Реформы Шан Яна в Древнем Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 18:31, доклад

Описание работы

Выходец из обедневшей аристократической семьи царства Вэй, Гунсунь Ян покинул родину и в 361 году до н. э. поступил на службу к царю царства Цинь Сяо-гуну (правил в 361—338 годах до н. э.), при котором стал первым советником. Начиная с 356 года до н. э. провёл ряд важнейших политических и экономических реформ, направленных на абсолютизацию царской власти, подрыв экономического и политического положения родовой аристократии, укрепление положения общинной земледельческой верхушки.

Файлы: 1 файл

реформы Шан Яна.docx

— 28.34 Кб (Скачать файл)

Беседина  Ангелина, группа 105

 

Реформы Шан Яна в Древнем Китае. 

История Древнего Катая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых по имени царствующих династий:

  1. Период Шань (Инь) 15 – 11 века до нэ
  2. Период Чжоу 11 – 3 века до нэ
    • Чуньцю (8 – 3 века до нэ)
    • Чжаньго – «Борющихся царств» 5 – 3 века до нэ
    • Цинь и Хань (3 век до нэ – 3 век нэ)

 

Выходец из обедневшей аристократической  семьи царства Вэй, Гунсунь Ян покинул родину и в 361 году до н. э. поступил на службу к царю царства Цинь Сяо-гуну (правил в 361—338 годах до н. э.), при котором стал первым советником. Начиная с 356 года до н. э. провёл ряд важнейших политических и экономических реформ, направленных на абсолютизацию царской власти, подрыв экономического и политического положения родовой аристократии, укрепление положения общинной земледельческой верхушки. Впервые в истории Китая закрепил частную собственность на землю. За заслуги был пожалован областью Шан, правителем которой стал.

Как Шан Ян пришел к власти:

Сяо, властитель Цинь (361 – 338 до н. э.), разослал повеление всем учёным людям Китая предстать перед собой. Он хотел испытать их дарования. Шан Ян, услышав об этом и находясь в государстве Вэй, недолго раздумывал и в 361 г. отправился в Цинь. Благодаря рекомендации Цзин Цзяня, одного из придворных властителя, его допустили к аудиенции.

Во время первой аудиенции властитель заснул, пока Шан Ян с ним беседовал. Через пять дней последовала вторая аудиенция, но высказанные и на ней теории не тронули властителя. Только на третьей аудиенции слова Шан Яна начали интересовать властителя. На четвёртой аудиенции интерес властителя возрос настолько, что последующие споры с Шан Яном продолжались много дней.

Цзин Цзянь спросил Шан Яна:

— Властитель совершенно переменил  своё отношение к тебе. Как ты этого добился?

Шан Ян отвечал:

— На двух первых аудиенциях я говорил  о конфуцианском пути властителей  древности, но правитель Сяо нашёл конфуцианские методы управления не особенно действенными. Чтобы добиться успеха на этом пути, нужны усилия в течение десятков и сотен лет, ибо, согласно конфуцианскому учению, властители древности действовали лишь лучистой силой своей добродетели. Но требуется долгое время, чтобы добродетель осветила всю страну. Какой нынешний властитель возьмёт на себя подобный труд? Потому правителю Сяо эти методы правления и показались неудовлетворительными. Потом я начал излагать ему мысли Школы законников о построении богатого государства с сильной армией. Эта цель может быть достигнута в кратчайшие сроки с помощью жёсткой, поддерживающей крестьян и ориентированной на войну, заложенной в законах системы наказаний и поощрений, и при этом требование добродетельности властителя может и не выполняться. Поэтому правитель Сяо и заинтересовался.

Реформы Шан-Яна

Реформы Шан-Яна коснулись многих сторон жизни общества: экономической, социально-политической, государственно-правовой.

Ядром его преобразований была аграрная реформа. Земля стала объектом купли-продажи, заклада. Размер земельных участков не ограничивался. Земли больших  семей подлежали разделу. «Если  в семье было двое сыновей, не разделивших  имущество, то с них взыскивался  двойной налог». Эти меры окончательно разрушили прежнюю родовую общину.

Те, кто давали казне больше зерна, ткани, превосходили других в трудолюбии, могли освобождаться от повинностей. Те, кто «стремился к выгоде посредством  второстепенных занятий», лентяи, бездельники могли быть обращены в государственных рабов. Вероятно, речь шла об изгоях, потерявших источник существования. Народ получил общее, универсальное звание -«черноголовые».

Вместо прежнего ополчения было сформировано постоянное войско - главная  опора государства.

Важное значение имело введение общегосударственной системы веса, длины, объема. Жители объединялись в десятки и пятерки семей, связанных круговой порукой. Они отвечали за проступки своих членов. Вводилась табель наказаний. Недоносительство, укрытие преступника каралось смертной казнью. Доносчику полагалось вознаграждение.

