Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 10:45, реферат
Великий реформатор претворил в государственное устройство много-численные изменения: произвел судебную и военную реформы, изменил административное деление, активно участвовал в составлении правовых кодексов и т.д. Всестороннее рассмотрение характера государственных реформ Петра и является целью данной работы.
Именно благодаря всем преобразованиям, которые произвел, Петр I во время своего правления Россия вошла в число сильнейших держав Европы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….….…………………...….3
1.Реформы центральных органов власти и управления: императорская власть, сенат, коллегии….………………………………………………………………..3
2.Реформы местного и городского управления…...…………………………….7
3.Военная реформа………………………..……………………………………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..……………………...14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………...……………………….……………….15
АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»
контрольная работа
По дисциплине: История России
Выполнил:
Валиев Игорь
Проверила:
Вдовин В.Н.
Алматы, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..……
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………...……………………….……
Великий реформатор
претворил в государственное устройство
многочисленные изменения: произвел судебную
и военную реформы, изменил административное
деление, активно участвовал в составлении
правовых кодексов и т.д. Всестороннее
рассмотрение характера государственных
реформ Петра и является целью данной
работы.
Именно благодаря
всем преобразованиям, которые произвел,
Петр I во время своего
правления Россия вошла в число сильнейших
держав Европы.
Описать подробно
все преобразования Петра Великого и их
значение в жизни русского общества в
рамках реферата, конечно же, невозможно,
поэтому в своей работе я постараюсь изложить,
вкратце сущность наиболее важных реформ,
проведенных великим императором.
1.Реформы центральных органов
власти и управления: императорская
Элементами механизма абсолютной
монархии являлись высшие органы государственной
власти, которые были радикально реформированы.
Изменился титул царя. 22 октября 1721 г. (в
годовщину славного освобождения Москва
в 1612 г.), а также в связи с победоносным
исходом Северной войны Петр I принял титул Императора Всероссийского
и превратил прежние «великие государства
Российского царствия» во «Всероссийскую
империю». Независимо от императорского
титула Сенат наименовал Петра еще «великим»
и «отцом отечества».1
Для финансового контроля Петр I создал Ближнюю канцелярию,
которая и стала местом заседания членов
Боярской Думы, начальников приказов (1704г.).
Такие заседания называли Консилией министров.
Последняя прекратила свое существование
с созданием Сената (1711г.).
Усилие власти Петра выразилось
в создании Кабинета с личной канцелярией
(1704-1727 гг.). Кабинет был военно-походной
канцелярией, через него Петр I поддерживал связь с Сенатом,
Синодом, коллегиями и губернаторами,
вел переписку по горным, мануфактурным
делам, с заграницей. Сюда же поступали
челобитные, жалобы, доносы.
В 1711 г. было создано постоянно
действующее высшее правительственное
учреждение – Правительствующий Сенат.
В порядке осуществления исполнительной
власти Сенат издавал указы, имевшие силу
закона. В 1722 г. во главе Сената был поставлен
генерал-прокурор, на которого возлагался
контроль за деятельностью всех правительственных
учреждений. Генерал-прокурор должен был
выполнять функции «ока государства».
Этот контроль он осуществлял через прокуроров,
назначаемых во все правительственные
учреждения. В первой четверти XVIII века к системе прокуроров добавилась
система фискалов, возглавляемая обер-фискалом,
фискала награждали половиной судебного
штрафа с уличенного должностного лица.1 В обязанности фискалов входило
донесение обо всех злоупотреблениях
учреждений и должностных лиц, нарушавших
«казенный интерес».
Сенат являлся первой инстанцией
по наиболее важным делам, так и высшей
апелляционной инстанцией по делам обыкновенным.
