Реформы Столыпина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 17:32, реферат

Описание работы

Проблема реформирования Российского государства в большей или меньшей степени заботит почти каждого гражданина нашей страны. Давно подмечено, что реальные результаты реформ, как и наиболее объективные их оценки, появляются не сразу, а спустя некоторый промежуток времени. Отсюда проистекает вся их трудность для понимания в период, когда реформы только развертываются и набирают темпы.

Содержание работы

Введение (стр.3)
Экономическая и политическая ситуация в России в конце 19-го – начале 20-го века (стр.4-5)
Деятельность П.А.Столыпина (стр.6-7)
Аграрная реформа П.А.Столыпина. Содержание, методы причины неудачи и итоги аграрной реформы (стр.8-10)
Заключение (стр.11)
Список используемой литературы (стр.12)

Файлы: 1 файл

Столыпин, история.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО «Международный институт бизнес-образования»

 

 

Реферат

  «Реформы П.А.Столыпина»

Направление подготовки: «Торговое дело»

 

 

 

 

 

Дата сдачи работы:                             исполнитель: студент Чегодаев Д. Ю.

  ________________                             I курса, заочного отделения

 

 

Дата проверки работы:                     Научный руководитель:

___________________                      преподаватель Голигузов Д.В.

 

 

 

 

 

 

 

Мурманск

2013

Содержание:

  1. Введение (стр.3)
  2. Экономическая и политическая ситуация в России в конце 19-го – начале 20-го века (стр.4-5)
  3. Деятельность П.А.Столыпина (стр.6-7)
  4. Аграрная реформа П.А.Столыпина. Содержание, методы причины неудачи и итоги аграрной реформы (стр.8-10)
  5. Заключение (стр.11)
  6. Список используемой литературы (стр.12)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

Проблема реформирования Российского государства в большей  или меньшей степени заботит  почти каждого гражданина нашей страны. Давно подмечено, что реальные результаты реформ, как и наиболее объективные их оценки, появляются не сразу, а спустя некоторый промежуток времени. Отсюда проистекает вся их трудность для понимания в период, когда реформы только развертываются и набирают темпы.

Между тем, исторический опыт представляет собой неисчерпаемый  источник ценнейшей информации: конкретно-исторических примеров. Если речь идет о реформаторской деятельности, то можно с уверенностью сказать, что на основе этих примеров можно в какой-то мере приблизиться к пониманию реформ современных, а в определенных случаях и предсказать, спрогнозировать принципиальные направления их развития в будущем.

Общий же вывод можно  сделать такой: только теснейшая  связь экономики и политики позволяет  достичь положительных результатов  реформирования, что понимал П.А. Столыпин, пытаясь осуществить свои реформы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Экономическая и политическая ситуация в России в конце 19-го – начале 20-го века.

На стыке XIX и XX века общество вступило в новую фазу своего развития, капитализм стал мировой системой. Россия вступила на путь капиталистического  развития позже стран Запада и поэтому попала во второй эшелон стран, куда входили такие страны, как Япония, Турция, Германия, США.

Скорость, с которой  развивалась Россия, была очень высока, этому способствовала уже развитая Европа, она оказывала помощь, делилась опытом, а также направляла экономику в нужное русло. После экономического подъема 90х годов, Россия пережила тяжелый экономический кризис 1900-1903 годов, затем период длительной депрессии 1904-1908 годов. С 1909 по 1913 года экономика России сделала еще один резкий скачок. Объем промышленного производства вырос в 1,6 раза, процесс монополизации экономики получил новый импульс, в результате кризиса слабые, маленькие предприятия разорились, что и ускорило процесс концентрации промышленного производства.

В начале ХХ века Россия являлась среднеразвитой страной. Наряду с высокоразвитой индустрией в экономике страны большой удельный вес принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства - от мануфактурного до патриархально-натурального. Русская деревня стала сосредоточением пережитков феодальной эпохи. Важнейшими из них были крупные помещичьи землевладения, широко практиковались отработки, являющие собой прямой пережиток барщины. Крестьянское малоземелье, община с ее переделами тормозили модернизацию крестьянского хозяйства.

