Религия викингов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данной курсовой работы: проследить распространения христианства в Скандинавских странах.
Задачи:
- исследовать религию Викингов до принятия Христианства.
- рассмотреть причины распространение Христианства;
Также необходимо в рамках данной темы выяснить представление Викингов о создание мира, загробной жизни и какие похоронные обряды у них существовали.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РЕЛИГИЯ ВИКИНГОВ...…………………………………..….стр. 7
1.1. Старая и новая религия...…………………………………..…………..стр.7
1.2. Создание мира...………………………………………………………..стр. 9
1.3. Представление о загробной жизни…………………………………....стр. 13
1.4. Пантеон богов…………………………………………………………..стр. 14
1.5. Похоронные обряды викингов…………………………………….......стр. 16
ГЛАВА 2. ХРИСТИАНИЗАЦИЯ СКАНДИНАВСКИХ СТРАН……………………………………………..………………………...стр. 19
2.1. Причины распространение Христианства……………………………стр. 22
2.2. Периоды распространение христианства в Скандинавских странах…………………………………………………………….………...стр. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 247.75 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. РЕЛИГИЯ ВИКИНГОВ...…………………………………..….стр. 7

1.1. Старая и новая религия...…………………………………..…………..стр.7

1.2. Создание мира...………………………………………………………..стр. 9

1.3. Представление о загробной  жизни…………………………………....стр. 13

1.4. Пантеон богов…………………………………………………………..стр. 14

1.5. Похоронные обряды  викингов…………………………………….......стр. 16

ГЛАВА 2. ХРИСТИАНИЗАЦИЯ СКАНДИНАВСКИХ  СТРАН……………………………………………..………………………...стр. 19

2.1. Причины распространение  Христианства……………………………стр. 22

2.2. Периоды распространение  христианства в Скандинавских  странах…………………………………………………………….………...стр. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена  проблеме “ Распространения христианства в Скандинавских странах”. До принятия истиной веры населения Скандинавии  были приверженцы языческой культуры. Древняя религия скандинавов  основывалась на поклонении силам природы. К началу эпохи викингов в религиозных  представлениях скандинавов произошли  некоторые сдвиги. 

 После изучения скандинавских  мифов саг можно проследить  то, каково было преставления  мира,  его строения в сложную  иерархию богов которые в первую  очередь покровительствовали воинам. Главным богом или отцом всех  богов был Один. Но в глазах скандинавов, Один был не только военным вождем, зачинщиком битв и сеятель раздора. Он – и вечный странник, никогда не остающийся на одном мести, старец в надвинутой на глаза шляпе, в голубом плаще, склонный к перевоплощениям и мистификации. Верхом на восьминогом коне Слейпнир, в сопровождении волка и ворона, зовущихся “Память” и “Мысль”, он постоянно охотится, как бы олицетворяя дух беспокойства и тяги к странствиям. Он же покровитель торговли. Один – воплощения высший мудрости, но считался источником магии и поэзии. Религия скандинавов не была проникнута моральным пафосом, нравственные понятие добра и зла в абстрактной форме были им чужды. Но вмести с тем эта религия придавала напряженность жизни. Все поведения человека подчинялось одному требованию, принципу: способствовать благу своего рода. Трудность, недостойные поступки могли повредить родовому счастью; неотомщенная обида, причиненная самому человеку или кому-либо из его близких, ложилась не только темным пятном на его честь,- она грозила разрушить душу рода, переходившую от предков к потомкам. И эта угроза была несравненно большей в глазах скандинава, чем страх смерти, которую он презирал. Поэтому каждый шаг, каждый поступок имел определенное значения. Человек был преисполнен чувства ответственности за будущее рода, частью которого он являлся, частица душу которого жила в нем. По это причини, он постоянно ощущал в себе присутствие силы рода и знал о поддержке, которую в случае необходимости он получал.

