Реформы Сервия Туллия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 09:57, реферат

Описание работы

Значение реформ Сервия Туллия состояло в том, что они заложили основы новой организации римского общества не только по родовому, а по имущественному и территориальному признакам.
Реформы Сервия создали новое государственное устройство, которое положило начало становления римского государства. Публичная власть сосредоточилась в руках военнообязанных граждан. Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1Социальная реформа……………………………………………………….4
Глава 2 Военная реформа…………………………………………………………..6
Глава 3Политическая реформа ……………………………………………………8
Заключение……………………………………………………………………...…..9
Список используемой литературы………………………………………………..10
Словарь терминов………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Реформы Сервия Туллия.docx

— 36.61 Кб (Скачать файл)

Алтайская Государственная  Педагогическая Академия

Исторический  факультет

 

 

 

 

Реферат по истории  древнего мира

Реформы Сервия Туллия

 

 

                                                                                                 

 

 

                                                                                                  выполнила:

                                                                                                  студентка 611 группы

                                                                                                  Нуракова К.С

 

 

 

 

 

Барнаул

2012

 

 

 

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1Социальная реформа……………………………………………………….4

Глава 2 Военная реформа…………………………………………………………..6

Глава 3Политическая реформа  ……………………………………………………8

Заключение……………………………………………………………………...…..9

Список используемой литературы………………………………………………..10

Словарь терминов………………………………………………………………….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Когда с течением времени  земельный фонд Рима, состоявший в  прилегающей к городу целине, был  исчерпан (в связи с приростом  населения) и Рим обратился к  политике завоеваний, плебеи не были допущены к дележу захваченной территории. Земельный вопрос переплёлся с вопросом о политических правах плебеев.

Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам. Важным этапом на пути римской государственности  была реформа, которую римская традиция связывает с именем шестого рекса  Сервия Туллия (578-534 гг. до н.э.). Военные успехи Сервия Туллия в его борьбе с этрусскими городами принесли ему огромную добычу и любовь народа, поскольку он проявил себя как доблестный военачальник, вполне достойный высокого сана царя римлян. Водворив «мир в своих владениях» и обезопасив  их границы, Сервий  приступил к упорядочению внутренней жизни римских граждан. Рекс Туллий учел, что большое число свободных, но бесправных людей, недовольных своим положением, может представлять значительную опасность для интересов государства.

Он продумал и провел в  жизнь новое устройство римского общества на основе территориального и имущественного принципов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Подобно всем своим предшественникам, Сервий стремился ограничить влияние  родовой знати в обществе и  добился этого. За ним числятся важнейшие  установления.

 Во-первых, он поделил  всю римскую территорию на 4 городских  и 17 сельских округов, которые  назвал трибами. Поскольку принадлежность  к этим округам приобрела для  людей большое значение, принадлежность  к трем древним племенным трибам  перестала приниматься во внимание. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся  её старосте.

Несколько позднее по территориальным  трибам также стали созываться свои собрания , в которых каждая триба имела один голос. Разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия. По территориальным округам Сервий установил ежегодную перепись населения.

 Технически это выглядело  так: каждый человек – мужчина,  женщина, ребенок – вносил  в казну соответствующую плату  по месту своего проживания, делался  взнос и за родившегося и за умершего. Таким образом, учитывалась динамика населения по полу и возрасту. Собранные взносы составляли часть общеримской казны. А главная ее часть состояла из налогов. Налоговые взносы собирались и раньше. Но Сервий Туллий сделал их регулярными и дифференцированными. 

Также Туллий учредил имущественный ценз. Главы всех римских семей, будь то коренные жители, насильственные или добровольные переселенцы, должны были явиться к царю и под присягой сообщить о состоянии своей семьи, о том, сколько земли, скота, рабов и прочего добра они имеют, какие доходы получают. В зависимости от имущества римские мужи зачислялись в цензовые разряды (впоследствии их стало шесть).

