Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:10, реферат
В советской историографии обычно утверждалось, что размер помощи по ленд-лизу СССР был довольно мал — всего около 4 % средств, затраченных страной на войну, а танки и авиация поставлялись в основном устаревших моделей, в то время как за рубежом утверждалось, что победа над Германией была определена западным оружием и что без ленд-лиза Советский Союз не устоял бы.
Введение…………………………………………………………………………...3
История Ленд-лиза…………………………………….………………………….4
Поставки по ленд-лизу в СССР и их вклад в победу………………..…………5
Маршруты поставок………………………………………………….………….10
Оплата Ленд-лиза………………………………………………..………………12
Заключение……………………………………………………………………….14
Библиография………………………………………………….…………………15
Федеральное агентство по образованию РФ
«Уральский государственный
Роль Ленд-Лиза в совместной борьбе против фашизма
Реферат по истории.
Студент:
Хмельнова М.О.
Группа: УП 1-2
.
Екатеринбург
2012
Содержание
Содержание……………………………………………………
Введение…………………………………………………………
История Ленд-лиза…………………………………….………………
Поставки по ленд-лизу в СССР и их вклад в победу………………..…………5
Маршруты поставок…………………………………
Оплата Ленд-лиза……………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение.
В советской историографии обычно утверждалось, что размер помощи по ленд-лизу СССР был довольно мал — всего около 4 % средств, затраченных страной на войну, а танки и авиация поставлялись в основном устаревших моделей, в то время как за рубежом утверждалось, что победа над Германией была определена западным оружием и что без ленд-лиза Советский Союз не устоял бы. Сегодня отношение в странах бывшего СССР к помощи союзников несколько изменилось, и внимание стало обращаться также на то, что по ряду позиций поставки имели немаловажное значение, как в плане значимости количественных и качественных характеристик поставляемой техники, так и в плане доступа к новым образцам вооружения и промышленного оборудования.
История Ленд-Лиза.
Ленд-лиз (от англ. «lend» — давать
взаймы и «lease» — сдавать в
аренду) – своеобразная программа
кредитования союзников Соединенными
Штатами Америки посредством
поставок техники, продуктов питания,
оборудования, сырья и материалов.
Первый шаг к ленд-лизу был сделан
США 3 сентября 1940 года, когда американцы
передали Британии 50 старых эсминцев в
обмен на британские военные базы.
2-го января 1941 года сотрудник Министерства
финансов Оскар Кокс подготовил первый
проект закона о ленд-лизе. 10-го января
этот законопроект был передан в
Сенат и Палату представителей. 11
марта Закон получил одобрение
обеих палат и подписан президентом,
а спустя три часа президент подписал
и две первые директивы к этому
закону. Первая из них предписывала
передать Британии 28 торпедных катеров,
а вторая – предать Греции 50 75-мм
пушек и несколько сот тысяч
снарядов. Так началась история ленд-лиза.
Суть ленд-лиза была,
в общем-то, довольно проста. Согласно
закону о ленд-лизе, США могли поставлять
технику, боеприпасы, оборудование и проч.
странам, оборона которых была жизненно
важной для самих Штатов. Все поставки
проходили бесплатно. Вся техника, оборудование
и материалы, истраченные, израсходованные
или уничтоженные во время войны, оплате
не подлежали. Имущество, оставшееся после
окончания войны и пригодное для гражданских
целей, должно было быть оплачено.
Что касается СССР,
то обещание снабдить его необходимыми
для войны материалами Рузвельт и Черчилль
дали сразу же, после нападения Германии
на Советский Союз, то есть 22 июня 1941 года.
1 октября 1941 года в Москве был подписан
Первый Московский Протокол о снабжении
СССР, окончанием срока, действия которого
было определено 30 июня. Закон о ленд-лизе
был распространен на СССР 28 октября 1941
года, в результате чего Союзу был предоставлен
заем на 1 млрд. долларов. В течение войны
было подписано еще три протокола: Вашингтонский,
Лондонский и Оттавский, посредством которых
поставки были продлены до конца войны.
