Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 14:19, реферат
Конец ХХ – начало XXI века – эпоха в истории Российской Федерации, связанная с отходом от идеологии коммунизма и поиском новых ценностей. Отход от идеологии коммунизма в сознании почти всех жителей России связан с большим историческим событием – распад СССР как советской империи и зарождение новой русской страны, уходящей своими корнями в вековую историю России.
Содержание
Конец ХХ – начало XXI века – эпоха в истории Российской Федерации, связанная с отходом от идеологии коммунизма и поиском новых ценностей. Отход от идеологии коммунизма в сознании почти всех жителей России связан с большим историческим событием – распад СССР как советской империи и зарождение новой русской страны, уходящей своими корнями в вековую историю России.
Распад коммунистической системы ценностей поставил пред сегодняшним поколением делему поиска новой системы ценностей, отвечающей запросам ныняшнего дня и дающей перспективу на будущее. В связи с этим почти все обратились к религии. Как раз в религии большинство видит гарантию успеха при построении нового мощного Российского государства, способного стать преемником тысячелетней истории русского государства.
Отчего же как раз в религии часть нашего общества лицезреет задаток успешного государственного строительства?
По мнению Макса Вебера религия придает значение социальному действию и тем самым вносит "осмысленность" в разъяснение мира и ежедневную этику. Религия сосредоточивает смыслы, в своей основе не требующих дальнейшего разъяснения и предложенных в качестве готовых истин. На данной основе переживание мира переходит в мироосознание, в котором фактам и событиям придается конкретный смысл.
Религия это особенная форма выражения социальных сил, которые стоят выше человека и покоряют его себе. В таком осмыслении она представляет из себя систему мыслей, при помощи которых человек представляет себе общество, членом которого он является и с которым связан слабоосознанными, но интимными связями. Религия дает понимание социальной реальности в мифологической, образной форме и на своем языке, более понятном человеку, чем язык науки, пытается объяснить существо социальных отношений. В обществе религия выполняет ряд функций, ключевой из которых является создание и укрепление общественной солидарности. Посредством прежде всего культа религия конституирует общество как целое: подготовляет человека к социальной жизни, воспитывает в нем послушание, укрепляет социальное единство через понимание единоверцы – иноверцы, воспитывает понимание святости, поддерживает традиции, развивает чувство прекрасного и учит уважительному отношению к единоверцам. Дюркгейм писал: "Неверно что наука с одной стороны, и мораль и религия – с другой, представляют собой виды… антиномий, поскольку эти две формы человеческой активности в действительности происходят из одного и того же источника". Через поклонение Богу религия стремиться обучить человека поучению обществу и гармоничной жизни в нем. Общество одевается в наряд религии, прибегает к ее авторитету, чтобы сделать свои требования важными для ее членов. Религия, таким образом, становится душой общества, его необходимым структурным элементом. Она абсолютизирует общественные требования через их сакрализацию.
Естественно, в таковой функции религию полностью имеет возможность сменить идеология, которая также, как и религия частично дает ответы на онтологически значимые вопросы в виде готовых истин. Однако сегодня российское общество еще не готово выработать такую идеологию, которая смогла бы лечь в основу Российского мироосознания. Образовался как бы период безвременья, период "разорванности времен". Отрекшись от недавнего прошлого, многие обращаются к прошлому досоветского периода истории и в нем ищут основы собственного мироосознания, миропонимания и мироощущения. Но прошлое России теснейшим образом связано с религией. Это видно с первых же дней существования Русского и Российского государства: попытка князя Владимира Святославовича создать пантеон славянских богов, христианизация Руси при Княгине Ольге и Князе Владимире Святославовиче, перенос митрополичий кафедры из Владимира в Москву при митрополите святителе Петре, венчание русских царей на царство, упразднение патриаршества в абсолютистском государстве Петра I – это только не многие факты из тысячелетней истории России. Без ложного преувеличения можно заявить что история России теснейшим образом связана с религией. Религия проникала во все уголки империи, пронизывала собой все слои общества, объединяла, создавала, вдохновляла, укрепляла и обличала. Она стала как бы совестью и голосом русского народа.
Не избежала своей сакрализации и советская власть. Она создала собственный культ святых с их религиозным почитанием, свои священные тексты, обряды, идеологию, ценности и миропонимание. И когда советская религия перестала консолидировать вокруг себя общество, когда созданное ей государство кануло в историю, когда люди остались один на один с важными для них вопросами, не имеющими ответов, тогда и обратились они к традиционным религиозным формам.