Однако, по крайней мере в первое время,
решения сената не были окончательными,
так как допускались жалобы еще и самому
императору, но уже с 1718 года жалобы на
решение сената были запрещены под страхом
смертной казни на том основании, что «тот
высший сенат от его царского величества
высокоповеренным есть и в особах честных
и знатных состоит, которым не токмо челобитчиковы
дела, но и правление государства поверено
есть». Это запрещение однако не распространялось
на всякого рода жалобы; так, жалобы на
медленность судопроизводства или на
отказ в правосудии не воспрещались.1
В состав сената первоначально
входили девять высших сановников и президенты
учреждений коллегий. Но уже указом 27 апреля
1722 года президенты коллегий были лишены
звания сенаторов, за исключение президентов
двух воинских коллегий – морской и сухопутной,
а также иностранной и берг-коллегии. Число
сенаторов было увеличено лицами, выбранными
из бывших послами при иностранных дворах.
Что касается прав сенаторов, то разве
только в отношении суда они пользовались
привилегией быть судимыми равными себе,
т.е. в сенате же, или же в суде чрезвычайном,
так называемом «внешнем»; во всех же прочих
отношениях они приравнивались к обыкновенным
должностным лицам. Кроме собственно сенаторов
в сенате находилось еще дольно значительное
количество лиц, облеченных. Специальными
обязанностями. Таковы были: комиссары,
обер-фискал, рекетмейстер, герольдмейстер
и наконец, генерал-прокурор, обер-прокурор
и прокуроры. От каждой губернии при сенате
находилось по два комиссара; цель учреждения
этой должности заключалось в установлении
наиболее легкого сношения с губерниями,
, поэтому комиссары должны были иметь
все необходимые сведения относительно
своей губернии. На них возлагалась также
иногда и наблюдение за исполнением указов,
посылаемых в губернии. С учреждением
коллегий комиссары теряют свое значение,
хотя и продолжают еще существовать.1
При сенате состояли, далее,
как сказано, генерал-рекетмейстер и герольдмейстер.
На обязанности первого было возложено
первоначальное рассмотрение дел, перенесенных
в сенат из коллегий, а также дел по жалобам
на коллегии их канцелярии; ему же поручено
было ходатайствовать по делам иностранцев,
а впоследствии на него были возложены
и другие обязанности. В случае жалобы
на какое-либо высшее судебное место, генерал-рекетмейстер
сам лично предпринимал ревизию и предавал
виновных суду сената. Что касается герольдмейстера,
он вел родословную книгу дворян, должен
был заботиться об учреждении для дворянских
детей учебных заведений; на его же обязанности
лежало иметь наготове достаточное число
запасных дворян на случай требования
со стороны сената.
Наконец, одной из самых важных
по своему значению должностей в сенате
является должность генерал-прокурора.
К учреждению этой должности привело Петра
стремление образовать прочный орган
контроля за производством дел в сенате.
Институт прокуратуры развился, однако,
постепенно. Надзор за производством дел
в сенате переходил от одного должностного
лица к другому так, первоначально для
этой цели была образована должность генерал-ревизора;
от него обязанности надзора перешли к
обер-секретарю сенаторской канцелярии,
затем к штаб-офицерам гвардии, и уже в
конце концов явился прочно затем установившийся
институт прокуратуры. Должность генерал
- прокурора была образована на более рациональных
основах, нежели на каких покоились прежние
органы контроля. Генерал-прокурор получил
гораздо более прав, нежели его предшественники,
а также и несравненно более средств быть
истинным органом контроля и не только
в отношении сената, но и всех присутственных
жест империи. В сенате он был главным
начальником канцелярии, благодаря чему
получил возможность знакомиться со всем
ходом производства дел, чего не имели
прежние органы контроля. Генерал-прокурор
являлся, кроме того, активным членом сената;
его деятельность не ограничивалась только
одним наблюдением, он не был только одним
«оком государевым», но являлся в то же
время и «стряпчим о государевых делах»,
в силу чего принимал не редко деятельное
участие в решении дел, должен был направлять
всякое дело так, чтобы оно не могло привести
какого - либо вреда государству. Власть
генерал-прокурора простиралась как, сказано,
и на все низшие учреждения империи; для
ее осуществления под его непосредственным
ведомством находилось учрежденные при
коллегиях и надворных судах прокуроры,
имевшие в отношении установлений, при
которых состояли, те же права, какие генерал-прокурор
имел в отношении сената. Кроме прокуроров
под начальством генерал-прокурора находился
в качестве его помощника обер-прокурор.1
Таким образом, должность генерал-прокурора
являлась элементом, связующим сенат –
с одной стороны с государем, с другой
с низшими учреждениями. Сенаторское делопроизводство
при Петре было организовано на следующих
основаниях: все дела, поступавшие в сенат,
шли прежде всего, к обер-секретарю, от
которого они или переносились прямо для
решения в собрание сената, это именно
в том случае, когда дело было не сложно
и не требовало дополнительных справок,
или же поступало в стол к подъячим для
наведения справок. В собрании дела докладывались
обер-секретарем, а генерал-прокурор контролировал
следовавшие затем подачу мнений и прение.
