Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 10:13, реферат
Место, которое заняла тема Мэйдзи исин в японской историографии, объясняется во многом особой сложностью данного исторического феномена. Изучение его вбирает в себя целый комплекс проблем социально-экономического, политического, идеологического и культурного развития Японии. Выяснение сущности и исторического места Мэйдзи исин не ограничивается хронологическими рамками событий 1867-1868 гг., так как они немыслимы без решения вопросов о предпосылках, причинах и следствиях революции, а также о ее влиянии на последующий ход исторического развития японского общества.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….…3
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА 1863-1867 ГОДОВ……..……..5
ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОГРАФИИ
МЭЙДЗИ ИСИН………………………………………..…15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..21
По предмету: «История государства и права
зарубежных стран»
На тему: «Революция Мэйдзи в Японии».
специальность юриспруденция
Круглова И.Н.
Москва, 2004 г.
содержание:
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА 1863-1867 ГОДОВ……..……..5
ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОГРАФИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...
I. ВВЕДЕНИЕ
В процессе перехода Японии от феодализма к капитализму исключительно важное место занимают события 1867-1868 гг., которые в японской исторической науке традиционно именуются "Мэйдзи исин".
В российской историографии преобладает точка зрения на эти события как на "незавершенную буржуазную революцию". Хотя определение сущности этих событий оставляет много простора для дискуссий, вряд ли можно отрицать в них аспект социальной революции1.
Исследование буржуазной революции в Японии имеет не только страноведческое, но и общеметодологическое значение. Как революция межформационная, протекавшая при своеобразном сочетании внутренних и внешних факторов, она может служить исключительно благоприятной моделью для изучения закономерностей развития буржуазной революции в эпоху промышленного капитализма. Очевидно, именно этим обстоятельством объясняется возрастающий интерес к революции Мэйдзи среди специалистов, работающих в области теоретико-методологических проблем революции.
Особенно большой интерес к Мэйдзи исин проявляют естественно историки Японии. Можно смело утверждать, что ни одно из событий национальной истории не пользовалось таким огромным вниманием, не вызывало такого обильного потока различного рода научно-исследовательской литературы, не порождало столь острых дискуссий, как Мэйдзи исин. В японской историографии накоплен огромный материал по различным аспектам исследования буржуазной революции Мэйдзи: об уровне социально-экономического развития Японии накануне революции Мэйдзи, о международном положении страны и влиянии внешних факторов на ее внутренне развитие, о расстановке классовых сил, ходе политической борьбы и народных движениях в отмеченный период, о характере новой государственной власти, установившейся в результате переворота, о смысле и сущности преобразований, проведенных новой властью в 70-е годы XIX в.
Место, которое заняла тема
Мэйдзи исин в японской историографии,
объясняется во многом особой сложностью
данного исторического
II. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА 1863-1867 гг.
Целая серия так называемых ансэйских2 договоров, заключенных Японией с западными странами в 1854-1858 годах (японо-американские - 31 марта 1854 г., 29 июля 1858г.; голландско-японские - 30 января 1856 г., 1858 г.; англо-японские - 14 октября 1854 г., 26 августа 1858 г.; франко-японский - 9 октября 1858 г.; русско-японские - 7 февраля 1855 г., 19 августа 1858 г.), завершили длительную изоляцию страны и в то же время стали рубежом нового периода - превращения ее в независимое государство.
Подписание японо-
Действия оппозиционных сил включали теперь выступления горожан, представителей разнообразных слоев складывающейся буржуазии, ронинов, крупных боевых отрядов самурайства, которые боролись не только против бакуфу, но и против верхушки феодальных княжеств.
