Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:42, реферат
“Англичанин Флетчер, бывший в России при Борисе Годунове, так писал в своей книге: ”Русские люди, по-видимому, способны ко всяким искусствам, но они не отличаются ни в каком ремесле, а всего меньше в науках, от которых их удаляют с намерением, чтобы удобнее было держать их в том рабском состоянии, в каком они находятся, и чтобы у них не было ни ума, ни мужества. С тою целью им запрещают путешествовать, чтобы они ничему не научились и не увидели обычаев других стран”.”[5,С.148]
Введение. 3
Реформы Петра Первого. Абсолютизм в России. 4-17
Первые реформы Петра Первого. 4-5
Политика глубоких преобразований Петра Первого. 5-13
Абсолютизм в России. 13-17
Заключение. 18
Список использованной литературы. 19
Наука и техника развивались стремительно. "В стране возникают первые научно-технические лаборатории, астрономические обсерватории с телескопами, впервые находит применение микроскоп. Появляется ряд крупных технических новшеств и изобретений" [1,С.581]. Было организовано несколько крупных экспедиций. "Наиболее выдающиеся из них - две Камчатские экспедиции Витуса Беринга (1681-1741)" [1,С.581]. В 1719 г. были открыты Кунсткамера (первый русский музей) и государственная библиотека. В первой четверти 18 века в Петербурге открылась Академия наук. 22 января 1722 г. состоялось специальное заседание Сената с участием Петра, на котором был рассмотрен проект основания Академии. "Официальное открытие русской Академии наук состоялось после смерти Петра - в августе 1725 г. Тогда же собралась и первая конференция академиков. Немалый вклад в развитие русской науки и техники внес сам Петр. Он обладал обширными знаниями в области кораблестроения и в военно-инженерном деле" [1,С.582].
"При Петре 1 начинается градостроительство со строгой планировкой улиц, площадей, правительственных учреждений, дворцов и особняков аристократической знати" [1,С.582].
При Петре 1 на
Руси впервые появилась светска
"В 1702 г. в Москве,
а затем и в Петербурге
В 1721г. Петру
1 Сенатом был пожалован титул им
Абсолютизм (неограниченный,
безусловный), или абсолютная монархия,
как тип государства, в
В периоды абсолютизма
пережили многие европейские
страны 16-17 вв., переходя в своём
развитии от средневекового
Народ не принимал
никакого участия в
С давних времён история российского абсолютизма вызывает много споров. Один из нерешенных вопросов – время его возникновения. Большинство историков признают, что предпосылки абсолютной монархии в России появились в обстановке острейшей политической борьбы второй половины 16 века – в правлении Ивана 4. Великий князь Иван Васильевич первым в истории России венчался на царство, сделав звание “царя всея Руси” официальным титулом главы государства. Иван 4 использовал саму историю в борьбе за единовластие. При нём было создано огромное по объёму историческое произведение “Лицевой летописный свод”, основной идеей которого было обоснование исконности и закономерности русского самодержавства. Неограниченная власть монарха более других государственных форм соответствовала политическим и экономическим условиям того времени, опорой государевой воли Грозного стала опричнина (особая территория, где полновластие царя не знало никаких границ), значительно укрепившая централизованный административный и военный аппарат самодержавия. Иван 4 понимал самодержавие как самовластие, о чём не раз “высказывался: “Земля правится Божиим милосердием, а последние нами, государи своими, а не воеводы и судьи“, “Жаловать своих холопей мы вольны, а казнити вольны же””[6,C.7].
Система единовластия Ивана Грозного получила своё продолжение в годы правления новой династии. В середине 17 в. царь Алексей Михайлович Романов предпринял дальнейшие шаги по ограничению сословно-представительных органов: всё реже стали созываться земские соборы (совещательный орган при государе; появился в середине 16 в.), угасала роль Боярской думы (аристократического совета при государе). В Соборном Уложением (своде законов) 1649 года её функции определялись “так: “Сидети в палате и по государеву указу всякие дела делати””[6,С.7]. Влияние Боярской думы на большую политику было гораздо значительнее в 15-16 вв.
Стремясь укрепить
царскую власть, Алексей Михайлович
объявил тягчайшим
Глубоко религиозный, Алексей Михайлович, тем не менее, не считал грехом вмешательство во внутренние дела Православной церкви. При Тишайшем, как называли самодержца, произошло окончательное закрепощение крестьян. “Вполне самодержавный властелин”, по определению выдающегося русского историка В.О. Ключевского (1841-1911), Алексей Михайлович имел беспредельную власть над народом, его преобразования в области внутренней и внешней политики сформировали основы российского абсолютизма. Его старшие дети продолжили отцовские реформы. Фёдор Алексеевич (1676-1682 гг.) уничтожил местничество (древнюю наследственную служебную лестницу дворянства); пытался создать государственную систему социального призрения и благотворительности; опираясь на опыт европейских стран, готовил реформы в области финансов, а также науки и образования.
