1711 г. в Москве появляется инженерная школа. Петр стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую еще со времен татаро-монгольского ига разобщенность России и Европы. Одним из ее проявлений было разное летоисчисление, и в 1700 г. Петр переводит Россию на новый календарь - 7208 год становится 1700-м, а празднование Нового года переносится с 1 сентября на 1 января. В 1703 г. в Москве выходит первый номер газеты «Ведомости» - первой русской газеты, в 1702 г. в Москву приглашается труппа Куншта для создания театра.

Происходили важные изменения  в быту российских дворян, переделавшие российское дворянство «по образу и подобию» европейского. В 1717 г. выходит книга «Юности честное зерцало» - своего рода учебник этикета, а с 1718 г. существовали Ассамблеи - дворянские собрания по образцу европейских. Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так и для низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вел к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных, начинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.

1.1. Архитектура

Прежде всего, утверждала свои права архитектура, потому что  Петербург - единственный город, рожденный  и формировавшийся в недрах общеевропейской  культуры Просвещения (другой однотипный город - Вашингтон - строился за океаном, и потому европейцы не ощущали  такой близости к нему, какую они  чувствовали к российской столице). Оттого так сильно было стремление выдающихся европейских зодчих участвовать  в этом уникальном градостроительном  эксперименте.

1.2. Живопись и скульптура

Вместе с тем, следуя ренессансной логике взаимоотношения искусств, с  самого начала века в художественной культуре новой российской столицы  все более видное место стала занимать живопись, в особенности портретный жанр, выраставший из парсуны. Во второй половине века это привело к появлению замечательной плеяды портретистов в станковой живописи, а за ней и в скульптуре - Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, Ф.И. Шубина. И в творчестве иностранных мастеров, приезжавших в Петербург на более или менее длительное время, портретный жанр занял центральное место - достаточно вспомнить «Медный всадник» Э. Фальконе и М. Колло, обозначивший появление в Петербурге неизвестного русскому искусству жанра монументальной портретной скульптуры; второй конный памятник основателю Петербурга (созданный Б.-К. Растрелли раньше, но поставленный лишь Павлом I) подтвердил принципиальность развития этого жанра пластического искусства, непосредственно связывающего его с архитектурой. Примечательно, что портрет приобрел широкое общественное признание и в третьей форме - в миниатюрной живописи и миниатюрной барельефной скульптуре: медалях и камеях. Укоренилась и введенная Петром практика награждения наряду с орденом Андрея Первозванного портретами царя; получившие такой докатив носили миниатюру на груди, приколотой к банту или висящей на ленте. Первыми мастерами портретной миниатюры были Г.С. Мусикийский, А.Г. Овсов (имена ряда мастеров остались неизвестными). Начиная с Екатерины II, русские правители в знак особого расположения стали дарить свои миниатюрные портреты гораздо более широко, и уже в конце XVIII века искусство портретной миниатюры достигло расцвета.

Положение портретного жанра  свидетельствовало о том, что  в центре внимания формировавшейся  в Петербурге культуры стоял не Бог, а человек, и понимался человек  все более и более конкретно - как индивид, как личность, как  неповторимая индивидуальность, социальное положение и культурная деятельность которой заслуживали увековечения в художественном образе. Так изменялся  смысл самого слова образ - из иконного изображения, из образа Божьего он превращался  в изображение конкретного человека. (В этом свете кажется совсем не случайным, что одним из первых образов  художника в русской литературе стал образ художника-портретиста  в повести «Портрет» Н.В. Гоголя).

Такая оценка личности в  искусстве согласуется с новым  отношением к человеку в русской  философии и педагогике XVIII века, осваивавших, как уже отмечалось, опыт просветительских идей западных мыслителей и искавших самостоятельное  решение проблемы; наиболее значительное явление - упоминавшийся трактат  А.Н. Радищева «О человеке, его смертности и бессмертии». Но если в философско-педагогических концепциях речь шла о человеке вообще, о его родовых качествах, то художественный портрет преломлял общее в особенном и единичном, вплотную подходя к познанию и образному воплощению личности.

 

1.3. Литература и музыка

Структура духовной жизни  Петербурга обусловила и переход  от преимущественного развития в  первой половине века драматургии и  основанного на ней сценического искусства к активному развитию в конце столетия прозаических Жанров. Все же время господства прозы  еще не настало - А.И. Галич зафиксирует  его наступление лишь в 1825 г., а  В.Г. Белинский в 1840-е гг. назовет  роман и повесть «формами нашего времени». Первые шаги в развитии романа, предвосхищавшие расцвет этого  жанра в следующем столетии, были сделаны в Петербурге С.А. Порошиным  и Ф.А. Эминым в 1760-е гг.

Характерным для петербургской  культуры оказалось и разнообразие жанрового репертуара прозы - от лирико-трагедийного «Путешествия из Петербурга в Москву»  А.Н. Радищева до «малых форм» в сатирических журналах, которые стали выходить в столице с 1769 г. Первым среди  них был основанный самой императрицей еженедельник «Всякая всячина», и  следующие пять лет стали временем самого энергичного развития сатиры. В Москве подобных изданий долгое время не было, что вызвало ехидное замечание редактора журнала «Трутень»: «Москва так же, как престарелая кокетка, сатир на свои нравы читать не любит».

Соответственно и становление  новой музыкальной культуры в  Петербурге, явно отстававшей от успехов  словесности и от нее зависевшей, осуществлялось поначалу в сценической  и лишь затем в инструментальной оркестровой форме, дотоле на Руси неизвестной; именно в Петербурге в 1730-х гг. появляется опера и возникают новые формы инструментальной музыки. Однако Россия подтверждала закономерность, со всей определенностью раскрывшуюся в истории западноевропейской культуры: музыка - романтическое искусство, и просветительский рационализм сдерживает ее развитие; даже сентиментализм создавал лишь предпосылки для того простора выражения душевных процессов, которые раскроет перед музыкой романтический эмотивизм.

Информация о работе Реформы Петра I в сфере культуры и быта