Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 17:39, реферат
В историю культуры эпохи Возрождения Италия внесла вклад исключительной важности. Сами масштабы величайшего расцвета, которым был ознаменован итальянский Ренессанс, кажутся особенно поразительными по контрасту с небольшими территориальными размерами тех городских республик, где зародилась и пережила свой высокий подъем культура этой эпохи. Искусство в эти столетия заняло в общественной жизни небывалое до того положение.
1. Введение;
2. Эпоха Возрождения в Италии:
1) Периодизация; деление на школы.
2) Проторенессанс.
3) Возрождение.
3. Живописцы и скульпторы эпохи Возрождения:
1) Леонардо да Винчи.
2) Рафаэль.
3) Микеланджело Буонаротти.
4. Архитектура эпохи возрождения в Италии.
5. Вывод.
Реферат на тему:
«Ренессанс в Италии»
Подготовила студентка 1 курса
УЭФ, ДЭА-1
Шут Елена
БГЭУ
Минск 2012
Содержание:
1) Леонардо да Винчи.
2) Рафаэль.
3) Микеланджело Буонаротти.
4. Архитектура эпохи возрождения в Италии.
5. Вывод.
*Знаете ли вы, что означает слово «Ренессанс»? Это французское слово, обозначающее «Возрождение». Ренессанс — это эпоха Возрождения, проходившего в Европе с XIV по XVI век.
Введение.
В историю культуры эпохи Возрождения Италия внесла вклад исключительной важности. Сами масштабы величайшего расцвета, которым был ознаменован итальянский Ренессанс, кажутся особенно поразительными по контрасту с небольшими территориальными размерами тех городских республик, где зародилась и пережила свой высокий подъем культура этой эпохи. Искусство в эти столетия заняло в общественной жизни небывалое до того положение. По своей продуктивности эпоха Возрождения, охватывающая в Италии около трех столетий, вполне сопоставима с целым тысячелетием, на протяжении которого развивалось искусство средневековья.
Эпоха Возрождения в Италии.
Периодизация. Собственно эпоху итальянского Возрождения условно подразделяют на ряд этапов:
• Ранний Ренессанс (треченто и кватроченто) — середина XIV — XV в.;
• Высокий Ренессанс (чинквеченто) — до второй трети XVI в.;
• Поздний Ренессанс — вторая треть XVI — первая половина XVII в.
Деление на школы. Помимо деления Ренессанса на исторические периоды важное значение для его понимания имеет разделение на художественные школы. Вся эпоха итальянского Возрождения прошла под знаком творческого соревнования двух великих школ — флорентийской и венецианской. Первая доминировала в Раннем и Высоком Ренессансе, вторая — в Высоком и Позднем.
Проторенессанс. Проторенессанс — этап в истории итальянской культуры, предшествующий Ренессансу. Он считается переходным от эпохи Средневековья к эпохе Возрождения. Для искусства Проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, появление интереса к античному наследию. Для архитектуры Проторенессанса характерны уравновешенность и спокойствие. Для скульптуры этого периода характерны пластическая мощь и наличие влияния позднеантичного искусства. Для живописи характерно появление осязательности и материальной убедительности форм.
Возрождение. В Средние века средоточием культуры, в том числе и художественной, были феодальный замок, храм и монастырь. Но с течением времени жизнь менялась: возникали города, в них мануфактуры, развивался торговый обмен. Новые условия породили и новое мышление, в основе которого лежало светское вольнодумство, противостоящее господствующему религиозному. Если христианская средневековая мораль предписывала упование на райскую жизнь вне земных пределов, то новое мировоззрение закрепляло право человека на счастье в его земном бытии. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его (отсюда и название). Человек, созданный «по образу и подобию Божьему», способный видеть и воспринимать красоту окружающего мира, стал главной темой литературы, живописи и скульптуры. Термин «Возрождение» впервые употребил итальянский художник Дж. Вазари. Эстетика итальянского возрождения опиралась на те принципы, которые были сформулированы выдающимся философом и богословом Фомой Аквинским. Искусство Возрождения стремилось к рационализму, к научному взгляду на вещи, к реализации принципа – «подражать природе».