Решения постановлялись по большинству
голосов; если практиковался и единогласный
способ решения, то весьма не долго, именно
со времени основания сената и до 1714 года,
следовательно, не более трех лет. Указ
1714 года повелевает затем по всем делам
вести протоколы заседаний, чтобы было
видно, что и как происходит в заседаниях,
и чтобы тем самым заставит сенаторов
относиться к делам осмотрительно и добросовестно.
Сенатская канцелярия с обер-секретарем
во главе разделялась на четыре стола:
секретный, приказный, губернский и разрядный.
Дела высшего государственного управления,
в особенности подлежащие тайне, сосредотачивались
в столе секретном, хотя здесь же ведались
и некоторые другие дела, отчасти финансовые,
отчасти по внешним сношением. В приказном
столе велись дела текущего государственного
управления, требовавшие особого рассмотрения
и разрешения сената. Губернский стол
заведовал делами губерний, за исключением
Московской, ведавшейся в столе приказном.
Разрядный стол подобно прежнему «разряду»
рассматривал дела, относившиеся к служилому
сословию. Существовал еще так называемый
фискальный стол, в ведении которого сосредотачивались
дела по доносам фискалов и на фискалов.
Такое распределение дел по столам не
оставалось однако чем - либо постоянным,
но подвергалось более или менее частым
модификациями и перемещениям дел из одного
стола в другой.
Взамен устаревшей системе приказов
в 1717-1718 гг. было создано 12 коллегий, каждая
из которой ведала определенной отраслью
или сферой управления и подчинялась Сенату.
Главными считались три коллегии: Иностранная,
Военная и Адмиралтейство. В компетенцию
Комерц-, Мануфактур- и Берг-коллегии входили
вопросы торговли и промышленности. Три
коллегии ведали финансами: Камер-коллегия
– доходами, Штатс-коллегия – расходами,
а Ревизион-коллегия контролировала поступления
доходов, сбор податей, налогов, пошлин,
правильность расходования учреждениями
отпущенных им сумм. Юстиц-коллегия ведала
гражданским судопроизводством, а Вотчиная,
учрежденная несколько позже, - дворянским
землевладением. Был создан еще Главный
магистрат, ведавший всем посадским населением;
ему подчинялись магистраты и ратуши всех
городов. Коллегии получили право издавать
указы по тем вопросам, которые входили
в их ведение.
Кроме коллегий было создано
известное число контор, канцелярий, департаментов,
приказов, функции которых были также
четко разграничены. Один из них, например
Герольдмейстерская контора, ведавшая
службой и производством в чины дворян;
Преображенский приказ и Тайная канцелярия,
ведавшие делами о государственных преступлениях,
подчинялись Сенату, другие – Монетный
департамент, Соляная контора, Межевая
канцелярия и др. – подчинялись одной
из коллегий.
Также в годы правления Петра
Великого был учрежден немало важный орган
в 1721 году – Синод, который, согласно общепринятому
среди ученых мнению, был наиболее глубоко
продуманной и подготовленной акцией. Церковная реформа означала
ликвидацию самостоятельной политической
роли церкви. Она превращалась в составную
часть чиновничье-бюрократического аппарата
абсолютистского государства. Параллельно
с этим государство усилило контроль за
доходами церкви и систематически изымалась
значительная их часть на нужды казны.
Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной
иерархии и черного духовенства и явились
одной из главных причин их участия во
всякого рода реакционных заговорах.
Петр осуществил церковную реформу,
выразившуюся в создании коллегиального
(синодального) управления русской церковью.
Уничтожение патриаршества отражало стремление
Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии
петровского времени «княжескую» систему
церковной власти. Объявив себя фактически
главой церкви, Петр уничтожил ее автономию.
Более того, он широко использовал институты
церкви для проведения полицейской политики.
Подданные, под страхом крупных штрафов,
были обязаны посещать церковь и каяться
на исповеди священнику в своих грехах.
Священник, также согласно закону, был
обязан доносить властям обо всем противозаконном,
ставшем известным на исповеди. Превращение
церкви в бюрократическую контору, стоящую
на охране интересов самодержавия, обслуживающую
ее запросы, означало уничтожение для
народа духовной альтернативы режиму
и идеям, идущим от государства. Церковь
стала послушным орудием власти и тем
самым во многом потеряла уважение народа,
впоследствии так равнодушно смотревшего
и на ее гибель под обломками самодержавия,
и на разрушение ее храмов.
2. Реформы местного и городского управления
Петр I в начале своего царствования
пытался использовать прежнюю систему
местного управления, постепенно вводя
вместо земских, выборные элементы управления.
Так, указом 10 марта 1702 г. предписывалось
участие в управлении с главными традиционными
администраторами (воеводами) выборных
представителей дворянства. В 1705 г. в этот
порядок стал обязательным и повсеместным,
что должно было усилить контроль за старой
администрацией.
18 декабря 1708 года был
издан указ «Об учреждении губерний и
о росписании к ним городов». Это была
реформа, которая совершенно изменила
систему местного управления. Основная
цель этой реформы - обеспечение армии
всем необходимым: с полками армии, распределенными
по губерниям, устанавливалась прямая
связь губерний через специально созданный
институт кригскомиссаров. Вначале были образованы
Московская, Ингерманландская, Смоленская,
Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская
и Сибирская губернии. В 1713-1714 гг. – еще
три: из Казанской выделены Нижегородская
и Астраханская губернии, из Смоленской
– Рижская губерния. Во главе губерний
стояли губернаторы, генерал-губернаторы,
которые объединяли в своих руках административную,
военную и судебную власть. Губернаторы
назначались царскими указами только
из числа близких к Петру I дворян (Меньшиков,
Апраксин, Стрешнев и т.д.). У губернаторов
были помощники, контролирующие отрасли
управления: обер-комендант – военное
управление, обер-комиссар и обер-провиантмейсер
– губернские и др. сборы, ландрихтер –
губернская юстиция, финансовые межевые
и розыскные дела, обер-инспектор – сборы
налогов с городов и уездов. Губерния делилась
на провинции (во главе – обер-комендант),
провинции – на уезды (во главе – комендант).
Коменданты были подчинены обер-коменданту,
комендант – губернатору, последний Сенату.
Смысл реформ состоял
в том, чтобы перенести центр тяжести в
управлении на места. При огромных расстояниях
в нашей стране и средствах сообщения
того времени невозможно было оперативно
управлять столь огромной территорией
непосредственно из центра, как это пытались
делать в предшествующий период. Необходима
была разумная децентрализация власти,
однако на первом этапе реформа не удалась.
Назначая губернаторами крупных государственных
деятелей, Петр I хотел, чтобы эти люди
на месте от имени царя могли оперативно
принимать решения. Однако этот шаг имел
и отрицательные последствия – эти люди
по большей части были обременены многочисленными
обязанностями (например, Меншиков и Апраксин
– президенты «первейших» коллегий, сенаторы)
и практически не могли непрерывно находиться
в своих губерниях, а правившие вместо
них вице-губернаторы не имели таких полномочий
и доверия царя.
В 1711 г. группа городов
азовской губернии, приписанная к корабельным
делам в Воронеже, стала Воронежской губернией.
Губерний стало 9. В 1713-1714 гг. число губерний
возросло до 11.
Так началась реформа
областного управления. В окончательном
виде она сформировалась только к 1719 г.,
накануне второй областной реформы.
