Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 22:02, лекция
В первой четверти XVIII в. переход к абсолютизму был ускорен Северной
войной и получил свое завершение. Именно в петровское правление создаются
регулярная армия и бюрократический аппарат государственного управления,
происходит как фактическое, так и юридическое оформление абсолютизма.
В первой четверти XVIII в. переход к абсолютизму был ускорен Северной
войной и получил свое завершение. Именно в петровское правление создаются
регулярная армия и бюрократический аппарат государственного управления,
происходит как фактическое, так и юридическое оформление абсолютизма.
Для абсолютной монархии характерны наивысшая степень централизации,
развитый, полностью зависимый от монарха бюрократический аппарат, сильная
регулярная армия. Эти признаки
были присущи и российскому абсолюти
Армия помимо своей основной внутренней функции по подавлению народных
волнений и восстаний, выполняла и другие функции. С петровского времени она
широко использовалась в государственном управлении как принудительная сила.
Большое распространение получила практика посылки воинских команд на места
для понуждения администрации к лучшему выполнению правительственных
распоряжений и указаний. Но иногда и центральные учреждения ставились в
такое же положение, например даже деятельность Сената в первые годы его
создания находилась под контролем гвардейских офицеров. Офицеры и солдаты
занимались также переписью населения, сбором налогов и недоимок и т.д.
Наряду с армией для подавления своих политических противников абсолютизм
использовал и специально созданные для этой цели карательные органы -
Преображенский приказ, Тайную канцелярию и др.
В первой четверти XVIII в. возникает и вторая опора абсолютной монархии
- бюрократический аппарат
Органы центральной власти,
унаследованные от прошлого
дума, приказы) ликвидируются, появляется новая система государственных
учреждений.
Особенность российского абсолютизма состояла в том, что он совпал с
развитием крепостничества, тогда как в большинстве стран Европы абсолютная
монархия складывалась в условиях развития капиталистических отношений и
отмены крепостного права.
Старая форма управления: царь с Боярской думой - приказы - местная
администрация в уездах, не отвечала новым задачам ни в обеспечении военных
потребностей материальными ресурсами, ни в сборе денежных податей с
населения. Приказы часто дублировали функции друг друга, создавая
неразбериху в управлении и медлительность в принятии решений. Уезды были
разных размеров - от уездов-карликов до уездов-великанов, что делало
невозможным эффективное использование их администрации для взимания
налогов. Боярская дума с ее традициями неспешного обсуждения дел,
представительства родовитой знати, не всегда компетентная в государственных
делах, также не отвечала требованиям Петра.
Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой
экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной,
корпоративной и частной жизни. Петр 1 проводил политику дальнейшего
закрепощения крестьян, принявшую наиболее жесткие формы на исходе XVIII в.
Наконец, усиление роли государства проявилось в детальной, обстоятельной
регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп.
Наряду с этим происходила юридическая консолидация правящего класса, из
разных феодальных слоев сложилось сословие дворянства.
Государство, сформировавшееся в начале XVIII в., называют полицейским не
только потому, что именно в этот период была создана профессиональная
полиция, но и потому, что государство стремилось вмешиваться во все стороны
жизни, регламентируя их.
Административным преобразованиям способствовал и перенос столицы в
Петербург. Царь хотел иметь под рукой необходимые рычаги управления,
которые он зачастую создавал заново, руководствуясь сиюминутными
потребностями. Как и во всех других своих начинаниях, Петр при реформе
государственной власти не считался с российскими традициями и широко
переносил на русскую почву известные ему по западноевропейским вояжам
структуры и методы управления. Не имея четкого плана административных
реформ, царь, вероятно, все же представлял желаемый образ государственного
аппарата. Это строго централизованный и бюрократический аппарат, четко и
быстро исполняющий указы
разумную инициативу. Это нечто очень похожее на армию, где каждый офицер,
исполняя общий приказ главнокомандующего, самостоятельно решает свои
частные и конкретные задачи. Как мы увидим, петровской государственной
машине было далеко до подобного идеала, который просматривался только как
тенденция, хотя и четко выраженная
В первой четверти XVII в. был осуществлен целый комплекс реформ,
связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления,
областей культуры и быта, а также происходит коренная реорганизация
вооруженных сил. Почти все эти изменения происходили во время правления
Петра I и имели огромное прогрессивное значение.
Рассмотрим реформы высших органов власти и управления, прошедшие в
первой четверти XVIII в., которые принято подразделять на три этапа:
1699-1710 гг. - частичные преобразования;
1710-1719 гг. - ликвидация
прежних центральных органов
управления, создание Сената, появление новой столицы;
1719-1725 гг. - образование новых органов отраслевого управления,
проведение второй областной реформы, реформы церковного управления и
финансово-налоговой.
1. Реформа центрального
Последнее упоминание
о последнем заседании
1704 г. Возникшая в 1699г. Ближняя
административно-финансовый контроль в государстве) приобрела первостепенное
значение. Реальной властью обладала заседавшая в здании Ближней канцелярии
Консилия министров - совет глав важнейших ведомств при царе, управлявший
приказами и канцеляриями, обеспечивавший армию и флот всем необходимым,
ведавший финансами и строительством (после образования Сената Ближняя
канцелярия (1719) и Консилия министров (1711) прекращают свое
существование).