Обратившись к императору за "советом" в момент прибытия в страну эскадры Перри3, сёгун как бы связал себя обязательством и в дальнейшем консультироваться с двором. Переговоры с американцами вызвали сопротивление императора и кугэ, но сёгунат, невзирая на их противодействие, подписал договор. Это усилило противостояние двух группировок правящего лагеря и объединило различные группы дворянской оппозиции в активных действиях и пропаганде против сёгуната. Особенную ненависть вызывал правительственный деятель Ии Наосукэ (1815-1860), назначенный регентом (тайро) в мае 1858 г. и жестоко расправлявшийся с оппозицией. Вскоре после подписания договора (1858) более ста самураев подверглось тюремному заключению, четверо были казнены. Среди них Хасимото Санаи (1834-1859) и Ёсида Сёин (1830-1859) - два образованных самурая, деятельные противники сёгуната, сторонники реформ и реставрации императорской власти. Фигура Ёсида Сёин после событий 1867-1868 годов была овеяна легендами, он стал национальным героем. Крупные политические деятели считали его своим духовным и интеллектуальным наставником.
Однако полицейские расправы не могли остановить ни продолжавшихся крестьянских восстаний, ни массовых выступлений самурайства. В марте 1860 года Ии Наосукэ был убит самураями из возглавлявшего антисёгунскую оппозицию княжества Мито. Тогда токугавское правительство решило изменить тактику - оно пошло на соглашение с группой высшей придворной бюрократии в Киото. Это объединение военно-феодального дворянства буси с кугэ (своеобразная форма политического компромисса между сёгуном и рядом влиятельных даймё) составило группировку кобугаттай, которая, с одной стороны, стремилась укрепить оплот феодализма - сёгунат, а с другой - содействовала проведению политики бакуфу "изгнания варваров". Внешне сёгунские чиновники продолжали соблюдать договоры, поддерживать нормальное обращение с иностранцами, в то же время по стране тайно рассылались директивы населению готовиться по сигналу выступить против "иностранных варваров".
Этот лозунг, рассчитанный на удовлетворение самурайской оппозиции, хотя и привлек значительные социальные силы, но не смог предотвратить выступления тодзама-даймё.
В 1862 году князь Симадзу (юго-запад Кюсю, княжество Сацума) во главе своих войск вошел в Киото с намерением продемонстрировать императору верноподданнические чувства, а потом двинулся на Эдо. Это была явная демонстрация независимости, к тому же Симадзу потребовал у сёгуна отмены прежних регламентаций в отношении санкинкотай4. Сёгунат вынужден был отступить, система заложничества была отменена. Даймё должны были являться в столицу не ежегодно, а раз в три года; кроме того, они должны были привлекаться к участию в решении важнейших для страны политических вопросов.
Маневры сёгуната в политике
в отношении иностранцев
Однако отступившие отряды кихэйтай нашли подкрепление в Тёсю и других княжествах и вновь двинулись на Киото. 19 августа 1864 года в жестоком сражении они потерпели поражение от сёгунских войск. Получив приказ от императора организовать карательную экспедицию против Тёсю и опираясь на кобугаттай, представители дома Токугава разгромили силы дворянско-буржуазной оппозиции.
Дополнительным ударом по
оппозиционному движению стали совместные
действия иностранных держав. 4-5 сентября
объединенный флот Англии, США, Франции
Голландии подверг
Однако, несмотря на цепь неудач, в 1865 году оживилась деятельность радикальной части дворянско-буржуазной оппозиции, представленной сацумскими руководителями - Окубо Тосиминти, Сайго Такамори. Усилилось влияние руководителей кихэйтай в Тёсю Ито Хирабуми (1841-1909) и Такасуги Синсаку (1839-1867), образованных дворян, побывавших за границей и уверовавших в необходимость скорейшей перестройки общественной жизни и экономики Японии с учетом достижений западной культуры и техники. Организация второй карательной экспедиции против Тёсю, объявленной бакуфу в мае 1865 года, затянулась, княжество Сацума, на помощь которого рассчитывал сёгунат, отказалось принимать в ней участие, и даже фудай-даймё всячески старались избежать посылки своих войск. Фактически подготовка к экспедиции привела к сплочению и укреплению дворянско-буржуазной оппозиции. Со временем поражения сёгунских соединений в июле 1866 года в войне с Тёсю требование "Тобаку!" - "Долой бакуфу!" становится центральным лозунгом и стержнем всего движения. Антисёгунская коалиция четырех юго-западных княжеств - Тёсю, Сацума, Тоса и Хидзен - получила значительную финансовую поддержку от нескольких банковских домов, в том числе дома Мицуи. Главенство в антисёгунском движении все более активно переходило к рядовому, радикально настроенному самурайству. Требование ликвидации сёгуната как виновника навязанных Японии неравноправных договоров, так же как и призыв "Долой варваров!", приобретало в глазах представителей широких городских и крестьянских масс патриотический и прогрессивный смысл.
