Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:37, реферат
Киевская Русь была мощным средневековым государством, которое имело наибольшую территорию в тогдашней Европе. Её границы простирались от Ладоги и Белого моря до Чёрного моря и от Карпат до Оки и верховьев Волги. Количество населения достигало 5 млн чел. Каждый седьмой житель Руси проживал в городском поселении. Всего же в стране было 240 городов и посёлков. Крупнейший город - Киев насчитывал 50 тыс. жителей и превосходил Лондон и Париж вместе взятые.
Введение…………………………………………………………………………..3
I. Торгово-ремесленные поселения………………………………………...……3
II. Ремесла Древней Руси…………………………………………………...……5
III. Виды ремесел………………………………………………….……..……….7
I. Ремесло в деревне……………………………………………………..……….7
1. Металлургия………………………………………………………..….………7
2. Ювелирное дело на селе………………………………………………….….12
3. Деревенское гончарное дело…………………………………………….…..15
4. Деревообделочные промыслы…………………………………………….…16
II. Ремесло в городе………………………………………………………….….17
1. Городское ремесло………………………………………………..…….……17
2. Городские ювелиры………………………………………………….…….…19
3. Гончарное дело в городах……………………………………………..….….22
Заключение………………………………………………………………....…....24
Список литература……………………………………………….………………27
2.9 Эмаль
Русские эмали пользовались у современников и пользуются поныне вполне заслуженной славой. Тщательность работы, яркость красок, продуманное сочетание тонов и тонкость рисунка, соединенные с прочностью эмалевых вещей, делают их одним из лучших разделов мирового ювелирного искусства XI—XIII вв.
Эмалью украшались главным образом золотые вещи, так как только золото обладало такой степенью ковкости и легкоплавкости, которая требовалась для создания основы под эмаль. Эмаль называлась на Руси «химипет» или «финипт» (отсюда позднейшее название эмали — финифть). Сущность украшения эмалью заключается в том, что на поверхности металла делаются замкнутые узоры из каких-либо перегородок, которые заполняются стекловидной массой эмали определенного цвета.
3. Гончарное дело в городах
В русских городах X—XIII вв. гончарное
дело было развито достаточно широко.
Общеизвестно, что один из концов Великого
Новгорода назывался
Изделия городских гончаров отличались
от деревенских большей
Заключение
1. Одним из важнейших переломных
моментов в истории Киевской
Руси является IX век, когда в
дополнение к существовавшим
ранее техническим приемам
2. Следующим периодом расцвета
была вторая половина и
Перенесение этих производств на киевскую почву, вероятно, связано с усилением русско-византийских отношений при Ольге и Владимире.
Для IX-X вв. характерно ведущее значение Киева и других городов Среднего Приднепровья. Из более северных городов можно назвать лишь Смоленск. Новгород в это время еще не приобрел ведущего значения для северных областей.
То новое, что появилось во второй половине X в. в ремесленной технике, тесно связано с обслуживанием княжеского двора - от постройки дворца до вооружения княжеских дружинников. Совершенствовалось преимущественно придворное, вотчинное ремесло. Впрочем, наряду с ним существовало и свободное посадское ремесло.
3. Примерно, в середине XI столетия
у различных ремесленников
Наряду с этим стремлением к массовости продукции, охватившим и вотчинных ремесленников, некоторые группы мастеров переходят к более точной обработке каждой отдельной вещи. Особенно выделяются новгородские ювелиры-чеканщики. Примерно в это же время в Киеве налаживается широкое производство замков и мечей особого русского типа.
4. Расцвет городского ремесла
наступает около середины XII в.
и продолжается вплоть до
Даже в небольших городах имеются сложные домницы для варки железа, несколько систем гончарных горнов. Культура растет и вширь, охватывая все большее число городов. В этом отношении показательно появление выделки кирпича и развитие каменного строительства во многих городах. Киев и Среднее Приднепровье, оставаясь высококультурными областями, перестают быть единственным средоточием культуры. Наряду с этими старыми центрами, на основе взаимосвязей с ними, возникает столь же сложное и разветвленное ремесло во Владимире, Рязани, Новгороде, Галиче, Полоцке и др. городах.
Наметившиеся в прошлый период два направления ремесла - массовое и индивидуальное - еще резче выступают теперь.
Стремление к массовости сказалось в совершенствовании техники двухстороннего воскового литья, в появлении басменного тиснения. Особенно интересно появление имитационных литейных форм, при помощи которых мастера сравнительно просто в широких масштабах воспроизводили в дешевом материале (бронзе) сложнейшие изделия придворных ремесленников.
Техника изготовления многих предметов свидетельствует о переходе ремесленников от работы на заказ к работе на рынок. Об этом же говорит и стандартность некоторых видов изделий (напр., железных замков).
Мастера, работавшие на заказ, как бы соревнуясь с подражавшими им посадскими ремесленниками, усложняют изделия, совершенствуют технику, добиваясь виртуозного исполнения отдельных вещей.
В отношении сложной техники перегородчатой эмали русские мастера стояли значительно выше своих западноевропейских современников.
Изобретение техники эмалевого
пастилажа на керамике, а также
способа нанесения золотой
Список литература
1. Археология СССР: Древняя Русь. Город, замок, село./ Под ред. А.Б, Рыбакова . - М.: наука, 1985. - 429с.
2. Всемирная история. Т. III, M., Госполитиздат, 1957.
3. Гумилев Л. От Руси до России.- М.: Дрофа-Наталис, 1996.
4. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры.- М.: Высшая школа, 1990.
5. Зуев М.Н. История России.- М.: ОНИКС 21 век, 2003.
6. История Отечества/ Под ред.Г.Б.Поляка.- М.: ЮНИТИ, 2002.
7. Любимов Л.Д. Искусство
8. Б.А.Рыбаков - Ремесло Древней Руси, издание Академии Наук СССР, 1958 года, 784 с.
9. Рябцев Ю.С. Очерки история русской культуры XI – XVII веков.- М.: Владос, 1997.
10. Тихомиров м.Н. Древнерусские города. - М.: изд-во политической литературы, 1950. - 476с.
11. Хозеров И.М. Знаки и клейма кирпичей смоленских памятников зодчества древнейших периодов. - Смоленск.: Научные знания Смоленского Государственного университета., 1929, Т.1, вып.3.