Реформы С.Ю. Витте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:36, контрольная работа

Описание работы

Конец XIX - начало XX века - переломный период в отечественной истории. Самодержавие вынуждено было приступить к осуществлению целого ряда реформ, которые были определены необходимостью экономического развития. Страна стояла перед решением таких задач как капиталистическая индустриализация, аграрный вопрос, задачи подъема культурного уровня народа и демократизации общественно-политического строя. Царизм, вынужденный начать процесс модернизации страны шел по пути, с одной стороны, - «бюрократического насаждения капитализма сверху», а с другой стороны – выступал тормозом капиталистической модернизации, которая проводилась самодержавием ради укрепления собственного политического положения в интересах класса помещиков.

Содержание работы

Введение
1. Денежная реформа 1895-1897 годов
2. Экономическая реформа
3. Разработка рабочего законодательства
4. Аграрная реформа

Файлы: 1 файл

Реформы С.Ю. Витте.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Реформы С.Ю.Витте

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

 

 

 
Введение  
1. Денежная реформа 1895-1897 годов 

2. Экономическая реформа 
3. Разработка рабочего законодательства  
4. Аграрная реформа

 

 
Заключение  
Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 Конец XIX - начало XX века - переломный период в отечественной истории. Самодержавие вынуждено было приступить к осуществлению целого ряда реформ, которые были определены необходимостью экономического развития. Страна стояла перед решением таких задач как капиталистическая индустриализация, аграрный вопрос, задачи подъема культурного уровня народа и демократизации общественно-политического строя. Царизм, вынужденный начать процесс модернизации страны шел по пути, с одной стороны, - «бюрократического насаждения капитализма сверху», а с другой стороны – выступал тормозом капиталистической модернизации, которая проводилась самодержавием ради укрепления собственного политического положения в интересах класса помещиков. Такие консервативно-сохранительные тенденции в реформировании самодержавия имели место в деятельности виднейшего государственного деятеля царской России – С.Ю. Витте, чья реформаторская деятельность совпала с переодои промышленного подъема 90-х годов. XIX века

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Денежная реформа  1895-1897 годов

 

 

 Став министром финансов, Витте  получил в наследство российский  бюджет с дефицитом в 74.3 миллиона  рублей. Расходные статьи бюджета  при активной политике по развитию  промышленности быстро росли:  с 1893 года по 1903 год они возросли  почти вдвое - с 1040 до 2071 миллиарда рублей. 1Первое время он думал получить дополнительные средства просто за счет усиления работы печатного станка. Эта идея вызвала панику среди финансистов, и Витте скоро понял ошибочность такого шага. Теперь ликвидация   дефицита  связывалась   им   с  повышением   рентабельности промышленности и транспорта, пересмотром системы налогового обложения. Немалую роль в увеличении статьи доходов сыграло введение с 1894 года государственной монополии на продажу винно-водочных изделий, дававшей до четверти всех поступлений в казну.  
Одновременной продолжалась подготовка денежной реформы, имевшей целью введение в России золотого обращения. Витте продолжил серию конверсионных займов за границей, задачей которых был обмен имевших хождение на иностранных рынках 5- и 6-процентных облигаций старых займов на займы с более низкими процентами и более длительными сроками погашения. Ему это удалось сделать, расширив для размещения русских ценных бумаг французский, английский и немецкий денежные рынки. Наиболее удачными были займы 1894 и 1896 годов, заключенные на парижской бирже, которые позволили осуществить ряд мер по стабилизации курса рубля и с 1897 года перейти на золотое обращение. Металлическое содержание рубля было уменьшено на 1/3 - кредитный рубль был приравнен к 66 1/3 копейки золотом. Эмиссионная деятельность  Государственного банка была ограничена: он мог выпускать кредитные билеты, не обеспеченные золотым запасом, на сумму не более 300 миллионов рублей. 2

Эти меры позволили укрепить конвертируемость русской валюты на мировых рынках и облегчить приток в страну иностранных капиталов.

 Вопрос о денежной реформе  (т.е. введение денежного обращения)  был одним из наиболее сложных.  Дело в том, что в финансовом  комитете ни один из членов  не знал, как проводить металлическую денежную реформу. Не было и сколько-нибудь толковых книг на русском языке на эту тему. Россия жила на денежной системе, основанной на кредитных билетах, с Севастопольской войны в течение нескольких десятков лет; все жившие в то время (в конце 80-тых годов) поколения не знали и не видели металлического обращения. Ни в университетах, ни  в высших школах правильной теории денежного обращения не читалось, по крайней мере не читались основы металлического денежного обращения, и не читались по той простой причине, что этого обращения не было действительности, по этому оно имело как бы скорее теоретический, а не практический характер.

