Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:39, реферат
С.Ю. Витте рассматривал налоги как одну из основных статей дохода государственной казны, вместе с тем полагая, что государство должно разумно и с осторожностью пользоваться правом устанавливать налоги. Налоги должны быть всеобщие, равномерные, взимаемые в удобное для налогоплательщика время. Издержки на взимание налогов должны быть минимальны. Налоговая система должна отличаться продуктивностью и эластичностью, при этом доставляя государству значительные прогрессирующие доходы.
1 Реформы в налоговой системе
2. Введение винной монополии
3.Реформы в железнодорожном хозяйстве
4.Денежная реформа.
5. Деятельность Витте в аграрном секторе экономики.
6. Реформы в промышленности.
Заключение
Содержание
1 Реформы в налоговой системе
2. Введение винной монополии
3.Реформы в железнодорожном хозяйстве
4.Денежная реформа.
5. Деятельность
Витте в аграрном секторе
6. Реформы в промышленности.
Заключение
1 Реформы в налоговой системе.
С.Ю. Витте рассматривал налоги как одну из основных статей дохода государственной казны, вместе с тем полагая, что государство должно разумно и с осторожностью пользоваться правом устанавливать налоги. Налоги должны быть всеобщие, равномерные, взимаемы в удобное для налогоплательщика время. Издержки на взимание налогов должны быть минимальны. Налоговая система должна отличаться продуктивностью и эластичностью, при этом доставляя государству значительные прогрессирующие доходы.
К концу ХIX века в России была довольно сложная система налогообложения, состоявшая из прямых и косвенных налогов. Существовал и следующие налоги:
Как мы видим, эти налоги в основном – не с дохода или прибыли, а с имеющейся собственности. В зависимости от положения налогоплательщика (чина, звания, гильдии, в которой состоит купец) разнится и налог, снимаемый с него. Таким образом, если у плательщика есть какое-то имущество, независимо от его доходности или убыточности налог платится одинаковый. С.Ю.Витте был сторонником прогрессивного подоходного налога, справедливо полагая, что именно из-за неравномерности распределения налогового бремени возникают т.н. «недоимки», мешающие населению и стране в целом развиваться .
Витте реформировал многие уже имеющиеся к тому времени налоги и ввел новые. Поземельный налог стал измеряться с помощью земельного кадастра, определяющего доходность земли, благодаря чему устанавливается налог, дающий значительный приток казне, не разоряя собственника, позволяя вести хозяйственную деятельность с прибылью.
Промысловый налог – налог
с предпринимательской
Дополнительный же промысловый налог взимался с акционерных предприятий в форме налога с капитала и процентного сбора с прибыли. Остальные предприятия, в случае, если не были освобождены от уплаты налогов законом, платили налог в виде раскладочного сбора с прибыли.
К косвенным налогам относятся акцизные сборы на такие товары, как водка, табак, спички, керосин и сахар. Именно их увеличение принесло в государственный бюджет основной налоговый доход.
От личного подоходного налога пришлось отказаться ввиду сложности получения информации о доходах физических лиц, так что был установлен его суррогат - государственный квартирный налог, явившийся первой попыткой обложить, хотя бы по внешнему признаку, общую совокупность доходов. Сбор налога начался с 1894 года, сумма налогового сбора зависела опять же от класса региона, в котором находилось помещение и суммы квартирной платы. Составляла сумма сбора от 1.6% квартирной платы до 10%. В 1894 году всю предполагаемую сумму собрать не удалось, но с 1897 года сумма сбора стала постепенно увеличиваться с каждым годом.
Витте стоял у истоков так называемой сахарной нормировки, которая была введена в России в 1895 году. Суть её заключалась в ограждении рынка от излишков сахара с помощью обложения этих самых излишков дополнительным акцизным сбором. Потребитель сахара – российский народ – защищался от высоких цен путём выпуска на рынок неприкосновенных запасов.
2. Введение винной монополии
По инициативе Витте с 1893 года начала вводиться государственная монополия на торговлю водкой. Остальные спиртные напитки могли производиться чатными предприятиями, но на них устанавливались акцизы.
