Религиозная реформа Эхнатона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 03:11, контрольная работа

Описание работы

Международные отношения Египта этого времени нам довольно хорошо известны благодаря находке в Эль-Амарне большого государственного архива египетских фараонов конца XVIII династии. В этом архиве сохранились дипломатические послания царей Вавилона, Ассирии, Митанни, Хеттского государства и Кипра, а также многих сиро-палестинских князей и правителей к египетскому фараону.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. Религиозная реформа Эхнатона......................................................4
2. Ликвидация амарнской рефоРмы...................................................9
3. Последствия амарнской реформы ...............................................12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................15

Файлы: 1 файл

Египет при Аменхотепе III.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

Город, построенный Эхнатоном, был покинут жителями и предан разрушению, а имя Эхнатона и его бога Атона уничтожалось на всех памятниках и было предано проклятию. Эхнатона стали называть «преступником из Ахетатона». Годы его царствования были причислены к годам царствования других царей.

 

 

 

3. Последствия амарнской  реформы

 

Возвращение к религиозной политике фараонов XVIII династии связано и с возобновлением той военной политики, которая проводилась предшественниками Эхнатона, великими завоевателями предшествующего периода. Для этой цели Хоремхебом был проведён ряд административных реформ, в частности реорганизация податной системы, и приняты меры против мародёрства воинов и взяточничества чиновников. Большое внимание было обращено также на реорганизацию армии, которая была разделена на две большие части соответственно двум основным направлениям военной политики Египта: «одна в южной области, а другая в северной области».

Очевидно, Хоремхебу было трудно в полной мере возобновить традиционную завоевательную политику Египетского государства. Поэтому он смог сделать в этом отношении лишь некоторые робкие попытки. Так, мы знаем, что Хоремхеб совершил небольшой военный поход в Сирию. Сохранились надписи времени его царствования, в которых упоминаются победы над хеттами. Сохранились также и рельефы, изображающие азиатских пленников. Значительно более крупных успехов удалось достигнуть Хоремхебу на юге, во время завоевательного похода в Нубию. Роскошные рельефы, сохранившиеся на стенах храма в Сильсиле, рисуют триумф, торжественно отпразднованный Хоремхебом после большой победы, одержанной им над нубийскими племенами.

Укрепление египетского господства в Нубии дало возможность снова снаряжать экспедиции в Пунт. Один рельеф, сохранившийся на стенах Карнакского храма, изображает Хоремхеба, принимающего во время аудиенции вождей Пунта, которые несут ему в виде дани мешки с золотым песком и другие предметы. На другом рельефе представлено, как Хоремхеб приносит в жертву фиванскому богу Амону богатые дары, полученные из Пунта. В приведённой тут же надписи подчёркивается, что фараон приносит в жертву богу Амону «дань Пунта», захваченную благодаря его «победоносной мощи». «Ты поверг их вождей (Пунта. — В. А.) в трепет... — восклицает автор надписи, очевидно, придворный поэт. — Велика твоя мощь в каждой стране!»

Эта завоевательная политика продолжалась и при преемниках Хоремхеба. Рамзес I провёл целый ряд мероприятий, имевших своей целью дальнейшую реорганизацию и усиление египетской армии. Он разделил армию на три корпуса, носившие имена главных богов Египта. К каждому корпусу был присоединён отряд колесниц, что делало войска более подвижными и давало им возможность совершать стремительные атаки. Кроме того, была организована особая гвардия, которая должна была постоянно находиться при особе царя. Наконец, в более широком масштабе, чем ранее, стали применяться иноземные войска, главным образом наёмники, навербованные среди соседних племён. В частности эти иноземные войска использовались в качестве гарнизонов крепостей. Целый ряд мер был принят для того, чтобы облегчить возможность переброски больших войсковых соединений в Азию. С этой целью была восстановлена военная дорога, ведшая из пограничной крепости Джару через пустыню в Азию. Эта дорога была снабжена колодцами с питьевой водой и укреплена фортами.

Начавшийся при Сети I новый расцвет Египта нашёл своё внешнее выражение в широкой строительной деятельности фараона, построившего целый ряд храмов от Бубастиса в дельте до Амады в Нубии. Величественными памятниками этого времени являются развалины роскошных зданий в районе Фив: громадный колонный зал в Карнаке, стена, покрытая рельефными изображениями царских побед, своеобразная каменная летопись и заупокойный храм. Прекрасными памятниками строительной деятельности Сети I являются абидосское святилище, построенное в честь Озириса, грандиозная гробница, высеченная в скалах Долины царских гробниц и состоящая из громадного количества подземных галерей и зал, стены которых сплошь покрыты религиозно-магическими изображениями и надписями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Крупным фактом египетской истории этого времени является проведение Аменхотепом IV большой религиозной реформы, имевшей своей целью заменить древнюю традиционную форму многобожия новым культом единого солнечного бога. В основе этой реформы лежали определённые социально-экономические причины.

Завоевательные войны фараонов XVIII династии привели к обогащению лишь небольшой группы придворной знати и тяжело отразились на положении трудового населения страны, Наиболее крупные богатства скопились в храмах и главным образом в руках фиванских жрецов Амона. Религиозная реформа, направленная своим остриём против господства непомерно разбогатевшего высшего фиванского жречества, проводилась последовательно и систематически.

Вступив на престол, Аменхотеп IV начал борьбу против высших слоев фиванского жречества, благодаря своему богатству оказывавших в течение предшествующих царствований сильное влияние на всю политику египетского правительства. Аменхотеп IV, выступив против фиванского жречества, принуждён был сперва опереться на провинциальное жречество, в частности на жречество Гелиополя и Мемфиса, где со времён глубокой древности процветал культ единого и верховного солнечного божества. Аменхотеп IV стал выдвигать в противовес культу бога Амона культ гелиопольского бога Ра-Горахте. Объявив себя первосвященником этого бога, фараон начал строить в Фивах храм древнему солнечному божеству Египта, провозгласив его богом, «который ликует на горизонте в имени своём — блеск света, находящийся в диске солнца». В этих эпитетах древнего солнечного божества Египта уже ясно видны основные контуры новой религии солнечного единобожия.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Афанасьева В.К., Луконин В.Г., Померанцева Н.А. Искусство Древнего Востока. Дрезден, 1977.
  2. Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975.
  3. Васильев Л.С. История Востока. М., 1993. Ч. I-II.
  4. Древние цивилизации / Под ред. Бонгард-Левина Г.М. М., 1989.
  5. История Древнего Востока. Ч.I. Месопотамия. Под ред. Дьяконова И.М. М., 1983.
  6. История Древнего Востока, Ч.II. Египет. Под ред. Перепелкина Ю.Я. М., 1988.
  7. История Древнего Востока. Под ред. Кузищина В.И. М., 1988, 1999.
  8. История древнего мира. Под ред. Дьяконова И.М., Нероновой В.Д., Свенцицкой И.С. М., 1982, 1983, 1989. Кн. 1. Кн. 2. Кн. 3.
  9. Источниковедение истории Древнего Востока. М., 1984.
  10. Хрестоматия по истории Древнего Востока Под ред. Струве В.В. и Редера Д.Г. М., 1963.

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Религиозная реформа Эхнатона