Официально поставки по ленд-лизу в СССР
прекратились 12 мая 1945 года. Однако вплоть
до августа 1945 г. поставки продолжались
по «списку Молотова-Микояна».
Поставки по ленд-лизу в СССР и их вклад в победу.
В ходе войны в СССР по ленд-лизу были поставлены сотни тысяч тонн грузов. У военных историков (да, пожалуй, и у всех остальных) наибольший интерес, конечно, вызывает союзническая военная техника – с нее и начнем. По ленд-лизу в СССР было поставлено из США: легких М3А1 “Стюарт” — 1676 шт., легких М5 — 5 шт., легких М24 — 2 шт., средних М3 “Грант” — 1386 шт., средних М4А2 “Шерман” (с 75-мм пушкой) — 2007 шт., средних М4А2 (с 76-мм пушкой) — 2095 шт., тяжелых М26 — 1 шт. Из Англии: пехотных “Валентайн” — 2394 шт., пехотных «Матильда» MkII – 918 шт., легких “Тетрарх”— 20 шт., тяжелых «Черчилль» - 301 шт., крейсерских «Кромвель» - 6 шт. Из Канады: «Валентайн» - 1388. Итого: 12199 танков. Всего за годы войны на советско-германский фронт было поставлено 86,1 тыс. танков.
Таким образом, ленд-лизовские танки составили 12,3% от общего количество произведенных/поставленных в СССР танков в 1941-1945 годах. Кроме танков, в СССР поставлялись и ЗСУ/САУ. ЗСУ: М15А1 — 100 шт., М17 — 1000 шт.; САУ: Т48 — 650 шт., М18 — 5 шт., М10 — 52 шт. Итого было поставлено 1807 единиц. Всего за войну в СССР было произведено и получено 23,1 тыс. единиц САУ. Таким образом, доля полученных СССР по ленд-лизу САУ равна 7,8 % от общего числа полученной за войну техники такого типа. Помимо танков и САУ в СССР поставлялись и бронетранспортеры: английские “Универсал Керриер” — 2560 шт. (в том числе из Канады — 1348 шт.) и американские М2 — 342 шт., М3 — 2 шт., М5 — 421 шт., М9 — 419 шт., Т16 — 96 шт., М3А1 “Скаут” — 3340 шт., LVT — 5 шт. Всего: 7185 единиц. Поскольку БТРы в СССР не производились, ленд-лизовские машины составляли 100% советского парка этой техники. Критика ленд-лиза очень часто обращают внимание на низкое качество поставлявшейся союзниками бронетехники. Эта критика действительно имеет под собой определенные основания, поскольку американские и британские танки по ТТХ зачастую уступали и советским, и немецким аналогам. Особенно учитывая то, что союзники обычно поставляли СССР не самые лучшие образцы своей техники. К примеру, наиболее совершенные модификации «Шермана» (М4А3Е8 и «Шерман Файрфлай») в Россию не поставлялись.
Куда лучшая ситуация сложилась с поставками по ленд-лизу авиации. Всего за годы войны в СССР было поставлено 18 297 самолетов, в том числе из США: истребителей Р-40 "Томагавк" – 247, Р-40 "Китихавк" – 1887, Р-39 "Аэрокобра" – 4952, Р-63 "Кингкобра" – 2400, Р-47 "Тандерболт – 195; бомбардировщиков А-20 "Бостон" - 2771, В-25 "Митчелл" – 861; прочих типов самолетов – 813. Из Англии было поставлено 4171 «Спитфайеров» и «Харрикейнов». Всего советские войска за войну получили 138 тыс. самолетов. Таким образом доля иностранной технике в поступлениях в отечественный авиапарк составила 13% . Правда, и тут союзники отказались поставлять СССР гордость своих ВВС – стратегические бомбардировщики Б-17, Б-24 и Б-29, коих за войну было произведено 35 тыс. штук. А в то же время именно в таких машинах больше всего нуждались советские ВВС.