60-е годы стали временем
нарастания общего
Антифеодальные движения нередко носили и полурелигиозную форму, например массовые беспорядки, известные под сокращенным названием "Ээ дзя най ка?" В августе 1867 года в Центральной Японии - традиционном районе храмового паломничества - распространился слух, что в Нагоя произошло чудо: над храмом с неба спустились амулеты, что толковалось как событие, возвещавшие большие перемены. В Нагоя со всей Центральной Японии хлынули толпы народа, стихийно стали возникать шествия, пляски, во время которых пелась песня, высмеивающая существующие нормы морали, с постоянным рефреном "Ээ дзя най ка?" ("Разве так не лучше?"), хотя и не было организованным, охватило две трети страны и было продолжением крестьянских восстаний и городских бунтов.
В условиях обострения обстановки и явного ослабления позиций сёгуната западные державы осенью 1865 года потребовали немедленного открытия предусмотренных договором 1858 года Хёго и Осака, а также пересмотра таможенных тарифов. Сёгун полностью принял требования иностранцев и добился их ратификации императорским двором.
В 1886 году умер сёгун Иэмоти и к власти пришел Кэйки (Хитоцубаси), последний сёгун Токугава. Группировка южных княжеств, объединенная лозунгом "тобаку", двинула войска к Киото.
В начале 1867 года умер император Комэй, и это также сыграло немаловажную роль в дальнейшем ослаблении позиций сёгуната - Комэй был крупнейшей фигурой кобугаттай и поддерживал соглашение с сёгунатом. Его преемник, четырнадцатилетний Муцухито, естественно, не мог выступить серьезным противником этой политики. Воспользовавшись слабостью его позиций, лидеры дворянско-буржуазного блока предъявили сёгуну меморандум, составленный от имени нового императора, с требованием немедленно "вернуть" власть "законному правителю". В октябре 1867 года меморандум был вручен сёгуну Кэйки. Кэйки, видя решительность глав оппозиции и военную силу противника, согласился с предъявленными требованиями. Но формальный отказ от власти был простым прикрытием: Кэйки, сохранивший власть в Центральной и Северной Японии, активно готовился к борьбе. Однако в битвах при Фусими и Тоба в окрестностях Киото с антисёгунской коалицией в январе 1868 году он потерпел поражение и бежал в свою резиденцию - замок Эдо. Войска южных феодалов, выступавшие как правительственные (сёгун был объявлен мятежником), быстро двигались к столице. 3 мая 1868 года Кэйки без боя сдал эдосский замок, однако окончательное господство дома Токугава было сломлено лишь в длительной гражданской войне, охватившей три четверти территории страны. Даймё некоторых феодальных княжеств в Канто, а также северной части Хонсю отказались подчиниться новому правительству и начали сопротивление. На Южном побережье Хоккайдо, куда отплыл непокоренный флот сёгуна, адмиралом Эномото Такэаки была провозглашена "дворянская республика". В мае 1869 года после ожесточенных боев на Хоккайдо было сломлено сопротивление последнего оплота защитников сёгуната и окончательно ликвидировано господство феодального дома Токугава.