По второй реформе
одиннадцать губерний были разделены
на 45 провинций, во главе которых были
поставлены губернаторы, вице-губернаторы
и воеводы. Провинции делились на округа
– дистрикты. Администрация провинций
подчинялась непосредственно коллегиям.
Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора,
Юстиции и Вотчинная) располагали на местах
собственным аппаратом из камеристов,
комендантов и казначеев. В 1713 г. в областное
управление было введено коллегиальное
начало: при губернаторах учреждены коллегии
ландратов (от 8 до 12 человек на губернию),
избираемых местным дворянством.
Началом реформы городского
управления можно считать 1699 год, когда
Петр I, желая предоставить
городскому сословию полное самоуправление
по европейскому типу, приказал учредить
Бурмистерскую палату (Ратушу) с подведомственными
земскими избами. В губернских городах
были созданы магистраты, а в уездных –
ратуши. В их ведении находилась торгово-промышленное
население городов по части сбора податей,
повинностей и пошлин. Тем самым, посадское
население было временно выведено из ведения
воевод (губернская реформа 1708-1710 гг. вновь
подчинила земские избы губернаторам
и воеводам).
Областная реформа,
отвечая наиболее актуальным потребностям
самодержавной власти, была в то же время
следствием развития бюрократической
тенденции, характерной уже для предшествующего
периода. Именно с помощью усиления бюрократического
элемента в правлении Петр намеревался
решать все государственные вопросы. Реформа
привела не только к сосредоточению финансовых
и административных полномочий в руках
нескольких губернаторов – представителей
центральной власти. Но и к созданию на
местах разветвленной иерархической сети
бюрократических учреждений с большим
штатом чиновников. Прежняя система «приказ
- уезд» была удвоена: «приказ (или канцелярия)–
губерния – провинция – уезд».
Вокруг вновь образованных
промышленных предприятий, мануфактур,
приисков, шахт и верфей появились новые
поселения городского типа, в которых
стали формироваться органы самоуправления.
Уже в 1699 г. Петр I, желая предоставить
городскому сословию, полное самоуправление
по типу Запада, приказал учредить бурмистерскую
палату. В городах стали формироваться
органы самоуправления: посадские сходы,
магистраты. Стало оформляться юридически
городское сословие. В 1720 г. в Санкт-Петербурге
был учрежден Главный магистрат, которому
было поручено «ведать все городское сословие
в России».
По регламенту Главного
магистрата 1721 г. оно стало делиться на
регулярных граждан и «подлых» людей.
Регулярные граждане, в свою очередь, делились
на две гильдии: первая гильдия - банкиры,
купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих
судов, живописцы, иконописцы и серебряных
дел мастера, вторая гильдия – ремесленники,
столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы.
Гильдии управлялись гильдейскими сходами
и старшинами. Низший слой городского
населения выбирал своих старост и десятских,
которые могли доносить магистрату о своих
нуждах и просить их об удовлетворении.
По европейскому образцу
создавались цеховые организации, в которых
состояли мастера, подмастерья и ученики,
руководимые старшинами. Все остальные
горожане в гильдии не вошли и подлежали
поголовной проверке с целью выявления
среди них беглых крестьян и возвращения
их на прежние места проживания. Деление
на гильдии оказалась чистейшей формальностью,
так как проводившие его военные ревизоры,
прежде всего заботившиеся об увеличении
числа плательщиков подушной подати, произвольно
включали в члены гильдий и лиц, не имеющих
к ним отношения. Появление гильдий и цехов
означало, что корпоративные начала противопоставлялись
феодальным принципам хозяйственной организации.
Целью реформы являлось
улучшение условий развития торговли
и промышленности. Создание Ратуши способствовало
обособлению городского управления от
органов местной администрации, в городах
стали формироваться органы самоуправления:
посадские сходы, магистраты.
Военные реформы занимают особое
место среди Петровских преобразований.
Они имели наиболее ярко выраженный характер.