Социально-классовая  структура страны отражала характер и уровень ее экономического развития. Наряду с формированием классов  буржуазного общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нем продолжали существовать и сословные деления - наследие феодальной эпохи. Буржуазия играла ведущую роль в экономике страны в ХХ веке, до этого она не играла сколько-нибудь самостоятельной роли в общественно политической жизни страны, так как она была полностью зависима от самодержавия, вследствие чего и оставались аполитичной и консервативной силой.

В начале ХХ века класс  наемных рабочих насчитывал  16.8 млн. человек. Он был неоднороден, большая  часть рабочих состояла из недавно  пришедших в город крестьян, но еще не потерявших связь с землей. Ядром этого класса стал фабрично-заводской пролетариат, который насчитывал более 3 млн. человек.

Россия медленно, но верно  начала вмешиваться в борьбу за рынки  сбыта. Борьба между Россией и  Японией за господство на рынке сбыта  в Китае, стала одним из примеров раздела сфер влияния в мире. С поражением в войне с Японией начала нарастать революционная ситуация в стране (1905-1907). России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику России. Во главе этих реформ должен был встать умный и честный человек, для которого очень важна была судьба России. Им стал Петр Аркадьевич Столыпин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Деятельность П.А.Столыпина

Петр Аркадьевич в 1881 году неожиданно для  многих  поступил на физико-математический  факультет Петербургского университета, где с интересом изучал  физику,  геологию,  ботанику,  зоологию, астрономию.

В 1884 году в возрасте 22 лет П.А.Столыпин  окончил  естественный факультет петербургского Университета. После окончания университета он служит в министерстве  государственного имущества, но через год переводится в МВД и попадает предводителем дворян, в Ковенскую губернию. Столыпин был рад этому назначению, оно помогло ему раскрыться и как человеку, и как хорошему руководителю. Он, подолгу разговаривал с крестьянами, как губка впитывал всё, о чем они говорили, а говорили они о земле, о рациональном ведении хозяйства и о многих других вещах, которые тревожили крестьян.     Потом он был назначен уездным предводителем дворянства, а в 1899 году - губернатором в той же губернии. В 1903 году Столыпин стал саратовским губернатором. Это было, безусловно, актом высокого доверия со стороны Министерства внутренних дел. Здесь и застала его первая революция, в которой он применил весь арсенал средств - от прямого обращения к народу до расправы с помощью казаков.

В апреле 1906 года Столыпин назначен министром внутренних дел  и вся борьба с революцией ложится  на его плечи. Вскоре Столыпин сменяет Горемыкина на посту председателя Совета министров.

П.А. Столыпин  начал  политику успокоения народа. Меры были очень строгие - введение военно-полевых  судов, где кучка офицеров решала судьбу человека. На "успокоение" были брошены все силы правительства, и временно удалось подавить революционное движение. Столыпин, проводя такую политику, был  просто необходим дворянству и классу имущих. 16 ноября 1907 года Столыпин выступает перед Думой с правительственной декларацией. Первая и основная задача, это не  реформы, а борьба с революцией, которая может сорвать все, что было задумано им. После принятия указа 9 ноября Думой он с внесенными  поправками поступил на обсуждение Государственного совета и также был принят, после чего по дате его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему экономическому содержанию это был либеральный буржуазный закон, который способствовал развитию капитализма в деревне. Столыпин не ограничивался реформами в сельском хозяйстве, он обдумывал реформы местного управления, образования для малоимущих и крестьян.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Аграрная реформа П.А.Столыпина. Содержание, методы причины неудачи и итоги аграрной реформы.

Столыпин, и его оппоненты подчеркивали главную задачу реформы - создать богатое крестьянство, проникнутое идеей собственности и потому не нуждающееся в революции, выступающее как опора правительству. Здесь четко проступают политические соображения аграрной реформы: без крестьянства никакая революция в России была невозможна.

Основным положением реформы Столыпина стало разрушение общины. Для этого была сделана ставка на развитие в деревне личной крестьянской собственности путем предоставления крестьянам права выходить из общины и создавать хутора, отруба. Община разрушалась, а помещичья собственность на землю сохранялась в неприкосновенности, что вызвало резкое противодействие крестьян. Это был полный разрыв с идеологией реформы 1861 года, когда упор был сделан именно на крестьянскую общину как на главную опору, базу самодержавия и государственности в целом. Важным инструментом разрушения общины и насаждения мелкой частной собственности был кредитный банк. Посредством него государство помогало многим крестьянским семьям в приобретении земель. Банк продавал в кредит земли, скупленные ранее у помещиков, или принадлежащие государству. При этом кредит для единоличного хозяйства был вдвое ниже, чем по кредитам общине.

