Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 16:17, реферат
Известно, что ни одно из произведений великого казахского поэта Абая Кунанбаева (1845—1904) не увидело свет при его жизни. Лишь через пять лет после смерти поэта, в 1909 году, в Петербурге был издан сборник его стихов. А прозаические произведения, представляющие сугубо специфический жанр литературы — так называемые «Гаклия» (Слова-назидания) или «Кара сёзь» (слова в прозе), были опубликованы лишь в советское время
1. Введение
2. Роль Абая в развитии духовной культуры на примере «Слов Назидания»
3. Заключение
Роль Абая в истории и культуре казахского народа
План:
1. Введение
2. Роль Абая в развитии духовной культуры
на примере «Слов Назидания»
3. Заключение
Роль Абая в развитии культуры казахского
народа.
Известно, что ни одно из произведений
великого казахского поэта Абая Кунанбаева
(1845—1904) не увидело свет при его жизни.
Лишь через пять лет после смерти поэта,
в 1909 году, в Петербурге был издан сборник
его стихов. А прозаические произведения,
представляющие сугубо специфический
жанр литературы — так называемые «Гаклия»
(Слова-назидания) или «Кара сёзь» (слова
в прозе), были опубликованы лишь в советское
время. Но тем не менее произведения Абая,
как поэтические, так и прозаические, получили
на родине поэта широкое распространение
в рукописном виде. Стихи переписывались,
заучивались и передавались из уст в уста,
а прозаические произведения распространявшись
в рукописных списках или исполнялись
искусными рассказчиками-толкователями.
Какое место занимают «Гаклия» или «Кара
сёзь» в творчестве Абая Куканбаева? Мухтар
Ауэзов, крупный исследователь творчества
Абая, писал: «Трудно назвать жанр, к которому
можно было бы отнести «Назидания». Здесь
и философско-моралистические, и общественно-публицистические,
и изобличительно-сатирические высказывания
поэта. Нося в целом характер то мирной,
то иронически-желчной, то глубоко грустной
беседы со своим читателем, эти «Слова»
прежде всего отличаются исключительно
тщательной стилистической отделанностью».
Мухтар Ауэзов прекрасно понимал, для
кого и с какой целью написаны Абаем назидания,
эти сорок пять «Слов», содержащие как
философские раздумья поэта о волнующих
жизненных проблемах, так и беседы-рассуждения,
«адресованные к слушателю собеседнику
в форме устного обращения к нему с глазу
на глаз». Слушателями поэт считал преимущественно
людей старшего поколения. Он учитывал
уровень их мышления, особенность мировосприятия
и поэтому писал свои беседы-назидания
своеобразным, доступным для них образным
языком, насыщенным афоризмами и народными
пословицами. Очевидцы свидетельствуют,
что «Слова» пользовались у читателей
и слушателей не меньшей популярностью,
чем поэтические произведения, потому
что в них Абай в интересной, оригинальной
форме выражал те же мысли и идеи, те же
чувства и настроения, что и в своих стихах.
Вот как он представлял себе назначение
поэта:
Против невежества,
против зла
Он обращает свой гнев, скорбя.
Люди слово его пронесут
Близким и дальним — из края в край.
Суд справедливости, разума суд,
Ты рассуди и ты покарай!
Мухтар Ауэзов справедливо
отметил, что Абай в прозаических обращениях
к слушателю-собеседнику «становится
гневным судьей или печальником народа,
и в таких случаях его «Слова» превращаются
в скорбную исповедь человека, обреченного
на одиночество в мрачный век господства
беспросветной тьмы». Как «гневный судья»
он неустанно обличал социальные пороки,
зло и несправедливость в обществе, а как
«печальник народа» горько сетовал на
отсталость и невежество, на дрязги и раздоры,
которые, по убеждению поэта, обрекали
народ на униженное положение. Обличая
и осуждая в своем творчестве все, что
вредит народу, что мешает прогрессу и
просвещению, Абай верил в силу воздействия
своего слова. Но действительность не
оставляла надежд, принося поэту одни
разочарования. Философско-поэтические
слова Абая были своеобразной формой борьбы
за просветительский общественный идеал.
Девяностые годы XIX века, когда были написаны
«Гаклии», являются самым плодотворным
периодом всего творчества уже пожилого
поэта. В первом слове «Гаклии» поэт написал:
«Прожита жизнь — спорил я, боролся, судился,
имея одни хлопоты, и в них обессилел, устал
и убедился в бесцельности всего сделанного».
