Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 20:55, реферат
На пороге XVIII столетия перед российским самодержавием стояла, как было отмечено в предыдущей главе, огромной трудности и важности историческая задача: вывести страну из экономической стагнации, приобщить к передовым западноевропейским знаниям, опыту и технологии. Надо было, по словам С.М. Соловьева, "выдвинуть Россию в Европу и приобрести средства усиления и обогащения".
1. Краткое содержание, итоги и противоречия петровских преобразований
2. Государственная политика по отношению к предпринимательству
Новая система придельной бюрократизации
государства качественно
Наряду с укреплением
Коренным преобразованиям
Реформы в области образования, науки и культуры
Развитие торговли и промышленности, создание регулярной армии и флота, формирование новых структур чиновничьего аппарата, абсолютизма и другие реформы в стране требовали коренной перестройки всей системы образования, подготовки большого числа квалифицированных специалистов. Уже в 1699 г. в Москве была основана Пушкарная школа, а 1701 г. в здании Сухаревой башни открылась "школа математических и навигацких наук", ставшая предшественницей созданной в 1715 г. в Петербурге Морской академии. В петровское время была открыта Медицинская школа (1707 г.), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех видах школ: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей, 42 цифирных - для подготовки местных чиновников; в гарнизонных школах - для обучения солдатских детей. Помимо этого в 1703 - 1715 гг. в Москве работала особая общеобразовательная школа - "гимназия", в которой обучали в основном иностранным языкам. Светское образование потребовало новых учебников. В 1703 г. вышла в свет "Арифметика, сиреч наука числительная" Л.Ф. Магницкого, которая вводила арабские цифры вместо букв, а затем была выпущена "Таблица логарифмов и синусов".
Одновременно с реформой в сфере образования в первой четверти 18 века получила бурное развитие издательское дело. В 1708 г. Петр ввел вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Были созданы новые типографии в Москве, Петрограде и других городах выпустившие в свет в годы правления Петра свыше 600 названий книг и других изданий в том числе новых учебников и учебных пособий. Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли, а в 1714 г. в Петербурге была открыта Государственная библиотека, заложившая основу для Библиотеки Академии наук.
С декабря 1702 г. стала выходить первая в России периодическое издание - газета "Ведомости" (тираж от 100 до 2500 экз.). В основе развития науки и техники в Петровскую эпоху лежали в первую очередь практические потребности государства. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в изучении недр и поиске полезных ископаемых. Активно велись поиски железных и медных руд на Урале и в Сибири, было положено начало разведке каменного угля в Подмосковье, Донбассе и Кузбассе, нефтяных месторождений в районе Ухты и в Западной Сибири.
Русские моряки гидрографы много сделали для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Значительными географическими достижениями отмечены экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток, в Среднюю Азию.
За три недели до своей смерти, в январе 1725 г. Петр подписал Указ об отправке первой Камчатской Морской экспедиции под командованием В.И. Беренга и А.Л. Чирикова для выяснения вопроса, где Камчатка "сошлась с Америкой". Эта экспедиция продолжалась с 1725 по 1730 г.
В первой четверти 18 века были начаты работы по составлению сводного "Атласа Всероссийской империи", первый том которого вышел в 1732 г.
Большими успехами была отмечена деятельность
русских изобретателей в
Итогом достижений Петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу от 28 января 1724 г.) в Петербурге Академии наук. открытой уже после смерти Петра I в 1725 г. Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназии.
В Петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется период к регулярной застройки городов, созданию крупных архитектурных ансамблей, в основном гражданского, а не культурного назначения. Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга, хотя, например, Карамзин Н.М. далеко не в восторге по поводу основания Петербурга. По его словам "Петербург основам на слезах и трупах" и что "мысль утвердить там пребывание наших государей была, есть и будет вредной".
Аксаков Н.С., будучи солидарным с Карамзиным, заявлял, что "У России одна - единственная столица - Москва, Sanktpetersburg не может быть столицей Русской земли и никогда ею не был, как бы ни величали его в календарях и официальных бумагах". По словам Аксакова Н.С. Петербург - город иностранный, а Москва - истинно российская столица.Однако вернемся к градостроительству.
Замечательными памятниками
В эпоху Петра I коренной ломки подверглись
все традиционные представления
о бытовом укладе жизни российского
общества. Царь в приказном порядке
ввел брадобритие, европейскую одежду,
обязательное ношение мундиров для
военных и гражданских
Патриархальный образ жизни постепенно уступал место "светскости" и рационализму. Таково краткое содержание реформаторской деятельности Петра Великого. Некоторые историки полагают, что реформы Петра были глубоким переворотом в российской жизни обновившие русское общество сверху донизу, до самых его основ и корней, переворотом знаменитым, даже страшным; только одни считали этот переворот великой заслугой Петра перед человечеством, а другие великим несчастьем России. Такой взгляд на реформы прямо унаследован от современников Петра, которые считали, что Петр перевернул вверх дном всю старую жизнь, не оставил камня на камне от старого порядка. При этом сам Петр представлялся как "царь революционер".
