Реформы Петра Первого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 05:53, реферат

Описание работы

Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696—1715 годы и 1715—1725.
Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни.

Содержание работы

Введение 3
1.Реформы государственного управления 4
2.Областная реформа 6
3.Судебная реформа 6
4.Контроль над деятельностью государственных служащих 7
5.Реформы армии и флота 7
6.Церковная реформа 8
7.Финансовая реформа 9
8.Преобразования в промышленности и торговле 10
9.Реформа самодержавия 11
10.Сословная политика 11
1.Дворянство 12
2.Крестьянство 12
3.Городское население 13
11.Преобразования в сфере культуры 14
12.Образование 16
Заключение 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Реформы Петра.docx

— 46.62 Кб (Скачать файл)

Произошли изменения в  русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков.

В 1724 Пётр утвердил устав  организуемой Академии наук (открылась  в 1725 после его смерти).

Особое значение имело  строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения  между людьми. На ассамблеях дворяне  танцевали и свободно общались, в  отличие от прежних застолий и  пиров. Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал  иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых  молодых людей обучаться «художествам»  за границу, в основном в Голландию  и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские  пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый  художественный опыт и приобретённое  мастерство.

30 декабря 1701 г. (10 января 1702 года) Пётр издал указ, которым  предписывалось писать в челобитных  и прочих документах имена  полностью вместо уничижительных  полуимен (Ивашка, Сенька и т. п.), на колени перед царём не падать, зимой на морозе шапку перед домом, в котором находится царь, не снимать. Он так пояснял необходимость этих нововведений: «Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству — сия то почесть свойственна царю…»

Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж  и женитьбу. Предписывалось, чтобы  между обручением и венчанием  был не менее чем шестинедельный период, «дабы жених и невеста  могли распознать друг друга». Если же за это время, говорилось в указе, «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет», как бы на том ни настаивали родители, «в том быть свободе». С 1702 г. самой невесте (а не только ее родственникам) было предоставлено формальное право  расторгнуть обручение и расстроить сговоренный брак, причем ни одна из сторон не имела права «о неустойке челом бить». Законодательные предписания 1696—1704 гг. о публичных празднествах вводили обязательность участия в торжествах и празднествах всех россиян, в том числе «женского пола».

Постепенно в среде  дворянства складывалась иная система  ценностей, мировосприятия, эстетических представлений, которая коренным образом  отличалась от ценностей и мировоззрения  большинства представителей остальных  сословий.

12 Образование

 

Петр ясно сознавал необходимость  просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер.

14 января 1700 года в Москве  была открыта школа математических  и навигационных наук. В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная  и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская  академия в Петербурге, горные  школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721.

По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу.

Указами Петра было введено  обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление  и была отменена. Попытка Петра  создать всесословную начальную  школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство  цифирных школ при его преемниках были перепрофилированы в сословные  школы для подготовки духовенства), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил  себя императором, а страна стала  называться Российской Империей. Таким  образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство  не было связано ничем и могло  пользоваться любыми средствами для  достижения своих целей. В итоге  Петр пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где  все и вся подчинено воле одного человека - капитана, и успел вывести  этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

 Россия стала самодержавным,  военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором  принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России  не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в  основном за счет жесточайшей  эксплуатации и принуждения. 

 Роль Петра Великого  в истории России трудно переоценить.  Каким бы не было отношение к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. «История России с древнейших времен до начала XXI века» под редакцией академика РАН Л. В. Милова
  2. А. Б. Каменский «От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII века (опыт целостного анализа)»
  3. А. М. Панченко. Начало петровской реформы: идейная подоплека.
  4. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. Ленинград, 1989, с. 122
  5. Д. О. Серов. Фискальская служба России: зигзаги исторического пути. Вестник Новосибирского университета. Сер. Право. 2005. T. 1. Вып. 1.
  6. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968.
  7. Павленко Н. И. Петр Великий. М, 2010, с. 759
  8. Павленко Н. И. Петр Великий. М, 2010, с. 760
  9. Павленко Н. И. Петр Первый. М.: Молодая гвардия, 1975
  10. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории Внутренняя деятельность Петра с 1700 года
  11. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. Семейные отношения Петра
  12. Седов П. В. Закат Московского царства, царский двор конца XVII века. — СПб.: Петербургский институт истории, изд-во «Дмитрий Буланин», 2006.
  13. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Т. 18, гл. 3.

 


Информация о работе Реформы Петра Первого