Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 11:28, контрольная работа
Среди государственных деятелей было несколько личностей реформаторского склада, которым удалось провести ряд значительных социально-экономических мероприятий и оставить заметный след в истории России. К числу таких деятелей можно отнести Сергея Юльевича Витте (1849-1915), талантливого финансиста, реформатора и организатора экономики.
Введение 3
Реформы С. Ю. Витте 4
Заключение 20
Список использованной литературы 22
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Направление «Юриспруденция»
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
По предмету: История
На тему: Реформы С. Ю. Витте
Вариант № 3
Выполнил:
Студент 1 курса
1 семестр
Содержание
Введение
Каждое время для истории России было по-своему судьбоносным. Однако, отдельные периоды можно назвать определившими дальнейшую жизнь народа страны на долгие годы. Одним из таких важнейших этапов Российской истории были вторая половина XIX века и начало XX века; время развития революционного движения.
На политической арене действовали в это время, конечно, не только представители революционного движения, но и политические деятели, принадлежавшие к противостоящему большевикам лагерю. Между тем на исторической сцене в тот период действовали яркие и сильные исторические личности, придерживавшиеся различных общественно-политических взглядов, отражавших все цвета тогдашнего достаточно пестрого политического спектра. И не зная этих людей, нельзя понять глубинной сути происходивших в стране процессов.
Невозможно определить свое отношение ко всем тем, кто был в царском окружении, правительстве, проводил политику царизма в губерниях; особенно интересны те люди, которые внесли существенный вклад в решение главного для царской России вопроса - аграрного.
Среди государственных деятелей было несколько личностей реформаторского склада, которым удалось провести ряд значительных социально-экономических мероприятий и оставить заметный след в истории России. К числу таких деятелей можно отнести Сергея Юльевича Витте (1849-1915), талантливого финансиста, реформатора и организатора экономики.
Реформы С. Ю. Витте
Индустриализация страны требовала новых экономических вливаний. Россия нуждалась в притоке новых инвестиций. После страшного голода 1891г., нанёсшего удар по экономике страны последовал ряд урожайных лет, позволивших как-то поправить ситуацию. Впервые за последние годы доходы государства превысили расходы на 98,8 млн. рублей. В основном это могло быть достигнуто только благодаря увеличению налогов. В частности, при Витте была окончательно отменена подушная подать в земледельческих районах Сибири, оборонная подать приняла форму раскладочного налога. Но главное – Витте предпринял попытку реформирования торгово-промышленного обложения.
К концу ХIX в России существовала крайне сложная система налогообложения, состоящая из разного вида налогов – поземельного, налога с недвижимости, квартирного налога, промыслого налога и т.д. Главный недостаток этой системы заключался в том, что налогом облагался не размер дохода, а форма собственности, в зависимости от гильдии и тутула. Казне эти налоги приносили крайне малые доходы.
Столь же малые доходы приносили государству и налоги на промышленную деятельность. Витте на посту министра финансов решил изменить эту систему. Он начал с того, что увеличил промысловый налог с трёх процентов до пяти. Доходы казны сразу увеличились на 5 млн. рублей. Сам налог состоял из основного и дополнительного. Основной налог являлся ни чем иным, как ежегодной платой за лицензию на право занятия тем или иным видом деятельности. Но теперь его размер устанавливался в зависимости от отрасли предприятия, его размеров и места положения. В связи с этим всю Российскую империю поделили на 5 экономических регионов по уровню развития. Таким образом, налогообложением в зависимости от наличия личностных привилегий или княжеского титула было покончено. Дополнительный налог, взимаемый с коллективных предприятий (акционерные общества и товарищества) подразделялся на налог с капитала и процентный сбор с прибыли. Новый промысловый налог примерно на треть увеличил доходы казны.
Основную же массу бюджетных поступлений составляли акцизные сборы от производства таких товаров, как водка, табак, спички, керосин и сахар. Именно на увеличение акцизных сборов (с пива на 50%, спичечного налога вдвое, питейного акциза со спирта - с 9 1/4 копеек до 10 копеек, с фруктовых водок - с 6 копеек до 7 копеек, с нефтяного акциза - на 50%, патентного табачного сбора - на 50%, то есть косвенных налогов приходилась основная часть «налоговых» доходов государственного бюджета.