Основная суть питейной монополии заключается в том, что только государство может продавать водку, производство спирта ограничено теми размерами, в каких его закупает государство, а следовательно и теми условиями, которые нужны государству.
Торговля водкой теперь производилась только в казенных винных лавках, очисткой спирта и приготовлением водки крепостью не менее 40 градусов также занималось государство. Частными заводчиками осуществлялось только производство первичного спирта, и то лишь в том количестве, какое предписано государством.
Реформа имела положительный результат. К 1899 г. весь питейный доход составил 421,1 млн. рублей против 297,4 млн. рублей в 1894 году, а в 1913 году выручка от государственной винной монополии составила 26% всех доходов государства[6,c55].
Эта реформа преследовала 3 цели:
Увеличение доходов казны
Улучшение качества спиртных напитков (по причине отсутствия государственных стандартов производимых напитков широко были распространены плохое качество алкоголя и фальсификации).
Повышение культуры пития.
3.Реформы в железнодорожном хозяйстве
В конце XIX века, когда темпы индустриализации экономики были очень высоки и только набирали ход, железнодорожное сообщение играло очень важную роль в развитии экономики государства. Как бывший министр путей сообщения, С.Ю. Витте не мог не понимать необходимость объединения железных дорог, принадлежащих разным собственникам, в единую слаженную сеть. До начала реформ большая часть железнодорожного полотна принадлежала частным акционерным обществам, меньшая – государству. Жёсткая конкуренция между собственниками железных дорог стала причиной нестабильности тарифной сетки.
В 1889 г. было издано Временное положение о железнодорожных тарифах, таким образом государство взяло под свой контроль тарифное дело. Позднее С.Ю.Витте печатал новые редакции положения, изменяя тарифные ставки, менял направления грузопотоков, покровительствовал различным статьям экспорта и, ограждая некоторые отрасли российской промышленности от возможной иностранной конкуренции, тем самым поддерживал отечественные товары.
Вторая часть реформы состояла в постепенном выкупе железных дорог у частных предприятий государством. К 1902 году 65% железнодорожного полотна было выкуплено казной, и лишь 1/3 (более-менее доходные дороги) находилась в собственности у негосударственных организаций.
В результате эффективных экономических мер к 1898 году железные дороги принесли казне государства почти 20 млн.руб. чистого дохода. Теперь это была разветвленная сеть, связывающая регионы страны друг с другом. Большую часть железных дорог строило государство. Акционерным обществам так же позволялось строить железные дороги, но уже без государственных гарантий и поддержки. Министерство финансов скупало пакеты акций ж/д компаний и влияло на их политику. За 1890-е годы были построены Среднеазиатская, Пермь-Котласская, Вологодско-Архангельская, и конечно Транссибирская магистрали. К середине 1902 г. общая протяженность железнодорожного полотна составляла 61,7 тысяч вёрст, что примерно равняется 66000 километров. Таким образом Сибирь и Дальний Восток влились в активную экономическую жизнь страны со своими богатейшими ресурсами.
4.Денежная реформа.
Окончание ХIХ века охарактеризовалось в России проведением крупнейшей финансовой реформы, качественно изменившей положение русской денежной единицы. Рубль стал одной из самых стабильных валют мира. Преобразования 1895-1897 гг. были составной частью широкой программы экономических нововведений 90-х годов. Они ускорили индустриальную модернизацию России и в последующем помогли народному хозяйству выдержать тотальные потрясения русско-японской войны и революции 1905-1907гг. Реформа отразила острую потребность государства изменить многие финансовые структуры, в том числе сам рубль. Она способствовала интеграции России в систему мирового финансового рынка.
Сама идея укрепления рубля переходом на золотой паритет отвечала в первую очередь интересам промышленности: надежность валюты стимулировала инвестиции капиталов.
