Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 09:46, доклад
Римские бани очень популярны во всем мире. Известно, что римские завоеватели строили бани везде, а особенно в завоеванных землях. В Азии, в Африке, в Европе и до сих пор сохранились римские постройки, и конечно бани, которые римляне называли термами. Обязательными постройками римских поселений были термы, которые состояли из бассейна, ванны с водой разной температуры, раздевалки, парильни, комнатки для гимнастических упражнений и конечно неотъемлемой частью римских терм была библиотека.
Римские бани
Римские бани очень популярны
во всем мире. Известно, что римские завоеватели
строили бани везде, а
особенно в завоеванных землях. В Азии,
в Африке, в Европе и до сих пор сохранились
римские постройки, и конечно бани, которые
римляне называли термами. Обязательными
постройками римских поселений были термы,
которые состояли из бассейна, ванны с
водой разной температуры, раздевалки,
парильни, комнатки для гимнастических
упражнений и конечно неотъемлемой частью
римских терм была библиотека. В древней
Греции широко использовали обливание
водой из кувшинов и разнообразных источников.
Подобные мероприятия изображены на великолепных
гидриях (своеобразный кувшин для воды).
Многие ученые считают, что вероятней
всего греческие палестры (древнегреческие
здания для мытья) с их простыми банями
и стали предшественниками римских терм.
До конца республиканского периода римляне
использовали для мытья невероятно скромные
постройки, но позже, в эпоху империи строительство
терм стало стремительно развиваться.
Из-за наличия огромных водных ресурсов
термы стали основным развлечением бедных
римлян, а также особым наслаждением высших
слоев населения.
В Риме водопроводная система подпитывала
гигантские бани, которые занимали территорию
в более 11 гектаров. До окончания имперской
эпохи здесь были возведены более 150 общественных
бань. Древние римляне очень ценили баню,
как незаменимое средство от разнообразных
заболеваний. И подтверждением этого являются
многочисленные документы, написанные
древнеримскими учеными, такими как Гиппократ,
Галена и другие.
Известный римский целитель Асклепиад
за свою любовь к баням даже был прозван
«банщиком». Он был уверен, что здоровый
образ жизни и регулярное посещение бани
является необходимым для долгой и здоровой
жизни. Именно такой образ жизни и вел
этот целитель. С очень многими задачами
термы справлялись лучше различных лекарств.
Невероятно целебное и лечебное расслабление
всего организма в чудесной атмосфере
термы прекрасно привлекало многих римлян.
Именно по этому римляне ходили в бане
для здоровья и чистоты, а не для развлечения.
Во времена правления Юлия Цезаря мужчины
не приветствовали посещение бань женщинами.
В то время присутствие в бане лиц разного
пола было запрещено. Часто для женщин
строились отдельные бани. Постепенно
правила изменялись. В самом начале новой
эры в Риме было разрешено совместное
купание мужчин с женщинами, но были установлены
определенные правила. Первым правилом
было не «глазеть», а вторым вести себя
порядочно. Но в итоге термы превратились
в места оргий.
Из Древнего Рима термы распространились
по всем провинциям, естественно, сохраняя
особые черты римских бань. Строительство
терм в провинциях стало очень популярным
благотворительным мероприятием. Необходимость
в решении разных проблем, с которыми сталкивались
архитекторы, привели к значительному
развитию римской архитектуры. Частные
и общественные бани поражали своей роскошью
и идеальным интерьером: многие бассейны
были построены из высокого класса мрамора,
сосуды и рукомойники производились из
драгоценных металлов.
Термы были одними из 1 зданий, которые
были сделаны для большого числа посетителей.
Но после падения Римской империи термы
они пришли в полный упадок и практически
два века не пользовались популярностью.
Так, большинство из них были разрушены
дикими народами. Дольше всего термы просуществовали
в Византии. Под действием разнообразных
культур римская баня на Востоке преобразовалась
в великолепную восточную баню под названием
хаммам.
Вначале, данные ванны использовались
просто с целью мытья. Позже были исследованы
различные лечебные свойства данных источников.
