Религиозные обряды первобытных людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:02, доклад

Описание работы

Нет такого народа на свете, который не обладал бы в той или иной форме религиозными представлениями. Какими бы простыми ни были его образ жизни и мышление, любое первобытное сообщество полагает, что вне непосредственного физического мира существуют силы, которые воздействуют на судьбы людей и с которыми люди должны поддерживать связь ради своего благополучия.
Ритуалы, которыми отмечается изменение жизненного статуса человека, известны антропологам как «обряды перехода». Они сопровождают такие события, как рождение, наречение имени, переход от детства к взрослой жизни, свадьба, смерть и погребение.

Файлы: 1 файл

Религиозные обряды первобытных людей..docx

— 20.11 Кб (Скачать файл)

 Религиозные обряды первобытных людей.

Нет такого народа на свете, который не обладал бы в той  или иной форме религиозными представлениями. Какими бы простыми ни были его образ  жизни и мышление, любое первобытное  сообщество полагает, что вне непосредственного  физического мира существуют силы, которые воздействуют на судьбы людей  и с которыми люди должны поддерживать связь ради своего благополучия.

Обряды  перехода.

Ритуалы, которыми отмечается изменение жизненного статуса человека, известны антропологам как «обряды  перехода». Они сопровождают такие  события, как рождение, наречение  имени, переход от детства к взрослой жизни, свадьба, смерть и погребение.

Рождение.

Ритуалы, связанные с рождением, обычно принимали форму мер предосторожности с целью обеспечить благополучие ребенка в будущем. Еще до его  рождения матери предписывалось, что  именно она может есть или делать; во многих первобытных обществах отцовские действия также ограничивались. В некоторых регионах связи отца с ребенком придавалось столь большое значение, что отец – ради дополнительной предосторожности при родах – укладывался в постель для КУВАДЫ. (кувада- обрядовая имитация родов мужем роженицы (мужчина симулирует родовые схватки, ложится в постель роженицы, принимает поздравления с благополучным для него исходом родов, нянчит ребёнка и т. п.)

Инициация.

Переход от детства к статусу  взрослого (не везде отмечался). Часто обряд инициации совершался над юношами или девушками в момент вступления их в период половой зрелости. Инициации могли включать в себя проверку на храбрость или подготовку к брачной жизни путем операции на гениталиях; но наиболее распространенным было посвящение инициируемого в его жизненные обязанности и в тайное знание, которое не было им доступно, пока они оставались детьми.

Заключение брака.

Целью свадебных  обрядов в гораздо большей  степени было общественное признание  нового социального статуса, нежели его празднование.

Смерть  и погребение.

Смерть воспринималась первобытными людьми по-разному: от отношения к  ней как к естественному и неизбежному – до представления о том, что это всегда результат действия сверхъестественных сил. Ритуалы, совершаемые над трупом, давали выход горю, но одновременно служили и мерами предосторожности против зла, исходящего от духа покойного. Формы погребения были различны: от выбрасывания трупа в реку до сложной процедуры кремации, захоронения в могиле. Очень часто имущество умершего уничтожалось или хоронилось вместе с телом.

 

 

 

 

 

 

Отдельные обрядовые действия.

Жертвоприношение.

Подразумевает такое приношение некоему сверхъестественному существу ценных даров.

Причины, по которым совершались  жертвоприношения, и то, какая именно жертва угодна богам, в каждой культуре имели свои особенности. Но общим  повсюду было установление связи  с богами и другими сверхъестественным силами для того, чтобы получить божественное благословение, силы для  преодоления трудностей, заручиться удачей, отвести от себя зло и  несчастья. Эта мотивация имела различные оттенки зачастую представляло собой немотивированный формальный акт.

Время от времени в Полинезии имело место человеческие жертвоприношения (из числа пленников или представителей низших слоев общества). В этом смысле крайняя форма жертвования зафиксирована у индейцев племени натчез, которые убивали собственных детей; классическим примером жертвоприношения в христианской религии служит распятие Иисуса.

Однако обрядовое убийство людей не всегда носило жертвенный характер. Так, индейцы северо-восточного побережья Северной Америки убивали  рабов, чтобы усилить впечатление  от сооружения большого общинного дома.

Испытание.

( за провинность человека)

Когда человеческий суд казался  недостаточным, люди часто обращались к суду богов, прибегая к физическому  испытанию. Такое испытание было распространено только у древних цивилизаций и первобытных народов. Оно практиковалось на законном основании в светских и церковных судах вплоть до конца средних веков. Общими для Европы были следующие испытания: опускание руки в кипяток с целью достать какой-либо предмет, держание в руках докрасна раскаленного железа или хождение по нему, сопровождаемое чтением соответствующих молитв. Человек, сумевший вынести подобное испытание, признавался невиновным. Иногда обвиняемого бросали в воду; если он держался на воде, считалось, что чистая вода отвергает его как нечистого и виновного. У народа тонга в Южной Африке было принято выносить приговор человеку, у которого данное ему в ходе испытания снадобье вызывало отравление.

Исполнители.

Первобытные религиозные  обряды всевозможными способами  производили жрецы или люди, считавшиеся святыми, племенные лидеры, которые чувствовали в себе особые качества, позволявшие им обращаться к сверхъестественным силам. Одной из разновидностей последних был шаман, который, по всеобщему убеждению, обретал эзотерическое могущество через непосредственное общение с духами во сне или в своих видениях.

Слово «шаман»  азиатского происхождения. Оно применяется  в широком значении, охватывая  такие разные типы, как сибирский  шаман, знахарь у американских индейцев, колдун-лекарь в Африке. 

 


Информация о работе Религиозные обряды первобытных людей