Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 20:20, реферат
Описание работы
В процессе размышлений над историческими событиями всегда возникает вопрос о роли исторических деятелей: как повлияла определенная личность на выбор той или иной альтернативы развития? изменил ли ход истории результат ее деятельности и насколько? было ли неизбежным такое изменение или нет?
Содержание работы
Введение 4 1. Общие сведения о роли личности в истории. 5 2. Роль личности в Античности 10 3.Роль личности в средние века 11 4. Роль личности в период Просвещеня. 12 5.Роль личности в 19 веке 13 Заключение 14 Список литературы 16
Возникали также расхождения
в понимании исторических законов и роли
личности. С одной стороны, исторический
деятель – человек, ибо все, что происходит
в истории, происходит по его воле. С другой
стороны, человек изначально не способен
предвидеть результаты своих действий,
он существует лишь как средство осуществления
божественных предначертаний . Это принижало
гуманистический аспект истории, но поиск
скрытых за действиями людей более глубоких
причин, чем их желания и страсти, объективно
способствовал развитию философии истории
в которой эта воля Бога либо оставалась
в той или иной интерпретации.
Роль личности
в период Просвещеня.
В период Просвещения возникла
философия истории. Одной из ее важнейших
идей была следующая: существуют естественные
законы общества, которые базируются на
вечной и общей природе людей. Вопрос о
том, в чем заключается эта природа, решался
по-разному. Но господствовало убеждение,
что общество можно перестроить согласно
этим законам на разумных началах. Отсюда
признавалась высокой и роль личности
в истории. В частности, считалось, что
выдающийся правитель мог радикально
изменить ход истории, просто придя к мысли
о необходимости этого и имея достаточно
воли и средств. В то же время нередко выдающихся
людей (особенно религиозных деятелей
– по причине идейной борьбы с церковью)
эти философы изображали в гротесковом
виде, как обманщиков и плутов, сумевших
своей хитростью повлиять на мир. Это свидетельствовало,
правда, о поиске ими иных, чем Провидение,
причин развития, но выглядело примитивно.
Просветители не понимали, что личность
не может возникнуть ниоткуда, что она
должна в какой-то мере соответствовать
уровню общества. Следовательно, личность
может быть адекватно понята только в
той среде, в которой она могла появиться
и проявить себя. В противном случае напрашивается
заключение о слишком большой зависимости
хода истории от случайного появления
гениев или выдающихся обманщиков. Но
в плане развития интереса к теме роли
личности просветители сделали много.
Именно с периода Просвещения она становится
одной из важных теоретических проблем.
Роль личности
в 19 веке.
В XIX в. идет поиск совмещения
признания величия определенных исторических
деятелей с процессами исторического
развития. В первые две трети века эти
процессы связывались особенно часто
с развитием самосознания народа. А поскольку
это развитие народов и обществ всегда
ассоциируется с той или иной крупной
исторической личностью, тема роли личности
стала достаточно популярной. Вот почему
многие крупные историки более или менее
подробно рассуждали о ней. При этом далеко
не все из них рассматривали исторических
деятелей с позиции провиденциализма
и религиозного идеализма. Ряд историков
пытается выявить в качестве движущих
сил истории вполне земные факторы и вписать
в этот поиск значение исторических деятелей.
Исторический деятель должен быть вписан
в характер своего времени и народа, что
его деятельность удовлетворяет народную
потребность и позволяет ей реализоваться.
Историческая личность может быть видным,
главным деятелем, но не творцом явления,
проистекающего из общих законов народной
жизни Существовали утверждения, что никакие
личности не способны создать великие
эпохи, если для этого в обществе нет накопившихся
условий. Вопрос о возможностях личности,
ее соответствии времени и народу рассматривался
в указанную эпоху с различных сторон.
Заключение.
Рассуждения о роли личности
существовали на протяжении всего времени
, с момента появления самой истории.
Так, в первой половине ХХ в.
проблема роли личности была очень актуальной
поскольку оказалось – на первый взгляд
неожиданно, – что выплывшие как будто
бы ни откуда деятели способны «перевернуть»
не только свои страны, но и весь мир, а
также и весь уклад жизни.
Современный период – но уже
на другой лад – также является судьбоносным,
причем не для отдельных стран, а для всего
мира в целом. Вопреки звучащим в начале
1990-х гг. прогнозам о «конце истории» события
последних десятилетий свидетельствуют
об обратном. История подошла не к концу,
а к началу грандиозных перемен. Человечество
оказалось у нового поворотного пункта
развития, а в такие эпохи действия субъектов
истории, к которым, несомненно, относятся
политики и другие «значимые личности»,
в определенных случаях могут оказать
особое влияние на последующее развитие.
Из очевидной истины о том, что
люди делают историю, вытекает целый ряд
вопросов, остающихся по-прежнему дискуссионными.
С одной стороны, мы знаем огромное число
случаев, когда смена личностей (например,
череда убийств монархов и переворотов)
не влекла решающих перемен. С другой стороны,
несомненно, бывают отдельные – хотя и
не столь уж редкие – периоды и обстоятельства,
когда от, казалось бы, малых вещей в большей
или меньшей степени зависит будущее не
только отдельных обществ, но и всего человечества.
Причем такие судьбоносные моменты всегда
связаны с борьбой и влиянием различных
исторических деятелей. А ведь присутствие
или отсутствие той или иной личности
в определенный момент всегда до известной
степени случайно и остается таковым,
пока какая-то личность появляется и закрепляется
в определенной роли (тем самым затрудняя
или облегчая приход других).
Таким образом, уловить, от чего
зависит роль личности: от нее самой, исторической
ситуации, исторических законов, случайностей
или от всего сразу, в какой комбинации
и как именно, – сложно. Мы уже не говорим
о том, что и сам ответ в огромной степени
зависит от избранного нами аспекта, угла
и точки зрения, рассматриваемого периода
и прочих релятивистских и методологических
аспектов.
Список литературы.
1.Плеханов Г. В. Избранные
философские произведения в 5-ти
тт. Т. 2. М., 1956.
2. Гринин Л. Е. Личность
в истории: Эволюция взглядов// История
и современность, № 2, 2010.
3. Гринин Л. Е. Личность
в истории: Современные подходы//
История и современность, № 1, 2011
.
5. Кириллова В. М. Новая
история стран Западной Европы
и Америки (1870-1914 гг.). Пенза, 2011.
6. Крапивенский С. Э. Социальная
философия: Учебник для гуманит.-соц. специальностей
высших учебных заведений. 3-е изд., исправленное
и дополненное. Волгоград, 1996.