 Витте вспоминал: «Многие  из теоретиков и практиков,  для которых преимущество металлического  обращения над бумажным  не составляло ни какого вопроса, а являлось аксиомой, тем не менее колебались, когда дело шло о том, следует ли ввести денежное обращение, основанное только на одном золоте, или же может быть введено денежное обращение, основанное на серебре или же на совместном обращении денег двух металлов – как золота, так и серебра». Не было единогласия между лицами, которые стояли за денежное обращение».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экономическая реформа

 

 

 Экономическая программа Витте со второй половины 90-х годов приобретает все более отчетливые контуры. Его курс на индустриализацию страны вызвал протест поместного дворянства. И либералов, и консерваторов объединяло неприятие методов реализации этого курса, затрагивавших коренные интересы аграриев. Что касается претензий помещиков, то они были и реальными, и надуманными. Действительно, покровительственная таможенная система вела к росту цен на промышленные товары, что не могло не затрагивать сельских хозяев. Ущемление своих интересов они видели также и в перекачке средств в торгово-промышленную сферу, что не могло не сказаться на модернизации сельского хозяйства. Даже золотое обращение оказалось для помещиков-экспортеров невыгодным, так как повышение цен на сельскохозяйственные продукты снижало их конкурентоспособность на мировом рынке. Но больше всего раздражали реакционное дворянство взгляды Витте на будущее России, в котором высшему сословию не отводилось прежней лидирующей роли. Особенно массированным нападкам министр и его политика подверглись в ходе работы особого совещания по делам дворянского сословия, созданного по повелению Николая II (1897-1901 годы) для выработки программы помощи высшему сословию. Критика была столь ожесточенной, что из-за претензий реакционно-консервативных сил, требовавших восстановления прежнего социально-экономического и политического статуса дворянства, противоречащего проводимой политике, фактически стал вопрос о том, в каком направлении и каким путем идти дальше России.

 В своих выступлениях на совещаниях и своих записках государю Витте не раз показывал, что правительство заботится о поместном дворянстве. В одном из первых своих совещаний Витте, отказавшись от идеи исключительности и самобытности России, заявил: «В России теперь происходит то же, что случилось в свое время на Западе: она переходит к капиталистическому строю. Россия должна перейти на него, это мировой непреложный закон».3 Это заявление было смелым и весьма ответственным. Витте убеждал своих оппонентов, что решающая роль в жизни промышленности переход от землевладения, сельского хозяйства к промышленности, банкам. Он считал, у дворянства есть один выход – обуржуазиться, заняться кроме земледелия другими формами хозяйства. 
Витте настойчиво убеждал царя строго придерживаться программы создания собственной национальной промышленности. Чтобы решить эту задачу, предлагалось, во-первых, продолжать политику протекционизма и, во - вторых шире привлекать в промышленность иностранные капиталы. Оба эти способа требовали определенных жертв, но конечная цель, по глубокому убеждению Витте, оправдывала эти средства. 
Однако, то, что стало очевидным для министра финансов, почти не встретило сочувствия у участников совещания. Но Витте не отказался от своей идеи, и ему не однократно пришлось свой курс на индустриализацию страны, развивая и дополняя его новыми элементами. 
К началу ХХ века относится окончательное складывание его концепции индустриализации страны, политика министерства финансов приобрела целенаправленный характер – в течение примерно десяти лет догнать более развитые в промышленном отношении страны, заняв прочные позиции на рынках стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Ускоренное промышленное развитие страны Витте рассчитывал обеспечить за счет привлечения иностранных капиталов, внутренних накоплений, с помощью винной монополии, усиления налогового обложения, за счет повышения рентабельности народного хозяйства и таможенной защиты промышленности от зарубежных конкурентов, за счет активации русского экспорта.  
Витте удалось в какой-то мере добиться реализации своих планов. В Российской экономике произошли значительные сдвиги. За время промышленного подъема 90-х годов, с которыми совпала его деятельность, промышленное производство фактически удвоилось, в строй вступило 40% 4всех действующих к началу XX века предприятий и было построено столько же железных дорог, в том числе великая Транссибирская магистраль, в сооружение которой Витте внес немалый личный вклад. В итоге Россия по важнейшим экономическим показателям приблизилась к ведущим капиталистическим странам, заняв пятое место в мировом промышленном производстве, почти сравнявшись с Францией. Но отставание от Запада и в абсолютных показателях, и особенно по душевному потреблению оставалось еще весьма значительным. 
  Много внимания Витте уделял подготовке кадров для промышленности и торговли. При нем к 1900 году были учреждены и оснащены оборудованием 3 политехнических  института,  73 коммерческих  училища, учреждены или реорганизованы несколько промышленно-художественных заведений.

 

 

3. Разработка рабочего законодательства

 

В России быстро росла промышленность, модернизировались социальные структуры, и перед правительством встал  вопрос, заключающийся в проблеме взаимодействия рабочих и предпринимателей. Предусмотрев возможные споры в данной сфере, правительство издало ряд законов, регулирующих деятельность фабрикантов и рабочих, а также создало специализированный орган, который должен был следить за соблюдением этих законов. Когда реформированием государственных дел начал заниматься Витте, он реорганизовал данный орган и распространил его влияние на 60 губерний и областей по территории России. В компетенцию фабричной инспекции, как ее называли в Правительстве, входили следующие полномочия:

• контроль за исполнением законодательства в области регулирования деятельности фабрикантов и рабочих;

• регулирование оформления документации при получении ссуд из Государственного банка России;

• наблюдение за разумным  использованием кредитных средств; 

•  следить и докладывать о неудобствах на фабрике.