Сущность военной реформы состояла в ликвидации
дворянских ополчений и организации боеспособной
постоянной армии с единообразной структурой,
вооружением, обмундированием, дисциплиной.
Военные преобразования XVIII века являлись целью
создать новую организацию армии. К этому
периоду правительство вооружило войска
однообразным оружием, армия успешно применяла
линейную тактику ведения боя, производилось
вооружение новой техникой, проводилась
серьезная военная подготовка, большое
значение имели маневры 1689-1694гг. и Азовские
походы 1695-1696гг. Русская стратегия отличалась
активным ведением военных действий, большое
значение придавалось генеральному сражению,
линейной тактике и различной технике
ведения боя для разных родов войск.
Указ 1699г. "О приеме
в службу в солдаты из всяких вольных людей"
положил начало наборам в рекрутскую армию.
Оформление рекрутской системы проходило
в период с 1699 по 1705гг. Рекрутская система
основывалась на классовом принципе организации
армии: офицеры набирались из дворян, солдаты
- из крестьян и иного податного населения.
Всего за период 1699-1725гг. было проведено
53 набора в армию и флот (23 основных и 30
дополнительных).
Регулярная армия содержалась
полностью за счет государства, одета
была в единообразную казенную форму,
вооружена стандартным казенным оружием.
Артиллерийские орудия были единых стандартных
калибров, что существенно облегчало снабжение
боеприпасами.
Одновременно с проведением
военной реформы был подготовлен ряд законов,
положенных в основу "Устава воинского":
1700г. - "Краткое обыкновенное учение",
1702г. - "Уложение, или право воинского
поведения генералам, средним и меньшим
чинам и рядовым солдатам", 1706г. - "Краткий
Артикул" Меньшикова. В 1719г. были опубликованы
Устав воинский вместе с Артикулом воинским
и другими военными законами. Артикул
воинский содержал главным образом нормы
уголовного права и предназначался для
военнослужащих. Воинские артикулы применялись
не только в военных судах и по отношению
к одним военным, но и в гражданских судах
по отношению ко всем остальным жителям.
Одновременно при Петре I был создан военно-морской
флот. С завоеванием Прибалтики флот получил
удобные незамерзающие порты. Для обороны
новой столицы - Петербурга на острове
Котлин строится мощная крепость - Крондштадт.
В 1724 г. Балтийский флот России был самым
мощным на Балтике. Он имел 32 линейных
корабля, 16 фрегатов, 8 шняв и 85 галер, а
также части морской пехоты.
Радикально изменилась
система военного управления. Вместо многочисленных
приказов, между которыми ранее было раздроблено
военное управление, Петр I учредил военную коллегию
и адмиралтейств-коллегию для руководства
армией и военно-морским флотом. Таким
образом, военное управление было строго
централизировано. Общая численность
войск к концу XVIII в. возросла до полумиллиона
человек и они полностью обеспечивались
вооружением, снаряжением и боеприпасами
за счет отечественной промышленности
(она производила в месяц 25-30 тыс. ружей
и несколько сот артиллерийских орудий).
Итак, реформы в области
организации вооруженных сил были наиболее
успешными. В результате Россия стала
могущественной в военном отношении государством,
с которым приходилось считаться всему
миру.
4. Суд и процесс.
Судебная реформа явилась
составным элементом реформы центральных
и местных органов государственного аппарата.
Судебную реформу Петр I начал проводить в
1719 г., когда были учреждены Юстиц-коллегия,
надворные суды в губерниях и нижние суды
в провинциях.
Смысл реформы состоял
в отделении суда от администрации, чтобы
дать правовые гарантии купцам и промышленникам
от притеснений дворянской администрации.
Однако идея отделения суда от администрации
и вообще идея разделения властей, заимствованная
с Запада, не соответствовала российским
условиям начала XVIII в. Идея разделения
властей свойственна феодализму в условиях
нарастающего его кризиса, разлагающемуся
под натиском буржуазии. В России буржуазные
элементы были еще слишком слабы, чтобы
“освоить” сделанную им уступку в виде
суда, независимого от администрации.