В религии всегда есть два  уровня: высший - учения о богах, то что называется «богословием», и низший  - культовые, обрядовые формы, действия, символика и ритуалы, священные предметы. Сила традиций присуща второму слою религиозных представлений и актов, которые играли огромную роль общественной жизни скандинавов. Вера во всемогущих богов разрушилась, их место стали занимать Христос и Дева Мария, наделенные при это некоторыми качествами старых богов. Язычество сохранилась не как система взглядов и идеология, а как суеверия и комплекс ритуалов. Его вытеснило Христианство, но в частной жизни людей она оставалось важным элементом. Часто скандинавы меняли религию. Скандинавы, придерживались как бы «смешанной веры»: обращаясь за помощью к богу христиан, они не порывали с язычеством. Исландский конунг Хельги Тощий: он верил в Христа, но на море прибегал к помощи Тора.

Таким образом, цель данной курсовой работы: проследить распространения христианства в Скандинавских странах. 

Задачи:

- исследовать религию  Викингов до принятия Христианства.

- рассмотреть причины распространение Христианства;

Также необходимо в  рамках данной темы выяснить представление Викингов о создание мира, загробной жизни и какие похоронные обряды у них существовали.

 

 

Хронологические рамки

Принятие христианства в Скандинавии - IX-XI в. Первые миссионеры появились в Дании еще в VIII в. Большей частью их просто игнорировали, некоторых продавали в рабство, а некоторых наименее удачливых убивали. А приняли Христианство в Дании при Харльди Синизубом около 865 года. Норвежцы приняли христианство при Олафе Трюгвессоне и Олафе Харальдсоне. Они оба скупились на угрозы и репрессии, чтобы принудить населения пройти обряд крещения. Олафе Харальдсоне был первым святым покровителем  Скандинавии. Олаф Трюгвиссон не жалел усилий, чтобы убедить исландских колонистов принять христианство. На пример, он пригрозил убить всех исландцев, живущих в Норвегии либо приезжающих в эту страны, если они не обратятся в христианскую веру. И Исландия в 1000 (999)г. на альги принято решение о принятие христианства. Из всех государств Скандинавии, Швеция приняла христианство последней. Для обращения шведов в христианство в эту страну были направлены католические миссионеры из германии. В 1008 году шведский король Улов Шетконунг принял крещение, и христианство стало официальной религией в стране. Но многие шведы продолжали чтить древнескандинавских богов, сохраняя свою религию еще целое столетье.

Историография:

Актуальность данной темы видится в её мало изученности, советской  историографии этой теми уделялось  мало внимания. В то время больше внимания уделялось проблемам другого  характера. В советской историографии  этой проблемой занимался А. Я. Гуревич, на анализе саг. Основным его работой  по анализу саг была издана монография “История и Сага”. На анализе других материалов таких как “Перечень  суеверий и языческих обычаев” в  которой было перечислено то, что запрещала церковь, было проведана работа непосредственно как протекала Христианизация и что предпринимала  и советовала Духовенство, для того чтобы обратить скандинавов в “Истинную веру”. В зарубежной историографии это проблемой занимался исландский ученый Бьерн Терстейнссон,  он также пытался проследить, как протекала христианизация в Скандинавии на анализе саг. Его статья на эту тему опубликована в Скандинавский сборник №3  “Исландская сага и историческая действительность”

Основным источником о  знание религии викингов эта  “Старшая Эдда” или как её называют Кодекс Богов  и Хеймскрингл (Сага о Норвежских конунгов), крупнейший памятник скандинавской литературы XIII в., автором считается Снорри Стурлосон крупный исландский политический деятель. Сага – жанр повествования, встречающийся только в Скандинавии и преимущественно в Исландии. Саги это граница между фольклором и литературой. Саги отличается спокойным и объективным стилем, в ней говорится о событиях, поступках. В ней не существуют вымышленные лица, все герои жили, художественного вымысла или преувеличения не существует. Саги писались и в христианскую эпоху, но дух их пронизан язычеством. Главное в сагах – судьба, судьба нередко героя ставит перед лицом смерти, следовательно, саги отличается напряженным драматизмом.  По распространению христианство используется материал изложенный в книги “Перечень суеверий и языческих обычаев” изложенный А.Я. Гуревич, в ней перечислены многообразные формы народных верований и обрядов, преследовавшиеся церковью.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. РЕЛИГИЯ ВИКИНГОВ