Тема "Религиозный фактор в становлении российской государственности" актуальна в современной науке. К ней обращаются историки, философы, политики, социологи, религиоведы. И понятна причина обращения к данной теме: почему князь Владимир Святославович провел две религиозных реформы – языческую и христианскую? Что перестало срабатывать в механизме функционирования славянского язычества, что пришлось от него отказаться и принять Византийское христианство?
В данной работе происходит сознательное ограничение темы только рамками IX–X веков, которые рассматриваются как поворотные во всей истории России. Конечно, всю историю России можно рассматривать как процесс становления российской государственности, который теснейшим образом связана с религией. Но именно события перехода от языческого сознания к сознанию христианскому представляются интереснейшими и актуальными в настоящее время, когда современная жизнь общества в общих чертах напоминает ситуацию тысячелетней давности.
Территория будущего Древнерусского государства была заселена племенами, относящимися к восточной ветви славянства. 14 племен упомянутых в летописи Нестора к IX веку объединились в два суперсоюза: Северный, в котором главенствовали славяне, с центром в Новгороде и Южный, в котором главенствовали поляне, с центром в Киеве. В этих суперсоюзах сложились свои княжеские династии.
Началом единого Древнерусского государства принято считать 882 год, когда северный, новгородский князь Олег захватил Киев и сделал этот город центром единого государства. Перенесение столицы из Новгорода в Киев – факт сам по себе и по своим результатам чрезвычайно значимый. Киев, несомненно, имел ряд превосходств перед Новгородом. Он занимал центральное положение среди русских земель: он был ближе к Византии и к другим государствам, находившимся в ареале Черного и Азовского морей. В Киеве шла более интенсивная, чем в Новгороде торговля и из него легче было оказывать воздействие на соседей.
Укрепившись в Киеве, Олег начал завоевание и включение в состав крепнущего государства соседних земель: древлян, северян, радимичей. Началась борьба с хазарами за Волжский торговый путь и выходы с Каспийское море. В зону агрессивной политики Олега попала не только Византия, самое сильное и богатое государство IX века, но и государства за Каспием. Правление Олега, таким образом, входит в историю как время быстрого роста древнерусского государства, подобного другим европейским раннефеодальным государствам.
Древняя Русь в начале Х века охватывала значительную территорию, население которой обязано было платить дань Киеву и поставлять киевскому князю военную силу. В руках князя и его приближенных – дружины сосредотачивались немалые материальные ресурсы, часть из которых шла на личное обогащение князя и дружинников, а другая часть – на нужды государства.
Это объединение было непрочным и целиком держалось на авторитете и силе князя – завоевателя. Как только Олег скончался, древляне, покоренные Олегом, подняли мятеж и попытались отделиться от Киева. В состав Древнерусского государства их вернул преемник Олега Игорь. Игорь продолжил политику Олега: при нем были окончательно покорены тиверцы, которые при Олеге ходили вместе с ним в поход на Византию как независимые союзники; продолжились нападения на Византию и прикаспийские государства. По договору от 944 года Русь с Византией выступают в качестве союзников: Русь брала на себя обязательство не беспокоить византийские владения в Крыму и защищать их от болгар, а Византия признавала за Русью земли близ Керченского пролива и на Таманском полуострове, а также брала на себя обязательство предоставлять греческое войско в распоряжение киевского князя. Эти обязательства говорят о том, что Русь выступала во внешнеполитических планах Византии в качестве сильного стратегического партнера.
Правление Игоря закончилось трагично: он погиб в борьбе в древлянами. После первого покорения древлян у них оставались какие-то остатки автономии, которые Игорь и стремился уничтожить, что выразилось в лаконичных словах летописца о том, что Игорь захотел еще большей дани.
После смерти Игоря в 945 году его вдова Ольга, уроженка Пскова, совершила новый поход на древлян. Княжеская дружина огнем и мечем прошлась древлянскую землю и истребила лучших мужей во главе с князем Малом. Были разрушены древлянские города, в том числе и столица древлянской земли - Искоростень. Ольга окончательно подчинила себе древлянскую землю, установила в ней "уставы и уроки", основала "становища и логовища". Столь упорная борьба с древлянами становится понятной, если изучить географическое положение земли: она граничила с быстро разрастающимся Польским государством. В борьбе с Польшей Ольга прибегла даже к помощи Византии. Однако Византия боялась в одинаковой мере как чрезмерного усиления Польши, в которой у Византии могли возникнуть церковные проблемы с Римом, так и языческой Руси.
