Республиканская форма правления, понятие и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:31, творческая работа

Описание работы

Республика (от лат. "respublica" - общественное дело) - форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются или назначаются на определенный срок и функционируют на основе разграничения сфер компетенции (деятельности). В РФ Республиканская форма правления - это принцип конституционного строя, в соответствии с которым представительные органы государственной власти избираются всенародно.

Файлы: 1 файл

Т.Р. Алимов А.А. Конституционное право.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

ЦДОР

 

Вид работы

Творческое эссе

Название дисциплины

Конституционное право

Тема

Республиканская форма  правления, понятие и сущность

Фамилия

Алимов

Имя

Александр

Отчество

Андреевич

№ контракта

2270111400101005


 

Основная часть

Понятие республиканской формы  правления и её свойства

Республика (от лат. "respublica" - общественное дело) - форма правления, при которой высшие органы государственной  власти избираются или назначаются  на определенный срок и функционируют на основе разграничения сфер компетенции (деятельности). В РФ Республиканская форма правления - это принцип конституционного строя, в соответствии с которым представительные органы государственной власти избираются всенародно. Исторически республика восходит к первым месопотамским городам-государствам и древнегреческому полису. Уже в тот период республика отличалась коллективным правлением и более или менее демократическими процедурами принятия решений; ответственностью должностных лиц перед законом. Первые республики - Афины V - IV вв. до н.э., Спарта - V - IV вв. до н.э., Римская аристократическая республика - V - IV вв. до н.э. В истории известны и феодальные города-республики - Флоренция, Венеция, Генуя (в Италии); Новгород и Псков (в России). Первой формой республиканского устройства в истории России являлось вече (от "вещать") - народные собрания в городах Киевской Руси, ставшие формой ограничения власти князей в интересах городских верхов.10 Наибольшее распространение они получили в эпоху феодальной раздробленности. Ослабление городов после монгольского нашествия и последующего укрепления великокняжеской власти вызвали ликвидации вечевых институтов к концу XIV века;. Исключения составили Новгород , Пскова и Вятке, где система "вече" достигла своего наибольшего развитие и была устранена в результате насильственного присоединения этих "севернорусских народоправств" (Н. И. Костомаров) в Москву в 1478 году - 1510. Принятие республиканской формы правления в ее современном понимании в период перехода от аграрного к индустриальному здания. Исторически первыми республиками стали США (1787 г.) и Франция (1792 г.). В России республика была утверждена Временным правительством 1 сентября 1917 г. Тот факт, что республике в период буржуазных и национально-освободительных революций отдавали в большинстве случаев предпочтение перед монархией, а также и то, что современная модель монархической формы правления приобрела многие черты республиканской, свидетельствует об эффективности последней. В то же время надо иметь в виду, что возможно псевдореспубликанское государственное устройство, которое при сохранении присущих республике внешних форм характеризуется нелегитимностью власти. К примеру, фашистская Германия второй половины 1930-х - середины 1940-х гг., современные монократические республики в некоторых странах Латинской Америки. Конституция РФ (ст. 1), закрепляя республиканскую форму правления, не указывает конкретный вид (модель) такой формы правления.  
 
Общими признаками республиканской формы правления являются:

 
существование единоличного и коллегиального главы государства; 

выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной  власти;

осуществление государственной  власти не по своему велению, а по поручению   народа;

юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

обязательность решений верховной  государственной власти.

Существование единственного  главы государства выражается в  присутствии поста президента, а  коллегиальность проявляется в  присутствии трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. С помощью этой системы организации власти реализуется система сдержек и противовесов, которая лежит в основе закона. Право на определенный срок главы государства и других высших органов государственной власти на определенный период выражается в том, что эти органы избираются прямым всеобщим голосованием, и назначаются на определенный срок, установленный Конституцией. Сейчас многие ученые-юристы подняли вопрос о том, что, в частности, в России наблюдается перекос этого принципа со стороны судебной ветви власти, которая выражается в том, что судьи  не подотчетны практически никому. Государственная Дума неоднократно поднимала вопрос о пересмотре статуса судей. Было бы целесообразно ввести в Конституцию России институт выборов судей и ограничить продолжительность исполнения своего мандата.