А в действительности, - утверждает
Ключевский В.О., - Петр взял из старой Руси
государственные силы, верховную
власть, право, сословия, а у Запада
заимствовал технические
Реформы, совершенные Петром Великим, не имели своей прямой целью перестраивать ни политические, ни общественные, ни нравственные порядки, установившиеся в русском государстве, не имели задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, а ограничивались стремлением вооружить русское государство и народ новыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоеванным им положением в Европе, поднять труд народа до его реальных сил. Но все это приходилось делать во время войны, спешно и принудительно, и при этом бороться с народной апатией и косностью, воспитанной чиновничеством и грубым земледельческим дворянством, бороться с предрассудками и страхами, внушенными невежественным духовенством. Реформы постепенно превратились в упорную внутреннюю борьбу, взбаламутили всю застоявшуюся плесень русской жизни, взволновали все классы общества. По этому реформы были скорее потрясением, чем переворотом.
Его реформы, осуществленные в первой четверти XVIII столетия, вошли в историю нашего государства как своеобразная "революция сверху", захватившая все сферы народной жизни: государственное устройство, быт, нравы, образование, вооруженные силы и в первую очередь экономику страны.
"Реформа, - писал В.О. Ключевский,
- сама собою вышла из насущных
нужд государства и народа. Этот
народ нашел в себе силы
построить к концу XVI века большое
государство, одно из самых
больших в Европе, но в XVII веке
стал чувствовать недостаток
материальных и духовных
Реформа велась в русле апробированных в Западной Европе приемов, методов и направлений, но с истинно русским размахом и своеволием, с применением самого грубого принуждения и насилия.
Реформа, совершенная Петром Великим, не имела по словам В.О. Ключевского, своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в российском государстве. Она ограничивалась стремлением вооружить государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоеванным им положением в Европе, поднять труд народа до уровня проявленных им сил. Но все это приходилось делать в условиях внешней войны, спешно и принудительно, и при этом бороться с народной апатией и косностью, предрассудками и страхами, внушенными и воспитанными чиновничеством, дворянством и невежественным духовенством. Одним из главных направлений деятельности Петра стало усиление торговли и промышленности для повышения благосостояния всего общества, государственных доходов, решения основных военных и политических задач. В экономике России в XVIII столетии происходят огромные изменения. Мы уже говорили о колонизации, которая в этот период не только расширилась, но и углубилась. Осуществлялось освоение колоссальных территорий Поволжья, Сибири, Черноземного центра и Украины. Эти районы стали житницами страны. Сил помощью Россия полностью удовлетворяла свои потребности в хлебе и другой сельскохозяйственной продукции. Зерновые широко используются в качестве важных статей российского экспорта.
Фактически заново возникает промышленность. В начале царствования Петра I в стране насчитывалось всего 10-15 мануфактур, а после его смерти их число перевалило за 230. Во многих случаях речь шла о масштабах производств, о которых не могли даже помышлять в старой Московской Руси. Так, например, по размерам выпуска металла Россия к концу XVIII века выходит на первое место в Европе и мире. Черные металлы превращаются в экспортный товар, который охотно приобретается иностранными купцами.
Растет обработка металлов, особенно славятся русские оружейники. На Демидовских заводах изготовляются пушки в нужном количестве и требуемого качества. Развивается не только горнозаводская и тяжелая промышленность. Увеличивается льняной и пеньковый промыслы, кожевенное дело, резко возрастает суконное производство. Для нужд армии создаются новые конные заводы.
Для XVIII века характерен рост русских городов, формируется и укрепляется единый всероссийский рынок. Бурно растет внешняя торговля. Ее характерной особенностью являлось преобладание экспорта леса импортом.
Одним из важнейших атрибутов сильного национального государства в XVII-XVIII веках являлась мощная регулярная армия. Ее созданию Петр уделял все свое внимание и отдавал все свои силы и энергию. К концу его царствования армия насчитывала более 100 тыс. человек, находившихся целиком на казенном обеспечении. Первый шаг, сделанный Петром Первым, имел отношение к любимому его детищу - кораблестроению, напрямую связанному с внешнеполитическими устремлениями царя отвоевать земли на юге для обеспечения безопасности страны и выходу к Черному морю. К 1698 году было построено 52 первых российских судна. Однако, отсутствие опыта в этом деле (и не только в этом!) заставило Петра пойти на выучку к иноземцам. В 1697-1698гг. царь вместе с "Великим посольством" отправляется за границу изучать западный опыт.
Однако, истины ради следует отметить, что Петр и подавляющее большинство его сторонников относились к Западу весьма прагматично, расчетливо. Петр неоднократно заявлял, что учеба у Европы должна быть сотрудничеством с ней, а не установлением ее господства над Россией. Предание донесло до нас следующие слова, будто бы произнесенные Петром "Европа нужна нам еще несколько десятков лет, а потом мы можем повернуться к ней задом".1
Конечно, "несколько десятков лет"
после кончины Петра изрядно
затянулись. И сегодня Россия вынуждена
вновь обращаться за помощью к
Западу. Одними из причин плачевного состояния
нашего хозяйства отход от традиций
Петра как предпринимателя и
полная ликвидация российского
В трудную пору ученичества Петр постоянно боролся с духовным принижением русского народа, сохранял за ним властное, хозяйское положение, Искусному иностранцу были рады, ему давались большие льготы и почет. Но он не мог "хозяйничать" в стране.
Вернувшись в Россию после продолжительного
пребывания в Европе, Петр с большой
энергией приступил к проведению
реформ. Он сознательно и последовательно
стремился сблизить Россию с Западом,
проводя экономическую политику
"европейского" образца. Ее главными
элементами стали: а) резкое возрастание
экономических функций