Изначально предположения Витте  относительно взаимоотношений предпринимателями  и рабочими сводились к тому, что  данные отношения строились по принципу патриархальности. Но по ходу развития виттевской программы, наблюдается совершенное исчезновение патриархальных отношений на заводах и фабриках. Рост забастовочного движения являлся вполне убедительным доказательством несостоятельности его прежних представлений о социальной напряженности на предприятиях. 

С участием Витте, фабричное законодательство стало усовершенствоваться, а также разрабатываться законы об организации рабочего времени, о вознаграждении отдельных категорий рабочих, о введении на фабриках института фабричного старосты и т.д.  
Вероятно, Витте рассчитывал установить полный контроль над всем, что происходит на фабриках и заводах – от производственной сферы до социальных отношений. Политика реформатора сталкивалась с упорным сопротивлением со стороны Министерства внутренних дел, которое в свою очередь пыталось подчинить себе фабричную инспекцию и руководить деятельностью всей промышленности.

Социальная напряженность росла, в связи с чем, принятые законы урезались. Витте, несмотря на все происходящее, все-таки сумел сохранить за собой  главенствующую роль над фабричными инспекциями и представлял государство в Главном фабричном комитете. 

4. Аграрная реформа

 

 

 Менее успешной деятельность Витте была в сфере аграрного сектора экономики, хотя полностью возлагать вину за это на него, очевидно, нельзя. При всем своем неприятии дворянских претензий к правительству он предпринял немало усилий по обеспечению помещиков средствами для реорганизации их хозяйств. Витте активизировал деятельность кредитных учреждений.

 В крестьянском вопросе Витте долгое время оставался сторонником консерваторов славянофильской закваски, полностью разделяя законодательные акты Александра III по сохранению патриархально-попечительских начал в российской деревне. Он считал, что положение крестьянства не так уж и тягостно, как описывалось в литературе. Однако, в последствии Витте понял, что тяжелое экономическое положение деревни ведет к падению платежеспособности крестьян и что это, в свою очередь, подрывает государственный бюджет и внутренний рынок промышленности. Выход из обострившегося кризиса он видел в ликвидации правовой  обособленности  крестьян,  их  имущественной  и  гражданской неполноправности. Однако предложение Витте создать специальную комиссию по этому вопросу не увенчались успехом. Причиной этого была иллюзия прекрасного положения во всех сферах. Разразившийся финансовый и промышленный кризис показал, что все не так хорошо и явился причиной создания ряда комиссий и комитетов по пересмотру крестьянского законодательства. 
Разразившийся финансовый и промышленных кризис, неурожаи 1899 и 1901 годов, крупные крестьянские волнения 1902 года заставили Николая II создать ряд комиссий и совещаний по пересмотру крестьянского законодательства и выработке мер по подъему сельского хозяйства. Один из важнейших таких органов - Особое завещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности (1902-1905 годы) и возглавил Витте. И опять свою программу ему пришлось разрабатывать и отстаивать в ожесточенной борьбе с реакционно-консервативными кругами. Основные положения своей программы Витте изложил в «Записке по крестьянскому делу». В ней он утверждал, что главным тормозом развития деревни в настоящее время является правовое «неустройство» крестьян, их имущественная и общественная неполноправность, это крайне отрицательно сказывается на ведении ими личного хозяйства.5 Одним из важнейших таких депрессивных факторов являлась, по его мнению, община, сковывавшая крестьянскую предприимчивость, тормозившая рационализацию хозяйства.

 Панацею от всех бед он видел в укреплении крестьянской земельной собственности и постепенном уравнивании крестьян в правовом отношении с остальным населением империи. С этой целью, полагал он, необходимо предоставить крестьянам, внесшим выкупные платежи, право свободного выхода из общины с выделением причитающегося им надела. Община должна со временем превратиться в простой союз земельных собственников.  
Вместе с тем, излагая свою программу, Витте обязан был исходить из противоречивых установок Николая II (1903-1904 годы), согласно которым, с одной стороны, в основу трудов комиссии и совещания должен был быть положен принцип сохранения неприкосновенности общины, а с другой стороны –«изысканы способы к облегчению отдельным крестьянам выхода из общины». Неприкосновенность же общины Витте трактовал как запрещение любых способов насильственного воздействия на выход из общины, так и принудительного удержания в ней ее членов. В сословной обособленности  надельного землевлавдения он видел лучший способ сохранения мелкой земельной собственности. Министр финансов полагал запрещение всех попыток давление на общину. Он добился отмены наиболее тяжелых статей крестьянского законодательства.    Были облечены условия переселения крестьян на свободные земли, расширена деятельность Крестьянского банка. Так в аграрной программе переплетались буржуазные начала и феодальные пережитки.

Информация о работе Реформы С.Ю. Витте