Разрушить общину должна была и другая мера, предложенная Столыпиным: переселение крестьян. Социально-экономическая цель – это получить земельный фонд, прежде всего в центральных районах России, где малоземельные крестьяне не имели возможности создавать хуторские хозяйства и отруба. Вместе с тем они получали возможность освоения новых территорий, т.е. дальнейшего развития капитализма, хотя и экстенсивным путем. Политическая цель – разрядить социальную напряженность в центре страны. Основными районами переселения явились Сибирь, Северный Кавказ, Средняя Азия, Казахстан. Правительство выделяло переселенцам средства на проезд, обустройство на новом месте, но этих средств явно не хватало.

До Столыпина правительство  тоже старалось помогать богатым  крестьянам, например, льготные кредиты Крестьянского банка. Столыпин отводил главенствующую роль в деле государственного поощрения не кредитам, а говоря современным языком, вещественным рычагам. Действительно, деньги крестьянин мог попросту пропить, стать жертвой дельцов, финансовых воротил и чиновников. Именно поэтому Столыпин старался реализовать помощь в натуральном виде. Во - первых, путем создания развитой инфраструктуры: в зонах переселения правительство строило железные дороги, водохранилища, колодцы, школы. Так, к примеру, только медицинских пунктов было открыто около 500.

Крестьянин также получал  помощь в виде семян, скота, инвентаря - все это можно было использовать только в хозяйстве: продать все это в Сибири было некому. Реформа реализовалась в то время, когда в стране царила обстановка расстрелов, виселиц, прямого насилия властей. За период с 1905 до 1909 года число казненных революционеров не превышало 2,4 тыс. человек, но это нанесло огромный моральный удар по властям. Столыпин создал прецедент: право власти карать без объяснений.

Столыпин утвердил право власти вмешиваться в сугубо экономические отношения. Право государства на насилие в экономике впервые продемонстрировано в общероссийском масштабе именно Столыпиным в ходе его реформ.

Всего 8 лет проводилась  аграрная реформа, а с началом  войны она была осложнена - и, как  оказалось, навсегда. Столыпин просил для полного реформирования 20 лет покоя, но эти 8 лет были далеко не спокойными. Реформа не достигла ни политических, ни экономических целей, которые перед ней ставились. У крестьян не было достаточно материальных средств для того, чтобы поднять свое хозяйство, чтобы купить новую технику, которая позволила бы повысить производительность, но столыпинский аграрный курс провалился и политически. Социальная напряженность в деревне не спала, а усилилась до предела. Переселение на окраины так же не удалось организовать в таких размерах, которые смогли бы существенно повлиять на ликвидацию земельной тесноты в центре.

Причин краха реформ было несколько: противодействие крестьянства, недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохая организация землеустроительных работ, подъем рабочего движения в 1910-1914 гг. Столыпинская аграрная реформа проводилась в условиях сохранения помещичьего землевладения. Но главной причиной было сопротивление крестьянства проведению новой аграрной политики. Примерно за десять лет только 2,5 млн. крестьянских хозяйств удалось освободиться от опеки общины. Землеустроительная политика не дала кардинальных результатов.

Переселенческая политика наглядно продемонстрировала методы и  итоги столыпинской аграрной политики. Переселенцы предпочитали обосновываться в уже обжитых местах, таких как Урал, Западная Сибирь, нежели заниматься освоением безлюдных лесных зон. Между 1907 и 1914 гг. 3,5 млн. человек выехали в Сибирь, около 1 млн.  вернулись в европейскую часть России, но уже без денег и надежд, ибо прежнее хозяйство было продано.

Одним словом, реформа не удалась. Она не достигла ни экономических, ни политических целей, которые перед ней ставились. Деревня вместе с хуторами и отрубами оставалась такой же нищей, как и до Столыпина.

Информация о работе Реформы Столыпина