Решительным шагом к золотому обращению стал закон, утвержденный Николаем II 8 мая 1895 г. В нем два основных положения: всякие дозволенные законом письменные сделки могут заключаться на российскую золотую монету; по таким сделкам уплата может производиться либо золотой монетой, либо кредитными билетами по курсу на золото в день платежа. В последующие месяцы правительство предприняло еще ряд мер, направленных на утверждение золотого эквивалента. В их числе: разрешение конторам и отделениям Государственного банка покупать золотую монету по определенному курсу, а столичным продавать и производить платежи по тому же курсу; затем были введены правила приема Государственным банком золотой монеты на текущий счет. Вскоре эта же операция вводится и в частных коммерческих банках, объявивших, что они будут принимать золото по текущим счетам и по всем обязательствам.
Вся реформа денежного обращения была рассчитана на будущее индустриальное развитие России, и ему она служила. Но неизбежно вставал вопрос о том, как девальвация и свободный размен рубля на золото отразятся на внутрихозяйственной деятельности и в первую очередь на положении основной части подданных российской короны в ближайшем времени. С. Ю. Витте, что ни к каким заметным общественно-экономическим пертурбациям реорганизация финансового обращения не приведет. Система конвертации валюты затрагивала главным образом внешнеэкономическую деятельность, а вводимое соотношение металлических и бумажных денежных знаков лишь закрепляло реально сложившееся положение. Уклад жизни основной массы населения, его повседневное материальное и производственное обеспечение фактически не зависели ни от самого золотого паритета, ни от характера мировых денежных расчетов. Русские крестьяне в массе своей оставались вне системы мирового денежного рынка, а “ценовая погода” внутри империи поддавалась контролю со стороны государства.
В 1896 году возникла необходимость приступить к изготовлению золотой монеты нового образца. К тому времени она уже несколько лет не производилась ввиду намечаемой финансовой реорганизации.
Решающий этап реформы денежного обращения наступил в 1898 году, когда серией именных высочайших указов законодательно были закреплены важнейшие элементы новой финансовой системы. 3 января последовал указ о выпуске в обращение золотой империальной монеты в 15 рублей и полуимпериальной в 7 рублей 50 коппек; 29 августа об установлении твердого основания для эмиссии кредитных билетов. Затем последовало распоряжение о чеканке и выпуске в обращение пятирублевой золотой монеты, равной одной трети империала. В этот же день появился и еще один указ касавшийся надписи на кредитных билетах: на них теперь обозначалось обязательство государства и государственного банка непременно разменивать кредитные билеты на золото и было установлено определение новой монеты (один рубль 1/15 империала, содержащего 17,424 доли чистого золота).
Преобразование денежной системы на основе золотого монометаллизма потребовало изменить монетный устав, новая редакция которого была утверждена Николаем II 7 июня 1899 года. Основные положения его сводились к следующему. Государственной денежной единицей России являлся рубль, содержавший 17,424 доли чистого золота. Золотая монета могла чеканиться как из золота, принадлежащего казне, так и из металла, предоставляемого частными лицами. Полноценная золотая монета обязательна к приему во всех платежах на неограниченную сумму. Серебряная и медная монеты изготовлялись только из металла казны и являлись вспомогательными в обращении, обязательными к приему в платежах до 25 рублей. Золото довольно быстро утвердилось в качестве главного платежного средства, что способствовало прекращению колебания курса.
Введение золотой валюты
укрепило государственные финансы
и стимулировало экономическое
развитие. В конце XIX века по темпам
роста промышленного
5. Деятельность Витте в аграрном секторе экономики.
Нарастание противоречий в стране вело к переосмыслению роли сельскохозяйственных преобразований в подъеме производительности России. Витте не раз обращался к этой проблеме, но всякий раз встречал резкое сопротивление и недовольство со стороны наиболее консервативных слоев дворянства. Объясняя создавшееся положение, он обращается к истории развития аграрных отношений после реформ 1861 г. Он отмечает, что повсеместно можно было арендовать землю дешевле, чем платить за надел. Отсюда стремление крестьян бросить надел.
Возглавив в 1902 г. Особое совещание
о нуждах сельскохозяйственной промышленности,
Витте смог глубже осознать значение
крестьянского вопроса и