Так же был установлен государственный квартирный налог, явившийся первой попыткой обложить, хотя бы по внешнему признаку, общую совокупность доходов плательщиков
Витте стоял у истоков так называемой сахарной нормировки, которая была введена в России в 1895 году. Смысл её заключался в ограждении рынка от излишков сахара путём обложения их дополнительным акцизным налогом. Потребитель сахара – российский народ – защищался от высоких цен путём выпуска на рынок неприкосновенных запасов. В результате производство сахара с 42 млн. пуд. возросло к 1899 г. до 42,8 млн. пуд., потребление его возросло с 27,8 млн. пуд. до 36,5 млн. пуд., а поступления доходов от сахарного акциза и патентного (лицензия на право производства или продажи) сбора – с 42,7 млн. пуд. до 67,5 млн. пудов.
Приведение в порядок и развитие железнодорожного хозяйства страны всегда оставались в поле зрения Витте даже после его ухода из Министерства путей сообщения. В России времён Витте практически две трети всех железных дорог находились в собственности акционерных предприятий, и меньшая доля принадлежало государству. Это приводило к тому, что акционерные общества пользовались полной самостоятельностью по части установки тарифов, что постепенно привело к убыточности ряда железных дорог и к негативному влиянию подобной «частной собственности» на экономику в целом. Витте писал: « В тарифах был полный хаос, и не только отправители не знали, сколько стоит перевозка того или иного груза… но кроме того железные дороги, конкурируя между собою, странно понижали тарифы, а так как сами железные дороги были гарантированы казной. То есть облигации и значительная часть акций были гарантированы казной, то все железные дороги давали дефициты. Эти дефициты покрывала казна.» Ещё с момента своей работы на железной дороге Витте добился того, что в России было издано Временное положение о железнодорожных тарифах. Таким образом, тарифное дело было поставлено под государственный контроль. «Тарифный закон… обуздал бы железнодорожные общества в тарифном деле. Предоставить обществам известную инициативу в тарифах, но самый контроль над тарифами возложить на правительство, с тем, чтобы никакой тариф не мог иметь силы без него. » В дальнейшем Витте публиковал новые редакции положение и, маневрируя тарифными ставками, менял направления грузопотоков, поощряя те или иные статьи экспорта.
Другое направление реформирования железнодорожного хозяйства при Витте – выкуп убыточных железных дорог государством. В итоге две трети железных дорог России были выкуплены в собственность казной, и только третья часть дорог осталась в руках негосударственных организаций. В результате принятых мер железные дороги стали приносить государству чистый доход: к 1898г. железные дороги принесли стране почти 20 млн. руб.
Большинство железных дорог строились государством. Позволялось также строить железные дороги и акционерным обществом, но государство больше не давало им никаких гарантий и не оказывало поддержки.
Мало того, Витте, как уже сказано выше, много внимания уделял национализации железных дорог. Если сначала это касалось только убыточных железнодорожных предприятий, то впоследствии это коснулось совершенно всех железных дорог. Министерство финансов постоянно выкупало пакеты акций железнодорожных компаний и влияло на политику этих фирм. К концу 19 века было построено 20,5 тыс. вёрст новых линий (это были такие магистрали как Среднеазиатская, Пермь-Котласская, Вологодско-Архангельская. Самой протяжённое из них, значение которой и по сей день трудно переоценить, являлась Транссибирская магистраль) и к середине 1902г. общая протяжённость железнодорожного полотна в Российской империи составляла 61,7 тыс. вёрст. Интенсивное железнодорожное строительство способствовало экономическому развитию России. В экономическую жизнь стран были включены Сибирь и Дальний Восток – регионы с богатейшими природными ресурсами. Развитая транспортная система развития оказала неоценимое содействие развитию тяжёлой промышленности России.
Одновременно со строительством железных дорог в России получили импульс к развитию такие сопутствующие отрасли как: металлообработка, производство рельсов паровозостроение, а также интенсивно развивалась угледобыча.
По инициативе Витте в 1894 году была введена государственная монополия на торговлю крепкими спиртными напитками. Вот как обосновывал эту реформу Витте в «Воспоминаниях»:
«Основная суть питейной монополии заключается в том, что никто не может продавать вино кроме государства, производство вина должно быть ограничено теми размерами, в каких его покупает государство, а следовательно и теми условиями, на которых будет настаивать государство.»
До этого существовала так называемая откупная система. Производителям предоставлялась свобода в производстве спирта и водки, их продаже. Государство же за этим делом как бы наблюдало, взимая лишь косвенный налог. Витте изменил эту систему. Основы его реформа по сути дожили до наших дней.
В России водка с давних пор и до сегодняшних дней была и остается одной из важнейших статей дохода казны. По реформе Витте торговля водкой производилась только в казенных винных лавках, обработка спирта и приготовление водки делалась также государством. Производство первичного спирта оставалась за частными заводчиками. Однако заводчики могли произвести лишь столько спирта, сколько предпишет государство и соответственно продавать могли только это количество.