После таких ванн римские легионеры становились
сильней, как душевно, так и физически.
Именно из-за этого римские правители
способствовали развитию строительства
банных домов. В больших банях находились
бассейны, игровые комнаты, а также библиотеки.
Но основным был природный термальный
источник, который находился внутри каждой
бани.
У римлян баня была неким культом. Бани
они использовали не только для мытья,
но и для общения и даже для организации
пиршеств. В термах существовали отдельные
комнаты для массажа, а также комнаты для
гимнастики. Элита Рима посещали баню
по три раза в неделю. Особое значение
имели термы для бедняков, которые теснились
в своих убогих квартирах, мастерских.
В бане каждый мог выбрать занятие, любимое
для него: пообщаться с друзьями, почитать
др.
Люди уходили с запасом новых сил, отдохнувшие
и обновленные не только физически, но
и душевно. После римской бани не было
внутреннего обезвоживания - во влажной
парной все внутренние органы насыщались
влагой. И не стоило перегружать очищенный
организм жидкостью. Абсолютно все бани
имеют свои отличия, в основном это температура
и влажность воздуха. Естественно каждому
подходит своя. Кто предпочитает русскую
баню с характерной для нее высокой температурой,
а другим нежная влажность хаммам (турецкая
баня). Посещение бани улучшает кровообращение,
выводит из организма вредные вещества
и шлаки.
Римские термы являются симметричным
помещением с разным температурным фоном.
Первое помещение - аподитериум - раздевалка.
Второе - фригидариум - холодное помещение.
Тепидариум - это тёплая комната. Помещение
номер четрыре - горячее - калидариум. Самая
горячая комната в римской бане - это судаториум,
по другому его называли лаконикум, тут
температурный режим поднимался до 85 градусов
по Цельсию. На сегодняшний день в Италии
бани переживают не лучшие времена, римских
бань нет, а то что называется хаммам, не
удовлетворяет все потребности населения.
Сергеенко М.Е.
Восторгаться добрым старым временем было модой у писателей-моралистов I в. н.э. Сенека и Плиний Старший перекликаются здесь друг с другом; Горацию часто приходила охота почитать нравоучения своим современникам; Ювенал использовал жизнь предков как своего рода склад оружия, неисчерпаемый запас которого давал богатые возможности избивать потомков. Во всем этом была и поза, и риторика, и трафарет, но был и подлинный восторг перед суровой и строгой простотой старинного быта, и подлинное возмущение современной роскошью и распущенностью. Моралиста умиляла эта простота; литературная выучка и художественный такт подсказывали, что эта простота окажется великолепным фоном, на котором прихотливая роскошь потомков выступит в очертаниях особенно неприглядных. Накладывать этот фон можно было по множеству поводов; очень выгодной темой были "бани и мытье прежде и теперь". Сенека не преминул ее разработать. Со ссылкой на тех, кто "рассказал о нравах древнего Рима" (вероятно, имеется в виду Варрон), он указал, что, в противоположность нынешним, у людей старого века не принято было ходить каждый день в баню; ежедневно мыли только руки и ноги, потому что "на них оседала грязь от работы"; "целиком мылись только по нундинам".
Вряд ли было на самом деле так. Трудно представить себе, чтобы человек, проработавший в поле целый день или проведший его в грязи и духоте римских улиц, взмокший от пота, в шерстяной рубахе, которая, несомненно, "кусалась", потому что шерсть была домашней грубой выделки, не испытывал ежедневно потребности вымыться с головы до ног. Если поблизости не оказывалось [с.133] ни реки, ни озера (к услугам обитателей Рима был Тибр), то каждому было доступно облиться холодной водой или пополоскаться в широком ушате. Слова Сенеки надо понимать так, что баню топили только раз в неделю. Обычай этот сохранился и в I в. н.э., но только для рабов (Col. I. 6. 20).