И вот оказалось, что все, что было, — было
только унижением человека, и поэт вопрошает
себя: может быть, «править мне народом»,
«умножать ли мне знания», «заняться исполнением
обрядов религии», «заняться воспитанием
детей»? И находит все это уже невозможным
и нереальным для себя. «Наконец решил,
— пишет он, — буду развлекаться бумагой
и чернилами, буду писать подряд все, что
вздумается».
Прошло девять лет, прежде чем Абай написал
все сорок пять «Слов» - бесед и высказал
в них свои сокровенные думы, чаяния и
скорбные жалобы на равнодушных к голосу
поэта современников. Обращаясь к содержанию
прозаических «Слов» Абая, нетрудно установить
их идейно-тематическое сходство с большим
циклом стихов поэта этих лет. Справедливости
ради нужно отметить, что критическое
начало в поэтических произведениях гораздо
острее, чем в прозаических «Гаклиях».
Некоторая смягчённость тона бичевания
пороков в «Гаклиях», видимо, объясняется
тем, что Абай свои беседы адресовал людям
старшего поколения и тем, кого поэт, очевидно,
считал своими ближайшими единомышленниками
или последователями. Вероятно, поэтому
Абай делился с ними своими мыслями, в
то время как в поэзии он разоблачал носителей
зла.
Абай во многих своих прозаических назиданиях
как бы расшифровывает те глубокие философские-мысли,
которые скульптурно вылеплены сложными
поэтическими образами в его стихах.
По объему и характеру «Слова» Абая не
одинаковы, не однородны. Несколько выделяется
«Двадцать седьмое слово», которое написано
в форме диалога Сократа со своим учеником
Аристодемом на тему о том, какими высокими
качествами наделил человека бог и каким
«вечным должником» бога является человек
за то, что он «удостоен его любви». Несколько
особняком также стоит «Тридцать седьмое
слово». Оно состоит из двадцати трех афоризмов,
не имеющих прямой связи с основной тематикой
бесед.
Если условно выделить
эти два «Слова», которые как по объему
и тематике, так и по стилю отличаются
от других, то остальные «Слова» можно
сгруппировать вокруг нескольких основных
тем. Первая — это «Слова» об общественном
строе и административном управлении.
К этой группе можно отнести третье, восьмое,
двадцать второе, тридцать девятое, сорок
первое, сорок второе «Слова». В них затрагиваются
и другие темы. Но основными все же являются
рассуждения, связанные с формой правления
в степи. Как известно, во второй половине
XIX века, когда жил и творил Абай, в казахских
степях всюду был установлен институт
волостных правителей, избираемых на три
года. Как и в поэзии, Абай во многих местах
своих бесед-рассуждений, особенно в перечисленных
«Словах», с презрением говорит о волостных
правителях и биях, сидящих на шее народа.
«Кто же примет мудрый совет? Кто послушает
наставления? Ни волостной старшина, ни
бий меня не услышат... У них в голове своя
забота: не оказаться виноватым перед
начальством, не пропустить в аул разных
смутьянов». «Уважать ли мне волостного
старшину и бия?—пишет он в «Двадцать
втором слове».—Но нет биев и старшин
справедливых. А биям и старшинам, купившим
свои места, нет основания требовать к
себе уважения». Абай не только не склонял
голову перед «власть имущими», но и всячески
разоблачал их злодеяния и мошеннические
проделки, сеявшие ложь, обман и сплетни,
разжигавшие ссоры и дрязги, развивавшие
взяточничество, воровство, подкуп и подхалимство.
По-видимому, питая иллюзии относительно
возможности улучшения системы волостного
и бийско-судейского правления, Абай предлагал,
как и до него Чокан Валиханов, свою реформу
выборов волостных правителей и биев.