Не добившись успеха в Византии в 959 году Ольга обратилась к германскому императору Оттону I по вопросу об установлении церковно – политических связей. Этот дипломатический маневр Ольги заставил константинопольского императора быть более сговорчивым: иначе Византия могла потерять стратегически важного союзника, который проявил нескрываемый интерес к Риму.
При князе Святославе Игоревиче, сыне Ольги, и князе Владимире Святославовиче, внуке Ольги, Древнерусское государство достигло особенной силы. Оно значительно расширило свои границы, укрепило аппарат власти и заняло видное положение в международных отношениях.
Политика Святослава стала продолжением политики Олега и Игоря. Но Святослав вел ее с еще большей настойчивостью и в более сложной обстановке. Размах походов Святослава был грандиозен: он ходил на Оку и Волгу, на вятичей, камских болгар, хазар, на Кавказ, в Дунайскую Болгарию и на Царьград. Деятельность Святослава была тесно связана с международными отношениями Европы и Азии. Во время правления Святослава Русь была одним из активных участников крупнейших политических событий, причем часто она действовала в союзе с другими государствами, заинтересованными в решении европейских и азиатских проблем. После падения Хазарии Русь остается единственным крупным "игроком" на каспийской, кавказкой и среднеазиатской сцене.
Однако к середине Х века резко осложняется ситуация в Болгарии. Мощное в военном отношении государство не только никак не желало подчиняться светской и церковной власти Византии, но еще и само проводило агрессивную политику по отношению к ней. Византия попыталась прикрыться "щитом" Святослава в надежде на то, что Русь и Болгария во взаимной войне ослабят друг друга. Однако первый же поход Святослава в Болгарию рассеял многие надежды Византии. Слабоконтролируемый Византией Святослав захватил выгодные торговые пути и вступил в союз с Болгарией. Тогда Византии пришлось прибегнуть к еще более неконтролируемой силе – печенегам.
После гибели Святослава в Древнерусском государстве с новой остротой встал вопрос о том, кому перейдет верховная великокняжеская власть. И вновь проявились попытки отделения от государства. Эти попытки возглавили Олег в древлянской земле и Владимир в Новгороде. В борьбе победил Владимир и в 980 году стал Великим князем Киевским. В целом он продолжил политику своих предшественников по расширению государства. Но при Владимире с особой остротой встал вопрос укрепления внутреннего единства государства. Это проявилось в том, что Владимиру удалось почти везде, кроме земли вятичей, заменить "светлых и великих князей" своими мужами и сыновьями. Иными словами, при князе Владимире Древнерусское государство начало приобретать облик унитарного государства.
В состав Древнерусского государства входили земли, населенные народами, находившимися на разном уровне развития. Поэтому раннее Русское государство не могло быть монолитным. Кроме того, еще были сильны местные родовые обычаи и местная родовая знать, во многом центральная киевская власть воспринималась как власть одного более сильного племени в лице дружины и ее вождя – князя. К нязь воспринимался как глава захватчиков – чужеземцев иноплеменников. Центральная власть киевского князя держалась на авторитете и силе самого киевского князя и после смерти князя незамедлительно вспыхивали сепаратиские тенденции, направленные на отделение от Киевского государства и обретение самостоятельности.
С другой стороны у местной родовой знати возникала заинтересованность в сильном князе покровителе, который мог обеспечить безопасность и регулярную поставку военной добычи, то есть гарантировать спокойную жизнь и планомерное обогащение. Эти силы наоборот стремились укрепить центральную власть киевского князя. Опираясь на свою военную силу и используя заинтересованность местной родовой знати в поддержке государственной власти, киевские князья производили обширные завоевания с целью установления контроля над выгодными торговыми путями и представляли Русь в международных отношениях. Географически Киевское государство распространилось от великих северных озер (Ладожского и Онежского) до Черного моря на юге, и от Карпатских гор на западе до Оки и даже Волги на востоке.
Доход киевского князя складывался из военной добычи, дани с покоренных земель, судебные штрафы, пошлины с торговых перевозок и внутренней дани со своих земель. В других землях население продолжало платить дань своей родовой знати, олицетворявшей и представлявшей в данной земле киевского князя. Дань собиралась в натуральном виде, реже – деньгами. Сбор дани производился или объездом подвластной территории самим князем (полюдье), как это видно из истории князя Игоря, а также описано у Константина Богрянородного, так и устройством специальных пунктов для сбора дани (погостов и становищ), на которые дань свозилась уже силами самого населения и принималась княжескими представителями.
Информация о работе Роль религии в становлении российской государственности