По ленд-лизу было поставлено 8 тыс. зенитных и 5 тыс. противотанковых орудий. Всего же СССР получил 38 тыс. единиц зенитной и 54 тыс. противотанковой артиллерии. То есть доля ленд-лиза в этих типах вооружения составляла соответственно 21% и 9%. Однако если брать все советские орудия и минометы в целом (поступления за войну – 526, 2 тыс.), то доля иностранных орудий в ней составит лишь 2,7%.В годы войны СССР по ленд-лизу были переданы 202 торпедных катера, 28 сторожевых кораблей, 55 тральщиков, 138 охотников за подводными лодками, 49 десантных кораблей, 3 ледокола, около 80 транспортных судов, около 30 буксиров. Всего около 580 судов. Всего же СССР за годы войны получил 2588 судов. То есть доля ленд-лизовской техники – 22,4%. Всего по ленд-лизу было поставлено 480 тыс. автомобилей (из них 85% - из США). В том числе около 430 тыс. грузовых (в основном – US 6 фирм «Студебекер» и REO) и 50 тыс. джипов (Willys MB и Ford GPW). Притом, что общие поступления автомобилей на советско-германский фронт составили 744 тыс. единиц, доля ленд-лизовской техники в советском автопарке составила 64%. Кроме того,
Из США было поставлено
около 35 000 мотоциклов
.
А вот поставки стрелкового
оружия по ленд-лизу были весьма скромными:
всего порядка 150 000 тысяч единиц. Учитывая
то, что общие поступления стрелкового
оружия в Красную армию за войну составили
19,85 млн. единиц, доля ленд-лизовского вооружения
составляет примерно 0,75%.
За годы войны в СССР по ленд-лизу
было поставлено 242,3 тыс. тонн автомобильного
бензина (2,7% от общего производства и
поступления а/м бензина в СССР). Ситуация
с авиационным бензином выглядит следующим
образом: из США было поставлено 570 тыс.
тонн бензина, из Британии и Канада – 533,5
тыс. тонн. Кроме того, из США, Британии
и Канады было поставлено 1483 тыс. тонн
светлых бензиновых фракций. Из светлых
бензиновых фракций в результате риформинга
производится бензин, выход которого равен
примерно 80%. Таким образом, из 1483 тыс. тонн
фракций может быть получено 1186 тыс. тонн
бензина. То есть общие поставки бензина
по ленд-лизу можно оценить в 2230 тыс. тонн.
В СССР за войну было произведено около
4750 тыс. тонн авиационного бензина. Вероятно,
в это число включен и бензин, произведенный
из поставленных союзниками фракций. То
есть производство СССР бензина из собственных
ресурсов можно оценить примерно в 3350
тыс. тонн. Следовательно, доля ленд-лизовского
авиационного топлива от общего количества
бензина, поставленного и произведенного
в СССР, равна 40%.
В СССР было поставлено 622,1 тыс.
тонн железнодорожных рельсов, что равно
36% от общего количества рельсов, поставленных
и произведенных в СССР. В ходе войны было
поставлено 1900 паровозов, в то время как
в СССР за 1941-1945 годы было произведено
800 паровозов, из них в 1941 – 708. Если принять
число произведенных с июня по конец 1941
года паровозов за четверть от общего
объема производства, то количество паровозов,
произведенных за время войны, станет
равным примерно 300 штукам. То есть доля
ленд-лизовских паровозов в общем объеме
паровозов, произведенных и поставленных
в СССР, равна приблизительно 72%. Кроме
того, в СССР было поставлено 11075 вагонов.
Для сравнения в 1942-1945 годах в СССР было
произведено 1092 ж/д вагона. За годы войны
по ленд-лизу было поставлено 318 тыс. тонн
взрывчатых веществ (из них США – 295,6 тыс.
тонн), что составляет 36,6% от общего производства
и поставок ВВ в СССР.
По ленд-лизу Советский Союз
получил 328 тыс. тонн алюминия. Если же
верить Б.Соколову («Роль ленд-лизу в советских
военных усилиях»), который оценил советское
производство алюминия за время войны
в 263 тыс. тонн, то доля ленд-лизовского
алюминия от общего количества алюминия,
произведенного и полученного СССР, составит
55%. Меди в СССР было поставлено 387 тыс.