Во главе судебной системы стоял монарх,
который решал самые важные государственные
дела. Он был верховным судьей и разбирал
многие дела самостоятельно. По его инициативе
возникли «канцелярии розыскных дел»,
которые помогали ему осуществлять судебные
функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор
подлежали суду царя. Следующим судебным
органом был Сенат, который являлся апелляционной
инстанцией, давал разъяснение судам и
разбирал некоторые дела.
Юстиц-коллегия была
апелляционным судом по отношению к надворным
судам, являлась органом управления над
всеми судами, разбирала некоторые дела
в качестве суда первой инстанции. Областные
суды состояли из надворных и нижних судов.
Президентами надворных
судов были губернаторы и вице-губернаторы.Дела
переходили из нижнего суда в надворный
в порядке аппеляции, если суд решал дело
пристрастно ("изо взятков"), по распоряжению
высшей инстанции или по решению судьи.
Если приговор касался смертной казни,
дело передавалось также в утверждение
надворного суда. Некоторые категории
дел решались иными учреждениями в соответствии
с их компетенцией. Камериры судили за
дела касавшиеся казны, воеводы и земские
комиссары судили за побег крестьян.
Судебные функции исполняли
почти все коллегии, исключая коллегию
Иностранных дел. Политические дела рассматривали
Преображенский приказ и Тайная канцелярия.
Порядок прохождения дел по инстанциям
путался, губернаторы и воеводы вмешивались
в судебные дела, а судьи - в административные.
В связи с этим была проведена новая реорганизация
судебных органов: нижние суды были заменены
провинциальными (1722г.) и переходили в
распоряжение воевод и асессоров, были
ликвидированы надворные суды и их функции
были переданы губернаторам (1727г.).
Таким образом, суд
и администрация вновь слились в один
орган. Некоторые категории дел полностью
были изъяты из общей судебной системы
и были отданы в ведение других административных
органов (Синоду, приказам и другим). На
Украине, в Прибалтике и в мусульманских
областях существовали особые судебные
системы. Судебные дела решались медленно
и сопровождались волокитой и взяточничеством.
Особенностью развития
процессуального законодательства и судебной
практики в России являлась замена состязательного
принципа принципом следственным, который
обуславливался обострением классовой
борьбы.
Говоря о развитии
процессуального права при Петре I необходимо
отметить бесплановость, сумбурность
реформ в сфере судоустройства и судопроизводства.
Существовало три закона процессуального
законодательства конца ХVП - начала ХVШ
в. Одним из них был Указ от 21 февраля 1697г.
"Об отмене в судных делах очных ставок,
о бытии вместо оных распросу и розыску...",
главным содержанием которого являлась
полная замена суда розыском.
В апреле 1715г. вышло
"Краткое изображение процессов или
судебных тяжеб" (одним томом вместе
с Артикулом воинским). "Краткое изображение"
являлось военно-процессуальным кодексом,
устанавливало общие принципы розыскного
процесса. В нем закреплялась система
судебных органов, а также состав и порядок
формирования суда.
В "Кратком изображении"
содержатся процессуальные нормы; дается
определение судебного процесса, квалифицируются
его виды; дается определение новым институтам
процесса того времени (салф кондукт, утверждение
ответа); определяется система доказательств;
устанавливается порядок составления
оглашения и обжалования приговора; систематизируются
нормы о пытках.
Указом от 5 ноября
1723г. "О форме суда" была отменена
розыскная форма процесса, вводится принцип
состязательности процесса. Впервые требуется,
чтобы приговор основывался на "приличных"
(соответствующих) статьях материального
закона. Изменения, внесенные Указом "О
форме суда" были не столь принципиальными.
По-сути указ был создан в развитие "Краткого
изображения".
Уголовное дело возбуждалось
всегда в суде первой ступени, т.е. в уездном
суде, городовом магистрате или нижней
расправе. Эти органы вправе и решать дела,
но в пределах своей компетенции. Из их
ведения исключены преступления, за которые
может последовать смертная казнь или
торговая казнь, а также лишения чести.
