Ремесло и торговля в Московском государстве в 15-17 вв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

15-17 век в Москве - период демографического и хозяйственного подъема, выразившегося в росте народонаселения, увеличении массы драгоценного металла на денежном рынке, расширении международной торговли, росте продуктивности сельского хозяйства, расширении промышленности, улучшении условий жизни основной массы населения.

Содержание работы

Введение.
Глава 1.Центры торговли и ремесла в России 15-17 века
Глава 2.Торговля и ремесло в Московском государстве в 15-17 веках
2.1 Город, ремесло, промыслы
2.2 Государственная промышленность, рождение мануфактур
2.3 Образование всероссийского рынка
Глава 3.Внешняя и внутренняя торговля
3.1 Внутренний рынок
3.2 Внешняя торговля с Западом
3.3 Торговля с Востоком
3.4 Торговые пути
Заключение.
Список используемых источников и литературы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 51.32 Кб (Скачать файл)

В 16 веке существовало уже  сводное описание дорог Русского государства. На основании существовавших ранее дорожников и чертежей в  конце 16 века был составлен общий  чертеж Русского государства, содержащий описание дорог, рек, городов и урочищ. По-видимому, в это время, составлялись также описания и морских путей - поморские лоции. Одна из них легла, очевидно, в основу карты "Белого моря и реки Мезени", составленной в конце 16 века Лукой Вагенером.

Средневековые путешественники  и торговцы предпочитали ездить водой  или в зимнее время по сухопутным дорогам. В летнее время, а особенно в периоды распутицы, передвижение было утомительно из-за плохого состояния дорог. Осталось немало воспоминаний о тяжести путешествий по русским дорогам в летнее, весеннее и осеннее время. Так, Павел Иовий писал, что "путь из Вильны чрез Смоленск до Москвы, в зимнее время, по крепкому льду, превращающемуся от морозов и частой езды в твердый лед, совершается с неимоверной скоростью, зато в летнее время, не иначе можно проехать здесь, как с большим трудом и с чрезвычайными усилиями, потому что тающий от солнца снег образует болота и грязные, непроходимые топи, на которые для проезда настилают с величайшим трудом деревянные гати". Обязанность строить такие мосты и гати лежала на местном населении. Мостовщина была особым видом повинности в 16 веке. Когда через реки не было мостов, переправа осуществлялась примитивным способом, который описывался так: путешественники перебираются через реки "неким своеобразным способом переправы, а именно: нарубают кустарников, связывают их пучками, садятся на них сами, кладут имущество и, таким образом, гребя вниз по реке, относятся к другому берегу. Другие привязывают подобные связки к хвостам лошадей; они, погоняемые бичами, плывут к другому берегу, влекут с собой людей таким образом перевозят их".

Правительство делало попытки  упорядочить путешествие по наиболее важным дорогам. Одним из мероприятий  в этом направлении было устройство ямов. Исследователи рисуют ямскую гоньбу 16 веке в следующем виде. По большим дорогам на известном  расстоянии друг от друга, составлявшем в среднем 30- 40 км (иногда чаще), находились дорожные станции-ямы. Окрестное население  поставляло на ямы подводы и корм для лошадей. Оно же поочередно гнало  самую гоньбу. Ям состоял обычно из ямского двора, двух-трех изб, сенника  и конюшни. Ведали ямами ямщики. Обыкновенно  к ямскому двору приписывались  земли: пашня, сенокосы, иногда деревни, расходы с которых шли в  пользу ямщиков. Обычно на яме жили два-три ямщика. Право пользоваться ямами представлялось далеко не всем. В большинстве случаев ими  пользовались официальные лица: царские  гонцы, послы, которым в этом случае выдавалась соответствующая подорожная. Частным лицам не разрешалось  нанимать на ямах лошадей. Правительство  устанавливало контроль над деятельностью  ямов. Сохранилось значительное количество документов от конца 16 века, которыми правительство  регулировало порядки на ямах. Для  устройства ямов на места посылались дети боярские.

Средневековые пути сообщения  были трудны и опасны не только примитивным  состоянием дорог и транспорта. Немало забот для путешественников представляли набеги всевозможных разбойных людей  с целью ограбления. Поэтому путешествовать в одиночку было рискованно. Этим в значительной степени объясняется присоединение купцов к дипломатическим посольствам, которые имели достаточно надежную вооруженную охрану.

Послы и торговцы объединялись в большие караваны, даже по 500 судов. Несмотря на многочисленность этих караванов, нападения на них и грабежи  товаров и "поминков" были очень часты. Документы сохранили многочисленные жалобы купцов на ограбления во время переездов.

Правительство пыталось организовать на некоторых дорогах постоянную охрану путешественников от разбойных  людей. Но несмотря на все эти меры, нападения на торговые и посольские караваны были очень часты и считались обычным делом на русских средневековых дорогах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В целом России в 15-17 век  был весьма сложный. С одной стороны, шел процесс развития феодализма вглубь и вширь, который приводил к закрепощению крестьян и увеличению прав землевладельца на личность непосредственного  производителя. С другой стороны, в  России происходил бурный рост товарных отношений, намечалось превращение  ремесла в мелкое товарное производство, возникали мануфактуры, возрастало значение наемного труда, увеличивался обмен между областями и с  зарубежными странами. Развитие феодализма не могло приостановить развития товарных отношений, но и последние  пока еще никак не угрожали устоям феодальной собственности на землю  и принципу внеэкономического принуждения.

В данной курсовой работе рассмотрены  все вопросы которые касаются России, в том числе Москвы в 15-17 веках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников и литературы.

1.Большая советская энциклопедия, гл. ред. А. М. Прохоров. Москва: "Советская энциклопедия", 1973.

2.История Европы, т. 3 - От  средневековья к новому времени.  Москва: "Наука", 1993.

3.Ключевский В. Краткое  пособие по русской истории. Москва: 1996.

4.Очерки о культуре  Руси XVI века

5. История России. XVII - XIX века. Часть.2.  Сахаров А.Н., Боханов А.Н. 2006

6. История России. Учебник  Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева  Н.Г., Сивохина Т.А. 2006.

7. Отечественная история. (Учебное пособие) Лизогуб Г.В.  Мор. ГУ; 2007.

8. История России с  древнейших времен до 1917 г. (Учебное.  Пособие) Под ред. Халтурина В.Ю. Ив. ГЭУ, 2003.

9. История России XVIII-XIX веков.   Под ред. Милова Л.В. 2006.

10. История России с  древнейших времен до конца  XX века. Пособие. Арсланов Р.А., Керов В.В. и др. 2001.


Информация о работе Ремесло и торговля в Московском государстве в 15-17 вв.