тонн – 45% от общего производства и поставок
этого металла в СССР. По ленд-лизу Союзом
было получено 3606 тыс. тонн автопокрышек
– 30% от общего количества покрышек, произведенных
и поставленных в СССР. Было поставлено
610 тыс. тонн сахара - 29,5%. Хлопка: 108 млн.
тонн – 6%. Из США в СССР в годы войны было
поставлено 38,1 тыс. металлорежущих станков,
из Великобритании — 6,5 тыс. станков и
104 пресса. За время войны в СССР было произведено
141 тыс. м/р станков и кузнечных прессов.
Таким образом, доля иностранных станков
составила в отечественном хозяйстве
составила 24%. В СССР также поступило 956,7
тыс. миль полевого телефонного кабеля,
2,1 тыс. миль морского кабеля и 1,1 тыс. миль
подводного кабеля. Кроме того, в СССР
по ленд-лизу было поставлено 35 800 радиостанций,
5899 приемников и 348 локаторов, 15,5 млн. пар
армейских ботинок, 5 млн. тонн продовольствия
и прочие.
В целом же доля ленд-лизовской
продукции в общем объеме произведенных
и поставленных в СССР материалов, оборудования,
продовольствия, техники, сырья и проч.
Обычно оценивается в 4%. По моему мнению,
эта цифра, в общем, отражает реальное
положение дел. Таким образом, можно с
определенной долей уверенности заявлять,
что ленд-лиз не оказал никакого решающего
воздействия на возможности СССР по ведению
войны. Да, по ленд-лизу поставлялись такие
типы техники и материалов, которые составили
большую часть от общего производство
таковых в СССР. Но стало ли бы критичным
отсутствие поставок этих материалов?
На мой взгляд, нет. СССР вполне мог перераспределить
производственные усилия так, чтобы обеспечить
себя всем необходимым, включая и алюминий,
и медь, и локомотивы. Мог ли СССР обойтись
вообще без ленд-лиза? Да, мог. Но вопрос
в том, чего бы это ему стоило. Не будь ленд-лиза,
СССР мог пойти двумя пути решения проблемы
дефицита тех товаров, которые по оному
ленд-лизу поставлялись. Первый путь –
просто закрыть на этот дефицит глаза.
В результате в армии наблюдался бы недостаток
автомобилей, самолетов и еще ряда наименований
техники и оборудования. Тем самым, армия,
безусловно, была бы ослаблена. Второй
вариант – увеличить собственное производство
поставлявшейся по ленд-лизу продукции
посредством привлечения к процессу производства
лишней рабочий силы. Силу эту, соответственно,
можно было взять только на фронте, и тем
самым опять же ослабить армию. Таким образом,
при выборе любого из этих путей РККА оказывалась
в проигрыше. Как следствие – затягивание
войны и лишние жертвы с нашей стороны.
Иными словами, ленд-лиз хоть и не оказал
решающего влияния на исход войны на Восточном
фронте, но, тем не менее, спас сотни тысяч
жизней советских граждан. И уже за одно
это Россия должна быть благодарна своим
союзникам.
Говоря о роли ленд-лиза
в победе СССР, не стоит забывать и еще
о двух моментах. Во-первых, подавляющее
большинство техники, оборудования и материалов
было поставлено в СССР в 1943-1945 годах. То
есть уже после перелома в ходе войны.
Так, например, в 1941 году по ленд-лизу было
поставлено товаров на сумму примерно
100 млн. долларов, что составило менее 1%
от общего объема поставок. В 1942 году этот
процент составил 27,6. Таким образом, более
70% поставок по ленд-лизу пришлись на 1943-1945
года, а в самый страшный для СССР период
войны помощь союзников была не слишком
заметна. В качестве примера на диаграмме
№3 можно увидеть, как изменялось в 1941-1945
годах количество самолетов, поставлявшихся
из США. Еще более показательный пример
– это автомобили: их на 30 апреля 1944 года
было поставлено всего 215 тысяч штук. То
есть больше половины ленд-лизовских машин
были доставлены в СССР в последний год
войны. Во-вторых, далеко не вся поставленная
по ленд-лизу техника была использована
армией и флотом. Например, из 202 поставленных
в СССР торпедных катеров, 118 так и не пришлось
поучаствовать в боевых действиях Великой
Отечественной, поскольку они были ведены
в строй после ее окончания. Все 26 полученных
СССР фрегатов также вступили в строй
лишь летом 1945. Аналогичная ситуация наблюдалась
и с другими типами техники
.