Он хотел, чтобы волостной правитель был
человеком, получившим образование на
русском языке, избирался народом на долгий
срок, защищал народные интересы, поддерживал
полезный труд, ремесла, просвещение. Наряду
с этим он считал необходимым отменить
введенное царским правительством положение
об избрании судей и следователей из родовых
биев, так как они не могут справедливо
решать споры и тяжбы, и вместо них предлагал
учредить институт третейских судей, которые
вели бы следствие на глазах у народа,
что совпадает с тем, что некогда предлагал
в «Былом и думах» Герцен. Подчеркивая
прогрессивность предлагаемой реформы
Абая, отражающей его демократическую,
просветительскую позицию, Мухтар Ауэзов
в то же время отмечает и существенный
недостаток, заключающийся в том, что Абай,
как и до него Чокан Валиханов, предлагали
избирать судей на пожизненный срок. В
этом сказались историческая ограниченность
просветительско-
Следующая тематическая группа прозаических
«Слов» состоит из рассуждений и наставлений
Абая об образовании, знании и воспитании.
Пожалуй, это самая животрепещущая из
всех тем, волновавших поэта. Всюду речь
идет об отсталости казахского народа
в экономической жизни, в образовании,
в науке и культуре, в чем поэт обвиняет
«сильных мира сего»: царских чиновников,
волостных правителей, баев и биев, а также
всех тупых, невежественных, раболепствующих
и пресмыкающихся перед ними людей. Беспощадно
бичуя все, что держит народ в беспросветной
тьме, что тормозит прогресс и просвещение,
Абай всеми силами доказывал необходимость
нести казахам науку и культуру, чтобы
стать вровень с другими народами.
Образованию, знанию и науке Абай придавал
первостепенное значение. Он укоряет тех
родителей, которые, имея возможность
учить детей, не учат их или учат не так
и не тому, попусту растрачивая свое богатство.
«Но я не встречал еще человека, который,
подлостью разбогатев, нашел бы потом
достойное применение своему состоянию».
Такая резкая социально-изобличительная
критика заканчивается следующим: «Без
науки «нет блага ни на том, ни на этом
свете». Воспитание в детях хороших человеческих
качеств также связывается Абаем с образованием
и наукой. Примечательно, что последнее
«Сорок пятое слово» заканчивается словами:
«Тот, у кого больше знаний, любви, справедливости,
— тот мудрец, тот ученый, тот и обладает
миром».
Мысли об обучении детей, о воспитании
в них лучших человеческих качеств постоянно
занимают Абая-наставника. Они разбросаны
почти во всех его «Словах». Именно на
них возлагает Абай свои надежды, думая
о судьбе своего народа. «Надо создать
школы,—писал он в «Сорок первом слове»,—надо,
чтобы население дало средства на эти
школы, надо, чтобы учились все, даже девушки.
И вот тогда, когда молодежь вырастет,
а состарившиеся отцы перестанут вмешиваться
в дела и разговоры молодежи, может быть,
тогда казахи исправятся».
Абай-просветитель свято верил в силу
воспитания и наряду с осуждением все
время наставлял своих слушателей-собеседников
на то, чтобы каждый исправлял свои недостатки
и недостатки своих детей. «Если б в моих
руках была власть, я отрезал бы язык всякому,
кто говорит, что человек неисправим»,
— писал он в «Тридцать седьмом слове».
В беспощадной критике зла и несправедливости
с целью преодоления всех отрицательных
черт и свойств человеческого характера
и доведения Абай видел одну из своих основных
задач.
«Двадцать пятое слово» целиком посвящено
размышлению о значении русской культуры
и русской науки для просвещения казахского
народа. «Главное — научиться русской
науке. Наука, знание, достаток, искусство
— все это у русских. Для того, чтобы избежать
пороков и достичь добра, необходимо знать
русский язык и русскую культуру». Трудно
переоценить значение этой программы
для просвещения казахского народа, для
его исторически сложившейся дружбы с
великим русским народом и приобщения
к его культуре. В своих стихах Абай учил
отличать русский народ и его демократическую
культуру от царских колонизаторов и их
политики. Абай призывает казахов изучать
русский язык, русскую науку и культуру
для того, чтобы принести пользу родному
народу. А в «Двадцать пятом слове» мы
читаем прямой призыв Абая-педагога к
родителям: «Не торопись женить сына, обучай
его русской науке, хотя бы пришлось тебе
для этого заполнить все свое имущество».
Многое в высказываниях Абая напоминает
взгляды представителей русской демократической
мысли.
Как и в поэзии, в прозе Абая солидное место
занимает тема труда. Многие пороки современников
подвергались поэтом критике и осмеянию.
Об этом Абай особенно страстно пишет
в сорок втором, сорок третьем «Словах».