В основу деления был положен  размер земельного надела, которым  владел человек. Позднее с появлением в IV в. до н.э. денег (ассов) (асс – медная монета, первоначально весом в 1 фунт, также на один асс можно было купить овцу), была введена денежная оценка имущества. 

Все римские граждане, то есть патриции и плебеи, были «оценены»  по их наличному имуществу (земля, скот, инвентарь) и разделены на следующие классы:

  • первый класс - с цензом 100 тыс. ассов
  • второй класс – с цензом в 75 тыс. ассов
  • третий класс – с цензом 50 тыс. асов
  • четвёртый класс – с цензом 25 тыс. асов
  • пятый класс – с цензом 12,5 тыс. асов

 
Беднейшие слои населения, неимущие, не входили ни в один из разрядов и  получили название пролетариев (от латинского proles — потомство). Этим названием подчёркивалось, что всё их имущество и богатство состояло только в потомстве.

Таким  образом, имущественное  деление по классам  положило начало господству богатых и знатных, независимо от того были ли они патрициями или плебеями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 

Сервий Туллий  реформировал структуру армии, увязав её с новой классовой системой. Военное значение реформы заключалось в том, что каждый имущественный класс (или разряд) выставлял определённое количество центурий, или сотен. Соотношение было следующим:

  • первый класс – 80 центурий пехотинцев и 18 центурий всадников;
  • второй класс – 20 центурий пехотинцев;
  • третий класс – 20 центурий пехотинцев;
  • четвёртый класс – 20 центурий пехотинцев;
  • пятый класс – 30 центурий легковооружённых пехотинцев;
  • пролетарии – 1 нестроевая центурия.

 
        Имущественное  положение определяло место воинов в строю легиона.

Самые богатые граждане первого разряда служили в коннице и назывались всадниками. Остальные члены этого класса должны были иметь полное тяжелое вооружение пехотинца и стоять в первых рядах легиона. 
Воины первого класса носили панцирь (lorica), шлем (galea), поножи (ocrea), круглый щит типа clipeus, а из наступательного оружия (tela) — копье (hasta) и меч (gladius или mucro).Такое полное вооружение в целом соответствует типу так называемого гоплитского снаряжения. Располагались воины первого разряда в передовых рядах поиска.

Воины второго разряда  уже были освобождены от панциря, а вместо круглого гоплитского щита имели продолговатый щит( scutum). В бою им отводят место во втором ряду боевых порядков.

Третий разряд по сравнению  со вторым не имел поножей,

Четвертый класс носил  щиты (scutum),  мечи и по два копья — длинную (hasta) и метательный дротик (verrutum). В бою 4-й разряд занимал последнюю боевую пинию.

Воины же 5-го разряда вооружались  только плащами и метательными камнями. Они дислоцировались вне строя  в качестве вспомогательных отрядов  легковооруженных.

Центурии каждого из пяти разрядов делились на две части: одна из них, старая, куда входили римляне  от 45 до 60 лет, предназначалась для  гарнизонной службы; другая - воины  от 16 до 45 лет - младшая, предназначалась  для боевых походов. 

Верховное командование, в  армии осуществляя орган патрицианской  знати - сенат. Сенат играл огромную роль в объявлении войны и всех делах, связанных с ведением войн, распределял командование между  магистратами, награждал полководцев, определял необходимый военный  контингент, выделял средства на ведение  войны и т.д.

Магистры получали верховное  командование от центуриатных комиций (преторы, консулы) либо от сената. Они  воплощали институт верховного командования. Все главные римские магистры, согласно реформе Сервия Туллия, были связаны с военным ведомством: квесторы ведали военными расходами; цензоры, проводя ценз, определяли воинскую и налоговую повинность граждан.

 Офицеры делились на  высших и низших. Низшие офицеры были, по указанию Сервия Туллия, командирами центурий. Они выдвигались на эту должность из простых легионеров и, как правило, не достигали более высоких постов. Высшее офицерство составляли военные трибуны, легаты, квесторы и начальники конницы.