Реформа возымела положительный результат. При Витте винная монополия давала около миллиона рублей поступлений в день. К началу 1900-х годов доля питейного дохода составила почти треть всех бюджетных поступлений.
«Еще
в царствование императора
Пора денежной реформы пришлась как раз на ту пору, когда С. Ю. Витте занимал пост министра финансов. В ходе реализации реформы он выделил главные задачи: увеличить инвестирование капитала, создать надежную систему кредита и обеспечить гарантии иностранным вкладчикам деле индустриализации России зарубежным финансовым центрам Витте придавал огромное значение, так как внутренние источники представлялись ему недостаточными. Однако добиться сколько-нибудь благоприятных результатов было невозможно, пока русская денежная единица не была надежно обеспечена и не являлась стабильной.
Для осуществления поставленных целей было необходимо укрепить российскую денежную единицу – рубль. Рубль в то время был объектом беззастенчивых спекулятивных манипуляций за границей, а в Берлине даже существовала специальная “рублевая биржа”. Положение бумажных денег не было прочным и внутри страны.
И Витте решается на смелый и дерзкий шаг. Что, впрочем, характерно его личности. «Из моего государственного опыта я пришел к заключению, что в России необходимо проводить реформы быстро и спешно, иначе они большей частью не удаются и затормаживаются».
В самом начале 1895 г. По его инициативе министерство финансов России закупило на Берлинской фондовой бирже на огромные по тем временам суммы предлагавшиеся на срок российские рубли (по курсу 219 марок за 100 рублей). Тут же правительство запретило вывоз бумажных денег за границу, указав российским банкам, что вывоз кредитных билетов из России будет рассматриваться как участие в спекуляции против национальной валюты.
Банки выполнили это требование. В итоге европейские биржевики встревожились. Они поняли, что раздобыть рубль к сроку стало невозможно, и что они явно промахнулись с продажей. Многие из них вынуждены были обратиться к министерству финансов России с просьбой разрешить им приобретение потребного количества рублей. Витте "милостиво" разрешил, но "заломил" новую цену - 234 марки за 100 рублей. Покупатели вынуждены были согласиться. Русская казна существенно пополнилась в результате этой операции.
Но на это денежная реформа не окончилась. Дело в том, что в 70 - 80-е годы курс рубля в среднем составил 64,3 копейки золотом. Для ликвидации шаткости финансовой системы требовалось изыскать надежный металлический эквивалент, которым уже давно служило серебро. Однако начиная с 70-х годов цена “второго благородного металла” в силу ряда причин неуклонно падала. Государство в свою очередь всеми силами стремилось всеми поддержать рубль и с этой целью искусственно ограничивало выпуск бумажных денег: в 1881 г. их количество составляло 1180 млн. руб., а к 1896 г. даже несколько уменьшилось - 1175 млн. руб. Между тем такие меры были существенным тормозом для развития народного хозяйства. Дело в том, что за эти 15 лет, что ограничивался выпуск бумажных денег, население увеличилось на 29 млн. человек, производство зерновых поднялось с 248 до 335 млн. пудов, добыча нефти возросла с 40 до 344 млн. протяженность железных дорог увеличилась с 21 195 до 345 000 верст и т. д. Налицо был несомненный экономический прогресс. Но количество денежных знаков было недостаточным для потребностей населения и государства. Нужны были решительные действия.
Витте первоначально выступил сторонником укрепления кредитного рубля за сет усиления контроля со стороны государства.. Ему казалось, что ужесточение надзора за обращением денег и усиление ответственности отечественных финансовых кругов за исполнение распоряжений центральной власти позволят укрепить рубль. Были установлены таможенные пошлины (1 копейка за 100 рублей), запрещены сделки, основанные на курсовой разнице рубля, как и прочих ценностей, усилен контроль за биржевыми операциями в России и введен запрет на производство биржевых сделок маклерами-иностранцами. Благодаря этим решениям колебания курса стали уменьшаться.
Но прежде чем приступать к реформированию, надо было окончательно решить для себя и доказать другим, в первую очередь монарху, в каком направлении осуществлять реформу: на базе монометаллизма (золото) или биметаллизма (серебро и золото). В пользу второго варианта выступала как традиция российского денежного обращения, так и огромные запасы серебра, накопленные в стране. Трезвый расчет и видение исторических возможностей России сделали С. Ю. Витте убежденным сторонником монометаллизма.