Римское государство в эпоху принципата и домината

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 17:40, реферат

Описание работы

Цель его реформ заключалась в следующем восстановить с помощью сильной центральной власти политическую и социальную стабильность, не порывая при этом со все еще сильными республиканскими (полисными) традициями.
Август и его преемники сосредоточили в своих руках высшую военную, гражданскую и жреческую власть. Однако юридически она была оформлена как совокупность ряда традиционных республиканских магистратур и полномочий, которыми «наделяли» императора сенат и народное собрание, и не считалась наследственной.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Римское государство в эпоху Принципата
1.1 Принципат исторические предпосылки
1.2 Правовые полномочия принципса 6
1.3 Особенности принципата как политической системы 8
Список литературы

Файлы: 1 файл

римское государство в эпоху принципата и домината.docx

— 23.11 Кб (Скачать файл)

Содержание

 Введение

Глава 1. Римское государство  в эпоху Принципата

1.1 Принципат исторические  предпосылки

1.2Правовые полномочия  принципса6

1.3Особенности принципата  как политической системы8

Глава 1. Римское государство  в эпоху Принципата

1.

. Принципат исторические предпосылки

Основы принципата были заложены реформами  первого римского императора Августа  Октавиана (27 до н. э. — 14 н. э.), внучатого племянника Гая Юлия Цезаря, вызванными глубоким социально-политическим кризисом Римской республики в I веке до н. э. Cмутное время конца первой и второй половины I в. н.э. выявило необходимость пересмотра старых республиканских взглядов на проблемы государства и государственного устройства в Риме. Многие политические деятели пытались найти выход из создавшегося положения. Цезарь и Помпей, следуя скорее своей интуиции, нежели каким-то конкретным планам переустройства державы, пытались на практике осуществить спасительные для государства преобразования. Такие люди как Цицерон теоретически разрабатывали проекты изменений, благодаря которым Рим смог бы существовать и дальше без губительных для него потрясений. Методы решения проблемы переустройства государства у каждого были свои.

 Октавиан Август, опираясь на опыт своих предшественников, претворил в жизнь новую систему государственной власти, получившую название принципат.

 Цель его реформ заключалась  в следующем восстановить с  помощью сильной центральной  власти политическую и социальную  стабильность, не порывая при  этом со все еще сильными республиканскими (полисными) традициями.

Август и его преемники сосредоточили  в своих руках высшую военную, гражданскую и жреческую власть. Однако юридически она была оформлена  как совокупность ряда традиционных республиканских магистратур и  полномочий, которыми «наделяли» императора сенат и народное собрание, и не считалась наследственной. Государственный строй официально именовался «республикой», а верховный правитель «принципсом», то есть «первым гражданином» или «первым сенатором» (отсюда понятие «принципат»). Республиканские органы власти (народное собрание, сенат, магистратуры) сохранились, утратив значительную часть своих былых полномочий. Если раньше они фактически были подконтрольны римской правящей олигархии (нобилитету), то теперь — принципсу и его ближайшим приближенным.

Длительное сосуществование монархических  и республиканских институтов не позволяет однозначно определять государственный  строй Ранней империи ни как монархию, ни как республику. Нередко принципат  называют «республиканской монархией».

 

1.2 Правовые полномочия  принципса. С правовой точки зрения, принципат - есть диархия (двоевластие), при кото­рой носителями власти являются, с одной стороны, народ и сенат, с другой — импе­ратор. Принципс в теории не самодержавный монарх, а просто маги­страт, слуга единственного суверена — народа. Компетенция и власть прин­ципса ограничена строго конституционными рамками, он только первый (princeps) в ряду граждан и сенаторов, связанный, как и остальные граждане, законами. Если фактически, пу­тем захвата, императоры постепенно поста­вили себя вне закона и сделали во многих отношениях свое положение при­вилегированным, то теоретически прин­ципат в 1-ой половине вышеуказан­ного периода был ответствен перед законами, как обыкновенная магистра­тура. Лишь во 2-ой половине периода положение принципса становится все более исключительным, приближаясь к абсолютизму.

Принципс занимался назначением членов коллегии. Ни одно решение коллегии не принималось без ведома принципса.