И, наконец, в завершение этой
части статьи небольшой камень в огород
критиков ленд-лиза. Многие из оных критиков
делают упор не недостаточность поставок
союзников, подкрепляя это тем, что, мол,
США-то при их уровне производства могли
бы поставлять и побольше. И действительно,
стрелкового оружия США и Британия произвели
22 млн. единиц, а поставили всего 150 000 тыс.
(0,68%). Из произведенных танков союзники
поставили СССР 14%. Еще хуже ситуация обстояла
с автомобилями: всего в США за годы войны
было произведено около 5 млн. машин, а
в СССР поставлено около 450 тыс. – меньше
10%. И так далее.Однако подобный подход,
безусловно, неверен. Дело в том, что поставки
в СССР ограничивались не производственными
возможностями союзников, а тоннажем имевшихся
транспортных судов. И вот как раз с ним
у англичан и американцев были серьезные
проблемы. Союзники просто физически не
располагали количеством транспортных
судов, необходимым для того, чтобы перевезти
в СССР большее количество грузов.
Маршруты поставок.
Ленд-лизовские грузы попадали
в СССР пятью маршрутами: посредством
арктических конвоев в
Использование трансиранского пути стало возможным после того, как советские и британские войска (с севера и юга соответственно) вступили на территорию Ирана, а уже 8 сентября было подписано мирное соглашение между СССР, Англией и Ираном, по которому на территории Персии были расквартированы британские и советские войска. С этого момента Иран стал использоваться для поставок в СССР. Ленд-лизовские грузы шли в порты северной оконечности Персидского залива: Басра, Хорремшехр, Абадан и Бандар-Шахпур. В этих портах были устроены авиа- и автосборочные заводы. Из этих портов в СССР грузы шли двумя путями: сухопутным через Кавказ и водным – через Каспийское море. Однако у Трансиранского маршрута, как и арктических конвоев, были свои недостатки: во-первых, он был слишком продолжительным (Путь конвоя от Нью-Йорка до берегов Ирана вокруг мыса Доброй Надежды занимал примерно 75 дней, а затем время уходило еще и проход груза по Ирану и Кавказу или Каспию). Во-вторых, судоходству в Каспии мешала немецкая авиация, только в октябре и ноябре потопившая и повредившая 32 судна с грузами, да и Кавказ был не самым спокойным местом: только в 1941-1943 годах на Северном Кавказе было ликвидировано 963 бандитских группы общей численностью 17513 человек. В 1945 году вместо Иранского пути для поставок стали использовать черноморский маршрут.
Однако наиболее безопасным и удобным маршрутом являлся тихоокеанский путь из Аляски на Дальний Восток или через Северный Ледовитый океан в арктические порты. В основном ленд-лизовские грузы доставлялись в СССР из США, само собой, морем. Однако большая часть авиации двигалась из Аляски в СССР своим ходом. Тем не менее, и на этом пути возникали свои трудности, на этот раз связанные уже с Японией. В 1941 – 1944 годах японцами было задержано 178 советских судов, причем некоторые из них - транспорты «Каменец-Подольский», «Ингул» и «Ногин» - на 2 и более месяца. 8 судов - транспорты «Кречет», «Свирьстрой», «Майкоп», «Перекоп», «Ангарстрой», «Павлин Виноградов», «Лазо», «Симферополь» - были потоплены японцами. Транспорты «Ашхабад», «Колхозник», «Киев» потоплены неопознанными подводными лодками, а еще около 10 судов погибло при невыясненных обстоятельствах.
Информация о работе Роль Ленд-Лиза в совместной борьбе против фашизма