Реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:08, контрольная работа

Описание работы

Исторический факт - это действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: локализованностью во времени и пространстве; объективностью; субъективностью и неисчерпаемостью. Историческое время представлено хронологическими категориями: год, тысячелетие, эра, период, этап и действиями (соотнесения, сопоставления, определения длительности и последовательности, соотнесения синхронности/асинхронности). Историческое время обеспечивает локализацию исторического прошлого во времени и способствует развитию временных ориентаций.

Файлы: 1 файл

история.doc

— 50.00 Кб (Скачать файл)

Задание 1. Что такое исторический факт? Какое место проблема исторического факта занимает в методологии исторической науки?

        Исторический факт - это действительное  событие, имевшее место и обладающее  всегда следующими характеристиками: локализованностью во времени и пространстве; объективностью; субъективностью и неисчерпаемостью. Историческое время представлено хронологическими категориями: год, тысячелетие, эра, период, этап и действиями (соотнесения, сопоставления, определения длительности и последовательности, соотнесения синхронности/асинхронности). Историческое время обеспечивает локализацию исторического прошлого во времени и способствует развитию временных ориентаций. Историческое пространство представлено совокупностью природно-географических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определённой территории. Историческое движение отражает деятельность человека и общества в различных сферах деятельности: трудовой, общественной, политической, культурной, познавательной, международной, по саморазвитию.

      Научно-исторический факт - это исторический факт, который стал объектом деятельности историка учёного; результат умозаключения, основывающегося на следах, оставленных прошлым. Эти факты всегда субъективны, отражают позицию учёного, уровень его квалификации, образования. В учебном предмете чаще всего представлены научно-исторические факты, которые описаны, систематизированы и объяснены. Любой исторический факт может содержать общее, всеобщее, единичное. С учётом этой специфики в методике преподавания истории условно выделяются три группы фактов: факт - событие - характеризующий уникальное, неповторимое; факт- явление - отражающий типичное, общее; факт - процессы - определяющий всеобщее. Эти факты подверглись логической обработке и представлены в логических формах: представления (образы) содержат характеристику внешней стороны в форме описания; понятия, идеи, теории которые характеризуют сущность и обеспечивают объяснение исторического прошлого. Факты - процессы представлены описанием, объяснением, оценкой.

        Целью изучения  курса истории должно быть  включение личности в культурно-исторический  контекст, самоориентация в цивилизованном  времени-пространстве. Поэтому более  актуально изучение не фактологии,  философии истории, так как она способствует формированию самостоятельности мышления, расширяет кругозор, характеризуя основные пути развития человеческого общества, и, в значительной степени, упорядочивает реальное историческое пространство.

       

 

 Задание 2. Объясните, чем были вызваны реформы Петра I?  Как Вы оцениваете результаты этих реформ? 

            В царствование Петра Первого  были проведены реформы во  всех областях государственной  жизни страны. Многие из этих  преобразований уходят корнями  в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.

       Основные предпосылки преобразований Петра 1 состояли в следующем:

    Россия  сохраняла экономическую отсталость, что представляло серьезную опасность для национальной независимости; Промышленность  страны еще только зарождалась и по своей структуре была крепостнической; Сельское  хозяйство отличалось рутинным способом земледелия, и было основано на подневольном труде крепостного крестьянства; Экономическая отсталость России проявлялась и  в военном деле: страна не имела  регулярной армии и военно-морского флота; Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа, "требовались  народом".

       Историки, проводившие  анализ петровских реформ, придерживаются  разных взглядов на его личное  в них участие. Одна группа  полагает, что как в составлении  программы реформ, так и в процессе  их осуществления Петр не играл главной роли (которая была ему приписана как царю). Другая группа историков, наоборот, пишет о большой личной роли Петра I в проведении тех или иных реформ.

      Например В. О. Ключевский, указывали, что реформы Петра I не являлись чем-то принципиально новым, а были лишь продолжением тех преобразований, которые осуществлялись в течение XVII в. Другие историки (например, Сергей Соловьев), напротив, подчеркивали революционный характер преобразований Петра.

       Тем не менее,  масштабы  изменений, произошедших за время  правления Петра огромны. Значительно  выросла территория страны, которая  после многих веков борьбы  получила выход к морю и  ликвидировала состояние политической  и экономической изоляции, вышла на международную арену, заняла видное место в системе международных отношений и превратилась в великую европейскую державу. В России в это время возникла мануфактурная промышленность, в которой особое значение приобрела мощная металлургия. Коренным образом изменился характер и размеры внутренней и внешней торговли и объем экономических связей с другими странами. Были созданы мощная регулярная армия и флот, сделан огромный шаг в развитии культуры и просвещения. Был нанесен сильный удар духовной диктатуре церкви в культуре, просвещении и других областях жизни страны. Осуществлялась ломка старого рутинного патриархального быта. Направленные на ликвидацию технико-экономической и культурной отсталости страны, на ускорение и развитие, реформы имели огромное прогрессивное значение. Их осуществление было в немалой степени связано с деятельностью и личностью Петра I, с его исключительной целеустремленностью, энергией смелостью, с которой он ломал рутинные порядки и преодолевал бесчисленные трудности, Выдающийся политик, военный деятель и дипломат, он умел правильно оценивать обстановку, выделять главное, делать правильные выводы из ошибок и неудач, из изменения внутри - и внешнеполитической обстановки. Но, поскольку  все изменения и реформы осуществлялись на крепостнической основе, крепостническими методами, и были направлены на сохранение и укрепление феодально-абсолютистского строя, сословной структуры общества, сословных прав и привилегий господствующего класса, это тормозило формирование капиталистических отношений в стране, экономическое и культурное развитие народа и не позволяло ликвидировать технико-экономическую и культурную отсталость нации. Негативная сторона изменений и преобразований была органически связана и с деятельностью самого Петра I, для которого была характерна крайняя жестокость, произвол, обоснование и осуществление принципов ничем не ограниченного самодержавного произвола.