Народное собрание занималось только делами Рима. Сенат был превращен в совещательный орган при императоре. Высшие учреждения сосредоточены при дворе. Среди них наиболее крупное – императорская канцелярия. Необыкновенное развитие получило финансовое ведомство. Оно занималось сбором старых и изысканием новых налогов. Главными основами власти принципа были высшая военная власть. Титул Imperium Октавиан получил в 27 г., одновременно с титулом Augustus. На этот титул, заменивший ему личное имя (praenomen), он смотрел, как на наследственный; с ним он получил навсегда командование всеми военными силами государства, право давать законы, творить суд и управлять провинциями. В 23 г. он был провозглашен проконсулом, при чем звание проконсула и императора слились в одно. Второй опорой его власти была (с 30 г.) пожизненная трибунская власть, которая, делая его особу неприкосновенной, давала ему право интерцессии против решений всех остальных магистратов, сената и народа, право помощи угнетенным и т. п. На этих республиканских основах покоилась сила принципса, воплотившегося впервые в лице Августа, который, добиваясь власти, сумел облечь новую форму правления (деспотизм) в старые правовые формы. Новая власть легитимизировалась при помощи принципов старого права путем постепенного их проведения, с медленностью, которая отличала образ действия Августа. Август даже боялся вводить такие правовые понятия, которые противоречили бы идее республиканских форм: он отказался от звания диктатора, запретил называть себя господином (dominus), не принял титула царя (rex), не позволял открыто воздавать ему божеские почести. Титул императора он удержал за собой по примеру приемного отца, считая этот титул своим наследством и опираясь на отношение народа к памяти божественного Цезаря. Принципиально компетенция принципса была отделена от компетенции остальных органов государственной власти; представители империи в I веке расширяют объем своих прерогатив с большой осторожностью, делая вид, как будто этого добиваются народ и сенат, а не они сами. Так постепенно вошли в силу такие правоположения и понятия, которые были немыслимы первоначально, при возникновении принципата, и подготовилась почва для абсолютной монархии. Юристы ранней империи провозглашали следующее положение, считавшееся в то время аксиомой публичного права: "Если император может все, так это потому, что народ передал ему всю свою власть". Таким образом, истинным носителем власти в государстве оставался народ, который императору лишь делегировал свои полномочия, поставив его, таким образом, выше закона.

 

1.3 Особенности принципата как  политической системы

 

Особенностью принципата как политической системы было если не полное отсутствие, то, во всяком случае, минимальное количество чиновников и минимальный государственный  аппарат на протяжении всего периода  Ранней империи.  В наследие от Республики Империя получила уникальную для  античности систему использования  в качестве бюрократии мелких чиновников, секретарей, посыльных и рабов, принадлежавших тому или иному господину, занимающему  государственный пост. Причем, чем  выше был этот пост, тем, как правило, богаче был человек его занимавший и, следовательно, тем больше рабов он мог использовать для выполнения своих государственных обязанностей. В эпоху принципата рабы и вольноотпущенники императоров нередко поднимались до самых высот государственной иерархии. На местном уровне Римская империя сохранила систему самоуправления, оставшуюся от полисных времен, в виде совета декурионов, отправлявших свои обязанности как почетный долг и не получавших за свою службу денег из государственной казны. В результате расходы государства на управленческий аппарат долгое время оставались минимальными в сопоставлении с масштабами империи.

 Государственный аппарат эпохи  принципата был лучше организованным  и более эффективным, чем при  Республике, но современными исследователями  он характеризуется как «рудиментарный»  или «слаборазвитый», т. к. был  слишком малочисленным для империи  с населением в 50 млн. человек;  органы государственного управления  на уровне городских и сельских  округов отсутствовали. 

Полномочия высших администраторов  были краткосрочны, а сами они не имели специальной подготовки, а  нередко и опыта руководящей  работы в своей области управления. Как правило, они по собственной  инициативе не вмешивались в деятельность местного городского самоуправления, ограничиваясь общим контролем. Большая часть повседневных дел  решалась местными городскими магистратами и сенатами (куриями). Античный город (греческий полис, италийский муниципий) со своими собственными властями, законами и порядками был основой ранней империи, оплотом полисных (республиканских) традиций. Большинство всадников, сенаторов  и даже императоров были выходцами  из местной городской знати Италии и провинций. Режим принципата позволил консолидировать властные элиты  в центре и на местах, достичь  баланса их интересов и расширить  тем самым социальную базу государственной  власти.

 Однако полис и империя  были взаимоисключающими системами,  и общей тенденцией исторического  развития было неизбежное изживание  полисных структур с их самоуправлением  и формирование централизованного  государственного аппарата - необходимого  атрибута всякой авторитарной  власти. Начало этому положил  еще Август, создавший целый ряд  новых должностей (префекты: претория, Египта, города, анноны, вигилов, вод, а также наместники императорских провинций - прокураторы), выходивших за рамки республиканского государственного устройства, реставрация которого была официальным лозунгом его правления.