Одной из причин,  по которой Христианизация Скандинавских стран растянулась на длительное время можно считать её сложную структуру, религия была агрессивной. И для того, что бы понять, почему Христианизация столкнулась с трудностями, необходимо проанализировать религию викингов.

1.1. Старая и новая религия

 

На протяжении большей  части эпохи викингов скандинавы отличались от народностей более  южных регионов Европы тем, что у  них была иная, нехристианская религия. Христиане называли их уничижительным словом «язычники» («паганос»). Так называли всех иноверцев. За исключением мусульман в Испании и в других регионах Средиземноморья, вся Западная и Южная Европа исповедывали христианство. Лишь среди народностей Северной и Восточной Европы можно было найти тех, кто исповедовал иную религию. Речь, в частности, идет о славянских, финских и саамских племенах.

Христианство — религия, характеризующаяся миссионерством, и ближайшие соседи скандинавов  с южной стороны были окрещены, приблизительно, в начале эпохи викингов. Это произошло с фризами на протяжении 700-х годов. В том же столетии были окрещены и саксы. Оба  региона входили в королевство  франков. В Саксонии император Карл Великий вводил христианство принудительно, причем, с необыкновенной жестокостью. Затем в последующие годы миссионеры устремились на север и восток, во всех случаях, когда позволяла  политическая ситуация, и около 965 года Дания официально приняла христианство. Вслед за этим христианство приняла  Норвегия. Это произошло в начале 1000-х годов. А Швеция была обращена в христианскую веру постепенно, в  том же столетии.

В этих странах введение христианства явилось звеном в процессе укрепления королевской власти, подобно  тому, как это имело место в  Польше, в Киевской Руси и в Венгрии; эти страны приняли христианство соответственно в 966, 988 и в 1000-м годах. Незадолго до 1000-го года приняли  христианство жители викингских колоний в Атлантике. Христианство стало с необычайной быстротой распространяться по всей Европе. Введение христианства в Скандинавии шло в русле этого процесса, и миссионерская деятельность христиан продолжалась в последующие столетия в регионе Балтики и в Северной Руси. Саамы на севере Скандинавии тоже были обращены в христианскую веру. Их крещение происходило по инициативе скандинавов, которые делали это часто с мечом в руке.

Вместе с тем миссионерская  деятельность отнюдь не была координированной, а христианство не было единым, Прежде всего, существовали две христианские организации — римско-католическая, во главе с Папой Римским, и  греко-католическая, во главе с патриархом в Византии. Обе эти организации  претендовали на то, что именно их религия  является истинно христианской. Благодаря тесным связям с Восточном Европой и с Византией, шведы имели возможность познакомиться с греко-католической верой, но в целом в Скандинавии победу одержала римско-католическая церковь. Существовало соперничество между представителями двух религий. Миссионеры обычно посылались из архиепископских резиденций. Престиж, влияние и доходы церкви росли вместе с возникновением новых христианских регионов. Это вызывало противостояние между епископатами. Споры шли о разделе влияния, о тех или иных регионах миссионерской деятельности. И поскольку церковные организации в отдельных странах имели тесную связь с местной королевской властью, то часто миссионерская деятельность и церковная политика были неотъемлемы от политики местной власти. В то же время введение христианства повсюду ознаменовало собой рубеж в развитии культуры. Христианство привносило в жизнь не только новые ритуалы и но вые верования, но и приводило к изменению норм морали и к постепенному крушению укоренившихся традиций прежней культуры. Христианство означало европеизацию многих, наиболее существенных сторон жизни1.

