Религии Древней Греции и Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 16:05, контрольная работа

Описание работы

Первые религии образовались с того момента, когда человек достиг вершины своего физического развития - появление и закрепление Homo Sapiens, как наиболее развитой ступени человечества.

Это не были современные религии. Люди поклонялись животным, которые их окружали: существам сильным, мудрым. Так было в Месопотамии, Древнем Египте.

В данной работе отражены сведения о более поздних религиях Древнего Рима и Древней Греции, в которых люди поклонялись Богам в изображении людей. Наиболее сильных созданий, каждому из которых присущи качества той области жизни, чувств или сознания людей, Богом которой они являются.

Содержание работы

I. Введение……………………………………………………………………..3
II. Основная часть:
1.Греция-сущность религии и мифологии……………………………….......4
2.Рим-преемник культа олимпийцев…………………………………….......11
3.Сравнение богов…………………………………………………………….15
IV. Заключение………………………………………………………………..17
V. Список использованной литературы…………………………………….18

Файлы: 1 файл

история религий.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

 

  Формально-договорной характер отношения к богам связан с магией и магическими представлениями. В магии всё основано на формальном сочетании слов и действий. Малейшая ошибка разрушает эффект. Магизм римской религии привёл к широкому развитию её обрядовой стороны. Сложная обрядность, в свою очередь, требовала многочисленных специалистов, отсюда – развитие жречества. Римское жречество было более многочисленно, дифференцировано и авторитетно, чем греческое. Существовал ряд греческих коллегий, которые боролись за влияние в государстве. Самой влиятельной была коллегия понтификов. Глава этой коллегии являлся верховным жрецом Рима.

 

   Очень многочисленной и влиятельной была коллегия жрецов-гадателей, так как гадания занимали большое место в жизни  римлян и обрядовой стороне римской религии.

 

  Начиная с III в. до н. э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги:

Юпитер - бог неба, грома  и молнии. Марс - бог войны, Минерва - богиня мудрости, покровительница  ремесел, Венера - богиня любви и плодородия.

Вулкан - бог огня и  кузнечного ремесла, Церера - богиня растительности. Аполлон - бог солнца и света, Юнона - покровительница женщин и брака, Меркурий - вестник олимпийских богов, покровитель путников, торговли, Нептун - бог моря, Диана - богиня луны.

Одним из почитаемых чисто  италийских божеств был Янус, изоб-ражавшийся с двумя лицами, как божество входа  и выхода, всякого начала.

 

Олимпийские боги считались  покровителями римской общины и  почитались патрициями. Плебеи же особенно почитали божественную троицу: Цереру, Либору, Прозерпину - богиню растительности и преисподней и Либора - бога вина и веселья.

 

   Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, а в конце III в. до н. э. было введено почитание Великой матери богов из Фригии. Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистических государств, познакомило римлян с эллинистическими и восточными богами, которые находят почитателей среди римского населения. Прибывавшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные религиозные воззрения.

 

  Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы, возносить молитвы-просьбы и производить особые ритуальные действия. Особые коллегии сведущих людей - жрецы - наблюдали за культом отдельных богов, за •порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет, к какому божеству обратиться с нужной просьбой.

 

  Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. В отношении к богам действовал принцип «я даю, чтобы ты дал». Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с божеством. Римская религия не возбуждала

священного трепета, экстаза, которые овладевают верующим. Вот почему римская религия при внешнем очень строгом соблюдении всех формальностей и обрядов мало затрагивала чувства верующих, порождала неудовлетворенность. С этим связано проникновение иноземных, особенно восточных, культов, часто отличающихся мистическим и оргиастическим характером, некоторой таинственностью. Особенно широко распространялся

культ Великой матери богов и культ Диониса - Вакха, зачисленных в официальный римский  пантеон. Римский сенат принимал меры против распространения оргиастических восточных культов, считая, что они подрывают официальную римскую религию, с которой связывалась мощь Римского государства и его устойчивость. Так, в 186 г. до н. э. были Запрещены разнузданные вакханалии, связанные с обрядами культа Вакха - Диониса.

