Ремесло в киевская русии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:37, реферат

Описание работы

Киевская Русь была мощным средневековым государством, которое имело наибольшую территорию в тогдашней Европе. Её границы простирались от Ладоги и Белого моря до Чёрного моря и от Карпат до Оки и верховьев Волги. Количество населения достигало 5 млн чел. Каждый седьмой житель Руси проживал в городском поселении. Всего же в стране было 240 городов и посёлков. Крупнейший город - Киев насчитывал 50 тыс. жителей и превосходил Лондон и Париж вместе взятые.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
I. Торгово-ремесленные поселения………………………………………...……3
II. Ремесла Древней Руси…………………………………………………...……5
III. Виды ремесел………………………………………………….……..……….7
I. Ремесло в деревне……………………………………………………..……….7
1. Металлургия………………………………………………………..….………7
2. Ювелирное дело на селе………………………………………………….….12
3. Деревенское гончарное дело…………………………………………….…..15
4. Деревообделочные промыслы…………………………………………….…16
II. Ремесло в городе………………………………………………………….….17
1. Городское ремесло………………………………………………..…….……17
2. Городские ювелиры………………………………………………….…….…19
3. Гончарное дело в городах……………………………………………..….….22
Заключение………………………………………………………………....…....24
Список литература……………………………………………….………………27

Файлы: 1 файл

Реферат-Ремесло в киевская русии.docx

— 57.73 Кб (Скачать файл)

2.9 Эмаль

Русские эмали пользовались у современников и пользуются поныне вполне заслуженной славой. Тщательность работы, яркость красок, продуманное сочетание тонов и тонкость рисунка, соединенные с прочностью эмалевых вещей, делают их одним из лучших разделов мирового ювелирного искусства XI—XIII вв.

Эмалью украшались главным образом  золотые вещи, так как только золото обладало такой степенью ковкости и  легкоплавкости, которая требовалась  для создания основы под эмаль. Эмаль  называлась на Руси «химипет» или «финипт» (отсюда позднейшее название эмали — финифть). Сущность украшения эмалью заключается в том, что на поверхности металла делаются замкнутые узоры из каких-либо перегородок, которые заполняются стекловидной массой эмали определенного цвета.

3. Гончарное дело в городах

В русских городах X—XIII вв. гончарное  дело было развито достаточно широко. Общеизвестно, что один из концов Великого Новгорода назывался Гончарским.

Изделия городских гончаров отличались от деревенских большей тщательностью  отделки и большим разнообразием  форм. Возможно, что в крупных  городах, вроде Киева, существовал  уже в XI—ХШ вв. ножной гончарный  круг. Для орнаментации посуды гончары  применяли упомянутые ранее сложные  решетчатые штампы, глину для своих  изделий они отмучивали лучше. Городские  «керамельники» значительно обогнали своих деревенских сотоварищей и в отношении обжига посуды, производившегося в специальных горнах. Гончарами же изготовлялись и «голосники» — сосуды, входившие в кладку стен и сводов зданий и служившие для акустических целей и облегчения веса сводов. Голосники внешне были похожи на кринки.

 

Заключение

1. Одним из важнейших переломных  моментов в истории Киевской  Руси является IX век, когда в  дополнение к существовавшим  ранее техническим приемам появились  новые приемы обработки железа  и стали, появился гончарный  круг, пуансонная чеканка, выемчатая чернь, зернь и выемчатая эмаль (кеттлахского типа). Некоторые из них явились результатом тесных взаимоотношений с ирано-арабской культурой, другие же были развитием местных приднепровских навыков.

2. Следующим периодом расцвета  была вторая половина и особенно  конец X столетия, когда налаживается  производство шлемов, кольчуг, на  гончарных изделиях появляются  клейма мастеров, появляется плоско-рельефная чеканка, волочение проволоки и филигрань. К концу столетия возникают три сопряженных между собой производства: эмаль, стекло и эмалевая полива на строительной декоративной керамике.

Перенесение этих производств на киевскую почву, вероятно, связано с усилением  русско-византийских отношений при  Ольге и Владимире.

Для IX-X вв. характерно ведущее значение Киева и других городов Среднего Приднепровья. Из более северных городов можно назвать лишь Смоленск. Новгород в это время еще не приобрел ведущего значения для северных областей.