1.2. Создание мира.

До начала времен существовало две  области Нифльхейм (Темная страна) и Муспельхем (Огненая страна), между ними находилась Гиннунгагап (Мировая Бездна). Нифльхейм была страна вечного холода и жутких морозов. И вот однажды в центре страны стал бить родник Гергельмир (Кипящий котел), и вместо воды в этом источнике бил яд. В этом роднике брали начало несколько мощных рек: Свель (Холодная), Сюльг (Глотающая), Ульг (Волчица), Фьерм (Быстрая), Слид (свирепая), Вид (Широкая), Лейфт (Молния), Гунтра, Фимбультуль, Гьель. Однажды воды реки Эливагар (Бурные воды), так удалились от своего начала ,что их ядовитая вода застыла подобно шлаку, бегущему из огня, и стала льдом. Лед окреп следствием чего яд вышел наружу росой и превратился в иней. Лед и иней под напором вновь поступающего яда вытеснялся из Нифльхейма и падал в Мировую бездну. Шло время и этот иней постепенно заполнил ее всю. Север Мировой Бездны был весь заполнен массами льда и инея, немного южнее царили дожди и ветры, на самом юге Мировой бездны царила благодать, так как туда залетали искры Муспельхейма. В этой области и повстречались иней Нифльхейма и теплый воздух идущий из Муспельхейма. Иней стал таять и стекать вниз, капли ожили от теплотворной силы и приняли образ великана, который звался Имир от которого пошел род Хримтурсов (инистых великанов). Помимо этого создания из инея появилась на свет корова Аудумла, из вымени которой текли четыре молочные реки, молоком из которых и питался новорожденный Имир. Однажды Имир заснул и вспотел, из пота под левой рукой у него выросли мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Корова же жила тем что слизывала иней с камней и вот однажды на одном из камней появились волосы, корова продолжала лакомится инеем, на следующий день появилась голова, корова продолжала в том же духе, следствием чего появилось и тело. Имя этого существа было Бури (родитель), у него родился сын по имени Бор. Этот взял себе в жены дочь великана Бельторна Бестлу. У них родились три брата: Один, Вили, Ве которые и дали начало светлому племени богов-Асов2.

В дальнейшим повествуется о том, каков  был мир после рождения Одина, Вили и Ве, то есть тот которой они создали (в некоторой степени он напоминает Др. Греческие мифы, где так же три брата Зевс, Аид и Посейдон свернули своего отца) Братьям не нравился мир, в котором они жили, не пожелали они сносить и господство жестокого Имира. Они восстали против первого из великанов и после долгой и жестокой борьбы убили его.

Имир был так огромен, что в крови, хлынувшей из его ран, потонули все остальные великаны, утонула и корова Аудумбла. Лишь одному из внуков Имира - Бергельмиру удалось построить лодку, на которой он и спасся вместе со своей женой.

Теперь уже никто не мешал  богам устраивать мир по своему желанию. Они сделали из тела Имира землю, в виде плоского круга, и поместили ее посреди огромного моря, которое образовалось из его крови. Боги назвали землю "Митгард", что означает "средняя страна". Затем братья взяли череп Имира и сделали из него небесный свод, из его костей они сделали горы, из волос - деревья, из зубов - камни, а из мозга - облака. Каждый из четырех углов небесного свода боги свернули в форме рога и в каждый рог посадили по ветру: в северный - Нордри, в южный - Судри, в западный - Вестри и в восточный - Аустри. Из искр, вылетавших из Муспельхейма, боги сделали звезды и украсили ими небесный свод. Часть звезд они укрепили неподвижно, другие же, для того чтобы узнавать время, разместили так, чтобы они двигались по кругу, обходя его за один год.

