Российская империя при Петре 1: политические, социально-экономические и культурные преобразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:34, контрольная работа

Описание работы

Петр Великий родился в Москве 30 мая 1672 года, ночью, и был крещен 29 июня того же года в Чудовом монастыре. Его появление на свет было приветствуемо родителем с особенною радостью. Три дня сряду служили благодарственные молебны, стреляли из пушек. Благодушный царь, по своему обычаю, жаловал своих ближних людей, прощал казенные долги, отменял и смягчал наказания преступникам, а после крещен угощал дважды в своем дворце сановников и выборных людей из Москвы и других городов, приезжавших с дарами.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Свержение Софьи и первые годы правления Петра . . . . . . . . . . . . . . 3
Внешняя политика Петра Первого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Преобразования Петра I. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Файлы: 1 файл

Петр Первый.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)
Крестьянство

Реформы Петра изменили положение крестьян. Из разных категорий крестьян, не находившихся в крепостной зависимости от помещиков или церкви (черносошные крестьяне севера, нерусские народности и т. п.), была сформирована новая единая категория государственных крестьян — лично свободных, но плативших оброк государству. Мнение, что данная мера «уничтожила остатки свободного крестьянства» неверно, так как группы населения, составившие государственных крестьян, в допетровский период не рассматривались как свободные — они были прикреплены к земле (Соборное уложение 1649 года) и могли быть пожалованы царём частным лицам и церкви в качестве крепостных.

Гос. крестьяне в XVIII веке обладали правами лично свободных людей (могли владеть собственностью, выступать в суде в качестве одной из сторон, выбирать представителей в сословные органы и т. п.), но были ограничены в передвижении и могли быть (до начала XIX века, когда данная категория окончательно утверждается в качестве свободных людей) переведены монархом в разряд крепостных.

Законодательные акты, касавшиеся собственно крепостного крестьянства, носили противоречивый характер. Так, было ограничено вмешательство помещиков в заключение браков крепостных (указ 1724 года), запрещено выставлять крепостных вместо себя ответчиками на суде и держать их на правеже за долги владельца. Также была подтверждена норма о передаче в опеку имений помещиков разорявших своих крестьян, а крестьянам предоставлена возможность записываться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости (указом имп. Елизаветы 2 июля 1742 года крестьяне лишились этой возможности).

В то же время были значительно ужесточены меры против беглых крестьян, большие массы дворцовых крестьян розданы частным лицам, помещикам было разрешено отдавать крепостных в рекруты. Обложение холопов (то есть личной прислуги без земли) подушной податью привело к слиянию холопов с крепостными крестьянами. Церковные крестьяне были подчинены монастырскому приказу и выведены из-под власти монастырей.

При Петре создалась новая разновидность зависимых земледельцев — крестьян, приписанных к мануфактурам. Эти крестьяне в XVIII веке получили название посессионных. Указом 1721 года было разрешено дворянам и купцам-фабрикантам покупать крестьян к мануфактурам для работы на них. Купленные к фабрике крестьяне не считались собственностью её владельцев, а были прикреплены к производству, так что владелец фабрики не мог ни продавать, ни закладывать крестьян отдельно от мануфактуры. Посессионные крестьяне получали фиксированное жалование и выполняли фиксированный объём работ.

Важной для крестьянства мерой Петра был указ 11 мая 1721 г, вводивший в практику жатвы хлеба литовскую косу, вместо традиционно употреблявшегося в России серпа. Для распространения этого новшества по губерниям было разосланы образцы «литовок», вместе с инструкторами из немецких и латышских крестьян. Так как коса давала десятикратную экономию труда при жатве, то данное нововведение за короткий срок получило широкое распространение, и стало частью обычного крестьянского хозяйства. Другие меры Петра по развитию сельского хозяйства, включали распространение среди землевладельцев новых пород скота — голландских коров, мериносных овец из Испании, создание конских заводов. На южных окраинах страны были предприняты меры по насаждению виноградников и плантаций тутовых деревьев .

Городское население

Социальная политика Петра Великого, касавшаяся городского населения, преследовала обеспечение уплаты подушной подати. Для этого население делилось на две категории: регулярных (промышленники, купцы, ремесленники цехов) и нерегулярных граждан (всех остальных). Отличие городского регулярного обывателя конца царствования Петра от нерегулярного заключалось в том, что регулярный гражданин участвовал в городском управлении путём избрания членов магистрата, был записан в гильдию и цех или нёс денежную повинность в доле, падавшей на него по общественной раскладке.

В 1722 году появились ремесленные цехи по западноевропейскому образцу. Основной целью их создания стало объединение разрозненных ремесленных мастеров для производства продукции, необходимой армии. Однако цеховая структура на Руси не прижилась.

В период правления Петра изменилась система управления городами. Назначаемые царем воеводы были заменены выборными Городскими магистратами, подчинённые Главному магистрату. Эти меры означали появление городского самоуправления.

Преобразования в сфере культуры

Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова. Однако эта реформа не затронула юлианский календарь как таковой — изменились только номера годов.

После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями устаревшего образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами. До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1710 Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы), две буквы кси и пси были исключены. Петром созданы новые типографии, в которых за 1700—1725 напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания). Благодаря подьему книгопечатания потребление бумаги выросло с 4-8 тысяч листов в конце XVII века, до 50 тысяч листов в 1719 году. Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованых из европейских языков.

