Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:10, лекция
Рюрик (862-879)
Братья Рюрика спустя два года умерли, Рюрик сделался единственным правителем страны. Окрестные города и селенья он раздавал в заведование своим приближенным, которые сами творили суд и расправу. В это же время два брата, не из рода Рюрика, Аскольд и Дир, заняли Киев и стали управлять полянами.
Олег (879-912)
Преемник легендарного варяжского князя Рюрика, скорее всего, его родственник или дружинник. В 879 г. начинает княжить в Новгороде. Затем предпринимает поход на юг, захватывая в 882 г. Киев и объединяя таким образом два основных центра славянской государственности. В 883 г. покорил племена древлян, обложил данью северян, радимичей, дулебов и хорватов. В 907 г. совершил удачный поход на Византию, по результатам которого был заключен выгодный для Руси мир (подтвержден в 911 г.).
Рюрик (862-879)
Братья Рюрика спустя два года умерли,
Рюрик сделался единственным правителем
страны. Окрестные города и селенья он
раздавал в заведование своим приближенным,
которые сами творили суд и расправу. В
это же время два брата, не из рода Рюрика,
Аскольд и Дир, заняли Киев и стали управлять
полянами.
Олег (879-912)
Преемник легендарного варяжского князя
Рюрика, скорее всего, его родственник
или дружинник. В 879 г. начинает княжить
в Новгороде. Затем предпринимает поход
на юг, захватывая в 882 г. Киев и объединяя
таким образом два основных центра славянской
государственности. В 883 г. покорил племена
древлян, обложил данью северян, радимичей,
дулебов и хорватов. В 907 г. совершил удачный
поход на Византию, по результатам которого
был заключен выгодный для Руси мир (подтвержден
в 911 г.).
Игорь (912-945)
Великий князь киевский с 912 г. Продолжил
деятельность своего предшественника
Олега по расширению территории Киевского
государства, подчинил восточно-славянские
племена между Днестром и Дунаем. Пытался
в подражание Олегу Вещему совершать походы
на Византию (941–944), но они были неудачны.
Был убит древлянами при попытке собрать
вторично в их землях дань.
Ольга (945-957)
Ольга, жена Игоря, по обычаю того времени,
жестоко отомстила древлянам за смерть
мужа и взяла их главный город Коростень.
Она отличалась редким умом и большими
способностями к правительности. На склоне
лет своих приняла христианство и была
причислена к лику святых. Принятое Ольгой
христианство было первым лучом истинного
света, которому предстояло согреть сердца
русских людей. княгиня Ольга – первый
реформатор Руси, установивший порядок
сбора дани
Ярослав Мудрый (1019-1054)
По изгнании Свято полка и со смертью Мстислава
Тьмутараканьского, князь Ярослав сделался
единственным правителем русской земли.
Отличаясь большим умом, он искусно правил
Русью: Много заботился о нуждах страны,
строил города (Ярослав и юрьев), воздвигал
церкви (св. Софьи в Киеве и Новгороде),
учреждал школы и содействовал письменности
на Руси. Ему же принадлежит заслуга издания
первого свода юридических обычаев, известного
под названием "русская правда".
Владимир Мономах (1113-1125)
Несмотря
на старшинство святославичей, после смерти
Святополка -II, на киевский престол выбран
был Владимир мономах, который, по словам
летописи, "добро хотел братии и всей
земле русской". Он выделялся своими
большими способностями, редким умом,
храбростью и неутомимостью. Он был счастлив
в походах на половцев. Князей он смирял
своей строгостью. Замечательно оставленное
им "поучение детям", в котором он
дает чисто христианское нравоучение
и высокий пример служения князя своей
родине.
Юрий Долгорукий (1154-1157)
В 1120 году Юрий
возглавил поход русских войск против волжских
булгар.
Александр Невский (1252-1263)
Александр
Ярославович, был сперва новгородским
князем. В 1240 году он победил шведов на
Неве и был прозван за эту победу невским:
Рассказывают, что Александр невский сам
избил множество шведов и на лицо предводителя
Биргера "возложил печать острым копьем
своим. "Спустя два года Александр уничтожил
немецкое войско в "ледовом побоище":
Кроме того, он успешно вел войны с Литвою
и чудью. Получив ханский ярлык на великокняжение,
Александр явился "заступником и ходатаем"
за землю русскую. Четыре раза он ездил
в орду с поклоном, отвозя ханам много
серебра и золота.
Иоан I Калита (1320-1341)
Иоанн
-I Данилович князь осторожный и хитрый,
прозванный за свою бережливость Калитою
(кошель для денег), опустошил тверское
княжество при помощи татар, воспользовавшись
случаем насилия возмутившихся тверичан
над татарами. Он принял на себя сбор дани
со всей Руси для татар и сильно благодаря
этому обогатившись, скупал города у удельных
князей
. Дмитрий
- Донской
За первые 16 лет своего правления Дмитрий
сумел стать признанным главой антиордынской
политики в русских землях, собирателем
русских земель . Территория Московского
княжества расширилась при Дмитрии за
счёт территорий Переяславля, Галича,
Белоозера, Углича, Дмитрова, части Мещеры,
а также костромских, чухломских, стародубских
и северных коми-зырянских земель. Поддерживая
дружеские связи с православной Византией, Дмитрий добивался
признания независимости русской православной
церкви от Константинополя.
С другой
стороны, были потеряны западные земли,
включая Тверь (1383) и Смоленск (1386),
а основная территория была разорена
как нашествием Тохтамыша и последующей
выплатой значительной дани, так и войнами
с Великим
княжеством Литовским и другими княжествами.
Иоанн - IV Грозный (1538-1584)
Царь
созвал выборных в 1550 году на первый земский
собор, которым утвержден первый царский
судебник, в следующем году издано соборное
постановление для духовенства, названное
Стоглавым. В 1552 году Иоанном покорена
Казань, господствовавшая над всем Поволжьем,
а в 1556 году присоединено к московскому
государству и царство астраханское. Желание
утвердиться на берегах балтийского моря
заставило Иоанна начать ливонскую войну,
которая привела его к столкновению с
Польшей и Швецией. Война началась довольно
удачно, но закончилась самым невыгодным
для Иоанна перемирием с Польшей и Швецией:
Иоанн не только не утвердился на берегах
Балтики, но и потерял прибрежье финского
залива, по удалении впавших в немилость
Сильвестра и Адашева и со смертью кроткой
царицы Анастасии, в характере Иоанна
произошла значительная перемена к худшему,
бегство же князя Андрея Курбского в Польшу
возбудило подозрение Иоанна в верности
всех его бояр. Началась печальная эпоха
"розысков", опалы и казней. Иоанн
покинул Москву, выехал со своими приближенными
в Александровскую слободу и здесь окружил
себя опричниками, которых Иоанн противопоставил
остальной земле, земщине.
Религия и церковь заполняли всю жизнь человека средневековой эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом-, выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству. Монополизировав в обществе культуру, науку, грамотность, церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Христианство стало важнейшим фактором европейской культурной общности, именно в средние века оно превратилось в одну из мировых религий. Христианская цивилизация утверждалась не просто на руинах цивилизации античной, но и да ее основе, не только отрицала прежние ценности, но и переосмысливала их. Христианская церковь, ее централизация, иерархия и богатство, ее миропонимание, право, этика и мораль — создали единую феодальную идеологию. Христианство в значительной мере и определило отличие европейской средневековой цивилизации от цивилизаций других континентов той же эпохи