 

  Широкое проникновение греческого влияния во I I в. до н. э. привело не только к большому воздействию греческой религии и приспособлению к ней римских религиозных воззрений. Одним из важных последствий греческого влияния было распространение греческой философии в римском обществе и взглядов греческих философов на религию и богов. Было переведено на латинский язык сочинение эллинистического писателя Эвгемера, который считал, что боги - это обожествленные некогда жившие великие люди. Высшая римская аристократия, знакомая с греческой философией, начинает скептически относиться к религиозным верованиям, хотя и рассматривает религию  как необходимое средство управления народом. Распространение мистических восточных культов в массах, скептическое отношение к римской религии у аристократии подрывали официальную римскую религию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Сравнение богов

 

Греция                            *Назначение бога*                                      Рим

Аид бог    *царства мертвых*                                                          Плутон

Аполлон  *бог солнца и покровитель искусств *                        Аполлон

Арес          *бог войны*                                                                    Марс

Артемида *богиня охоты *                                                             Диана

Асклепий *бог врачевания *                                                          Эскулап

Афина        *богиня мудрости и справедливой войны*                Минерва

Афродита  *богиня любви и красоты*                                           Венера

Борей         *бог северного ветера*                                                Аквилон

Геба            * богиня юности *                                                         Ювента

Гера             *царица богов *                                                            Юнона

Геракл         *герой, совершивший знаменитые 12 подвигов*     Геркулес

Гермес        * бог торговли и ловкости *                                         Меркурий

Гестия        *богиня домашнего очага *                                          Веста

Гефест        *бог огня и кузнечного ремесла*                                 Вулкан

Гея              *богиня земли* Теллус

Деметра      * богиня полей и плодородия *                                     Церера

Дионис      * бог виноградарства и виноделия*                               Бахус, Либер

Зевс            *верховный бог *Юпитер

Зефир          *бог западного ветра*                                                   Фавоний

Кронос        *бог времени*                                                               Сатурн

Мойры        *богини человеческой судьбы*                                   Парки

Музы           *покровительницы наук, поэзии и искусств *            Камены

Ника            * богиня победы *                                                          Виктория

Одиссей      * герой, главное действующее лицо “Одиссеи”*      Улисс

Пан              * бог лесов, охотников и пастухов, всей природы *  Фавн

Персефона *богиня плодородия и царства мертвых *                  Прозерпина

Посейдон    * бог морей и землетрясений *                          Нептун

Селена        *богиня луны *                                                   Диана

Тихе           *богиня случая и судьбы*                                  Фортуна

Хариты      *богини красоты и изящества *                          Грации

Эос              *богиня утренней зари*                                     Аврора

Эриннии      * богини мщения*                                               Фурии

Эрот (Эрос) *бог любви *                                                        Амур, Купидон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Заключение

 

  Нельзя не сказать  о значимости этих религий,  хотя бы о том что Греция, а далее и Рим в своём  развитии опирались на религию.  Эти государства были центром  мирового развития, их религия-центр  мировой религии. 

  Население Рима, многонациональное, многоконфессиональное вело борьбу за одну истинную религию.  В последние века античной истории вера олимпийцев ослабела.

  Хотя римляне и  поддерживали культ Юпитера и  всего Пантеона как своего  рода гражданский долг. Одна из  возможных причин: потеря людьми своего места и цели в сверхдержавах эллинской и римской эпох. Результатом стал не атеизм, а наоборот – жажда веры. Рим, раздираемый нарастающими внутренними противоречиями становится  на путь христианства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Список используемой литературы

 

  1. Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия. — Киев: СИНТО, 1993.
  2. Зелинский Ф.Ф. Религия эллинизма. — Томск: «Водолей», 1996.
  3. Древо познания, стр. 20-26. London- «Marshal Cavendish», 2006.
  4. Штаерман Е. М. Религия Древнего Рима. «Наука», 1987.
  5. Людвинская В. Всеобщая история религий мира. ЭКСМО, 2007.

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Религии Древней Греции и Древнего Рима