Однако самый серьёзный
вклад в развитие абсолютизма
внёс Пётр 1. В 1721 году Сенат
присвоил ему титул императора,
и вся Россия стала
Пётр Великий много
внимания уделял общественному
мнению. по высочайшему указанию
издавались переводы
Стремясь ввести Россию в семью европейских государств, Пётр и его сподвижники укрепляли её могущество, расширяли территорию, добивались выхода к Балтийскому морю и южным морям. Для успеха в военных баталиях нужны были новая, хорошо вооружённая регулярная (постоянная) армия и сильный флот. Для их строительства и содержания требовались огромные средства, которые выкачивали из населения с помощью государственной системы налогов. Абсолютизм оказался весьма “дорогим” государственным строем. “В.О. Ключевский писал о Петре 1: “Вся преобразовательная его деятельность направлялась мыслью о необходимости и всемогуществе властного принуждения; он надеялся только силой навязать народу недостающие ему блага и, следовательно, верил в возможность своротить народную жизнь с её исторического русла и вогнать в новые берега””[6,С.9].
Известные дикие
нравы Петровской эпохи и
Пётр приложил усилие для европеизации российского быта. Многочисленные регламенты, указы и уставы определяли едва ли не каждый шаг подданных. Россиянин обязан был, “По словам историка 20 столетия М.М. Богословского, “нести установленную указами службу государству, он должен был жить не иначе , как в жилище, построенном по указному чертежу, носит указное платье и обувь, предаваться указным увеселениям, указным порядком и в указных местах лечиться, в указных гробах хорониться и указным образом лежать на кладбище, предварительно очистив душу покаянием в указные сроки””[6,С.10]. Пётр Великий, которой “уздой железной Россию поднял на дыбы”, как писал А.С. Пушкин, сумел с помощь соратников всемирно укрепить своё “абсолютство” во внутренней и внешней политике, превзойдя на этом пути всех своих предшественников. “Недаром революционер Николай Шелгунов говорил: “Мне совсем не нравится Пётр как царь, но я приклоняюсь перед ним как перед диктатором. В чём была сила его? В том, что он разбил старые формы Московской Руси и ускорил естественный ход вещей, в двадцать лет сделав то, что московские цари тяпали да ляпали целых двести””[6,С.10].
Реформы Петра
носили классовый характер и
были направлены на возвышение
дворянства в феодальном общест
Вместе с тем классовая направленность преобразований Петра не исключает их общенационального значения – они вывели Россию на путь ускоренного экономического, политического и культурного развития. Пребывая всю жизнь в трудах и заботах, проявляя при этом недюжинный ум, исполненный самых добрых надежд, государь все свои устремления нацеливал на достижение в стране “всеобщего порядка” и “счастливого времени”. Однако жизнь в антагонистическом обществе, основанном на жесточайшей эксплуатации, произволе и классовом угнетении , течет по своим жестоким законам. Указы, которыми Петр пытался объяснить людям, как лучше и проще всего добиваться блаженства всех подданных, не достигали цели. Вместо желаемой “гармонии” рождались новые непримиримые социальные противоречия, вместо всеобщего согласия вспыхивала классовая борьба. Приемники Петра были вынуждены бороться с попытками дворянских группировок покончить с абсолютизмом самодержцев. Система государственного управления, созданная в первой четверти 18в. сохранилась и после смерти Петра. Во второй четверти 18в. в нее вносились лишь частичные изменения, не затрачивающие главных принципов управления.
Список использованной литературы.
Заичкин И. А., Почкаев И. Н.
Русская история: Популярный очерк 9 – середина 18в. / Ред. А.А. Преображенский – М.: Мысль, 1992. – 797с., 1 л. ил.
История России: С начала 18 до конца 19 века / А. Н. Сахаров, Л. В. Милов, П. Н. Зырянов, А. Н. Боханов; Отв. ред. А. Н. Сахаров. – М.: ООО”Издательство АСТ”, 2001. – 544с., ил.
Очерки русской культуры 18 века. Ч. 2: Духовная культура./ Под ред. А. В. Арциховского. – М.: Из-во МГУ, 1979. – 344с., ил.
Пособие по истории Отечества: Для поступающих в вузы / Ред. А. С. Орлов, А. Ю. Полунов, А. Ю. Щитов. – М.: Простор, 1995. – 428с.
Шишко Л.Э.
Рассказы из русской истории: Научно- популярное издание. – М.: МП Фирма АРТ, 1991. – 368с.
Энциклопедия для детей. Т. 5, Ч. 2. История России. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. – М.: Аванта+ , 1997. – 704с., ил.