Следующим этапом в реформе центральных органов власти стало создание
Сената. Формальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией. 22
февраля 1711 г. Петр собственноручно написал указ о составе Сената, который
начинался фразой: "Определили быть для отлучек Наших Правительствующий
Сенат для управления". Содержание этой фразы дало повод историкам до сих
пор спорить о том, каким учреждением представлялся Петру Сенат: временным
или постоянным. 2 марта 1711г. царь издал несколько указов: о компетенции
Сената и правосудия, об устройстве государственных доходов, торговли и
других отраслей государственного хозяйства. Сенату предписывалось:
• "Суд иметь нелицемерный, и неправедных судей наказывать отнятием чести
и всего имения, то ж и ябедникам да последует"
• "Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо
напрасные, оставить".
• "Денег, как возможно, собирать, понеже деньги суть артерия войны".
Члены Сената назначались
царем. В его состав
девять человек, которые решали дела коллективно. В основу комплектования
Сената был положен не принцип знатности, а компетентности, выслуги и
близости к царю.
С 1718 по 1722 г. Сенат стал собранием президентов коллегий. В 1722 г.
он был реформирован тремя указами императора. Изменен состав, включающий
как президентов коллегий, так и сенаторов, коллегиям чуждых. Указом "О
должности Сената" Сенат получил право издавать собственные указы.
Круг вопросов, которые
находились в его ведении, был
вопросы правосудия, расходы казны и налоги, торговля, контроль за
администрацией разных уровней. Сразу же вновь созданное учреждение получило
канцелярию с многочисленными отделами - "столами", где работали подьячие.
Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления,
вставший над всем государственным аппаратом.
Своеобразие эпохи петровских реформ состояло в усилении органов и
средств государственного контроля. А для надзора за деятельностью
администрации при Сенате была учреждена должность обер-фискала, которому
должны быть подчинены провинциал-фискалы (1711). Недостаточная надежность
фискалитета привела в свою очередь к возникновению в 1715 г. при Сенате
должности генерального ревизора, или надзирателя указов. Главное дело
ревизора - "чтобы все исполнено было". В 1720 г. сделан был более сильный
нажим на Сенат: предписано было наблюдать, чтобы здесь "все было сделано
порядочно, и суетных разговоров, крика и прочего не было". Когда и это не
помогло, через год обязанности и генерального прокурора и
обер-секретаря возложили на военных: один из штаб-офицеров армии дежурил в
Сенате помесячно для
или невежливо поступал, того дежурный офицер арестовывал и отводил в
крепость, давая, разумеется, знать государю".
Наконец в 1722 г. эти функции возложили на специально назначенного
генерал-прокурора, который "должен был накрепко смотреть, дабы Сенат в
своем звании праведно и нелицемерно поступал", иметь надзор над прокурорами
и фискалами и вообще быть "оком государевым" и "стряпчим в делах
государственных".
Таким образом, царь-реформатор вынужден был постоянно расширять
созданную им специальную систему организованного недоверия и
доносительства, дополняя существующие органы контроля новыми.
Однако создание Сената не могло завершить реформы управления, так как
отсутствовало промежуточное звено между Сенатом и губерниями, продолжали
действовать многие приказы. В 1717-1722 гг. на смену 44 приказам конца XVII
в. пришли коллегии. В отличие от приказов, коллегиальная система (1717-1719
гг.) предусматривала систематическое разделение администрации на
определенное количество ведомств, что само по себе создавало более высокий
уровень централизации.
Сенат назначил президентов и вице-президентов, определил штаты и порядок
работы. Кроме руководителей, в состав коллегий входили четыре советника,
четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик
и подьячие. Специальным указам предписывалось с 1720 г. начать производство
дел новым порядком.
В 1721 г. была создана Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ,
в ведении которой находилось дворянское землевладение. На правах коллегий
были Главный магистрат, который управлял городским сословием, и Святейший
правительствующий Синод. Его появление свидетельствовало о ликвидации
автономии церкви.
В 1699 г. с целью улучшить поступление в казну прямых налогов была
учреждена Бурмистерская палата, или Ратуша. К 1708 г. она превратилась в
центральное казначейство, заменив Приказ большой казны. В нее вошли
двенадцать старых финансовых приказов. В 1722 г. из единой Берг-мануфактур-
коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на которую, кроме функций
управления промышленностью, были возложены задачи экономической политики и
финансирования. За Берг-коллегией остались функции горнодобычи и монетного
дела.
В отличие от приказов,
действовавших на основании
коллегии должны были руководствоваться четкими правовыми нормами и
должностными инструкциями. Наиболее общим законодательным актом в этой
области был Генеральный регламент (1720), представлявший собой устав
деятельности государственных коллегий, канцелярий и контор и определявший
состав их членов, компетенцию, функции, порядок деятельности. Последующее
развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги нашло отражение в
петровской "Табели о рангах" (1722). Новый закон разделил службу на
гражданскую и военную. В нем было определено 14 классов, или рангов,
чиновников. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным
дворянином. Чины с 14-го по 9-й тоже давали дворянство, но только личное.
Принятие "Табели о рангах" свидетельствовало о том, что бюрократическое
начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило
начало аристократическое. Профессиональные качества, личная преданность и
выслуга становятся определяющими для продвижения по службе. Признаком
Информация о работе Реформы системы государственного управления Петра I