Щепетильное чувство пристойности, характерное для древнего римлянина, не допускало, чтобы отец мылся вместе со взрослым сыном или тесть с зятем. Старшее поколение должно было появляться на люди вообще, а на глаза молодежи особенно в благообразии безукоризненном. Нагота всегда несколько коробила римлян, и окончательно разбить это предубеждение "сурового победителя" плененной Греции не удалось. Люди состоятельные неизменно обзаводились собственной баней в своем поместье, а иногда и в городском особняке, маленькой, где одновременно мыться мог только один человек; она состояла обычно из двух тесных комнаток: теплого предбанника и жарко натопленного помещения для мытья. Сенека оставил описание такой старинной баньки, которую выстроил у себя в Литерне Сципион Африканский. Была она тесной, темноватой ("предки наши считали, что жарко бывает только в темной бане"), с окнами, похожими скорее на щели, и топкой по-черному. Не все, однако, могут иметь собственную, хотя бы и крохотную, баню, и в Риме уже с III в. до н.э. появляются бани общественные, тоже "темные и просто оштукатуренные". Они находились в ведении эдилов, державших над ними санитарный надзор; "требовали чистоты и температуры полезной и здоровой". Сенека умилялся при мысли, что "в этих местах, широко открытых народу", Катон, Фабий Максим, члены семьи Корнелиев своей рукой меряли, достаточно ли нагрета вода (epist. 86. 4-10). В Риме к концу I в. до н.э. насчитывалось 170 общественных бань; одни из них принадлежали городу, другие – частным владельцам. Цицерон неоднократно упоминает последние (pro Coel. 25. 62; pro Rose. Amer. 7. 18; pro Cluent. 51. 141); у Марциала рассеяны воспоминания о "Грилловой мурье" (Грилл был хозяином плохой бани) и "Эолии" Лупа, получившей наименование острова, где жил царь ветров, вероятно, в насмешку – за ее сквозняки (I. 59. 3; II. 14. 11-12). В IV в. н.э. в Риме имелось около тысячи бань; в среднем на каждый район их приходилось от 60 до 801. Без общественных бань нельзя представить себе самого захолустного италийского [с.134] городка; их строят даже в селениях. Плиний пишет, что под Лаврентом, в деревне, соседней с его усадьбой, было три бани и, видимо, настолько хороших, что Плиний, избалованный роскошью собственных банных помещений, не брезговал этими деревенскими банями, – "когда внезапно приедешь, задержишься ненадолго и увидишь, что свою баню топить не стоит" (epist. II. 17. 26). Человек, искавший популярности среди своих земляков или одержимый той любовью к своему городу, которая так характерна для древнего италийца, поправляет на свои средства обветшавшую баню или дарит сограждан правом на вечные времена бесплатно ею пользоваться. Агриппа в бытность свою эдилом (33 г. до н.э.) предоставил всему населению Рима даровое посещение бань в течение года, уплатив из собственных средств годовой доход, который рассчитывали получить от бань их владельцы или арендаторы (город обычно сдавал выстроенные им бани в аренду). В Ланувии два отпущенника в благодарность за честь избрания их в севиры "отремонтировали раздевальню, в которой по причине ветхости обвалилась штукатурка, устроили новый бассейн, поставили новый бронзовый таз (labrum) с тремя трубами в виде корабельных носов, из которых била вода" (CIL. XIV. 2119). Марк Валерий, высший магистрат Ланувия, на свои средства поправляет мужские и женские бани, которыми пользовались, видимо, жители пяти кварталов, ближайших к этим баням (CIL. XIV. 2121). В Пренесте Аврунцей Котта "колонистам, жителям, гостям, приезжим и рабам их из своих средств предоставил навеки право бесплатно мыться" (CIL. XIV. 2978). В Бойонии Т. Авиазий, "желая сохранить имя своего сына", завещает городу 4 млн сестерций, доход с которых обеспечит "бесплатное мытье навеки мужчинам и детям обоего пола" (CIL. XI. 720). Надписей подобного содержания можно найти немало. Как дорожили люди своей баней, видно из одной трогательной надписи, которую жители какого-то "Лукрециева округа", зависевшего от города Арелате (ныне Арль в Провансе), поставили в честь севира Корнелия Зосимы, поехавшего в Рим, чтобы "рассказать императору Антонину Пию об обиде нашей". Зосима терпеливо жил в Риме, "излагал начальникам провинций обиду нашу" и восстановил бесплатный вход в баню, "которую отняли от нас и которой мы пользовались больше 40 лет" (CIL. XII. 594). Горячая благодарность, с какой люди откликаются на [с.135] предоставление им бесплатной бани, свидетельствует о том, что главными посетителями бань была беднота, для которой много значило сэкономить и несколько жалких грошей, взимаемых как плату за вход. В Риме эта плата равнялась одному квадранту, т.е. 1/4 асса, что составляло в месяц при ежедневном посещении бани меньше двух сестерций. Плата не всюду, правда, была одинаковой: в маленьком шахтерском городке Випаске мужчины платили арендатору бани пол-асса, а женщины – целый асс. С маленьких детей, в Риме по крайней мере, платы не взималось вовсе.