В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти).

Ассамблея при Петре I

Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Таким образом знатные женщины смогли впервые приобщиться к культурному досугу и общественной жизни.

Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

Постепенно в правящей среде складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений.

Образование

Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер.

14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721.

По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу.

Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках закрылись), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.

Заключение

 

Петр I был и остается очень противоречивой фигурой в истории. Политика, проводимая им, тоже отличалась противоречием. Может быть, это потому, что в России испокон веков подчиняются не закону, а силе, отдельно взятой личности.

Петр провел много разных реформ, и я не сомневаюсь, что он старался на благо России. Но, проанализировав  реформы, я сделала такой вывод: Петр считал, что порядок в государстве можно навести лишь силой. В качестве примера достаточно вспомнить, как насильно заставляли людей брить бороды. Порой бороду обрубали с кожей. Конечно, такие меры не обеспечивают любовь народа к преобразованиям, растет только число противников реформ. И, следовательно, после смерти самодержца из-за отсутствия согласия разразится битва за престол.

Поначалу реформы, по мнению историков, предпринимались, чтобы укрепить военную  мощь государства. В этом одна из особенностей преобразований Петра: зависимость внутренней политики от внешней. Монарх мечтал создать мощное и могущественное государство, а процветание, по мнению Петра, невозможно без военной мощи.

Другие особенности больше зависят  от характера Петра. Конечно, на его характере отразилось трудное детство: козни царевны Софьи, бунт стрельцов, постоянные преследования со стороны Милославских

Юный Петр вместе с Нарышкиными  был отправлен подальше от Москвы. Но это обстоятельство пошло на пользу будущему императору. Там он, никем и ничем не стесняемый, быстро развивался физически и умственно. Петр вырос умным, проницательным, он отличался рационализмом мышления, а в общении был прост. Еще Петр был очень трудолюбивый, он владел 14 ремеслами. Вообще монарх всю жизнь оставался деятельным. Наверное, отсюда его страсть ко всему новому. Жить он мог только в быстром темпе, и страна тоже должна была развиваться с такой же скоростью. Чаще всего, мне кажется, он действовал по наитию, как будто перемещаясь на ощупь по темной комнате. Может, поэтому у него не было продуманного плана в проведении реформ.

Получается, что Петра можно  назвать положительным человеком, но с другой стороны в быту Петр часто бывал неоправданно жесток и бессердечен. У него нередко  случались приступы необузданной ярости, в этот момент к нему лучше было не подходить. Видимо, страшные события, пережитые в детстве, давали о себе знать, нанеся огромную рану детской ранимой душе.

У меня сложилось такое ощущение, что на протяжение всей своей жизни  он боролся со старым миром, в котором он вырос и который принес ему боль, и с помощью кардинальных изменений он пытался убежать от старины. Все связанное со старыми обычаями Петр ненавидел, он готов был это уничтожить. Думаю, именно детские впечатления породили жестокость и противоречивость характера

Противоречивый характер реформ вызывает различные оценки деятельности Петра. Я ознакомилась с трудами известных  историков: Н. И. Павленко, С. М. Соловьева, Е. В. Анисимова и А. Б. Каменского и должна заметить: суждения каждого  из них о петровских преобразованиях не совпадают. Причины разногласий великих ученых очень точно сформулировал С. М. Соловьев. Различие взглядов происходило, во-первых, от громадности дела, совершенного Петром, и продолжительности влияния этого дела; чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нем, чем долее ощущают на себе его влияние; во-вторых, оттого, что русская жизнь не остановилась после Петра, и при каждой новой обстановке её мыслящий русский человек должен был обращаться к деятельности Петра, результаты которой оставались присущими при дальнейшем движении, и обсуждать ее, применять к новым условиям, новой обстановке жизни; в-третьих, разность взглядов на деятельность Петра зависела от незрелости у нас исторической науки . Действительно, детища Петра существовали долго. Он открыл дорогу, вернее окно, из которого до русского народа доносились ветры иной цивилизации, и закрыть это окно больше было нельзя, при всем желании приверженцев старины Итак, рассмотрим взгляды историков на деятельность Петра.

Современные историографы, например Е. В. Анисимов и А. Б. Каменский, пришли к заключению, что реформы Петра  носили противоречивый характер, проводились  насильственно-репрессивными методами и привели к перенапряжению народных сил. Мне близка эта точка зрения, она кажется мне самой беспристрастной.

Петр преобразил душу и лик России, до него уже существовали предпосылки, которые помогли великому императора осуществить грандиозные замыслы. Ведь, как известно, нельзя вырастить цветок без удобренной почвы. Из этого еще можно сделать вывод, что реформы требовались, проведение их было неизбежно. И здесь мне опять хочется привести слова С. М. Соловьева. Петровское преобразование необходимое явление в народной жизни, в жизни исторического, развивающегося народа, именно переход из одного возраста в другой из возраста, в котором преобладает чувство, в возраст, в котором господствует мысль . Для развития недостаточно довольствоваться старыми достижениями, нужно что-то новое, нужно это искать и идти вперед: движение жизнь.

Информация о работе Российская империя при Петре 1: политические, социально-экономические и культурные преобразования