Живописцы и скульпторы эпохи Возрождения.
Достаточно только трех имен, чтобы понять значение итальянской культуры Высокого Ренессанса: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Они были во всем несходны между собой, хотя судьбы их имели много общего: все трое сформировались в лоне флорентийской школы, а потом работали при дворах меценатов, главным образом пап, терпя и милости и капризы высокопоставленных заказчиков. Их пути часто перекрещивались, они выступали как соперники, относились друг к другу неприязненно, почти враждебно. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. Но в сознании потомков эти три вершины образуют единую горную цепь, олицетворяя главные ценности итальянского Возрождения – Интеллект, Гармонию и Мощь.
Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи творил в разных видах и жанрах искусства, однако наибольшую славу ему принесла живопись. Известно мало произведений Леонардо, и не столько потому, что они погибали, сколько потому, что он и сам их обычно не завершал. Леонардо да Винчи был художником менее всего интуитивным, все, что он делал, он делал сознательно, с полным участием интеллекта. Но он едва ли не с умыслом набрасывал покров таинственности на содержание своих картин, как бы намекая на бездонность, неисчерпаемость того, что заложено в природе и человеке. Одной из вершин творчества Леонардо является фреска «Тайная Вечеря» в трапезной монастыря Санта Мария. Эта работа поражает не только общей композицией, но и точностью. Второй вершиной творчества Леонарда стал знаменитый портрет Моны Лизы, или «Джоконда». Это произведение положило начало жанру психологического портрета в европейском искусстве. При его создании великий мастер с блеском использовал весь арсенал средств художественной выразительности: резкие контрасты и мягкие полутона, застывшая неподвижность и изменчивость, тончайшие психологические нюансы и переходы. Весь гений Леонардо заключен в удивительно живом взгляде Моны Лизы, ее таинственной и загадочной улыбке, мистической дымке, покрывающей пейзаж. Это произведение относится к числу редчайших шедевров искусства.
Рафаэль. Среди художественных сокровищ галереи во Флоренции есть портрет необыкновенно красивого юноши в черном берете. Это явно автопортрет, судя по тому, как направлен взгляд; так смотрят, когда пишут себя в зеркале. Долгое время не сомневались, что это – подлинный автопортрет Рафаэля, теперь его авторство некоторыми оспаривается. Но, как бы ни было, портрет превосходен: именно таким, вдохновенным, чутким и ясным, видится образ самого гармонического художника Высокого Возрождения. Он был на 30 лет моложе Леонардо да Винчи, а умер почти одновременно с ним, прожив всего 37 лет. Недолгая, но плодотворная и счастливая жизнь. Леонардо и Микеланджело, дожившие до старости, осуществили лишь некоторые свои замыслы, и только немногие им удалось довести до конца. Рафаэль, умерший молодым, почти все свои начинания осуществил. Само понятие незаконченности как-то не вяжется с характером его искусства – воплощением строгой уравновешенности, чистоты стиля.
Главной темой его творчества стала тема Мадонны, которая нашла у него непревзойденное, идеальное воплощение. У его мадонн всегда гладкие волосы, чистый овал лица, ниспадающее покрывало охватывает фигуру сверху донизу единым плавным контуром. «Сикстинская Мадонна», эта необычайная алтарная композиция давно уже вошла в сознание сотен тысяч людей как формула красоты. Если бы Рафаэль никогда ничего не написал, кроме этой кроткой, босой, круглолицей женщины, этой небесной странницы, закутанной в простой плащ и держащей в руках необыкновенного ребенка, он и тогда был бы знаменитым художником.
Рафаэль исполнил много портретов, мужских и женских. В 1508 году он приезжает в Рим, где вместе с известными художниками расписывает в Ватикане покои папы римского. Уже к тридцати годам Рафаэль становится знаменитостью, создает непревзойденные по монументальности, размаху, совершенству композиции и глубине содержания фрески, которые вошли в последствии в историю мирового искусства.