Римляне строили бани всюду, где они селились или надолго останавливались. Развалины их находят во Франции и в Англии, по Рейну, Некару и Дунаю2, но наилучшее представление о римских банях дают хорошо сохранившиеся остатки помпейских бань. В этом маленьком городке было две городских бани (третью начали строить незадолго до катастрофы, и она осталась незаконченной). Одни расположены за Форумом к северу – их и называют Форумскими, по местоположению, или Малыми по сравнению с другими банями, которые получили от археологов название Стабиевых, потому что одной стороной выходили на улицу, шедшую по направлению к городу Стабиям. Стабиевы бани построили еще во II в. до н.э., в то время, когда Помпеи были самостоятельным самнитским городом; их ремонтировали и переделывали в 80-х годах I в. до н.э. и еще позднее, в императорское время. Строить Малые бани начали тогда же, когда приступили к первому ремонту Стабиевых, т.е. в первые годы существования римской колонии. Сохранилась надпись, в которой помпейские магистраты, дуумвир Цезий и эдилы Окций и Ниремий, сообщают, что бани эти сооружены по постановлению городского совета на городские средства, строились под их надзором, и они приняли постройку. В этих банях особенно ясно сказываются вкусы того времени и тех слоев римского общества, которые не очень соблазнялись греческими выдумками и больше придерживались доброй родной старины; с них поэтому мы и начнем.
Малые бани вместе с лавками и мастерскими, окружавшими их с двух, если не с трех, сторон, занимали целый квартал и состояли из двух отделений, мужского и женского, значительно меньшего. В мужское вели три входа: из одного попадали прямо в раздевальню; через два других можно было с двух противоположных улиц войти [с.136] в садик, примыкавший одной стороной к задней стене лавок и окруженный с двух сторон дорической колоннадой; с третьей находился криптопортик, сводчатый коридор с арочными окнами. В этот садик заходили посидеть, подождать, если в бане много людей, поговорить, пересказать городские новости и сплетни, выслушать к ним добавления и поправки, а главное – насладиться отдыхом, свободным временем, непритязательной болтовней. На садик смотрела закрытая с трех сторон беседка-экседра (4.75x5.9 м), которая по вечерам освещалась светильником, поставленным в нише тепидария так, что свет от него одновременно падал и в раздевальню, и в беседку, беседка непосредственно примыкала к раздевальне. В банях нашли больше тысячи светильников: очевидно, много людей мылось уже в сумерках3. Посидев, поговорив, посетители направлялись наконец через коридор, на сводчатом потолке которого разбросаны были по голубому фону золотые звезды, в раздевальню – аподитерий (от греческого apodyo – "снимаю"). Это была длинная комната (11.5x6.8 м), свод которой (потолки во всех трех помещениях бани были сводчатыми) опирался на мощный карниз, украшенный пестрыми лепными грифами, амфорами и лирами; между ними вились прихотливые арабески. Стены были выкрашены желтой краской, потолок разделан белыми квадратами с красным бордюром, пол выложен грубой простой мозаикой. По стенам шли длинные скамейки с приступками; в стенах остались следы от деревянных костылей, на которых укреплены были полки, для складывания одежды. Аподитерий освещался окном (1 м шириной, 1.7 м высотой), проделанным под самым сводом в узкой стене комнаты; в него была вставлена бронзовая рама, застекленная толстым (13 мм толщиной) матовым стеклом и вращавшаяся на двух цапфах, вделанных вверху и внизу посередине оконного проема. Этот люнет был орнаментирован продуманно и прекрасно: мощные тритоны с большими сосудами на плечах, выполненные рельефом, а в оконной нише под самым окном – огромная маска Океана или какого-то речного божества. На аподитерий выходила маленькая комнатка, где, вероятно, хранилось масло для натирания, всякие банные принадлежности и сидел капсарий (от capsa – "большая коробка"), раб-сторож, который за малое вознаграждение прятал у себя одежду и вещи посетителей: воровство в банях было явлением частым4.