То новое, что появилось во второй половине X в. в ремесленной технике, тесно связано с обслуживанием  княжеского двора - от постройки дворца до вооружения княжеских дружинников. Совершенствовалось преимущественно  придворное, вотчинное ремесло. Впрочем, наряду с ним существовало и свободное  посадское ремесло.

3. Примерно, в середине XI столетия  у различных ремесленников появляется  тенденция к ускорению процесса  производства, к его некоторой  механизации (кропотливая чеканка  заменяется штампованием на матрицах); литейщики, озабоченные выпуском  массовой продукции, переходят  к литью в прочных и долговечных  каменных литейных формах.

Наряду с этим стремлением к  массовости продукции, охватившим и  вотчинных ремесленников, некоторые  группы мастеров переходят к более  точной обработке каждой отдельной  вещи. Особенно выделяются новгородские ювелиры-чеканщики. Примерно в это же время в Киеве налаживается широкое производство замков и мечей особого русского типа.

4. Расцвет городского ремесла  наступает около середины XII в.  и продолжается вплоть до самого  татарского нашествия. Может быть, здесь сказалась большая полнота  источников, но культура русских  княжеств XII-XIII вв. предстает перед  нами высокоразвитой, полнокровной, блещущей изобретательской мыслью, быстро совершенствующей свою  технику.

Даже в небольших городах  имеются сложные домницы для варки железа, несколько систем гончарных горнов. Культура растет и вширь, охватывая все большее число городов. В этом отношении показательно появление выделки кирпича и развитие каменного строительства во многих городах. Киев и Среднее Приднепровье, оставаясь высококультурными областями, перестают быть единственным средоточием культуры. Наряду с этими старыми центрами, на основе взаимосвязей с ними, возникает столь же сложное и разветвленное ремесло во Владимире, Рязани, Новгороде, Галиче, Полоцке и др. городах.

Наметившиеся в прошлый период два направления ремесла - массовое и индивидуальное - еще резче выступают  теперь.

Стремление к массовости сказалось  в совершенствовании техники  двухстороннего воскового литья, в  появлении басменного тиснения. Особенно интересно появление имитационных литейных форм, при помощи которых мастера сравнительно просто в широких масштабах воспроизводили в дешевом материале (бронзе) сложнейшие изделия придворных ремесленников.

Техника изготовления многих предметов  свидетельствует о переходе ремесленников от работы на заказ к работе на рынок. Об этом же говорит и стандартность некоторых видов изделий (напр., железных замков).

Мастера, работавшие на заказ, как  бы соревнуясь с подражавшими им посадскими ремесленниками, усложняют изделия, совершенствуют технику, добиваясь  виртуозного исполнения отдельных  вещей.

В отношении сложной техники  перегородчатой эмали русские мастера  стояли значительно выше своих западноевропейских современников.

Изобретение техники эмалевого  пастилажа на керамике, а также  способа нанесения золотой амальгамы  на медь, давшего великолепные образцы  своеобразной золотой графики, свидетельствует  о том, что творческая мысль русских  мастеров второй половины XII -начала XIII вв. опережала развитие техники передовых  стран Западной Европы, не знакомых с этими приемами.

 

Список литература

1. Археология СССР: Древняя Русь. Город, замок, село./ Под ред.  А.Б, Рыбакова . - М.: наука, 1985. - 429с.

2. Всемирная история. Т. III, M., Госполитиздат, 1957.

3. Гумилев Л. От Руси до  России.- М.: Дрофа-Наталис, 1996.

4. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры.- М.: Высшая школа, 1990.

5. Зуев М.Н. История России.- М.: ОНИКС 21 век, 2003.

6. История Отечества/ Под ред.Г.Б.Поляка.- М.: ЮНИТИ, 2002.

7. Любимов Л.Д. Искусство Древней  Руси: книга для чтения. - М.: просвещение, 1974. - 333с.

8. Б.А.Рыбаков - Ремесло Древней Руси, издание Академии Наук СССР, 1958 года, 784 с.

9. Рябцев Ю.С. Очерки история  русской культуры XI – XVII веков.- М.: Владос, 1997.

10. Тихомиров м.Н. Древнерусские города. - М.: изд-во политической литературы, 1950. - 476с.

11. Хозеров И.М. Знаки и клейма кирпичей смоленских памятников зодчества древнейших периодов. - Смоленск.: Научные знания Смоленского Государственного университета., 1929, Т.1, вып.3.

 


Информация о работе Ремесло в киевская русии