 Военные трибуны принадлежали  к сенатскому или всадническому  сословию и обычно начинали  этой службой свою политическую  карьеру. В каждом легионе было  по шесть трибунов.

Легаты, непосредственные помощники  главнокомандующего, назначались сенатом  и сами были сенаторами. Они командовали  легионами или их соединениями.

 Освобождались от воинской  повинности пехотинцы, прослужившие  не менее 16-20 лет (участники  - 16-20 походов), и всадники, прослужившие  не менее 10 лет. 
 
         Создав новое войско вместо прежних родовых ополчений, Сервий укрепил свою власть и принизил родовую знать, которая этим ополчением командовала. А чтобы еще больше подавить ее, царь провел серию земельных конфискаций и наделил землей бедняков.  
 
 

 

 

 

 

 

 

Глава 3

Центурия становится  не только военной, но и политической единицей. Оставив за собраниями по куриям решение лишь некоторых, связанных  с религиозными установлениями, вопросов, Сервий Туллий перенес все важнейшие  дела в собрания по центуриям. Таким  образом, он ввел новый вид народных собраний – центуриатные комиции. Эти собрания были выражением воли римского народа: они выбирали высших должностных лиц – консулов, преторов, цензоров, разбирали уголовные дела, решали вопросы объявления войны и заключения мира. Созывались центуриатные собрания верховными должностными лицами 2 раза в год вне черты города, на Марсовом поле.

Магистрат ставил перед собранием  решавшийся вопрос, распоряжался проведением  голосования. Вначале голосование  происходило внутри центурии, причём каждая центурия имела один голос, проходя  маршем, каждая центурия подавала свой голос. После чего особый счетчик  подсчитывал число центурий, голосовавших «за» и «против». Голосование прекращалось, как только становилось известно абсолютное большинство.

 Поскольку центурий  состоятельных разрядов было  много больше, чем центурий, включавших  людей победнее, голосование всегда оказывалось в пользу богатых, хотя и не обязательно родовитых. Самые богатые римляне, преимущественно патриции, - всадники и центуриаты 1 разряда, обладали 98 голосами, что обеспечивало им перевес в решении любых вопросов.

Однако патриции преобладали  в центуриатных собраниях не как  таковые, в силу своих родовых  привилегий, а как наиболее состоятельные  землевладельцы. Поэтому и плебеи могли попасть и уже попадали в эти центурии. Следовательно, плебеи вышли из своего изолированного положения  по отношению к римской общине.   

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, значение реформ Сервия Туллия состояло в том, что  они заложили основы новой организации  римского общества не только по родовому, а по имущественному и территориальному признакам.

Реформы Сервия создали новое  государственное устройство, которое  положило начало становления римского государства. Публичная власть сосредоточилась  в руках военнообязанных граждан. Тем не менее, родовой строй еще  не был сокрушен окончательно.

Организация власти, основанная на родовом строе, продолжала существовать рядом с организацией, основанной на территориальном и имущественном  признаках, причем только постепенно, в течение 200 лет она вытеснила  родовую организацию. Это происходило в ожесточенной борьбе плебеев с патрициями, которая особенно обострялась после свержения последнего рекса. 
                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Бирюков Ю.М.   Государство и право Древнего Рима. М.: изд-во ВПА, 1969г.,
  2.  Кузницин А.А.  История Древнего Рима. М.: изд-во Наука 1980 г.,   
  3. Маяк И.Л. Римляне ранней Республики.   М.: Изд-во МГУ, 1993., 
  4. История Древнего мира: Ч. II Греция и Рим. Под ред. Бокщанина А.Г. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981.,
  5. Классовая борьба в Древнем мире. А.М.Малеваный, Е.А.Чиглинцев, А.С.Шофман./ под ред. Жигунина В.Д. – Издательство Казанского университета, 1987.,
  6. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/buych/03.php   .,  
  7. http://www.librero.ru/article/gerv/velarium/drim/reformy_cervia_tullia.htm ., 
     

Информация о работе Реформы Сервия Туллия