[с.137]
Из аподитерия можно было
Фригидарий представлял собой помещение снаружи квадратное, а внутри круглое; диаметр этого круга 5.74 м, и площадь его увеличивалась четырьмя полукруглыми нишами высотой 2.2 м и диаметром 1.6 м. В этой круглой комнате был устроен бассейн диаметром 4.31 м (вверху); на полметра ниже пола вокруг него шла скамья шириной в 0.28 м, а пониже с одной стороны сделана еще ступенька, чтобы легче было спускаться в воду; бассейн неглубок – всего 1.3 м. Фригидарий этот целиком сохранился; не хватает только воды, которая когда-то била мощной струей из медной трубы, находившейся против входа (отверстие ее равно в диаметре 13 см) на высоте 1.2 м от пола. Пол, бассейн и скамья выложены белым мрамором. Окно проделано в куполе с таким расчетом, чтобы в помещение попадало как можно больше солнца. Купол, имеющий форму усеченного конуса, выкрашен голубой краской; стены расписаны по желтому фону зелеными растениями. Художник хотел, чтобы посетителям фригидария казалось, будто они моются под открытым небом. Надо сказать, что замысел этот был гораздо тоньше осуществлен в Стабиевых банях: стены прелестно расписаны деревьями и кустами, образующими густую чащу, в которой порхают птицы; из ваз в форме цветочных чашечек бьют фонтаны, и над всем расстилается голубое небо. Роспись эта, к сожалению, сильно повреждена.
Из аподитерия можно было пройти и прямо в тепидарий, большую прямоугольную комнату (10.4x5.6 м), где никогда не мылись, а только прогревались, иногда даже в одежде, подготовляясь таким образом к переходу в жаркую атмосферу кальдария. Здесь в стенах были проделаны ниши, куда складывали одежду; по краям перегородок между нишами стояли маленькие (0.61 м высотой) терракотовые фигурки обнаженных гигантов; на вытянутых мощных руках они держали тяжелый карниз сводчатого потолка. Потолок богато украшен лепной работой: белые рельефные фигуры, большие и малые (Ганимед, похищенный орлом, Амур с луком, Аполлон верхом на грифе, маленькие амуры, которые правят дельфинами, львы в квадратах, ромбах, кругах и многоугольниках по фиолетовому, белому и светло-голубому фону, над карнизом [с.138] переплет арабесок, белых на белом фоне). Стены выкрашены красной краской; свет падает через окно, такое же, как в аподитерии, и так же проделанное под самым сводом.
Обогревался тепидарий по-старинному: очень большой жаровней (2.12x0.77 м), которую подарил некий Нигидий Ваккула ("коровка"), украсивший переднюю стенку этого дара своим "гербом" – горельефом коровы. Дно этой жаровни представляло собой решетку из бронзовых полос; на нее клали кирпичи, засыпали их пемзой и только потом уже накладывали раскаленных углей (такое же отопление было первоначально и в Стабиевых банях).