У принцепса была своя казна - фиск, из которой он финансировал армию и общественные постройки, а наполнял налогами с императорских провинций. Таким образом, армия Рима продолжала оставаться, как во время гражданских войн, частной. Только теперь - в собственности у главы государства. Армия финансировалась принципсом и именно принципсу приносила присягу.

 

Армия являлась становым хребтом  всего имперского порядка. Последние  широкомасштабные завоевания пришлись на правление Траяна (96-117 гг.), после  чего Римская империя окончательно перешла к стратегической обороне  своих границ. Уже к концу II в. римская армия постепенно стала  утрачивать боевой дух, а сведение к  минимуму завоевательных походов, раньше приносивших громадную военную  добычу, массу рабов и огромные материальные ресурсы, привело к  значительному увеличению внутренних государственных расходов на военные  нужды. Ввиду того, что внешние проблемы для армии и для Империи отошли на определенное время на второй план, армия к концу II в. стала все чаще обращаться к проблемам внутренним, и это привело к повышению ее политической роли и в то же время сделало ее опасной силой в периоды бессилия центральной власти и политической анархии. Вместе с тем, армия оказалась неспособной должным образом обеспечивать защиту границ Римской империи, когда варварский мир пришел в движение и внешние вторжения поставили под угрозу само существование государства. Хотя численность армии существенно возросла с 25 легионов (300 тыс. чел.) во времена Августа до 33 легионов к середине II в., а во времена Каракалы численность римской армии достигла 400 тыс. человек.

 

 

 

 

Список литературы.

1.

Голубович В. И. Экономическая  история зарубежных стран. - М., 2001.

 

2.

Егоров, А. Б. Рим на грани  эпох: проблемы рождения и формирования принципата. Л., 1985.

 

3.

Ельницкий, Л. А. Возникновение и развитие рабства в Риме в VIII-III вв.до н.э. М., 1964.

 

4.

Ковалев, С. И. История Рима : учебник. Л., 1986.

 

5.

Машкин, Н. А. Принципат Августа. М., 1949.

 

6.

История государства и  права зарубежных стран: Учебное  пособие/Под ред. П.Н.Галанзы, Б.С.Громакова. М., 2000.

 

7.

История государства и  права зарубежных стран: Учебник/Под ред. О.А.Жидкова, Н.А.Крашенинниковой. М., 2002 Ч.1

 

8.

История древнего Рима : Учебник./ Под ред. В.И. Кузищина. - М. 2008.

 

9.

История политических и правовых учений. Учебник/Под ред. В.С. Нерсесянца – М., 2001.

 

10.

История политических и правовых учений.Учебник/ Под ред. О.Э. Лейста – Н.: Издательство «Зеркало» - 1999.

 

11.

История политических учений. Учебник /Под ред. О.В. Мартышина - М., 2000г.

 

12.

История древнего мира : в 3 т. / Под ред. И. М. Дьяконова и др. - М., 1988.

 

13.

История Европы. Т.1 . Древняя  Европа. М., - 1988.

 

14.

Краткий словарь юридических  терминов римского права. Свердловск, 1999.

 

15.

Мотылев. Экономическая история  капиталистических стран. - М., 2000

 

16.

Насибуллин Р.А. Очерки истории зарубежного права. Ч.2. Екатеринбург, 2001.

 

17.

Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. Уч.ебник. М, 2002.

 

18.

Новицкий И.Б. Римское право  М., 2001.

 

19.

Савельев В.А. История римского частного права. М., 2003.

 

20.

Сборник документов по всеобщей истории государства и права /Сост. К.Е.Ливанцев. Л.,2000.

 

21.

Скрипилев Е.А. Основы римского права. М., 2003.

 

22.

Утченко, С. Л. Юлий Цезарь. М., 1976.

 

23.

Хрестоматия по всеобщей истории  государства и права/ Под ред. З.М. Черни­ловского. М., 1999.

 

24.

Хрестоматия по истории древнего Рима/ Под ред. С.Л.Утченко. М., 2002.

 

25.

Черниловский З.М. Лекции по римскому частному праву. М., 2001.

 

26.

Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. М.,1987.

 

27.

Штаерман, Е. М. Кризис античной культуры. М., 1975.


Информация о работе Римское государство в эпоху принципата и домината