Прежнее деление жителей по племенам, родам отменялось, вводился территориальный  принцип строения государства. Остатки  общинного самоуправления исчезли. Во главе уездов ставились царские  чиновники: воеводы, инспектора. Раздробленность  страны, сепаратизм заменялись более  централизованным управлением во главе  с императором. Чиновникам предписывалось чтить не только волю монарха, но и  законы. Вместо прежних родовых обычаев  стал господствовать закон.

Шан-Ян напоминал, что существуют разные источники права: обычаи, законы, указы царя.

«Законы предназначены для наставления  народа, для преодоления ошибочного и ложного, для искоренения вредных  обычаев, чтобы поощрить людей к  добру». Он сожалел, что народ и чиновники предпочитают действовать по обычаям, а не по законам, уложениям, указам. Неповиновение законам равнозначно умышленному преступлению. Для проверки соблюдения законности на места направлялись отряды инспекторов, уполномоченных, наделенных правом увольнять чиновников, виновных в нарушении законности, привлекать их к ответственности.  «Порядок в государстве достигается тремя путями: законом, доверием народа и властью». Закон - это то, чего сообща придерживаются правители и сановники. Власть - это то, чем распоряжается правитель. Если правитель и сановники пренебрегают законом, действуют исходя из личных побуждений, неизбежна смута.

Закон должен проводить четкое разграничение  прав и обязанностей. Всякий, кто  нарушит закон в корыстных  целях, не добьется хорошего правления. Мудрый правитель должен опираться  на закон, не злоупотреблять им в своих  личных интересах, иначе потеряет доверие  народа.

Хорошим чиновником считался тот, кто  знал законы, указы, уложения, был компетентен, хорошо служил правителю, был неподкупен, честен, не брал взяток. К дурным чиновникам отнесены те, кто «не сведущ в  законах, не умеет вести дела, корыстолюбив, не заботится о служении своему правителю, не энергичен, болтлив, бесстыден, оскорбляет людей, не знает чувства справедливости, стремится к самовозвеличиванию. Такие люди таращат глаза, сжимают кулаки, чтобы показать свою власть и силу, с самозабвением болтают, что им взбредет в голову, дабы показать свою способность управлять людьми. Они обычно задирают свою голову, смотрят на нижестоящих с пренебрежением. Такие самодуры, тупицы не могут считаться хорошими администраторами и подлежат увольнению или наказанию». Это была первая в истории аттестация чиновников-бюрократов.

Ударной силой армии стала конница, древние боевые колесницы снимались  с вооружения. Солдаты делились на пятерки и десятки, у них также  вводилась круговая порука, взаимная ответственность.

Реформы Шан-Яна нанесли сильный удар по прежней родовой аристократии, на первое место вышли сословие военных и преуспевающие богачи, новые землевладельцы. Был сделан важный шаг по пути развития рыночного хозяйства, к феодализму, хотя рабство, как институт, еще сохранилось не одно столетие.

Шан-Ян изложил свое мнение о равенстве людей перед законом. Важное средство установления и поддержания такого равенства он усматривал в единстве поощрения, награды и наказания. «Всякий, кто ослушается приказа царя, нарушит государственный запрет, либо выступит против порядка правителя, должен быть казнен. К нему нельзя проявить снисхождение, будь он первым советником царя, полководцем, сановником или простолюдином». Ранги знатности не спасают от наказания.

 

Шан цзюнь шу - "Книга правителя области Шан" - философско-политический трактат, принадлежащий к наиболее древним памятникам китайской литературы. Традиция приписывает авторство этого трактата государственному деятелю и реформатору древнего Китая Гунс унь Яну (390-338 гг. до н. э.), известному в истории под именем Шан Яна.

Свиток первый Земледелие и война

Обычно правитель поощряет людей (при помощи двух средств): казенными  должностями и рангами знатности; государство добивается процветания: земледелием и войной. Ныне все  люди добиваются казенных должностей и рангов знатности, не занимаясь  земледелием и войной, а при  помощи ловких рассуждений и пустых учений. Это и называется делать людей ленивыми. У того, кто делает людей ленивыми, государство непременно ослабеет, а у того, чье (государство) ослаблено, оно непременно будет  расчленено.

Устранение сильных

Если государством (управляют) при  помощи добродетельных методов, в нем  непременно появится масса преступников. Если государство богато, а управляют  им, словно оно бедно, это называется удваивать богатство, а вдвойне  богатое (государство) сильно.

Если государство бедно, а управляют  им, словно оно богато, это называется удваивать бедность, а вдвойне  бедное (государство) - слабо.