Производство по таким делам передается
в суды второй ступени, т.е. в верхний земский
суд, губернский магистрат или соответственно
в верхнюю расправу. В этом случае суды
первой ступени выступают как следственные
органы. Суды второй ступени, разобрав
дело по существу, выносят приговор, но
при этом обязательно посылают его на
ревизию в палату уголовного суда.
Судебная система периода
петровских реформ характеризовалась
процессом усиления централизации и бюрократизации,
развитием сословного правосудия и служила
интересам дворянства.
Заключение
Особенность реформ Петра состояла
в их обширности, в охвате своим влиянием
всех сторон жизни каждого подданного
и государства в целом: они внесли новшества
экономику страны, в социальную структуру
общества, во внешнюю политику, в культурную
жизнь, в быт населения, в систему управления
государством, в строительство вооруженных
сил. Эта широта новшеств позволила некоторым
историкам, публицистам и журналистам
назвать Петровские преобразования революцией.
М.П. Погодин, например, так и писал: «…первый
император России был и первым ее революционером…».1
Великий преобразователь сделал
гигантский вклад в создание могучей России,
обладающей сильной армией и флотом. Главный
вклад Петра Великого – это создание в
государстве промышленного производства,
способствовавшего гигантскому скачку
в развитии производительных сил страны.
Однако форсированное строительство производительных
сил путем заимствования «западных технологий»
таким архаическим социумом, как Россия,
дало с тем и чудовищный социальный эффект:
были вызваны к жизни еще более жесткие,
более грубые формы эксплуатации, чем
самые суровые формы феодальной зависимости.
Важнейшим итогом Петровских
преобразований являлась европеизация
страны. Под европеизацией следует понимание
не только и не сколько обрезание бород
и укорачивание национального платья,
а обширный комплекс мер, нацеленный на
повышение культурного уровня населения,
на его цивилизованное поведение в обществе,
на внедрение современных форм промышленного
производства.
К европеизации России может
быть отнесено и создание мануфактурного
производства. Пересаженная на крепостную
почву, мануфактура в России функционировала
на крепостном труде, приобрела специфику,
что, однако, не мешало ей процветать в
металлургии, суконной и полотняной промышленности.
В понятие европеизации может
быть вложено и создание современного
административного аппарата, замена обветшалой
и хаотичной приказной системы коллегиями,
каждая из которых ведала точно очерченными
функциями. Вместо Боярской думы, комплектовавшейся
из родовитых людей, был учрежден Сенат:
критерием для сенатора являлось не знатное
происхождение, а способности, личные
качества.
Негативным следствием петровских
преобразований стал очередной виток
в развитии крепостного права. Петр принуждал
дворян служить в казармах и канцеляриях,
проливать кровь на поле брани. Но после
его смерти дворяне шаг за шагом освобождались
от повинностей, превращались из служилого
в земледельческое сословие.
Реформы Петра укрепили господствующее
положение дворянства в феодальном обществе.
Однако классовая направленность преобразований
не исключает их громадной общенациональной
значимости. Они вывели Россию на путь
ускоренного экономического и культурного
развития и вписали имя Петра – инициатора
этих преобразований – в плеяду выдающихся
государственных деятелей нашей страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белоусова З.С. Советский Союз и европейские проблемы: учебник для вузов. М.: 1999.
2. Бодюгов Г.А. Гитлер приходит к власти // Отечественная история. - 1999. - №2.
3. Волошина В.Ю. Советский период российской истории: учеб. пособие/А.Г Быкова. - СПб.: Нева, 2002.
4. Дипломатия и пресса: опыт взаимодействия
на примере советско-
5. Камынин В. Россия в конце 20-х и начала 30-х гг. / В. Камынин, Б. Личман // История России. - М.: Просвещение, 1995.
6. Нежинский Л.Н. Была военная угроза СССР в конце 20-х - начале 30-х годов? // История СССР. - 1990. - №6
7. Случ С.З. Германо-Советские отношения в 1918-1941 годах. Мотивы и последствия внешнеполитических решений // Славяноведение. - 1996. - №3.
8. А.С. Орлов История России: учебник для вузов. М: Проспект, 2004.