Реформы русской православной церкви 17 века Раскол

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 19:41, контрольная работа

Описание работы

В данной работе я постаралась подробно рассмотреть тему раскола Русской Православной Церкви, истинные причины этого явления и различные точки зрения на столь неоднозначный элемент истории нашей Родины.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Историческая обстановка России, предшествующая расколу………..6
Начало раскола в православной церкви…………………………………10
Патриарх Никон……………………………………………………………11
Протопоп Аввакум…………………………………………………………17
Дальнейшее расширение раскола………………………………………..19
Новые формы раскола, усиление борьбы с ними государства………..21
Заключение………………………………………………………………………..23
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

история.docx

— 45.74 Кб (Скачать файл)

 

    1. Новые формы раскола, усиление борьбы с ними государства

Отделение последователей раскола  от официальной церкви породило с  их стороны новые формы борьбы. Борьба эта по-прежнему продолжается под знаменем сохранения старых обрядов, старой веры, «древлего благочестия».

Что является новым:

·    Старообрядцы начинают вести себя так, как представители  религии в России. Они не признают новых и кон, неправильных новых  богослужебных книг, новых обрядов;

·    С целью сохранения «старой веры» многочисленные представители  старообрядчества стали покидать места  своего проживания и организовывать в глухих местах или на окраинах России свои общины, скиты, тайные секты, монастыри и т. д. Массовый уход в  глухие места, Сибирь, Поволжье, районы Севера, на южные окраины государства  и даже в другие государства был  причиной не только не выполнения обрядов  официальной церкви, но и невыполнения феодальных повинностей;

·    В наиболее фанатичных общинах старообрядцев широкое  распространение получила практика «огненных крещений» (самосожжений) под видом спасения души. Например, по свидетельству писателя Мельникова (Андрей Печёрский) в Пошехонском  уезде Ярославской губернии, только в 1870 году сожглось 1920 человек;

·    Но раскольничество  с самого начала и особенно позднее  не было единым. Оно всё более  и более становилось неоднородным, распадающийся на отдельные общины, секты, «корабли» и т. д. Этому  способствовала большая их изолированность  друг от друга и всё более возрастающая роль лидеров общин, скитов, монастырей, которые вырабатывают свою местную  религиозную практику.

К концу XVII столетия, а затем  и позднее, раскольничество постепенно и по своим взглядам становится неоднородным. Оно распадается на два течения. Наиболее общепринятые - поповщина и беспоповщина. Поповцы признали необходимость духовенства (своих священников) и проведения всех церковных таинств по старой вере. Основные районы распространения поповщины – Керженские леса, Стародубье, Дон, Кубань. Беспоповцы отрицали необходимость иметь своих священников (попов) и проведения некоторых церковных таинств. Правительство и официальная церковь начали вести беспощадную войну с расколом и раскольниками самыми решительными мерами наряду с другими методами убеждения и принуждения. В борьбе с расколом использовались войска, сторонники раскола, особенно лидеры, предавались «анафеме», т. е. проклятию, ссылались в Сибирь на каторгу, разрушались скиты, монастыри, использовались и другие меры. В эпоху Петра I эта борьба усилилась. Старообрядцев, раскольников всех мастей он признавал главными врагами проведения своих реформ в России. Даже в борьбе с боярскими бородами Петром I – просматривается связь борьбы с раскольниками. В более поздний период все старообрядцы были внесены в специальные списки, они ограничивались в правах, носили официально установленную для них одежду.

 

Заключение

Как говорил писатель Мельников (Андрей Печёрский) «раскол – это  сложное явление». Он затронул широкие  народные массы, проник в политику государства  того периода. Движение раскола и  борьба с ним господствующих классов  России сопоставима с религиозными войнами Запада.

Раскол оставил на теле России глубокие, незаживающие рубцы. В результате борьбы с расколом погибли  тысячи людей, в том числе и  дети. Перенесены тяжелые муки, исковерканы  судьбы тысячи людей.

В целом, движение раскола  – реакционное движение. Оно препятствовало прогрессу, объединению земель России в единое государство. В тоже время  раскол показал стойкость, мужество, обширных групп населения в отстаивании  своих взглядов, веры, (сохранение старинного уклада жизни, порядков, установленных  предками).

Раскол – это часть  нашей истории. И нам современникам  нужно знать свою историю и  брать из старины всё хорошее, порядочное. А в наше время, особенно в последние годы, наша духовность находится под угрозой.

 

Список используемой литературы

1.    В. О. Ключевский  «Русская История», Полный курс лекций, «Феникс» 2001.

2.   А. О. Ишимова «История России» для детей, 2001.

3.   С. А. Токарев   «Религия в истории народов мира»,  Москва 2001.

4.   «История СССР», том I с древнейших времён до 2001 г.

5.   «Христианство», энциклопедический словарь, том I, Москва, 2003.

6.   «Большая советская  энциклопедия», том 18,20, Москва, 2003. 

7.   П. И Мельников  (Андрей Печёрский), Собрание сочинений в восьми томах, Москва, 2001.

                    

 


Информация о работе Реформы русской православной церкви 17 века Раскол