Осуществления государственной власти не по своему желанию, и от имени народа, выраженна в верховенстве закона, подчинения всех органов власти закону, принцип функционирования правительства не в интересах государственной власти, а в интересах народа. Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом, выражается в том, что если есть доказательства преступления в действиях главы государства, он должен быть привлечен к ответственности, но до этого он будет отстранен от должности. Для реализации этого положения в Конституции имеется института импичмента. Обязанность решений верховной государственной власти выражается в том, что этот орган должен действовать в соответствии с законом и соблюдать закон. Так в Конституции России закреплено, что Федеральные законы, указы президента, постановления правительства действуют на всей территории России и подлежат обязательному исполнению. Согласно статье 1 Конституции Российской федерации (РФ), «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»12. При подготовке новой Конституции России отчетливо выделились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о форме правления. Суть дискуссий сводилась к альтернативе: президентская или парламентарная республика должна быть утверждена в нашей стране. Однако сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных условиях градации, сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникновение элементов различных форм правления. Есть смешанные, "гибридные" форм. Эти процессы отражают новые тенденции современного политического развития, чаще всего вызваные необходимостью повысить уровень контроля государства, чтобы дать большую независимость и стабильность исполнительной власти.Форма правления, то есть, организация и отношения высших органов государства зависит от многих факторов: соотношение социальных и политических сил, уровеня правовой и политической культуры и т.д. Трудные условиях перехода к рыночной экономики и резкое социальное напряжение обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве формы правления правительство создало президентскую республику, но имеющий по сравнению с традиционными президентскими республиками ряды особенностей. Во-первых, наряду с признаками президентской республики ( в частности, контроль Президента над деятельностью правительства), эта форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентской республики состоящее в том, что парламент может выразить недоверие в правительстве, но это не влечет за собой правовых последствий: решение об отставке правительства принимает Президент. Он имеет право не согласиться с парламентом.

 В России нижняя палата парламента неоднократно оценивала работу правительства как неудовлетворительную, при этом никаких последствий не будыло. Если в Российском парламент и попытаться настаивать и в течении 3 повторно выразитнедоверие правительству (это срок, установленный Конституцией) тем самым ставят под угрозу: президент имеет право выбрать и отправить в отставку правительство или распустить нижнюю палату парламента. Во-вторых, существует дисбаланс между законодательной и президентской властью значительное преимущество последнего, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и стабильность правительства в целом. В Конституции Российской Федерации присудствует идея об арбитражной  власти президента: он является арбитром в отношении всех других общественных институтов. Президент стремится укрепить свою власть и за счет парламента (регулирование указами Президенту такие вопросы, для которых нужен закон), и за счет правительства ((регулярные вызовы раз в неделю премьер-министра для отчета, прямые указания ему и министрам, непосредственное руководство Президента так называемыми силовыми и некоторыми другими министрами). В этих целях президент имеет и укрепляет собственный аппарат – Администрацию президента, которая, по существу, поставлена над правительством. Огромная роль этого органа в России несопоставима с ролью подобных органов – «дома президента» во Франции, администрации Белого дома в США и тем более скромной Канцелярии президента в Германии14. Положение парламента принижено (в том числе путем использования финансовых и других материальных рычагов парламента и парламентариев), роль Правительства в основном ограничена хозяйственными вопросами, оно не является центром политического руководства страной и средоточием исполнительной сласти: ее главой на деле является президент, хотя это не предусмотрено Конституцией. Тем не менее, такая наибольшая власть сосредоточена в основном в центре.Субъекты Федерации, часто выполняют их многие губернаторы с независимой позиции, иногда прибегают к отправке своего рода ультиматума Президенту. В-третьих,  уникальность Российской Федерации не может быть отражена в механизме государственной власти, особенно учитывая тот факт, что ряде ее республик существует институт президентства.Современной форме правления в России предшествовал недолго просуществовавший симбиоз власти советов и возникающей президентской власти в Советском Союзе. Это были два первых срока президента России, он был заменен другим. Это был трудный период, президентская форма правления (смешанная форма правления с доменированием Президента) выдержало серьезные испытания.

В ее развитии можно выявить «маятниковые»  колебания от «точки» всевластия Советов до «точки» слияния движений «Единство» и «отечество – вся Россия»15. Президентская форма правления стабилизировалась, прошла нереволюционная передача власти. Президент получил возможность воздействия на решения парламента через лояльное большинство во фракциях Государственной Думы, главы субъектов Федерации больше не образуют мощное объединение в Совете Федерации. В сущности, система президентской власти в России - это сложившаяся структура, безусловно, растущая, со своими противоречиями, но относительно хорошо состоявшаяся.Форма государства должна быть представлена ровно тремя элементами. Если проблемы формы государстваперекладывать  только на один элемент,  то строгая связь между формой государсва и его содержанием не будет. Современная теория государства и права как наука может предложить более глубокое понимание формы правления, наметить более реалистичный прогноз развития этих форм. Не менее важным является принять во внимание исторические традиции, религию и национальную психологию. Значительные изменения, в самой форме правления в России произошли в конце 1998 года в связи с формированием нового правительства, которое поддерживает и укрепляет позиции парламента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных интернет-ресурсов

№ п/п

Наименование интернет-ресурса

Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса

1

allbest.ru

http://otherreferats.allbest.ru/law/00061900_0.html





Информация о работе Республиканская форма правления, понятие и сущность