 

Задание 3. Объясните содержание двух первых декретов советской власти («О мире», «О земле») и их историческое значение.

           Декрет о мире один из первых декретов советской власти, программный внешнеполитический документ, который был подготовлен В. И. Лениным и принят вторым Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года единогласно. Выражал миролюбивую, гуманистическую природу нового общественного строя. Октябрьская революция победила в обстановке продолжавшейся I мировой войны. Вопрос о выходе из нее был наиболее важным для многих миллионов людей. В декрете содержалось предложение всем воюющим народам и правительствам немедленно начать переговоры о заключении справедливого, демократического мира - без аннексий и контрибуций. Декрет исходил из возможности мирного сосуществования с капиталистическими странами. Впервые в истории были провозглашены новые принципы международной политики мира и мирного сотрудничества, пролетарского интернационализма, признания полного равноправия всех народов, уважения их национальной и государственной независимости, невмешательства во внутренние дела  других стран. В декрете признавалась законность и справедливость освободительной борьбы угнетенных народов, осуждалась позорная колониальная система.

        Декрет о земле был так же  одним из первых декретов Советской  власти. Подготовил его В. И.  Ленин. Был принят вторым Всероссийским  съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года в 2 часа ночи, т.е. фактически 27 октября (9 ноября). При работе над декретом Ленин использовал наказ, составленный редакцией «Известий Всероссийского Совета крестьянских депутатов», на основании 242 местных крестьянских наказов (его раздел «О земле» целиком вошел в текст декрета). Декрет отменял помещичью собственность на землю немедленно без всякого выкупа и передавал помещичьи, удельные, монастырские, церковные земли со всем инвентарем и постройками в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, на которые возлагалась обязанность строжайшего соблюдения порядка при конфискации помещичьих имений. При этом какая бы то ни было порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне всему народу, объявлялась тяжким преступлением. Такие преступления карались революционным судом (трибуналом), которые состояли из председателя и шести очередных заседателей, избиравшихся губернскими и городскими Советами. Уездные Советы крестьянских депутатов должны были принять все необходимые меры для соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений.

   Итак, была создана  правовая основа действий новой  власти на случай шагов "непослушного" Учредительного собрания.

      Декреты конституционного значения, появившиеся в первые месяцы советской власти, отражали то видение образа новой системы, с которым пришли к власти руководители новых социальных сил. Можно признавать прогрессивный характер многих мер, считать их служившими интересам трудового населения. Но нельзя не видеть и того, что под знаменем укрепления этой власти уже в первые месяцы ее становления имели место отказ от идей парламентарной демократии, ограничения демократических свобод, отстранение от политической жизни ряда социальных слоев. Если бы все дело было лишь в условиях переходного периода, это еще можно было бы как-то понять. Но будущее показало, что из цепочки таких шагов затем сложился политический режим, не терпевший какой-либо критики в свой адрес, считавший свободой лишь возможность высказывать пожелания по совершенствованию данного строя, однако не затрагивать при этом его основ и не сомневаться в его вечности. И не учитывать этого нельзя, рассматривая акты конституционного значения начального этапа власти Советов.

 

        Задание 4. Дайте характеристику НЭПу, покажите, какие задачи были решены в результате проведения этой политики, какие проблемы возникли при её реализации? 

     

      Новая экономическая политика (НЭП) — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 1920-е годы. Была принята 15 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела цель: восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922—1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.

      В результате проведения Нэпа были решены следующие  задачи: НЭП обеспечил стабилизацию и восстановление  хозяйства, наблюдался  подъем в новых отраслях промышленности, был  полностью ликвидирован дефицит  бюджета, а советский рубль превратился в одну из самых твердых валют в мире, быстрые  темпы восстановления народного  хозяйства, сопровождались  значительным ростом жизненного  уровня народа, бурным развитием  народного образования, науки, культуры и искусства.

      В то  же время, в период проведения  НЭПа возник целый ряд проблем:

- непропорциональное развитие сельского хозяйства и промышленности (в отношении 60% к 40%), социальные контрасты в обществе, т.е. финансовые ресурсы перекочевали в руки нэпманов, а рабочие по-прежнему жили впроголодь, увеличивались масштабы безработицы, рабочие существовали в тяжелых условиях, кризис хлебозаготовок, когда  на рубеже 1927-1928 гг. государственные закрома после закупок крестьянской продукции остались пустыми, под угрозой голода остались города и армия, что опять привело к чрезвычайным мерам.

 

 

Задание 5. Перечислите основные источники  победы  СССР в Великой Отечественной  войне.

              Вопрос об источниках победы в Великой Отечественной войне имеет не только научно-историческое, но и прикладное практическое значение для извлечения уроков и выводов из прошлого для настоящего и будущего.

       Их можно разделить на две группы: духовно-нравственные и  организационно-управленческие и  материально-технические.

    К духовно-нравственным источникам относятся: духовная мощь советского народа, патриотизм советских людей, сплочение народов СССР, единство фронта, тыла, организаторская деятельность коммунистической партии, советский общественный строй.

    К организационно-управленческим и материально-техническим источникам относятся: окрепшая в войне сила Красной армии, выросшее военное искусство ее полководцев, командиров и политработников, возможности сверх централизованной директивной экономики, огромные природные и людские ресурсы, единство фронта, тыла и временно оккупированной территории, организаторская работа политического и военного руководства страны, твердая внешняя политика Советского государства.

 


Информация о работе Реформы Петра I