По эскизам великого художника создавали свои произведения архитекторы и скульпторы. В качестве архитектора с 1515 года Рафаэль руководил строительством собора св. Петра. В полном расцвете творческих сил выдающийся художник умер, признанный главой римской художественной школы. Похоронен он в римском пантеоне. Могилу украшает мраморная статуя мадонны с надписью «Здесь покоится тот Рафаэль, при жизни которого великая природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».
Микеланджело Буонаротти. Третья горная вершина Ренессанса. Его долгая жизнь – жизнь Геркулеса, вереница подвигов, которые он совершал, скорбя и страдая, словно бы не по своей воле, а вынуждаемый своим гением. Скульптуру он ставил выше всех других искусств. Одна из ранних работ Микеланджело – статуя Давида, высотой около пяти метров. Он изваял из единой мраморной глыбы (ранее уже испорченной неудачной обработкой) прекрасного в своем сдержанном гневе молодого гиганта. Ваяние – это высекание путем откалывания и обтесывания камня; ваятель мысленным взором видит в каменной глыбе искомый облик и «прорубается» к нему. Это тяжелый труд – не говоря уже о большом физическом напряжении, он требует от скульптора безошибочности руки и особой зоркости внутреннего видения. Так работал Микеланджело. К числу высших достижений Микеланджело относятся также работы, созданные для гробницы папы Юлия ІІ – «Моисей», «Скованный раб» и др. Над этой гробницей ваятель трудился с перерывами около 40 лет, но так и не довел ее до завершения. Однако то, что ваятель успел создать, считается величайшими шедеврами мирового искусства.
Помимо скульптур
Архитектура эпохи возрождения в Италии.
Архитектура возрождения выросла в борьбе со старой готической архитектурой. На смену старым готическим конструкциям приходят новые формы, старые типы зданий вытесняются новыми сооружениями. Завоевывают свои права иные, чем раньше архитектурно - композиционные приемы.
Все эти процессы происходили постепенно, в течение длительного времени. Архитектура возрождения в Италии может быть разделена на два основных периода – ранний (XV век) и зрелый (XVI век). Для раннего периода характерно смешение уходящих в прошлое готических форм с новыми, связанными с античностью. Архитектура зрелого периода не содержит уже никаких элементов готики, орнаментальные украшения применяются в меньшем количестве, основное внимание уделяется архитектурным ордерам, пропорциям фасадов и их частей. Здания приобретают монументальный, величественный облик.
Не все области Италии совершенно одинаковую архитектуру. В отличие от Флоренции и Рима с их несколько суровыми и замкнутыми сооружениями, северная Италии и соседняя с ней Венеция создают более разнообразную, легкую и декоративную архитектуру.
Главными принципами стиля итальянского Возрождения были симметрия планов и композиций зданий и равномерное распределение, размещение на равных интервалах друг от друга всех элементов фасада – окон, колонн, скульптурных деталей. Все это придавало сооружения простой четкий и гармоничный облик.
Самые известные итальянские архитекторы того времени, это Пьетро Ломбарди, Моро Кодуччи, Леон Баттиста Альберти, Гиберти.
Вывод. Народы Европы стремились к возрождению сокровищ и традиций, утраченных из-за бесконечных истребительных войн. Войны уносили с лица земли и людей, и то великое, что люди создавали. Идея возродить высокую цивилизацию древнего мира вызвала к жизни философию, литературу, музыку, подъем естественных наук и более всего – расцвет художества. Эпоха потребовала сильных, образованных, не боящихся никакой работы людей. Именно в их среде стало возможно появление тех немногих гениев, которых называют «титанами Возрождения». Тех самых, кого мы зовем только по имени.
Эпоха Возрождения была прежде всего итальянской. Поэтому не удивительно, что именно в Италии искусство в этот период достигло наивысшего подъема и расцвета. Именно здесь насчитываются десятки имен гениев, великих и просто талантливых художников.