«Пристрастие казаха к дурному объясняется
бездельем. Если бы он занимался хлебопашеством
или торговлей, у него не оставалось бы
и мало-мальски свободного времени на
глупости». Далее автор рисует картину
и плоды этого безделья. Он считает, что
именно «безделье превратило казаха в
бродягу. Выпросив у кого-нибудь на время
лошаденку, он скитается из одного аула
в другой, чтобы жить на дармовщину, или
собирает сплетни, стараясь вовлечь людей
в интриги н рассорить их, или же сам вместе
с подобными себе строит другим козни.
Честный труженик посчитал бы такую жизнь
«собачьей». Отсюда и страстный призыв
Абая к честному труду, к ведению хозяйства,
к овладению ремеслом, к занятию земледелием,
скотоводством и т. д.
Философски осмысляется Абаем высокая
роль и значение труда в жизни и историческом
развитии человечества. Причину прогресса,
успехов и достижений в области экономики
и культуры он видит в честном труде на
благо человека, народа и родины. «Ум и
знания—плоды труда»,—пишет он в «Сорок
третьем слове». Однако и тут ограниченность
просветительско-
Вместе с тем следует отметить, что гуманист
Абай, резко бичуя своих современников
за антиобщественные, безнравственные
поступки, винит в них местных правителей
— волостных и биев, которые не только
не слушаются добрых советов и наставлений,
но и сами разжигают низменные страсти,
винит богачей, которые считают, что «все
можно купить за скот», что «честь, бесчестье,
разум, наука, вера, народ для них не дороже
скота».
Общественно-литературная деятельность
Абая протекала в условиях начавшегося
разложения феодально-патриархальных
отношений под воздействием буржуазной
экономики, в тяжелых условиях царской
колонизации, во времена сильного влияния
религиозных преданий адата и шариата,
национальной раздробленности и низкого
уровня грамотности казахского народа,
ведшего кочевой образ жизни.
Абай решительно осуждал строй насилия,
эксплуатации, родовые междоусобицы, боролся
с культурной отсталостью, звал народ
к просвещению. Своим творчеством Абай
содействовал пробуждению и развитию
национального самосознания казахского
народа. Тяготеющий к русским революционным
демократам, но ограниченный условиями
казахского общества, Абай не мог подняться
до осознания необходимости революционных
преобразований, Сторонник просветительских
идеалов, он переоценивал роль образования,
видя в нем единственный путь к новой жизни.
Не будучи атеистом, Абай призывал людей
к моральному самоусовершенствованию,
боролся за улучшение нравов. Но Абай не
был и религиозным догматиком, в религии
он искал ответы на морально-этические
вопросы и, естественно, не мог их найти.
Некоторые ценные и закономерные для его
времени мораль¬ные сентенции в нашу эпоху
потеряли свою актуальность и могут рассматриваться
как исторический документ.
Одной из пяти главных тем прозаических
назиданий и на¬ставлений Абая являются
вопросы, связанные с религией. Будучи
идеалистом по своим философским воззрениям,
Абай в своих нра¬воучениях «иногда ссылается
на моралистические догмы ислама. При
этом апологетику ислама он истолковывает
в духе идеалисти¬ческой морали» (М. Ауэзов).
Но его отношение к служителям ис¬лама
— муллам, хазретам, ишанам и т. д. всегда
сугубо критическое, саркастическое.
Различая эксплуататорскую верхушку своего
народа и бедно¬ту, Абай все острие критики
направляет на тех, кто сидит на шее народа.
О бедном трудовом народе он постоянно
пишет с сочув¬ствием и любовью. Характерно
его собственное признание: «А если бы
не любил, то не разговаривал, бы с сородичами,
не советовался, не доверял бы им свои
сокровенные мысли». В то же время он выступал
за искреннюю дружбу с другими народами,
за то, чтобы родной народ учился у передовых
«великой цели», «общей прав¬де». С позиций
интернационализма и гуманизма Абай писал:
«Если человек, не отделяющий себя от народа,
желает дружбы своего народа с другими,
то уже одно это говорит о нем, как о со¬знательном
и честном человеке».
Список Литературы:
1) Слова назидания Абая
2) А.Х. Касымжанов «Портреты штрихи к истории
степи»
Информация о работе Роль Абая в истории и культуре казахского народа