Сотворив мир, Один и его братья задумали его населить. Однажды на берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху. Боги срубили их и сделали из ясеня мужчину, а  из ольхи - женщину. Затем один из богов  вдохнул в них жизнь, другой дал  им разум, а третий - кровь и румяные  щеки. Так появились первые люди, и звали их: мужчину - Аск, а женщину - Эмбла. Не забыли боги и великанов. За морем, к востоку от Митгарда, они создали страну Йотунхейм и отдали ее во владение Бергельмиру и его потомкам.

Со временем богов стало больше: у старшего из братьев, Одина, родилось много детей, они построили для  себя страну высоко над землей и  назвали ее Асгардом, а себя Асами, но и об Асгарде и об Асах мы расскажем вам позже, а сейчас послушайте о том, как были созданы луна и солнце.

Строение мира, по скандинавским поверьям вселенная делилась на девять миров. Центром миров было дерево - ясень, и говорятся, что нет равных ему по мощи и красоте. Проросло оно из нижних миров, ствол поддерживает Мидгард людей, а крона - выше небес, и если нужно кому путешествовать между мирами, нет лучшей дороги. Три корня у дерева, и далеко расходятся эти корни. Один - у Асов на небесах, другой - у инеистых Великанов, там, где прежде была бездна Гинунгагап. А третий корень тянется к Темному Миру Нифльхейм, и все еще бурлит под ним поток Кипящий Котел. В ядовитом источнике поселился злобный дракон Нидхегг, он грызет корень ясеня, надеясь погубить Людей и Богов...          Под тем корнем, что в Иотунхейме, тоже бьет ключ, и всякий, кому доведется испить из него, обретает знание и мудрость. Ведь род исполинов - древнейший. Но самый священный источник бурлит под тем корнем, что оказался на небе. Такова, говорят, его священная сила, что все попавшее в его воду становится белым, как пленка, лежащая под скорлупою яйца. Вот почему все белое называют прекрасным, вот почему светловолосые люди красивее темноволосых. А еще живут в том источнике прекрасные белые птицы - два лебедя. От них пошел весь лебединый род, ибо таково уж свойство Мирового Древа: хоть и зовут его ясенем, но расцветают на нем все цветы, какие только можно найти на земле, зреют все плоды и все семена, а в ветвях живут все звери и птицы, там их дом, оттуда сходят они наземь, чтобы родиться. Листья ясеня служат им пищей - оленям, козам, коровам и даже волкам, ибо Асгард слишком священен, чтобы там могла быть пролита кровь. Возле чудесного родника Боги судят свой суд. Там стоит прекрасный чертог, и из него навстречу Богам выходят три девы: Урд, Верданди и Скульд. Прошлое, Настоящее и Будущее. Их называют Норнами, провидицами судьбы. Им ведомо все, что произойдет с Людьми и с Богами. Рождается человек, и тотчас являются к нему Норны - судить судьбу. Урд, Верданди и Скульд - главные Норны, но есть еще много других, добрых и злых. Неравные дают они людям судьбы: у одних вся жизнь в довольстве и почете, у других, сколько ни бейся, ни доли, ни воли, у одних жизнь длинная, у других - короткая. Людям кажется, все дело в том, что за Норны стояли у колыбели: если они добры и из хорошего рода, наделят новорожденного хорошей судьбой. Если же человеку выпали на долю несчастья, так судили злые Норны. Бывает и так, что родители малыша забудут позвать какую-нибудь из Норн или обидят ее на пиру, и в отместку она нагадает такое, что трудно поправить даже Богам.                                                                                                              Но достойно прожить доставшуюся жизнь, будь она счастливой или бессчастной - дело самого человека, тут никто ему не помощник. Норны черпают из священного источника воду и поливают ясень, чтобы не засохли и не зачахли его ветви и гниль не завелась на стволе, чтобы крепко стояли девять миров... 3

Информация о работе Религия викингов