Земледелие, торговля и управление три основные (функции) государства.

Если (правитель) добивается хорошего управления с помощью закона, (его  государство) станет сильным; если правитель  добивается хорошего управления, опираясь на добродетельных чиновников, (его  государство) будет расчленено. (Если правитель) умело направляет три  основные функции (государства), он может (безболезненно) заставлять людей менять их занятия. Когда возглавляешь большое  государство, управляй им, словно малой  страной; а когда стоишь во главе  малого государства, управляй им, словно большой страной.

Свиток второй. Рассуждение  о народе

Сплоченность (людей) и взаимная поддержка (проистекает оттого, что ими) управляют  как добродетельными; разобщенность  людей и взаимная слежка (проистекают  оттого, что ими) управляют словно порочными. Там, где (к людям относятся) как к добродетельным, проступки скрываются; там же, где (к людям относятся) как к порочным, преступления жестоко караются. Когда проступки скрываются народ победил закон; когда же преступления строго наказываются - закон победил народ. Когда народ побеждает закон, в стране воцаряется беспорядок; когда закон побеждает народ, армия усиливается. Поэтому-то и сказано: "Если управлять людьми, как добродетельными, то неизбежна смута, и страна погибнет; если управлять людьми, как порочными, то всегда утверждается (образцовый) порядок, и страна достигает могущества". Наказания порождают силу, сила порождает могущество, могущество порождает величие, вселяющее трепет, а величие, вселяющее трепет, порождает добродетель. Итак, добродетель ведет свое происхождение от наказания.

 

Свиток третий. Рассуждения  о едином

Когда создается государство, надлежит систему правления привести в  соответствие с (нуждами) времени; когда  вводятся законы управления, надлежит поступать осторожно; когда стремятся  направить все усилия на Единоея1, надлежит действовать осмотрительно; когда занимаются основным делом, надлежит сосредоточить его в одних руках. Когда система правления соответствует (нуждам) времени, обычаи государства могут быть изменены, и народ будет следовать установленному порядку. Если законы управления ясны, чиновники не будут нарушать (их). Если все усилия государства направлены на Единое, то и людей (легче) использовать.

Введение законов

Я слышал, что когда мудрые правители  древности вводили законы, люди не совершали нарушений; когда выдвигали  за дела, способности людей развивались; когда вводили поощрения, армия  была грозна. Эти три (принципа) являются основой хорошего управления. :

Введение основных правил

Закон должен стать обычаем; (когда  он станет обычаем), (государство) будет  иметь в избытке все, в чем  нуждается.

Свиток четвертый. Награды  и наказания

То, что называют "установить единые (правила) наказаний", означает: ранги  знатности не спасают от наказаний.

Об основах политики

Справедливым называют (такое положение), когда сановники преданны, когда  сыновья почтительны с родителями, когда младшие соблюдают ли в  отношении старших, когда установлено  различие между мужчинами и женщинами; (но все это достигается) не путем  справедливости, а путем неизменных законов.

 

Свиток пятый. Правитель  и сановники

Метод, при помощи которого умный  правитель управляет Поднебесной, заключается в следующем: надлежит во всех делах следовать закону, а награждать согласно личным заслугам.

Через некоторое время правительство, оставшееся в руках аристократии, взвалило на крестьян прежнее бремя  с помощью подушного, поземельного и ряда других налогов - прямых и  косвенных.

 Царство Цинь было расположено на северо – западе Китая, было по соседству с такими сильными государствами как Чу и Цзинь, постоянно находилось под угрозой их вторжений. По территории Цинь проходили важные торговые пути, торговля являлась одним из средств обогащения. Основными товарами были – железо, соль и щелк, получали шерсть, шкуры и рабов.

  1. Земельная реформа

Введение неограниченной частной собственности на землю

Поощрялось земледелие

Официально разрешалась свободная купля – продажа земельных участков,  это влекло за собой быстрое разорение общинников, а также концентрацию земли в руках новой, торгово – ростовщической знати.

Ограничивалось свободное занятие  ремеслом и торговлей

Часть ремесленников и торговцев  была превращена в государственных рабов

Аристократия лишалась права наследования административных потсов

Ликвидировалась система наследственных владений знати

 

  1. Налоговая реформа

Вместо прежнего земельного налога, составлявшего 1/10 часть урожая, Шан Ян ввел новый налог в соответствии с количеством обрабатываемой земли. Это обеспечило правящему классу ежегодный постоянный доход, не зависящий от сбора урожая.

В китайском уголовном праве  окончательно утвердился принцип групповой  ответственности: наказание было распространено на невиновного.

Информация о работе Реформы Шан Яна в Древнем Китае